Тпрр-62. этимология первослова па. пастырь
В ТПРР-60 мы определили слово ПаСТуХ, сказали, что первослово Па- указывает на уход от контакта в отличие от первослова П, определённого, как стремление к контакту и впрыску. Также выглядит Па для первослова П мужского рода в Род.падеже, Проследим на ряде русских слов так ли это. Уделим внимание такому вопросу, всегда ли родительный падеж от первослов мужского рода можно принимать как логическое отрицание утверждения, высказываемого первословом мужского рода? Примеры. Первослово Ба = Р.п.(Б) с одной стороны это действительно отрицание мужской половой и иной активности, с другой – это первослово стало означать женскую половую и иную активность. Принять за правило такое преобразование древние могли по аналогии с таким же преобразованием для первослова мужского рода Р, которым называли народившегося младенца по наблюдаемому признаку – наличию пениса. Отсутствие названного органа у младенца, однозначно переводило значение Ра к называнию девочки, Нет Чего? -> Ра!, где Ра = Р.п.(Р).так как третьего варианта при рождении ребёнка быть не могло - трудно представить мальчика без пениса, с этим согласны все. Отсюда вывод: когда Род.падеж берётся от первослова, называющего признак, тогда это логическое отрицание. Когда Род.падеж от первослова, называющего объект, тогда это свидетельство отсутствия самого объекта. Уловили в чём отличие приведённых примеров? Мужчина может быть в «охоте» и это называлось первословом Б, а может быть он и просто отдыхающим мужчиной, тогда он Р или С, или Л, или Х, но не Б. Аналогично женщина в «охоте» - Ба, просто женщина: Ра V Са V Ла V Ха, но не Ба. «V» – знак логической операции ИЛИ (дизъюнкция). Род. падеж от Р можно считать логическим отрицанием тогда, когда он берётся от первослова, называющего признак предмета Р.п.(Б) = Ба = ^Б, где «^» знак логического отрицания. Учёт этого факта должен помочь нам в толковании русских слов и первослова Па в том числе.
ПаВа. Этим словом называли красивую, но недоступную девушку, величественно удаляющуюся = Па, отказавшую во взаимности, об этом первослово Ва = Р.п.(В), где первослово В есть стремление мужчины В. Нет чего? - > Ва! Нет движения В-НуТРь!
ПаВоДоК. Так называют весенний разлив рек, но мы уже говорили, что исходный смысл этого слова состоит в назывании момента отхождения = Па околоплодных вод роженицы.
ПаГуБа. Отдалённые = Па последствия для женщины,находящейся в состоянии полового возбуждения, об этом первослово Ба, последствия же будут непременно, поскольку акт завершился извержением семени = Гу, где Гу = В.п.(Га) V Д.п.(Г).
ПаГоЛеНоК. Это название части вязаного шерстяного носка выше щиколотки. Здесь Па – удлинение, отдаление вязания в сторону ГоЛеНи.
ПаДаТь. Основной глагол в составе этого слова ДаТь, он и задаёт основной смысл. Мы понимаем, что именно может ДаТь женщина. Не смотря на то, что это её заветная цель, её предназначение в жизни, исполнение цели обставлено множеством условий, несоблюдение которых грозит ей изгнанием, а то и смертью. ПаДШаЯ, говорят о такой. Если не смерть, то изгнание, она отдаляется, уходит, об этом первослово Па. Со временем любую у-Па-вшую вещь стали называть про-Па-вшей. «Что с воза у-Па-ло, то про-Па-ло». Более отчётливо смысл отказа от контакта проявлен в глаголе Па-Л. Кто ПаЛ? Кто этот гордый? Это про него сказал А.С.П.: «Смирился горделивый». Мужского рода окончание глагола ПаЛ влечёт за собой и мужское толкование первослова Па = Р.п.(П). В глаголе Па-Ла видим только уход девушки, изгнание, может быть.
ПаЖиТь - удалённые от мест компактного проживания людей пастбища и останки уединённого жилья пастухов.
ПаЗ. Удаляющаяся от взора ЩеЛь, изначально, половая ЩеЛь.
ПаЙ. Доля выходящего, отдаляющегося члена какого-либо союза.
