Евгений Онегин

               
     Всё началось с войны. К нам в деревню Губино, где находилась Архангельская опытная станция по полеводству, привезли эвакуированных из Ленинграда.  Это были сотрудники Всесоюзного Института Защиты Ра стений (ВИЗР), группа или лаборатория под руководством профессора Николая Александровича Наумова. С ним были жена и две дочки. Младшая Наташа одиннадцати лет стала моей подружкой.
     Как работники опытной станции, так и эвакуированные ходили в столовую за обедами и там стояли в очереди.  Как-то стоим, а красивая девушка из эвакуированных, читает книжку, чтобы время даром не терять. Другая девушка спрашивает:
      -Что читаешь?
      -Да вот,- показывает обложку. – это такое, что откроешь на любой странице и не оторвёшься.
      Что же она читает? Мне не видно обложку, но хочется узнать, что за книга, стесняюсь спросить. Наташа Наумова знает, что это Евгений Онегин, а написал книгу Пушкин. Так сказала мне Наташа и добавила: только нам ещё рано это читать. Наташа моложе меня на один год. Я люблю читать книги, которые нам «ещё рано читать» и стала мечтать о Евгении Онегине Пушкина, книге, которую красивая девушка вывезла из блокадного Ленинграда. Конечно, книга мне не раз встретилась вскоре. 
    В младших классах запомнила: «Зима, крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь…», и про мальчика «Вот бегает дворовый мальчик», а потом про сон Татьяны, но дальше было уже для старшеклассников. В девятом классе прочитала про Татьяну Ларину, её письмо Онегину запомнила наизусть, и многое другое. В классе мы все горевали, почему Татьяна не ушла от своего мужа-генерала, если так любила Онегина, и он её любил. Многие люди так делают.
      Когда началась взрослая жизнь, и у меня на книжных полках  уже стояло полное собрание сочинений Александра Сергеевича Пушкина, роман в стихах «Евгений Онегин» уже читался с позиций Белинского:  «Это энциклопедия русской жизни».
     Чем дальше, тем глубже разбираемся в загадках  пушкинского века, эпохе недовольного всем миром, влюблённого в себя Онегина и поэтичной, но глуповатой Татьяны Лариной. Что это? Ты дочиталась до такого? Или показалось? В школе тебе бы поставили двойку. Конечно, всё дело в моих годах, их 94!  Теперь понятно, скажете,  – бабка выжила из ума. Но вернёмся ко времени, пока не выжила.
     Пройдя  основы наук в двух НИИ, я оказалась со своей семьёй в собственном доме , на улице похожей на деревенскую, но не в деревне. Кругом люди семьями: Красновы с внучкой Люсей, цыганская семья с дошкольницей Радой. Речь пойдёт о дошкольницах Люсе и Раде, не умеющих пока читать. Играют в куколки напротив нашего дома. Смотрю, среди игрушек книжка. Пригляделась – А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Попросила посмотреть. «Возьмите насовсем, тётя Рита, она нам не нужна, а мамка уже прочитала». Правда ли, что цыганка Тамарка прочитала Евгения Онегина? Почему бы и нет, и я завладела изданием. 
      Книжка в мягком переплёте, иллюстрирована чудесными рисунками в чёрных силуэтах, замечательно отражающих содержание романа. На обложке два силуэта, сразу узнаю – плачущая Татьяна и коленопреклонённый Онегин. У меня перехватило дыхание. Кто же это так замечательно,  и остроумно продублировал литературное произведение при помощи художественной графики. Ищу и нахожу имя иллюстратора – В.Свитальский (1904-1937 - годы его жизни) — график, автор силуэтных иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина, в том числе, к поэме "Евгений Онегин". Художник был репрессирован, отбывал наказание на Соловках . Владимир Александрович Свитальский трагически погиб в 1937 году. Его графическое наследие почти не сохранилось.
     Но вернёмся к обретённой книге. Издание 1981года. Тираж один миллион триста тысяч!!!  Небольшой формат позволяет носить книжку в кармане «джинсовки», и общаться с Пушкиным в любой момент  жизни. Как та девушка, из Ленинграда.
     Пушкин, Пушкин! Как ты мог в свои 25-26 лет (по нашему - юношеские годы) постигнуть русскую историю,  и всю суть российской жизни,  и предвидеть грядущее.  И, кажется, что не семь лет он сочинял свою «энциклопедию русской жизни», а просто однажды остановился,                и в единый миг  всё понял, и возник этот роман о нашей жизни. 
     (Похоже, как сейчас у нас – нажал кнопку на компьютере и многостраничное произведение улетает куда хочу…)               


Рецензии