А. с. хомяков. статья 2

     По В.И. Холодному, «уникальность А.С. Хомякова состоит в том, что он пытается увидеть соборное самопонимание не только в «церковной ограде», но и в самых различных сферах жизнедеятельности…; первоосновой соборности признается волящий разум (Бог), но конкретная личность... становится духовно целостной только в коллективе через «общение в любви»» (Холодный В.И. А.С. Хомяков и современность: зарождение и перспективы соборной феноменологии. М., 2004. -      С. 25).

     Согласимся и добавим, что, по нашему мнению, истоки и сущность православной соборности, как и мирской, к которой А.С. Хомяков приходит позднее, заключаются еще и в следующем:  жить в истинных отношениях любви и согласия, проецируя мир Божий на множество ситуаций любой несправедливости - грубости, унижений, притеснений и преступности, в том числе и на мировом уровне, в историческом процессе.

     Соборность — это еще и свобода духа, данная людям Духом Божественным, ведущая к братскому, совместному просветлению и вольному, радостному, созидательному труду. К этому приходит А.С. Хомяков в процессе своей духовной и творческой самоорганизации.

                «СОЧИНЕНИЯ. ТОМ 1.
                РАБОТЫ ПО ИСТОРИОСОФИИ»
               Квантовые конфигурации процесса формирования идиостиля
    
     1. «Кочевые народы Северной Америки говорят просвещенным американцам: «Мы вашего просвещения не желаем, потому что в уже нас ограбили и хотите отнять последний клок земли, на которой мы живем»» (http//bookscafe.net, с. 48).

     1.  «От противного». Просвещенные американцы несли отсталым народам прогресс, знания, культуру и порядок — блага цивилизации.
______________________

   2. Просвещенные американцы так усиленно и победоносно просвещали кочевые народы, что сами «просветители» поверили: они затуманили им головы настолько, насколько теперь можно безнаказанно грабить и притеснять.

     3. Однако не тут-то было: «просветители» перестарались, и народы раскрыли их хитрость и коварство.

     4. А лучше пусть говорят сами эти народы: пора уже дать им слово!

     В итоге автор останавливается на прямой речи - правдивой по существу псевдоцитате. Этот стилистический прием приближает текст к речи художественной.

     2. «Африканцы отталкивают от берегов своих корабли купцов европейских под предлогом, что везде, где появится корабль, тут строится торговый дом; где торговый дом, тут растет крепость, тут завоевание, насилие и пр.» (с. 49).

     1. «От противного». Воинственные мореплаватели, купцы  быстро уяснили, наверное, что само провидение дало им возможность без угрызений совести обогащаться и притеснять наивных африканцев. И это есть право представителей европейской цивилизации.
__________________

     2. Обменивать на безделушки все самое ценное  - это в открытую нагло и цинично, отнюдь не цивилизованно.

     3. Предел этому настал, и африканцы, имея здравый, природный ум, быстро поняли, с кем имеют дело.

    4. Лучше всего это выразить простыми словами, близкими к логике рассуждения простых людей — африканцев: как корабль — так и торговый дом… и т. д.

     В итоге схлопывается сложное синтаксическое целое со смыслом «просто отталкивания (органичного неприятия) африканцами кораблей алчных грабителей». Конфигурация мысли-речи на основе параллельных смысловых импульсов самоорганизуется в приеме экспрессивного синтаксиса — параллелизме построения простых предложений в составе сложного.   

     3. О географии. «С вершины гор дикий и неизменный север грозно смотрит на роскошь и богатую жизнь полудня.
     В науке есть уже поэзия, потому что наука сдружилась с истиной» (с. 53).

     1. «От противного». Несомненно, страны цивилизованного и изобильного Запада смотрят на нашу страну как на отсталые края.
_____________________

     2. В суровости климата, в необъятных просторах закаляется наш гордый, непреклонный, если понадобится — грозный характер.

      3. Наш Север прост, скромен, хладнокровен и ценит превыше всего эти свои черты, родственные родной земле. 

     4. Красивые метафорические, олицетворяющие строки — вот что удачно объединит географические особенности и лучшие черты этноса!

  Этот экспрессивный импульс доминировал и привел к итоговому предложению высокого стиля. А далее тут же возникла рефлексия по отношению к своему выбору. Рефлексия, синхронно масштабированная до обобщения, синтеза науки и поэзии на основе истины (сложноподчиненная конструкция с придаточным причины; причина в том, что в поэзии - истина).