ПаКЛя. Склейка КЛя звучит в словах КЛя-ЗьМа, КЛя-КСа, КЛя-П, КЛя-ТВа, КЛя-УЗа, КЛя-Ча. По слову КЛя-П можно догадаться, что речь идёт о затыкании малого отверстия, это можно делать чем-то мягким, словари подсказывают, что и твёрдым даже, чем-то в виде сучка. Про затыкание в слове КЛяП говорит крайнее первослово П. В слове ПаКЛя, наоборот, выбрасывают, удаляют = Па это самое «нечто мягкое». Промокнула и выбросила тампон древнего образца. Слово ВаТа тоже об этом, главным образом. Помним, что Т = Твердь, а Та = мягкость.Мягкое может впитать.
ПаЛеЦ. Здесь первослово Па также указывает на отдалённость ПаЛьЦеВ от основания руки. У врачей отдалённые части по ходу конечности называют словом дистальные, близкие отделы называют проксимальными. Ну, да ПаЛеЦ завершает руку, он дальше всех от её основания. Но зачем указывать на его цель? А цель задана дат. падежом от первослова Ла, Ла это девушка, её орган: Ле = Д.п.(Ла). К тому же и конечное Ц значит то же, что и у слов МаЛеЦ, МоЛоДеЦ. Может речь шла о 21-ом? Шутка! Здесь надо понимать Па, как родительный падеж от первослова П = мужское стремление к контакту и впрыску: контакт ПаЛьЦа с органом вполне возможен, а впрыска-то нет и не будет, поэтому Па.
ПаМяТь. « Да не одна трава помята, - помята девичья краса». Па-МяТь о столь значимом событии могла проявиться от созерцания приМятой травы. Буквально, ПоМяТь это означает находиться и творить событие (исходно СоИТиЕ), ПаМяТь - удалиться от этого места, оставив ПаМяТь о себе.
ПаР. Отхождение = Па вверх видимых мельчайших капель, конденсированного водяного газа. Древние могли такое наблюдать при соответствующей погоде от разгорячённого мужчины Р.
ПаРуС. Удаляющееся = Па с милым РуСом судно. Сначала это просто уход из поля зрения. С освоением использования силы ветра для движения судов название перешло к полотнищу, которое усиливало приём ветровой энергии. Материал полотнища стали называть ПаРуСиНоЙ.
ПаСТуХ, ПаСТыРь. Разбор слова ПаСТыРь начнём с напоминания о том, как мы толковали слово БоГаТыРь. Бо это соитие, Г это семяизвержение, так возникло слово БоГ (см ТПРР-14). Женщина, получившая оплодотворяющий заряд названа словом БоГаТа, а её осеменитель, ОН Чей? -> БоГаТы! = (Р.п.(БоГаТа)) , он же муж, он же зять, он же добрый молодец и назовётся БоГаТы + Рь, как и ПаХа-Рь, ТоКа-Рь, ЛеКаРь. Речь ведём о БоГаТыРе и, вдруг, первослово детского вида Рь? Да, Рь первослово детского вида, употреблено по отношению к младшему члену сообщества – сила это всегда молодость! Да и подчинённость тоже, поэтому Рь. Мы видим, что слова, кончающиеся на -ТыРь свидетельствуют о том, что речь в таких словах идёт о молодом человеке, связанном отношениями с женщиной, а первослово -Ты- есть окончание Род. падежа слова, называющего эту женщину. Рассмотрим слово ПЛаСТыРь. Где в нём называется женщина? Женщина здесь -ЛаСТа. Воспроизводится из знакомого всем слова ЛаСТоЧКа. ЛаСТа - основа, породившая уменьшительную форму. А почему птичку так назвали?. Характерным признаком ласточек является раздвоенный хвост, что при виде сверху на лежащую женщину с раздвинутыми ногами даёт похожую картину. Причём здесь мужчина? Это он ляжет ПЛаСТоМ, он прилипнет как ПЛАСТыРь к своей ЛаСТоЧКе. «Лежать ПЛаСТоМ» так стали говорить в наше время, о перепившем человеке. А вообще слово ПЛаСТ имеет самостоятельное хождение, многозначно. Главный его смысл это геологический ПЛаСТ, древние могли его видеть на высоких обрывистых берегах рек: глина, мел, песок… Эти ПЛаСТы лежат друг на друге, плотно, без зазоров, как некий лежит на ЛаСТе. Начальное П говорит о цели такого «лежания». Прилип = П наш молодец = Рь к своей ЛаСТе. Молодец Чей? -> ЛаСТы, а это есть Р.п.(ЛаСТа). Видим, что и в этом слове, оканчивающемся на -ТыРь, нашлась-таки своя женщина.
