Откуда идут молитвы

Не могу сказать, чтобы имя Льва Рэмовича Вершинина меня когда-либо волновало. Хотя происхождением он свой – одесский еврей Лёва Гиммельфарб – и мы с ним практически одногодки, т.е. одного поколения советских людей. Но уж больно пути наши проходили в разных вселенных. Он лез на верхи, пробуя себя на разных поприщах. Баллотировался в Верховную Раду Украины и пытался возглавить маму Одессу. Разочаровался и в 2000 укатил в Израиль. Ненадолго. С 2007 проживает в Испании. А Украину не простил.
 
Как-то пришло мне в голову написать небольшое эссе об истории русско-американских отношений. «Пиндосы клятые». Есть у меня на странице. Собирая материал, наткнулся на книгу Вершинина «Позорная история Америки. «Грязное бельё» США».

Просмотрел по диагонали. Не мой писатель. Многословно, однобоко и мало убедительно. Но оказалось господин Вершинин многосторонний и плодовитый писатель. И немного поэт. Тут и политика, и история, и фантастика. Что хошь.
 
Мое внимание привлекла книга со странным названием «Великий Сатанг. Роман». ЭКСМО 1996, 416 страниц.

Приведу только один отзыв, и с которым, скорее всего, соглашусь:

««Великий Сатанг» – странная, нестандартная книга. Необычный рваный сюжет, непрерывная чехарда стилей и даже жанров в рамках одного романа, способные смутить любого неподготовленного читателя… Это не просто антиутопическая картина человечества, стремительно, с размаха, уткнувшегося в глухой тупик. «Великий Сатанг» – это злая, почти злобная сатира на наш не очень-то удачно устроенный мир…» (Дзен. Библио-лаборатория).

В книге 3 части – Хроники. Каждая разбита на объемные главки, по 9 в каждой Хронике. Вторая Хроника – особая. Перед каждой главкой – эпиграф. Часть молитвы. И признаюсь, так как не интересуют меня молитвы, не обратил я особого внимания на них. А зря! Какой бы шухер на Прозе наделал, если бы опубликовал. От своего имени, естественно. Не ссылаясь на первоисточник. Судите сами.

Эпиграф из каждой главки: один под одним.

1. О Господи Боже мой, Творец и Вседержитель! К Тебе взываю и к стопам Твоим припадаю ныне со скорбью, и ужасом, и отчаянием, и страхом, и болью за паству свою и Твою. Грозен Ты еси, и воистину пагубнее многая пагубы равнодушие Твое. Но не взыщи и воззри сей час на тварный мир, иже создан не по мгновенной прихоти, но Твоею благой волею, и оттого уже достоин милости Вышней; воззри и, воззрив, ужаснись веселию, царящему во человецех, ибо не в великом ли веселии истоки великих печалей?..

2. … Укрепи, Господи, и направь, и благослови тех отважных, кто по мере слабых сил своих противостоит козням диавольским, не всегда и видя истинную их суть, но сердцем неошибочно ощущая, где есть рубеж зла и добра. И даже в противных высокому милосердию Твоему делах, о, Господи, узри же светло горящее пламя правды Своей и неложную доброту чистоты Своей, и за это, снизойдя, не впадай во гнев, но прости им заблуждения их…

3. … Когда же смрад злобы навеки погубленных душ достигает престола Твоего, Господи, и, решив всеконечно извести скверну, обнажишь Ты карающий меч, вспомни: и злые, и мерзостные - лишь человеки, не более того, и силой не изничтожить силу, но лишь большую жестокость посеешь, карая без пощады. А потому, Отче, милуя заблудших, не побрезгуй, и снизойди, и в снисхождении своем не испепели, но вразуми даже и наизакоренелых…

4. … И утихомирь суесловие говорящих без счета и меры, Господи, Господи!.. ведь многие словеса, рассыпаясь подобно зерну плесневелому, затмевают рассудок мудрому, и растлевают сердце глупому, и оправдывают деяния неправедного, и помрачают намерения добронравного. И, утратив Святость, Слово перестает быть Богом; не страшишься ли, Вседержитель?.. Дай же прелюбословам вертограда сего краткий час и долгий миг, дабы оглянулись, а оглянувшись - успели, узрев, уразуметь и, уразумев - ужаснуться плодам посевов своих, Господи!..

