Мимолетный взгляд на Современное Искусство в Моск

Мимолетный взгляд на Современное Искусство в Москве

Чтобы разогнать плохое настроение, я решил совершить пробежку на выбор по нескольким площадкам, которые давно облюбовал, как места бытования Современного Искусства.
Начал я, разумеется,  с ДК ГЭС-2.
В третий уж раз причастившись  «Небесных артефактов», Франсиско и Платона Инфанте, о которых я уже писал  ( Олег Сенатов. «Праздник на нашей улице» Декабрь 2024 г.), и  которые сразу подняли мне тонус, я направился на ознакомление с новыми проектами.
Первыми меня приманили мерцающие панно выставки Videobtasil («Сорок лет видео – арта и перформанса»).
Имея за плечами опыт десятка выставок видео – арта, я смог оценить новизну этого проекта. С произведением здесь можно знакомиться в трех форматах:
- в традиционном музейном – как с картиной на стене,
- в «домашнем» - сидя на диване перед монитором,
- как с оформлением  интерьера – в виде  проекции на все четыре стены.
Отбор работ для экспонирования – далек от академического подхода с присущим ему занудством; не подчиненный какой-либо системе, он лишь свидетельствует об эрудиции и хорошем вкусе кураторов.
Если остановиться на конкретных работах, то мне всегда был близок отечественный видео – арт, который здесь хорошо представлен как черным юмором, - например, страшилки Americanizer (2001) Виктора Давыдова и «Союз – 11» (2011) Дмитрия Булныгина, так и с возвышенным классицизмом  работы «Чей это выдох?» (2008) Виктора Алимпиева.
Далее я направился на выставку. «Новая новая эра», декларированная цель которой – экспонировать произведения, вдохновленные паранормальными явлениями..
Мое внимание  сразу привлекли три картины Александры Сухаревой «Остаток», «Поцелуй» (обе 2024) и «Без названия» (2022). Это – абстракции очень простых и строгих форм; они постижимы и позволяют насладиться ими на уровне рацио, не затрагивая область бессознательного, и эзотерика здесь не при чем.
 Вот и в  живописных барельефах Янкилевского, которые я заметил из дальнего конца зала из-за их «ковровой» расцветки, я тоже не узрел ничего паранормального.
Три птицы Родиона Китаева – «Алконост», «Гамаюн» и «Сирин», снабженные первичными женскими половыми признаками,  - скорее проходят по категории сексуального юмора, нежели эзотерики.
Другое дело - карты таро Макаревича – «Мир», «Маг», «Смерть»; здесь что-то такое есть. И видео  «По следам счастья» Мирчи Кантора, в котором показано некое  шествие, тоже можно приписать потустороннюю тематику, если принять, что шествующие – ангелы.
Присутствует здесь эзотерика, или нет – неважно, коль скоро представленные здесь работы всколыхнули твою душу, настроив ее на высокий лад!
Затем я направился на выставку Ивана Горшкова «Генератор счастливых случайностей», на   которой были анонсированы новые техники.
В небольшом выставочном зале три вида использованных автором техник  были представлены тремя рядами артефактов, изготовленных из древесины и пластика. Сама эта выставка стала  возможной благодаря использованию автором уникальных технологий лаборатории «Своды» ДК ГЭС-2. Мне сразу бросилась в глаза бездушность «произведений», сформированных машинами, а  не человеческими руками, - их правильнее было бы именовать «продукцией».
Прямой параллелью «Генератору счастливых случайностей» является проект  Анны Кабировой «Идентификация Арт Сапиенс», представленный в ММСИ на Ермолаевском, (который  я посетил в тот же день).
В него заложен другой смысл, чем у работы Горшкова, а именно – исследование мозговых процессов в головах художников, - но в нем тоже использовались технические возможности лаборатории «Своды» ДК ГЭС-2, и  результат получился похожим: возникли три ряда артефактов: графика, компьютерное видео, и объекты, изготовленные на 3D - принтере; все они – совершенно не интересны, так как в них не чувствуется человеческого присутствия.
