120 лет Михаилу Шолохову
Из Сети
"В сталинские времена Михаил Шолохов считался едва ли не самым главным и
обласканным властью писателем Советского Союза. Но после «Тихого Дона»
Шолохов много лет ничего не писал, к тому же за его спиной постоянно
шептались, что роман он «украл» — мол, в таком юном возрасте просто
невозможно создать столь глубокое и монументальное произведение.
Шолохов сильно страдал от этих сплетен и решил доказать, что способен на
большее: в 1940 годы он начал работу над большой книгой, в которой хотел
рассказать всю правду о войне. Тем более что и сам Сталин лично просил его
об этом:
В день ваших именин мне хотелось пожелать вам крепкого здоровья на
многие годы и нового талантливого всеохватывающего романа, в котором
бы правдиво и ярко, как в «Тихом Доне», были изображены и герои-солдаты,
и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны...
У писателя уже был замысел сюжета, к тому же он и сам многое повидал — в
качестве военкора Михаил Александрович облетел почти все фронты и даже
сам был тяжело контужен, а мать писателя погибла от немецкой бомбы.
Шолохов не раз заявлял, что в романе «Они сражались за Родину» хочет писать
исключительно правду — в том числе и о тех страницах военной истории,
которые были крайне неудобны для властей. Например, он писал о
повсеместном отступлении войск летом 1942 года, о хаосе, неразберихе,
халатности, о нехватке кадров, способных повести солдат в бой.
Шолохов планировал коснуться и тем, которые были под полным запретом в
СССР: о сталинских репрессиях, о судьбе военнопленных после победы...
В итоге работа над романом продлилась аж до 1968 года. Но когда Шолохов
принёс начало романа в редакцию, там пришли в ужас. Писателю настоятельно
советовали переписать роман, убрав всё то, о чём советским людям знать было
нельзя. А когда рукопись крамольного романа попала в руки Леонида Ильича
Брежнева, генсек был в таком ужасе, что посоветовал автору не соваться в
политику и запретил публикацию.
В итоге роман пришлось так отредактировать, что его первоначальный текст
узнать было уже невозможно. А незадолго до смерти Шолохов, страшно
переживавший пропажу результата 20-летнего труда, решился на крайний шаг.
Скорее всего, мы никогда не узнаем, о чём на самом деле хотел рассказать
автор книги «Они сражались за Родину».
https://dzen.ru/78ru
...Други!
Подробнее.
"Внук Шолохова рассказал о трагической судьбе романа "Они
сражались за Родину"
Александр Шолохов.
Первой исторической вехой, которая стала одновременно и важнейшей вехой в жизни и творчестве Шолохова, была, конечно,
Гражданская война. И он был первый, кто с такой правдивостью и с такой глубиной рассказал о том, что происходило в России в
начале ХХ века. Более того, он рассказал об этом, находясь не за кордоном, а здесь, и убедив в своем праве на авторскую правдивость
Сталина.
Следующая веха - коллективизация. И снова - невиданная честность, неслыханная
к тому времени прямота.
И наконец, третьей вехой в творчестве Михаила Александровича стала Великая
Отечественная война. С этой темой он не расстается до конца своей жизни.
Уже во время войны голос фронтового корреспондента Шолохова звучит столь
ярко, что бойцы идут в бой с именами его нового романа "Они сражались за
Родину", первое издание которого вышло в 1943 году.
… Михаил Федорович Лукин. Уроженец крестьянской семьи из Тверской губернии,
начавший свою службу в царской армии в 1914 году, к 1917 году поручик,
принимает революцию, вступает в Красную гвардию, дослуживается до звания
генерал-лейтенанта, человек необычайно популярный в Красной армии, в
середине тридцатых даже военный комендант Москвы. В начале Великой
Отечественной войны командует армией под Смоленском и столь умело
руководит вверенной ему группой войск, что оттягивает на себя внимание немцев
и оказывает существенную помощь защитникам Москвы. Тем не менее попадает в
окружение и, будучи тяжело раненым, оказывается в плену и в концлагере. Немцы
активно пытаются его завербовать, однако генерал не сдается, находится в
лагерях до 45-го года, освобождается нашей армией и попадает на проверку в
НКВД. Через год, по счастливому стечению обстоятельств, его выпускают, но
ответственные посты он уже не занимает и заканчивает свой жизненный путь в
1970 году.