Теперь Па-СТы-Рь. СТа это (по аналогии с СТ = возбуждённый мужчина), возбуждённая, неудовлетворённая женщина, не имеющая мужа = Р. Она вынуждена уходить, удаляться на поиски своего утешителя. Вполне возможно, что таким утешителем мог стать и ПаСТуХ, и ЛеКаРь, и …ПаХаРь. Поскольку от слова ПаСТыРь не образуются глаголы, то это слово обозначает молодого парня, моложе ищущей ласки СТы. НеВе-СТа, как мы знаем, нашла себе утешителя, а СТа осталась одна. Возможно, что у такого ПаСТыРя бывали и другие СТы, тогда легче представить переход к пониманию современного значения слова ПаСТыРь, как "пасущего" приходящих одиночек. Есть растение, корнеплод ПАСТе-Р-НаК, этимологи в лепёшку разбились, ища его праформы. Вполне могло быть, что растение с мощным корнем, напоминающее мужской орган, в насмешку предлагали в качестве утешителя ищущей любви женщине= ПаСТе.
ПаТоКа. Отделяемый = Па продукт технологии осахаривания кислотами крахмальной массы, полученной из картофеля или кукурузы.
ПаУК. Этому слову дано объяснение в ТПРР-35. В слове ПаУК первослово Па указывает на важную особенность охоты ПаУКа, а именно: он, сплетя сеть, удаляется = Па в укромное место, не оставляя при этом контроля за состоянием паутинной сети.
ПаЧКаТь. Это слово легко читается, зная о том, что Па отделение, удаление биологических жидкостей женщины, так называемые регулы. Синоним, один из многих, – ГоСТи.
ПаШНя. Понимаем, что это безлесная площадь, которую возделывает ПаХаРь, ПаШеТ, ПаШу, ПаШи. Опять «чередование» Х -> Ш. Какое обстоятельство не позволяет русским говорить Па-Ху, Па-ХеТ и т.д., но БуДу ПаХаТь и ПаХаЛ. ПаШуТ землю молодые и сильные, а это Ш, первослово которым называют молодых мужчин, начиная с пубертатного возраста, после проявления вторичных половых признаков: усы, борода. Поэтому о себе такой мужчина скажет ПаШу, о ровеснике ПаШеТ, глядя на старика – ПаХаЛ. Первослово Х говорит о том, почему он не может это делать сейчас. В этом, я думаю, причина «чередования». Об этой закономерности говорилось ранее на примерах ПаСТу-Х – ПаСТу-ШоК; ПеТу-Х – ПеТу-ШоК.
ПаЩеНоК. Уничижительное называние неродного сына мачехой. Здесь двойное оскорбление, как самого ПаСыНКа, так и его покойной матери: мол рождён от сучки. Отчим такого оскорбления произнести не мог, так как не родной ему сын мог быть только сыном его действующей супруги, но назвав ПаСыНКа так, он заодно оскорблял бы и действующую новую супругу.
ПаЯТь. Вспомним устойчивое выражение – СПаЯННыЙ коллектив. В этом определении слышно слово ПаЙ. Мы объяснили его выше, толкуя слово ПаЙ, которое означает долю выходящего из коллектива. Что то не вяжется, ведь СПаЯННыЙ это цельный, неразрывный. Противоречия нет, так как СПаЙКа и возникла, благодаря сложению ПаЁВ, именно ПаИ явились той основой, что объединила, СПаЯЛа коллектив, а ПаЙ каждый отдавал, отделял от себя, поэтому тоже Па. В случае вхождения в коллектив человек ОТДаЁТ долю, при выходе - коллектив ОТДаЁТ его долю.
Свидетельство о публикации №225052601493