К счастью, после посещения этой выставки можно отдохнуть душой, спустившись на другой этаж того же музея, и посетив проект «Сотворение миров», который я рассматриваю,  просто, как  выставку работ современных художников – молодых и маститых. К последним относятся - видео «Towards Borromini» (2020) Александры Митлянской,  произведение того же жанра  «Грешу – молюсь» (2019) Романа Мокрова, и «Лабиринт» (2019) Марии Арендт, сшитый из разноцветных лоскутьев, от которого я долго не мог оторваться.
Новые имена: Вера Петрова («Злые щели» 2019), Дарья Анциферова («Блюз» 2024), Аксана Прутцкова («Между» 2024), Маргарита Журавлева (“FROM 03:38 TO 05:21) тоже довольно интересны, – каждая по-своему.
Дальше я пустился вскачь по своим любимым выставочным площадкам.
В галерее Крокина развернули сезонную выставку  «Зима», на которой можно было предаться ностальгии по великой эпохе российского Современного Искусства нулевых – десятых годов текущего века.
Уронив слезу, я сопровождал взглядом  «Снежного Ангела» Леонида Тишкова, одетого в шапку-ушанку, зимнее пальто с парой мягких крыльев, и валенки, идущего от меня к горизонту по колено в сыпучем снегу (1998 г.).
Здесь же были «Снеговики» (2000)  Константина Батынкова и Николая Полисского, «Леонардо. Джоконда» (2005) Владимира Анзельма,
Но, наряду с хорошо известным прошлым, присутствовали, также, работы 2024 года  - «Маяк-2» и «Шкала Шмидта» Антона Чумака, и статуэтка Алексея Дьякова «Венера. Новый палеолит»;  последнюю я видел в первый раз.
Из Климентовского переулка я переместился в самый центр – на Лубянку, в галерею «Екатерина», где экспонируется выставка: «Дмитрий Шорин. Ирина Дрозд. «Прибытие в место значения».
Это первая ретроспектива  Дмитрия Шорина, которую мне довелось посетить; до этого от двух до пяти его картин мне попадались на коллективных выставках, и они неизменно привлекали мое внимание. Теперь мне представилась возможность, наконец, понять, - чем меня его живопись цепляет?
Ведь она – стопроцентно  фигуративна, это - едва ли не гиперреализм, и, тем не менее, его живопись поражает  своею необычностью. Внимательно проштудировав все представленные произведения, я пришел к мнению, что ее визуальная сила достигается за счет оригинальности композиции – выбора непривычного ракурса, неожиданного масштаба,  и помещением на одном полотне трудно совместимых предметов.
От «Екатерины» - всего два шага до галереи «Триумф» (она расположена вблизи Красной площади).
Сначала попадаешь на выставку  «Об ослепшем вчерашнем долгом вечере что сегодня» Лизы Бобковой. На ней представлены плоские вырезные скульптуры, изображающие, по преимуществу, персонажей детской литературы. Художественный эффект достигается тенями, которые они отбрасывают на стены слабо освещенного зала, но это дежавю наложено множество разбросанных по полу инсталляций, составленных из старых венских стульев,  подвергшихся частичному разрушению, и их фрагментов. И эти-то стулья привели меня в восторг!
Этажом ниже развернута экспозиция проекта. Владимира Копейкина «Попытка заполнения. Объекты».
Заявленные объекты блещут здоровым минимализмом, придающим весомость («64 кг» - извивающаяся металлическая лента) и ясность («Попытка заполнения» - перед двумя металлическими листами, висящими на стене, на которых видны следы какой-то обработки, пол усыпан металлической же стружкой).
Но особенно хороша «Жатва» - множество стеклянных серпов, подвешенных к потолку на одном уровне от пола.
