Судьба семьи в судьбе страны
В советское время в школе, классе в 4-ом, дети писали сочинение на тему «Судьба семьи в судьбе страны». И я писала. Но тогда я не понимала зачем это и о чём вообще нужно рассказать. А родители – папа – хоть и не произнёс этого вслух, но подумал, что это ГБ-шная хитрость и был немногословен. Поэтому сочинение свелось к перечислению того, где и кем работали родители. Этакая скупая выписка из трудовых книжек. В классе только одна девочка с гордостью написала про деда и бабушку в годы войны. У остальных были сочинения, похожие на моё. 11 строчек – и всё!
А сейчас мне вновь хочется рассказать. О своих предках. О кубанских казаках Яковенко. Хочется разобраться – какие они были? За что пострадали? И пусть попытка моя наивна и не профессиональна с точки зрения историков, но она честна.
И мне хочется гордиться тем, что мои предки – во многих поколениях - честно служили Отечеству. Для меня это важно. Это способ самоидентификации. Это способ ответить себе на главные вопросы жизни: Кто мы? Откуда? Куда идём?
В советское время о них (казаках) нужно было молчать, иначе могли посчитать «контрой» и написать донос – из зависти или по глупости. Мол, потомки казаков, обиженных советской властью, мечтают отомстить и так далее… И результаты подобного доноса могли быть весьма плачевны. От расстрела в 20-30-е годы до увольнения и запрета на профессию в 80-е. Это уж кому как повезёт.
Сведения о казаках Яковенко очень скупы. Я начала собирать информацию о них и почти сразу ощутила гордость и свою ответственность. Нельзя молчать о них. Нужно рассказать детям, внукам. Нужно помнить, нужно быть достойными их.
Предисловие
Казаки как сословие были уничтожены Советской властью. Их нет. Уж больше 100 лет нет. Но остались свидетельства и документы.
Казачество – уникальное явление. Это было особое сословие потомственных военных. Начинали служить Царю и Отечеству с юности и служили до самой смерти, до старости, пока казак не станет немощным.
Если же приблизиться ко времени, о котором пойдёт рассказ, то нужно отметить, что в 1917 году в составе Российской империи находилось 11 казачьих войск, дававших русской армии до 10% ее кавалерии, причем сам образ жизни казаков был таков, что их боеспособность почти не зависела от центрального командования.
А касаемо Кубанских казаков – кубанцов – можно сказать вот что.
• Именно из кубанских казаков в 1845 году был сформирован первый Российский Спецназ в его современном значении - первые кубанские пластунские батальоны. Казаки-пластуны могли вести как разведывательную, так и диверсионную работу в тылу у противника. Профессиональные полевые разведчики и диверсанты. Историки разведки отмечают, что это бы «штучный товар», к сожалению, распространения этого опыта во всей русской армии не произошло.
• Именно кубанцов набирали в царскую охрану. Собственный Его Императорского Величества Конвой — подразделение гвардии, осуществлявшее охрану царской особы, состояло из 2 отрядов кубанских казаков и 1 отряда терских.
• Алексей Николаевич Романов, последний наследник Русского Престола был атаманом всех казачьих Войск России,
• 1 августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. На фронт были призваны 110 тысяч Кубанских казаков. Были случаи, когда жёны уходили на фронт вместе с мужьями, и сражались бок о бок с ними. Находились не только в госпиталях, но и в боевых подразделениях.
• Из кубанцов была набрана «Волчья сотня» тогда ещё есаула А.Г.Шкуро. Шкуро подал идею создания конных казачьих партизанских отрядов. Их задачей было проникать в тыл противника, разрушать железные дороги, телеграфную и телефонную связь, мосты. И «Волчья сотня» - спецназ того времени, блестяще зарекомендовала себя в боях Первой мировой.
