Двадцатипятитысячники

         Чтобы помочь развитию в стране сельского хозяйства, была выдвинута волна
- двадцатипятитысячников. Городских жителей передового рабочего класса, членов
партии, направляли в деревни, на руководящие должности.
         Так Павел был направлен в село Убинское, под Новосибирском,. председателем
Убинского Волисполкома. Это были тридцатые годы Советской Власти.
         Работая в Убинске, Павел помогал председателям колхозов в работе правлений,
становления колхозов и сбору продразверздки с единоличников, которые всеми силами
старались не сдавать данное им по плану зерно для государства.
          После гибели Клавы, её сын Коля, переехал с дедом и бабой  в Убинское и
пошёл учиться в школу. А Зина после похорон Клавы, тоже переехала в Убинское,
бросив учёбу  в Пролиткульте. Попеняли ей родители, но не выгонять ж е из дома
родную дочь, в трудное положение жизни.
          По приезду в Убинское Зина пошла работать секретарём машинисткой у директора Толевой фабрики. Вечерами она стала ходить в клуб, влилась в кружок самодеятельности и читала со сцены стихи с большим успехом. Там в клубе она
познакомилась с Михаилом Игнатовым, работавшим главным бухгалтером в райпотребсоюзе. В 1933 году Зина вышла замуж за Михаила.  Молодые супруги сняли квартиру и стали жить отдельно от родителей.
         В 1934 году у  них родилась дочь. По великой просьбе Саши молодые родители назвали девочку Клавой в честь старшей дочери Саши – Клавы.
         Волковы уволились и уехали из Убинска в село Павловское. Вместе с ними  уехал и Коля, сын погибшей Клавы.
         В Павловске Павел работал председателем  райпотребсоюза. Коля пошел в школу и параллельно стал заниматься в авиамодельном кружке, так как мечтал стать лётчиком.
         Зина и Михаил тоже переехали в Павловское, Михаил устроился работать бухгалтером в райпотребсоюз, а Зина пошла работать в Павловский ЗАГС.
         Однажды, когда Клава уже подросла и ходила в детский сад, идя домой из садика, попутно зашла в магазин и увидела красивые мячики. Она пошла в ЗАГС и стала просить мамину зарплату:
        -Дайте мне мамину зарплату! 
        -Зачем тебе, Клава, мамина зарплата? - Спросили работницы ЗАГСа.
       - Там в магазине продают красивые мячики, и мне нужен такой мячик! - ответила девочка.
 Посмеялись работницы  и дали ей денег на мячик.
       – А расписаться?- Деловито спросила Клава.
Ну дали ей какую-то бумажку, где она расписалась. И было тогда Клаве четыре года.
         Зина и Михаил участвовали в художественной самодеятельности  в клубе Павловска. А клуб там был очень богатый хорошими руководителями художественной и театральной самодеятельностью, и поэтому ставили театральным кружком даже такие пьесы как Собор Парижской Богоматери! И в этой пьесе Эсмеральду играла  Зина. Эта  пьеса имела у зрителей большой успех.
          Однажды, когда в Павловское приехали на гастроли артисты из театра Камня - на - Оби, посмотрев эту пьесу, директор гастролей предложил Зине работу в театре. Однако Зине не с кем было оставить дочь, и она отказалась от этого предложения.
         Зина часто брала с собой Клаву  на репетицию, ей было уже четыре годика.  И однажды был такой смешной случай - 
          Ребята, пришедшие на репетицию, сидят в первых рядах зала, между рядами идёт Клава к эстраде и нечаянно падает! Поднявшись, она старается извиниться;
        -Извините, я, кажется, вам на ножку наступила!  Смеху был полон зал! И ребята потом иногда вновь провоцировали падение Клавы, и она всегда извинялась!
          Михаил завёл любовницу и со скандалом ушёл к другой женщине. А Зина осталась без мужа и беременной.    
          От такого горя Волковы  уехали в Бийск, это было летом 1939 года.   Павел устраивается работать начальником Бийской автоколонны, а Саша и Зина не работали. Коля учился в Бийской школе в девятом классе. Жили на съёмной квартире.
          Шестнадцатого апреля 1940 года Зина родила мальчика и в честь любимого папы назвала его Павликом.
         По партийной линии Павла направили в село Соколово Зонального района начальником  Главпушнины, которая в то время занималась разведением  рыжих и чернобурых лисиц.
          Поехали в Соколово в мае 1940 года, в кузове грузовика. При этом погода – дождь со снегом, а Зина в дороге должна была перепеленать Павлика. Замёрз ребёнок, но, к счастью, не заболел.
          Семью поселили в дом с огородом, вода на улице, туалет тоже. Мне тогда было уже шесть лет, а Коля заканчивал десятый класс.
          Из Москвы приехал с комиссией на базу Главпушнины мужчина, остановился у нас дома. Вечер, управа, все на улице, а дома я и собачка. Вот мужчина обращается ко мне:
         - Как  собачку звать?   Я отвечаю: «Каквас»,   и он начинает звать собачку:
        -  Федя, Федя!. Это дед Павел любил называть собак в шутку такими смешными именами. Но надо отдать должное, мужчина не обиделся, принял шутку со смехом.
    В 1940 году Коля окончил  десятый класс, и дед Павел упросил Андрея, отца Коли, взять Колю в Иркутск, там было лётное училище. Андрей забрал Колю в Иркутск. О дальнейшей судьбе Коли я не знаю.


Рецензии