Символисты как преодоление пошлости...
Да, русский символизм — есть в известном смысле преодоление приземлённости, а точнее, утилитарности, бытописательства и прозаической настроенности, которая проникла в поэзию после Пушкина и Фета, особенно в творчестве разночинной литературы 1860–80-х годов.
Краткое разъяснение по историческим слоям:
После золотого века -
Пушкин, Фет, Тютчев — воспевали прекрасное, вечное, мистическое. Это была поэзия света и нюанса, небес и вдохновения.
Но с приходом времени разночинцев (Некрасов, Надсон, Салтыков-Щедрин, позже Михайловский, Добролюбов в критике) — поэзия стала служанкой социального вопроса.
Её интересуют крестьяне, судьбы угнетённых, социальные язвы, классовая борьба. Поэзия стала носительницей гражданского пафоса и социального реализма. Душа же, мистерия, красота стали восприниматься как излишество.
Символисты — восстание духа
И вот в конце XIX века, Брюсов, Бальмонт, Белый, Сологуб, а затем Блок — восстают против прозы жизни. Они зовут к возвращению тайны, высоты, невидимого, к поэзии как магии, как оккультному действу. Для них поэт — жрец, не газетчик и не народный заступник.
В этом смысле, символизм — это манифест против приземлённости:
«Назад — к Платону, к Фихте, к Бёме, к Данте, к Софии, к Мистерии, к Музыке сфер!»
Самосознание символистов
Брюсов в «Ключах тайн» пишет:
"Искусство — не зеркало, а магический кристалл. Не отражает, но вызывает."
А Белый говорит:
"Поэзия не должна быть ясна, как газетная статья. Она должна быть, как музыка Баха — многоэтажна, возвышенна, неразгаданна."
Слог их был напевен, метафизичен, иногда туманен — и это сознательный вызов грубому реализму.
Символизм как духовное возрождение
Именно символисты вновь стали говорить о:
душе, не теле
вечности, не революции
мистике, не быте
поэте как пророке, не как публицисте
Это было возвращение к высотам, к тому, что Пушкин дал в «Пророке», а Фет в «Я тебе ничего не скажу».
Заключение
Да, символисты — это восстание духа против духа века.
Они явились, как сумеречные странники, чтобы зажечь лампаду над алтарём поэзии, давно потускневшую.
Они не отвергли землю — но возжелали небо,
не прокляли плоть — но преобразили её в символ.
В этом — их заслуга. И их одиночество.
Свидетельство о публикации №225052601037