• Кубанцы – единственные, в чьих рядах не было дезертиров.Данное обстоятельство не имеет аналогов в мировой военной истории
• 3 марта 1918 года Россия вышла из Первой мировой войны по условиям позорного Брестского мира.Началась демобилизация. И кубанцы чуть ли не единственные, кто не бежал, а уходил с фронта организованно.
Пишу я это для того, чтобы можно было представить себе уровень ответственности, общей и воинской культуры казаков. Тех, чья профессия была – Родину защищать.
И ещё одна историческая справка. О первом «расказачивании».
На борьбу с Наполеоном в 1812 году было мобилизовано около миллиона человек. После завершения военных действий кормить такую армию не было возможности. И провести демобилизацию было невозможно, потому что в тот момент действовало крепостное право. Российское правительство столкнулось с серьёзной проблемой – куда девать такое количество людей? Возникла идея военных поселений по аналогии с казачеством.
А к этому обозначилась проблема самого казачества. Ведь казаков было поставлено «под ружьё» около 100 000 человек! И это были не просто крестьяне, научившиеся воевать в ходе войны с французами, а потомственные профессиональные военные. Со всеми, присущими им качествами, несущие в себе дух авантюризма казачьей вольницы. В боевых действиях, в полевой разведке эти качества просто необходимы. А в мирной жизни? Все эти качества, при недовольстве политикой царского правительства в отношении казаков, могли проявиться в бунтах и восстаниях. Конечно, у правительства хватило бы военной мощи, чтобы подавить любое восстание, но кому это нужно? Стало необходимым мягко ввести казаков в состав русской армии. Именно поэтому на протяжении 40-ка с лишним лет, с большим или меньшим успехом, проводилась работа по предоставлению казакам таких же прав, как и у других слоев населения. Была подготовлена и проведена казачья реформа 1864 года.
Но, тем не менее, целая система особых привилегий и повинностей выделяла казаков в резко отличающееся от других категорий населения военное сословие.
СТАНИЦА УБИНСКАЯ
Начну я свой рассказ с 1864 года. С основания станицы Убинской на Кубани. В результате проведения военных реформ и отмены крепостного права в 1861 году.
Историческая справка:
Основана станица Убинская в 1864 году как станица Папайская, казаками-переселенцами станиц Никольской и Старо-Дубовской упразднённого Азовского казачьего Войска. Через год переименована в посёлок Папайский, ещё через 2 в посёлок Дербентский и подчинена в административном отношении начальнику станицы Дербентской. В 1869 году вновь переименована, на этот раз в посёлок Азовский, с 1908 года именуется станицей Убинской, с учреждением собственного станичного Правления и должности станичного Атамана.
На 1881 год в станице насчитывалось 49 дворов, коренных жителей - 159 мужчин и 107 женщин.
По данным за 1909 год станичную землю арендовали:
Тимофей Алексин, Григорий, Терентий и Назарий Барвинок, Фёдор Бурный, Акилина Витютнева, Фёдор Гнедой, Корней Гончаренко, Сидор Гринь, Савва и Николай Даниленко, Николай Добровольский, Илья Колесников, Пётр, Фёдор и Аким Корниенко, Максим Кочубей, Даниил Кукса, Алексей и Митрофан Куликовские, Семён Леуцкий, Иван Мельниченко, Прокопий Мельник, Диомид Николаенко, Дмитрий Осадчук, Калистрат Павлов, Даниил Пшеничный, Авксентий Савченко, Иван и Семён Сибиряковы, Григорий Симоненков, Захарий Тыщенко, Ефросинья Черненко, Федосей, Фёдор и Сергей Яковенко.
На 1917 год в станице насчитывалось 200 хозяйств и 1 238 человек жителей (619 мужчин и 619 женщин).
Атаманы станицы Убинской:
1873 казак Алексей Полешко,
1874 - 1884 урядник Матвей Иванович Леуцкий,
1885 - 1890 казак Никита Рогачёв,
1891 - 1902 казак Андрей Бакута,
1903 - 1904 приказный Иван Сибиряк,
1905 - 1909 казак Свинченко,
1910 - 1916 казак Исидор Баран,
1917 казак Николаенко.