     4. О языке: «Беспрестанно пересозидаемый новыми поколениями, он беспрестанно действует на них и держит их мысли под своею неизменною опекою. В нем есть тайная сила, до сих пор необъяснимая, как все, что касается области духа» (с. 61).
 
     1. «От противного». Язык создан людьми для общения, глупо приписывать ему какие-либо сверхсвойства. К тому же «мысль изреченная есть ложь».
       _________________

    2. Конечно, нас обучают языку и близкие люди, и гимназии. Однако мы начинаем по-настоящему, сознательно жить только в языке.

   3. Поражает то, что мой язык в моих трудах меня магнетизирует. Я прислушиваюсь к нему и иду за ним, как за поводырем, навстречу истине.

    4. Чем более в него погружаешься, тем он более таинствен, бесконечен и влечет к себе.

     5. Таково поэтическое слово — таков Дух!

     Сама поэзия, вездесущая, проникающая и в научное исследование, равно как и поэтический язык, вероятностна и многовероятностна, так как  творчески энергетична. Это истинная реальность. Именно так, но не точно так именно, а фрактально так мог мыслить Хомяков на уровне внутренней, возможно, даже очень редуцированной речи, приходя к итоговому фрагменту текста, в котором язык художественно олицетворен.    

     5. «Насколько глупо и примитивно противопоставлять науку и поэзию. Это значит не видеть сущностную сторону вещей» (с. 62).

     1. «От противного». Поэт сочиняет, а ученый имеет дело с фактами и т. д. и т. п.
____________________

     2. Поэзия раскрывает сущность, сокровенную истину души.

     3. И наука стремится познать истину.

    4. Ученые «от Бога» - это увлеченные творцы своих гипотез и теорий. По-своему они пишут, как поэты, рисуют, как художники, картину мира.

     5. Истинные наука и поэзия одного происхождения.

     По отношению к мысли-речи № 4 можно заключить: а смысл всегда где-то рядом. Это применимо и к ученым, и к поэтам, и к автору данной работы. Мы  «свободны» от реальности, но не свободны от рисования картины мира. Тем не менее фрагмент Хомякова — ее прекрасная деталь.

     6. О славянах вообще и о русских славянах: «… столько миллионов людей, населяющих почти бесконечное пространство земли, соединенных под различными общественными формами и в то же время говорящих одним и тем же языком, представляет зрелище величественное и единственное» (с. 70 — 71).

     1. «От противного». Славяне разбросаны на огромной территории, поэтому разобщены и говорят на таких «похожих» языках, что не понимают друг друга.
____________________

2. «От противного» к «от противному»: если смотреть масштабно и принципиально, то столько миллионов людей достойны почти бесконечного пространства земли; славяне способны интуитивно понимать друг друга, ведь они все в основном добросердечны и миролюбивы.

    3. К тому же их объединяет соответствующая нраву размеренность, спокойствие, умиротворенность характеров — по существу это один великий народ. 
      
     Романтично-гуманное стремление Хомякова видеть славян как единый великий народ, как уникальную духовную общность с аттракцией к соборности и привело автора к строкам о «зрелище величественном и единственным».

   7. «Говоря отвлеченно, мы скажем, что мы, мелкая частица рода человеческого,  видим развитие своей души, своей внутренней жизни миллионов людей на всем пространстве земного шара. Тут уже имена делаются случайностями, и только духовный смысл общих движений и проявлений получает истинную важность. … В истории мы ищем самого начала рода человеческого в надежде найти ясное слово о его первоначальном братстве и общем источнике» (с. 109).

    1. «От противного». Каждая нация преследует только свои интересы, особенно ее правители. В пределах же ее каждый человек живет для себя, будучи равнодушным как к соплеменникам, так и к иностранцам, а то и презирает последних.

     2. И еще «от противного». Вот человечество только и делает, что воюет с самим собой; прогресс же возможен только в науке и технике, но он грозит так называемой «мирской» жизни по вине тех «злодеев», которые могут воспользоваться его достижениями.
      ________________________ 

     3. Если быть настолько негативно конкретным и мелочным, то не увидишь в человечестве ничего доброго и прогрессивного, никакого движения к лучшему будущему.

    4. А если смотреть остраненно и отвлеченно, видя главное, истинно ценное, то можно таки узреть общее духовное движение — развитие человечества. Оно проявляется в шедеврах мировой культуры, искусства, в котором торжествуют светлое начало, добро, родство человеческих душ и красота.

   Так, во внутренней квантовой борьбе противоположностей («вещества» против «антивещества») Хомяков и приходит к свойственной ему стилистической речевой масштабности.