5. … И призри, и пощади, и огради, и не обидь малых мира сего, Господи, ибо благ и человеколюбив еси. Кому и спасти их, как не Тебе, многомилостивому? Не обрати гнева Своего на них, слабых, не виновных ни в чем перед Тобою, даже и в рождении своем, ибо не их была на то воля, но Твоя, более же ничья; обогрей их теплом любви Своей, коль скоро все они суть дети Твои, Ты же есть велик во благости, и благость Твоя безраздельна. Снизойди к ничтожеству их и даже в великом гневе сумей не повредить им, Господи?..

6. … Но и тех, кто в великой, суетной, жалкой гордыне своей отверг, не размыслив, милость и благость Твою, лишь внешне признавая заповеди Твои, и, подменив подвиг мишурою, нарушает их ежечасно, - и их не накажи свыше меры, Человеколюбец, ибо есть они таковы, каковы есть, не без воли Твоей на то, и, возомнив многое, лишь испустошили сердца свои в погоне за тем, что воистину невесомо станет в чаше на Страшном Суде Твоем, Господи. Просвети же таких, дабы укрепилась рука гордых в служении наконец добру и любви, яко же все в руце Твоей, Господи…

7. … Если же алчет истины человек, но бредет во тьме, не имея свечи и не ведая пути, пойми и его, Добротворящий, чистого в незнании своем, и суди его не по ошибкам, неволею содеянным, иже избегнуть оных не дано и святейшим угодникам Твоим, но по искренней жажде духовной, боли сердечной и готовности бескорыстной отдать жизнь и благо свои за друга своя, знамые и незнамые. Пойми, а поняв поддержи, ибо Ты веси, что в этих заблудших среди путей неисповедимых, но праведных грядущее торжество Твое, иже замыслено Тобою восторжествовать, Господи!..

8. … Тем же, кто осознанной волей своей отринул кротость в поиске пути праведного, положив одну лишь силу в основание Храма сердец своих, кроме же силы - ничего, дай знак, Творец, пока еще не пробил час гнева Твоего, ибо пред гневом Твоим прахом и тленом ляжет то, что полагают силой они, и пылью рассыпется то, что мощью рекут, и ничем обернется пустошь, кою в слепом самомнении своем мнят сии безумцы могуществом мира сего. А потому, все ведая и все прозревая, предупреди их о пагубе, Господи!..

9. … Но есть и иные. Исполнившись гордыни, они рекут: «Нет Бога в небеси, но Я есмь бог себе и людям, ибо знаю пути в рай и не страшусь чистилища!» Об этих не смею и просить Тебя, Отче мой и Властелине, поелику непростимей наихудшего рекомое. Но, предстоя и ответствуя пред Тобою за паству свою, возлюбленных и увы! - грешных чад, стоящих - прозреваю сие! - у края геенны, молю тебя со страхом и ужасом пред неизбежностью грядущего искуса, и вопию, и тоскую, и стражду, и ничтожествую, и сиротствую ныне во прахе у стопы Твоей, об одном только умоляя: НЕ ПОГУБИ!

И вот что я думаю, мой дорогой читатель. Не мог Вершинин придумать сам такую молитву. Явно спер где-то. И сдается мне спер у «наших», у прозарушников. Встречал я уже у кого-то такую.


Рецензии
У Лёвы Гиммельфарба, который теперь "Лев Вершинин", год тому назад на Телеграмме и Патреоне был цикл интереснейших исторических еженедельных передач, касающихся предыстории Второй мировой войны. Я их смотрел с огромным интересом, восполняя свои познания в этой области. Но стал замечать, что Лёва уж как-то по Z-товски и всё более однобоко оценивает нынешнюю СВОлочную войну.
Из Вашей публикации, уважаемый Яков, мне стала ясна причина оного: месть своей бывшей маме-родине за личные политические неудачи. Как всё оказалось просто и понятно.
С благодарностью,
========================
Яков, я написал об этом Льву Вершинину на Телеграмме, дав ссылку на Вашу публикацию. Взбесился. Обещал меня навечно забанить, если я ещё хоть раз напишу об этом.

Сергей Кувалда   12.06.2025 17:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за отзыв.
"Русские идут", "Идём на Восток", "Россия против Запада", "Грозная Русь против смердяковщины", и тд, и тп, а сам в Испаниях ошивается.

Яков Задонский   25.05.2025 20:24   Заявить о нарушении
Что-то я не понял, Сергей, куда твой отзыв все время исчезает.
Мой фельетон совершенно не о Вершинине. Мне до него дела нет.
Я написал о делах на Прозе.

Яков Задонский   12.06.2025 18:04   Заявить о нарушении
Я тоже не понял это "исчезновение". Видимо работа друзей Гиммерфарба или админов его телеграмм-канала после моей ссылки на эту публикацию.

Сергей Кувалда   12.06.2025 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.