Итак, «По данным за 1909 год станичную землю арендовали: ….Федосей, Фёдор и Сергей Яковенко» - мои прапрадеды.
Мой прапрадед Фёдор Мефодьевич Яковенко с женой Домной Мефодьевной (родом из Элисты). У них было шестеро детей:
Поликарп (1885 — 02.10.1921) – мой прадед.
Пётр
Дмитрий
Сидор
Анюта
Илья
В Убинскую приехали не только казаки, но и крестьяне. Семья Козырей - переселенцы с Волыни. Как я могу предположить, они были безземельными крестьянами, освобождёнными после отмены крепостного права. И приехали на Кубань, потому что в 1868 году на территории казачьих войск было разрешено постоянное проживание лицам невойсковых сословий, которые получили право приобретать на казачьих землях недвижимость.
Семья Вакуленко. Вакуленко Даниил Зиновьевич и Ганна Алексеевна (урождённая Козырь) это родители Пелагии. У Вакуленко было восемь детей: Были они казаками или нет, данных нет.
Пелагия (1895 — 1956) – моя прабабушка.
Серафима
Николай
Елена
Алексей
Евгения
Андрей
Катерина
Константин
Вот, теперь и можно начать рассказ о судьбе моих прадеда и прабабушки — Поликарпа Фёдоровича и Пелагии Даниловны Яковенко.
КАРП И ПОЛЯ
Жили в станице Убинской две семьи: Яковенко и Вакуленко. Соседи.
Яковенки были потомственными казаками, а Вакуленки нет (?). Отношение к ним со стороны казаков было свысока.
Земельные участки их разделяла межа. Заборов не было. Сеяли и рожь, и пшеницу, и овёс. И однажды корова Вакуленок сделала потраву овсов у Яковенок. Забрела на поле и не столько поела, сколько потоптала посевы. Отец семейства, Фёдор Яковенко, поймал корову и снял с её шеи колокольчик, чтоб потом доказать, что это их, Вакуленок, корова напакостила. Корову отпустили, но она до своего двора не добралась. Заблудилась и пропала!
А что такое корова для семьи, в которой 8 (на тот момент 6) человек детей?!! Это источник пропитания! И лишиться её равносильно смерти! Я не знаю, была ли эта корова у них единственной… Но свара на этой почве между соседями разгорелась нешуточная! И длилась долгие годы. Можно только предположить сколько было драк и скандалов между детьми Яковенко и детьми Вакуленко! Прямо, кровная вражда, как между Монтекки и Капулетти!
Сыновья Фёдора Яковенко, когда выросли, тоже пошли на службу в казачье войско. Поликарп, в семье говорили, служил в Молдавии. Но в какие годы неизвестно. Он получил в награду красные шаровары и Золотой Крест (этот Крест в голодный год ,примерно в 1930-1933гг, Поля сдала в Торгсин и получила пуд муки, чем и спасла себя и детей). Поликарп дослужился до звания есаула, что в современной «табели о рангах» соответствует капитану.
Вернулся домой в 1912-1913 году примерно. Тут отец и сказал ему, что пора жениться и обзаводиться своим хозяйством. Мол, приглядись к нашим девкам, выбери невесту и будем сватов засылать.
Поликарп и пригляделся. Увидел Полю. Пару взглядов хватило, чтобы понять взаимность. Никаких свиданий или обниманий. У казаков с этим было строго.
Но когда он сказал отцу, что в невесты себе выбрал Польку — Пелагию Вакуленко, то отец запретил ему даже думать о ней! И вся родня встала на дыбы! Невесту из захудалого, не казачьего, а простого крестьянского рода, москальку!!! - никогда! А Поликарп заупрямился.