     8. Об ученых-книжниках. «Глаз, привыкший всматриваться во все мелочи, утратил чувство общей гармонии. <...>  Инстинкты, глубоко человеческие, поэтическая способность угадывать истину исчезли под тяжестью учености односторонней и сухой. Из-под вольного неба, от жизни на Божьем мире, среди вольных братьев — людей, книжники гордо ушли в душное одиночество своих библиотек, окружая себя видениями собственного самолюбия» (с. 137).   
 
     1. «От противного». Книжники стремятся к истине, к познанию, усердно работают над книгами и над собой. А «вольные братья» подвержены стихии, беспорядочности и вольным же заблуждениям.
        __________________

  2. Лишь жизнь вольных братьев под вольным небом свободы и непосредственности способствует гармоничному со-развитию, поэтическим навыкам, а значит, угадыванию, видению истины.

     3. Возвращение или приход к такому гармоничному единству только и спасет книжников от их одинокой гордости и самолюбия.

      4. Два последних качества, кстати, преграждают путь к истине.

     Хомяков и в истории (ее изучении) стремится к духовной общинности — соборности. Противоположные этому интенции в ученом сообществе, проникающие в его ментальность, на уровне внутренней мысли-речи только способствуют энергичному отстаиванию дорогого ему принципа вольного братского бытия. Высокий стиль в синтезе с драматизацией (речевая схлопнутость) в этом фрагменте оптимален.   

     9. Об общинности (соборности) в древней истории. «...Тогда пирамида строилась всем Египтом, путешествие предпринималось всей Финикией, задача философии разрешалась всем Индустаном (северным), задача правления была помыслом всего Китая. Каждый народ имел свою исключительную страсть, и для достижения своей цели… народ восставал, как муж един» (с. 196).

      1. «От противного». Общинность, соборность, этакий навал всем скопом — чисто славянская, русская, выдумка. Она искусственно навязана народу, который реально не под собором, а под имперской и крепостной тиранией.
__________________

    2. Великий русский народ входит в мировую семью народов. Духовное, волевое и страстное единство вокруг одной грандиозной цели было присуще в истории всем великим народам всегда.

    3. Крепостная зависимость не помешала простым русским людям стать партизанами, наводящими ужас на великую армию Наполеона.

     4. А вспомнить шведов с их болезненным королем Карлом… (и подобные вероятные варианты мысли-речи). 

     5. Нужно дать массу примеров для подтверждения этой мысли — единым, монолитным, ритмичным текстом.

    Вероятности идейно-смысловых интенций приводят автора к приему синтаксического параллелизма с его ритмом и монолитностью, а также к сравнительному обороту с лексикой высокого стиля. В этом и состоит поэтизм исторической мысли.

     10. «Нужна поэзия, чтобы узнать историю; нужно чувство художественной, то есть чисто человеческой истины, чтобы угадать могущество односторонней энергии, одушевлявшей миллионы людей. Одностихийность народов — вот разгадка древности и ее чудес» (с. 198).

     1. «От противного». В  изучении истории нужна работа с документами и строгий аналитический, объективный подход. Никакой вымысел и поэтические приемы здесь неуместны.
_____________________

     2. Пусть это так. Но как узнать духовное, волевое состояние народов в разные исторические периоды? Вот тут и нужно художественное воображение, эмоциональное проникновение в условия, ситуации той жизни.

     3. Именно художественный (и поэтический в том числе) подход в соединении с аналитическим откроет путь к художественной — по сути реалистической — типизации человеческих деяний в истории.

     4. Это и есть приближение к истине.

     5. Художественная типизация поможет постичь одностихийность народных устремлений, сам народный дух различных эпох.

     В этом фрагменте в свернутом, схлопнутом виде выражается создание Хомяковым концепции соборности, которую он открывал на разных этапах исторического процесса.

     Итак, соборность, по А.С. Хомякову, - самое позитивное и перспективное, что есть в социальном, религиозном аспектах, в историческом процессе.               

     А что же актуально в творчестве, в самой поэзии автора?

  ОБОСТРЕННОЕ ЧУВСТВО СОБОРНОГО МИРОЛЮБИЯ
В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ А.С. ХОМЯКОВА

     1. ОДА (на польский мятеж)

«Потомства пламенным проклятьем
Да будет предан тот, чей глас
Против славян славянским братьям
Мечи вручил в преступный час!
Да будут прокляты сраженья,
Одноплеменников раздор
И перешедший в поколенья
Вражды бессмысленный позор.
                <...>
И взор поэта вдохновенный
Уж видит новый  век чудес…
Он видит: гордо над вселенной,
До свода синего небес,
Орлы славянские взлетают
Широким дерзостным крылом,
Но мощную главу склоняют
Пред старшим Северным орлом» (конец 1830 г.).