Почему я заговорил об этом человеке? Потому что генерал Лукин появляется в
романе "Они сражались за Родину" под именем Александра Стрельцова, так же,
как Харлампий Ермаков появляется в "Тихом Доне" под именем Григория
Мелехова. Александр Стрельцов - это старший брат Николая Стрельцова, героя,
которого мы видим на протяжении всех тех глав, которые нам известны, но сам
Александр Стрельцов появляется только в одной главе.
Опубликованные и известные нам главы романа писались во время войны, когда
бойцов нужно было настраивать, когда бойцам нужно было дать почувствовать
себя людьми и немного посмеяться, и одновременно стиснуть зубы для борьбы с
врагом.
Тем не менее они должны были послужить только "разбавлением" тех основных
действий, которые задумывались автором в основу романа. Поэтому здесь нет
рассказа о 30-х годах, здесь нет рассказа о репрессиях и нет рассказа о плене, о
военнопленных. Еще одна тема, которую Шолохов поднял первым и рассказал о
ней со всей прямотой.
Однако, когда уже после войны, в 68-м году, Михаил Александрович пытается
начать публиковать основной текст и дает первую главу в газету "Правда",
тогдашний ее редактор Зимянин приходит в ужас и предлагает такие коррективы,
с которыми Шолохов согласиться не может. Здесь рассказывается о том, что
людям пришлось пережить в 38-м году.
Рукопись передается на
высочайшее утверждение
Брежневу. Но Леонид Ильич не
находит времени на ответ и
просто отмалчивается. После
нескольких недель ожидания Михаил Александрович пишет ему достаточно резкую записку, которую заканчивает словами о том, что ответить за время,
которое он ждал от него ответа, можно было даже не из чувства товарищества, а
из элементарной вежливости. Он уезжает из Москвы, понимая, что опубликовать
роман в том виде, в котором он его видит, не получится. Через короткое время,
тем не менее, эта глава выходит в печати, но в столь изуродованном виде, что
дает возможность окончательно понять: сказать правду Шолохову не позволят.
Шолохов публикует рассказ "Судьба человека", который говорит о судьбе
военнопленных в более мягкой форме и который пропускают. Хемингуэй называет
этот рассказ лучшим рассказом ХХ века.
Шолохов продолжает работать над романом. Настольной книгой до последних
дней для него остается двухтомник мемуаров Жукова. Его письменный стол полон
бумаг, среди которых находятся и дневники Лукина.
Этот стол - единственное, что семье удается уберечь от обыска, который на
третий день после смерти писателя в доме Шолохова проводит "группа
товарищей". Когда же на девятый день мы открываем этот стол, то он пуст. И
становится понятно, почему так жарко горел камин в кабинете писателя в
последние месяцы его жизни".https://rg.ru/
...Увы, рукописи всё-таки горят!И ещё как!..
В.Н.
***********
Недосказанная правда о войне
Почему Шолохов сжег рукопись последнего романа
О победе задолго до победы
Историю романа «Они сражались за Родину» нередко ведут от встречи Шолохова со Сталиным в июле 1942 года. А
точнее – с ужина, на который советский вождь пригласил лучшего писателя Советского Союза.
В застольной беседе Сталин завел речь о том, что кому, как не Шолохову, приниматься за роман о Великой
Отечественной войне. Такой, чтобы в нем показаны были не только храбрецы-солдаты, но и гениальные
военачальники.
Шолохов ответил, что уже думает о такой книге. К тому времени он успел многое на войне увидеть и испытать.
Сообщение о нападении фашистской Германии на Советский Союз застало Шолохова дома, в Вешенской. 23 июня он
выступил на станичном митинге, напутствуя уходивших на фронт казаков. И в тот же день послал телеграмму наркому
обороны с просьбой зачислить в фонд обороны его Сталинскую премию (получил ее в марте за «Тихий Дон») и с
изъявлением своей готовности в любой момент стать в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, «до последней
капли крови защищать Социалистическую Родину и великое дело Ленина-Сталина».
Воевать Шолохова направили на информационный фронт – в редакцию «Красной звезды». Кроме того, он был
военкором газеты «Правда» и Совинформбюро.
Лучшие очерки Шолохова (к примеру, «Наука ненависти») вошли в золотой фонд отечественной журналистики, были
переведены и опубликованы за рубежом. Но все же очень скоро Шолохов почувствовал, что душой, образом мыслей –
не газетчик, что трудно ему втиснуть все то, что увидел и хочет сказать, в жесткий газетный формат.
Редактор «Красной звезды» Давид Ортенберг вспоминал случай, когда Шолохов побывал на задании, но очерк для
газеты у него не задался. Потом этот же, но только художественно переработанный эпизод, Ортенберг встретил в
романе «Они сражались за родину» и подивился тому, какими яркими красками засверкала теперь та жизненная
правда.