Здесь же, совсем поблизости, на 1-й линии ГУМа, расположена галерея Red Line, где экспонируется выставка Александра Беридзе «Абстрактное мышление». (Следует отметить, что живет он не в России, а во Франции).
Отталкиваясь от городских видов (например, от Красной площади), художник переходит пространство абстракции, которое затем рвет и закручивает, создавая вихри. На первый кажется, что ты уже где-то это видел, но таково лишь общее впечатление. Если подойти к картине вплотную, то можно рассмотреть все более мелкие, тщательно выписанные детали, в которых картина продолжает оставаться абстрактной. Такого у других художников я что-то не припомню!
От ГУМа до «Метрополя» идти каких-то пять минут. В его подвальном помещении расположилась еще одна выставочная площадка – пространство Cube. Оно разбито стенками на множество ячеек, которые сданы в аренду московским галереям.
Классика Современного Искусства была представлена в  двух ячейках..
Галерея «Культпроект» развернула экспозицию  « Цвет красный», на которой были собраны работы таких известных почитателей этого цвета, как Ольга Булгакова, Александр Ситников, Евгений Заремба, Алексейт Ланцов, Наталья Ситникова. Кроме портретов Ольги Булгаковой, все они  - абстракции.
 POSTRIGAY GALLERY широко представила картины художников – шестидесятников, включая таких классиков, как Анатолий Зверев, Владимир Немухин, Дмитрий Краснопевцев.
В некоторых галереях были экспонированы произведения интересных современных художников; например, мне понравились картины Марины Глебовой (159F Gallery), напоминающие позднего Пикассо.
Но наибольший интерес представляла выставка 20 молодых художников «Основные ингредиенты», занявшая центральную часть пространства, не разделенную на мелкие части. На располагались не меньше полусотни артефактов, изготовленных из самых разных материалов, - таких, как тюль, бисер, цифровая печать, ремни безопасности, поликопралактан, силикон, пенополиуретан, стеклянные банки, МП3 - плееры, дерево,картон, вышивка, песок, найденные объекты, эпоксидная смола, органза, нити, жемчуг, ДСП, известь, бой пивных бутылок, акрил, лампы, видео.
Конечно, здесь не было ничего принципиально нового – постмодернистская тусовка – ремни безопасности, развешанные на стене, между листов А4 с каким-то текстом, раскрытый ноутбук, лежащий на полу, полузасыпанный горкой песку, розетки,   собранные из  разбитых стеклянных стаканов, и после этого частично оплавленных, цветок с лепестками из осколков пивных бутылок темного стекла, и прочее в таком же духе, но в этих артефактах проглядывала какая-то дерзость, - отсутствовало стремление понравиться зрителю, - над ними веял свободный дух.
Пробежка закончилась в Галерее «Граунд Солянка», где три художника, как кажется, ищут пути выхода из затянувшегося постмодернизма.
Самой беспомощной представляется попытка  Алисы Гореловой.(«Здесь обитают драконы») найти выход, обратившись к Ренессансу; сплетенные тела из Страшного суда безнадежно заезжаны, как старая виниловая пластинка.
Не преуспел и Андрей Сяйлев. («Насекомые против феодалов»); его артефакты, смахивающие на кикладское искусство (или даже раньше) – не выход. На этом поле поработал Евгений Антуфьев, но его немалые достижения воспринимаются, как индивидуальный стиль.
Анна Казьмина («Искусство абиогенеза») двинулась в направлении абстракции, и, вроде бы, неплохо получается, но ее коллажи из полотна и синтетических пленок не находят продолжения даже в ее собственной мелкой пластике, тяготеющей к Ар Деко и Поп-арту.
Итак, остается констатировать, что Современное Искусство, не зная куда податься, продолжает топтаться на площадке Постмодернизма. Это отражает состояние неопределенности, в котором пребывает человечество на переживаемом нами историческом переломе.
                Январь 2025 г.


Рецензии