     1. «От противного». Польский мятеж — это восстание поляков против власти Российской империи, борьба за национальную свободу.
_______________________

      2. А на самом деле это борьба польских аристократов за единоличную власть над своим народом. 

    3. По сути это братоубийственное сведение двух славянских народов, простых людей. И это мерзко, исторически и по-человечески несправедливо.

      4. Особенно трагично то, что этот раздор одноплеменников может перейти в следующие поколения, распространиться и развиться в будущем — и каков же тогда  итог?

     5. И только русский народ, возглавляемый Северным орлом, как старший, могучий брат всех славян, способен и будет способен нести мир в славянство.

     Это стихотворение — поэтическое провидческое проникновение в будущее, взгляд из высшего измерения сквозь времена. Художественное провидение приводит автора к одическому стилю.   

2. Стихотворение «РАЗГОВОР» (диалог между «реалистом» (он) и поэтом)

                «ОН
К чему поешь ты? Человек
Страдает язвою холодной,
И эгоизм, как червь голодный,
Съедает наш печальный век
                <...>
Властолюбивцев темный ход;
Купцов смышленые заботы;
На них любуйся, их воспой!
                ОТВЕТ
К чему хулой ожесточенной
Поэта душу возмущать?
Взойдет, я верю, для вселенной 
Другого века благодать…» (1831 г.)

   1. «От противного» - позиция, озвученная в стихотворении. В наш расчетливый век все живут для себя: карьера, чины, деньги, имения — этой язвой страдают миллионы. Поэзия не нужна никому.

     2. Уж лучше вдохновляться лихой оборотистостью купеческого сословия: за ним будущее.
__________________________

     3. Весь этот современный эгоизм, эта жесткая расчетливость, сметливость, оборотистость словно хула для поэтической души.

     4. Если живут на свете поэты, значит, наступят иные, светлые, благодатные времена. Вот и пусть, и должен поэт победить в диалоге с пессимистом.

     Вот итогом и стали стихи уже не высокого, торжественного стиля, без даже доли какой-либо тяжеловесности. Это острый диалог на злободневную тему.

     Стихи А.С. Хомякова миролюбивы, они - о любви людей к миру между собой, между народами, не о единоличной расчетливости, а о мирской соборности.

      В квантовом мире авторской, поэтической и историософской, ментальности параллельно сосуществуют разные смысло-речевые импульсы-интенции. Они продукт интроекции и интроспекции различных политических, социальных и художественных позиций, взглядов, мнений эпохи. Однако   творческим итогом великого замысла А.С. Хомякова стала аттракция СОБОРНОСТИ, направленной на преодоление в прошлом, настоящем и будущем всех видов вражды и разобщенности, духовной деградации. Несомненно, нужно согласиться с мыслью В.И. Холодного: «Думаю, что феномену Хомякова суждено обрести вечностную (пророческую) значимость, а не только занимать почетное место в российской культуре и в «переломном» 19-м веке мировой истории» (с. 23).

     Безусловно, имеет актуальную новизну теоретическое и практическое соединение Хомяковым научно-исторического и литературно-художественного подходов (истории и поэзии). Поэзия, как он считал, способствует проникновению в истоки народного духа той или иной эпохи, народной воли в критические, переломные периоды.

     А.С. Хомяков необходим, доступен и понятен массам читателей. Почему? Во-первых, потому что он  многосторонен и всесторонне гуманен. Во-вторых, большинство из нас созревает интеллектуально, душевно и духовно во все том же множестве конкурирующих мыслительно-речевых импульсов. Это можно назвать и синкретизмом самопознания, самоорганизации, характерным для большинства индивидов.   

     Данное вероятностное исследование вполне уместно и актуально. Каждый день, каждый час мы живем в мире вероятностей. (Да и сколько их не реализовано!) И о себе мы тоже только и делаем, что предполагаем, ловя себя на массе дразнящих возможностей... 

     В нашей работе нет традиционных заключительных выводов «по пунктам». Выводы имеют свойства стационарности, законченности. Квантовый микромир творчества динамичен, процессуален. Мы рассматривали динамику вероятностей на пути формирования идиостиля автора. И наша интерпретация вероятностна, процессуальна. Потенциально она способствуют своему продолжению в восприятии и интерпретации адресатов-читателей, если таковые найдутся.


Рецензии