С первыми главами романа «Они сражались за родину» читатели на фронте и в тылу познакомились уже в начале мая
1943 года. Их опубликовали газеты «Правда» и «Красная звезда».
«С середины, с веселинки»
В начале 1960-х годов на встрече в ленинградском Доме писателей Шолохов, рассказывая о работе над третьим
своим романом, сказал, что начал писать его «с середины, с веселинки».
В другом разговоре писатель пояснит насчет, возможно, смутившей кого-то «веселинки»: «Книга тогда сопутствовала
командиру и солдату. И знаете, что читали? Жюля Верна. Веселую литературу читали. На войне ведь довольно мало
веселого… В связи с этим и главы о 42-м годе, о самом тяжелом годе войны, были оснащены смешным».
Самым тяжелым годом войны 42-й стал и для самого Шолохова. Зимой неудачно приземлился самолет, на котором
Шолохов летел по своим редакционным делам. Выжили только он и пилот. Писатель получил сильную контузию, от
последствий которой страдал до конца своих дней.
Летом вражеская авиация разбомбила дом Шолоховых в Вешках, погибла мать Михаила Александровича, которую он
всем сердцем любил.
И все же современники, вспоминая Шолохова в военные годы, чаще рисуют образ человека, который не дает унывать
ни себе, ни другим.
«Может быть, мне с шуткой и жить, и воевать веселее», – говорит в романе «Они сражались за Родину» бронебойщик
Лопахин. Может быть, это и про его создателя?
А «веселинка» первых глав – это рассказ бывшего комбайнера Ивана Звягинцева о свой жене, прицепщице трактора,
которая помешалась на романах о возвышенной любви, стала требовать от мужа охов и вздохов. Это незадолго до
войны с ней случилось. А теперь шлет мужу на фронт письма, в которых называет его то цыпой, то почему-то
Эдуардом. В самом деле так, или приукрасил Звягинцев, чтобы развеселить однополчанина, от которого ушла жена,–
об этом читателю остается догадываться.
От полка этих солдат осталось всего 117 человек, неизвестно, что их самих ожидает завтра, а они… А у них, как в жизни:
святое и грешное – рядом. То такая вот веселинка, то горькое раздумье, почему немец прет и прет, а мы все отступаем
и отступаем, то тоска по колоску, который вместо того, чтобы наливаться золотом под солнышком, стоит, закопченный
пороховым дымом, то рассуждения о том, почему не так уж и сладко быть на войне генералом…
Такую ли книгу о Великой Отечественной ждал Сталин? А на фронте газетные номера с главами нового шолоховского
романа зачитывали до дыр.
Заговоренный
С сентября все того же 1942 года полковник Шолохов – на Сталинградском фронте.
Есть воспоминания о том, как писатель взял бинокль и стал дерзко разглядывать сквозь него вражеские позиции. Его
остерегают: это опасно. В Сталинграде у фашистов – опытные снайперы. Полковник Шолохов не спешит зачехлить
бинокль. Отшучивается: заговоренный, мол, пули его не берут.
Тогда бойцы интересуются, а не знает ли он, часом, действенной молитвы от пуль? Писатель отвечает, что те молитвы,
которые упоминаются в «Тихом Доне» – в силе, а еще сейчас у него на уме, на душе и на сердце – новая. Звучит так:
«Во имя отца и сына и матери моей – ни шагу назад!»
Целую диссертацию можно написать о том, какой смысл вкладывал Шолохов в эти слова, кто в этой триаде мать?
Родина-мать? Та реальная женщина, которая ждет детей своих с фронта?
А, может, говорил и уже видел перед собой тот образ старухи-матери, который, прочтя «Они сражались за родину»,
никогда не забудешь?
Лопахин (боец того, изрядно поредевшего в боях, отступающего полка), зашел во двор на хуторе, где разместились
наши солдаты и орудия, попросить у хозяев ведро и соли, чтобы сварить пойманных в Дону раков. От реакции хозяйки
опешил: «У меня три сына и зять на фронте, а четвертого, младшего сына, убили в Севастополе-городе, понял?
Сторонний ты, чужой человек, потому я с тобой по-мирному и разговариваю, а заявись сейчас сыны – я бы их и на баз
не пустила. Благословила бы палкой через лоб да сказала своим материнским словом: «Взялись воевать, так воюйте,
окаянные, как следует, не таскайте за собой супротивника через всю державу, не срамите перед людьми свою
старуху-мать!»
Есть читатели, которые считают, что это – портрет спартанской женщины. Да разве среди казачек не было таких
могучих характеров?
А ведро и соль Лопахин все же получил. Поняла старуха, что предстоит отступающим здесь смертный бой. Пожалела
солдатика.
Когда рукописи горят
Рассказывают, что Сталин поинтересовался у Шолохова, за какой срок Ремарк написал свой знаменитый роман о
Первой мировой «На Западном фронте без перемен».
– За три года, – сказал Шолохов.
– Вот и вам надо бы за этот срок написать книгу о победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Три года, пожалуй, – условность. Но почему же роман «Они сражались за Родину» не был завершен и через тридцать
лет?
Биографы Шолохова главной причиной называют политическую.
Были и причины творческие. Роман, как объяснял сам писатель, начат с середины, «с туловища». Шолохов шутил, что
из-за этого приходится заниматься портняжим делом: пришивать к туловищу остальное. Он много переделывал,
заменял одни фрагменты другими, более выразительными. Трудился напряженно, как над «Тихим Доном». Но то были
годы молодые… Куда больше и сил, и здоровья.
Первоначальный замысел углублялся и расширялся. Шолохов предполагал, что напишет трилогию, в орбиту романа
попадет не только Великая Отечественная, но и предвоенное время.
И все же биографы Шолохова уверены, что завершить этот роман писателю помешала политика. Вернее, политики:
советское партийное руководство.
Все началось с того, что в 1949 году вышел в свет очередной том сочинений Сталина, и среди его документов –
письмо, в котором вождь сообщает о грубых ошибках, допущенных автором на страницах романа «Тихий Дон».
После такой оценки у Шолохова возникли проблемы с доступом к нужным ему архивным материалам.
Власть менялась – проблема оставалась. От Хрущева Шолохов услышал, что не пришло еще время писать всю
правду о войне.
Особенно встревожились советские идеологи, когда узнали о намерении Шолохова ввести в роман темы культа
личности и репрессий 1930-х годов, а одним из заметных персонажей сделать генерала Стрельцова, героя
Гражданской войны в Испании, отсидевшего до войны в сталинских лагерях.
Шолохов не скрывал, что прототип Стрельцова – это генерал в отставке Михаил Лукин из бывших белых офицеров. На
начало Великой Отечественной – командарм. Осенью 1941-го попал в плен. На уговоры гитлеровцев и Власова
вступить в Русскую освободительную армию не поддался. Из плена в мае 1945 его вызволили союзники.
Несмотря на то, что Лукин успел повоевать всего несколько месяцев, маршал Жуков называл его «скромным героем
войны и победы». Мнение Жукова Шолохов уважал. Мемуары маршала Победы были одной из его настольных книг.
Когда «Правда», в советские годы – главная газета СССР, спросила у Шолохова, как писатель провел день,
принесший ему известие о присуждении Нобелевской премии по литературе, он ответил, что с рассвета хорошо
потрудился над главой, которая ему чертовски трудно давалась. И пояснил, что она связана с прототипом Лукина –
генералом Стрельцовым. «Правда» это напечатала.
А вот отрывок из нового романа, который время спустя Шолохов думал опубликовать в «Правде», надолго исчез. Его
отправили на читку к генсеку Брежневу, и – тишина. В итоге отрывок опубликовали в изуродованном виде, а Брежнев
посоветовал Шолохову вместо того, чтобы лезть в политику, заняться разработкой батальных сцен…
Вскоре продолжение романа «Они сражались за Родину» под благовидным предлогом отказались печатать два
известнейших столичных литературных журнала и один региональный. Наш, донской. Сказали Шолохову, что их
редакционные портфели переполнены. Писателей теперь много. Очередь большая.
В течение еще нескольких лет Шолохов дорабатывал роман. Он сжег его рукопись, почувствовав свой смертный час,
перед поездкой в Москву на лечение. Она действительно оказалась последней. Он не долечился, вернулся домой,
чтобы отойти в вечность на родимой стороне.
Многие задаются вопросом, зачем Шолохов уничтожил рукопись новых глав? Не лучше было бы передать верным
людям – до лучших времен?
Дочь писателя Светлана Михайловна считала, что отец опасался таким поступком навлечь на кого-то беду. Возможно,
он опасался и того, что найдутся охотники подправить его осиротевший роман, вычеркнуть, переиначить то, что
писалось кровью сердца.
Рукописи его третьего и последнего романа сгорели. Книга «Они сражались за Родину» навсегда останется одной из
самых больших и горьких литературных тайн.
https://www.nvgazeta.ru/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
25 мая 2025 года
Свидетельство о публикации №225052500905