Тогда отец, Фёдор Мефодьевич, взял женитьбу сына в свои руки. Раз никто из девок, кроме Польки, в Убинской ему не приглянулся — будем искать в других станицах! В Холмскую ездили свататься и на хутора… Но каждый раз отказ! На третий раз отец понял, что сынок хитрит — во время сватовства дурачком прикидывается, чтоб ему отказали! По возвращении домой взял кнут и так им вытянул сынка - чтоб тот семью не позорил! – что тот неделю встать не мог.
А Карп упёрся — либо на Польке женюсь, либо ни на ком!
И Полька родным заявила: не пустите за Карпа замуж — в монастырь уйду! Но родные тоже не уступали.
И раз такое дело… осталось только одно — взял Карп Полю и украдом увёз!
Тут родне деваться некуда, пришлось принять их выбор.
Поженились. Думаю, они хорошо жили, счастливо.
Было это в 1913 году. А в сентябре 1914-го началась Первая мировая.
Братьев Яковенко мобилизовали. Петра, Поликарпа, Дмитрия, Илью, Сидора (?).
Старший брат, Яковенко Пётр Фёдорович, приказной 16 Кубанского пластунского батальона, был награждён Георгиевским крестом 4 степени номер 367829 в 1916 году. Звание приказный означало, что этот казак впервые был отмечен в приказе о повышении. Поэтому приказный относился к самому младшему командному составу. На погоне у него имелась одна поперечная лычка. В пехоте и кавалерии приказному соответствовало звание ефрейтора, в артиллерии - бомбардира, а в морском флоте - матроса 1-й статьи.
Также есть данные архива об их двоюродных братьях:
Яковенко Даниил Сергеевич казак с.Убинской 1-го Кубанского пластунского батальона ранен в 1915 г.
Яковенко Дмитрий Сергеевич 1889 года рождения казак ст.Убинской приказной 1-го Екатерининского полка, ранен, награждён Георгиевским крестом 4 степени, номер 307119, Георгиевской медаль 3 степени 59735 и 4 степени номер 74342 в 1916 году
К началу войны Поля уже родила сына Павлика. Она с маленьким сыном на руках строила хату сама. Турлучная хата, это когда на углах столбы, а между ними как плетень из хвороста. Его обмазывают глиной и с улицы и изнутри, белят, соломой крышу кроют («турлук» на тюркских языках означает «плетень, обмазанный глиной»). Пол земляной. Павлик простудился и умер во младенчестве.
Почему она строила хату сама? Думаю, что после женитьбы Поля с Карпом жили у его родни (в доме отца?), а как только Карпа забрали на войну (защищать Полю стало некому), то ей и велели убираться из дома. Вот и пришлось самой хату строить. Но и её родня особо не помогала. Может, за ребёнком приглядеть или продуктами. Оно и понятно - изгои, против всех пошли.
Карп любил Полечку сильно и нежно. Когда возвращался с войны, торопился, шёл домой пешком. Подошёл к дому глубокой ночью. Он перед тем, как постучать в окно, зажёг трут, чтоб осветить своё лицо, чтобы Полечка не подумала, что бандиты стучат, чтоб не испугалась.
На момент окончания Первой мировой войны ему был 31 год.
Бабушка моя, Нина Поликарповна, первая дочка Карпа и Поли, родилась в день, который потом весь Советский Союз отмечал, как годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции — 25 октября 1917 года по старому стилю. 7 ноября по новому. Сестра её, Валя, родилась через 2 года, в 1919-ом, 3 октября.
Участвовал ли мой прадед в Белом движении, сражался ли с красными в составе Добровольческой армии генерала А.И. Деникина? Скорее всего, нет. В письме бабушка так и писала, что «братья пострадали за Петра». Может, и склонились бы в сторону советской власти, но из-за брата…
Прабабушка Поля через много лет, почти перед смертью, примерно в 1955 году, сказала своему старшему внуку, моему отцу:
- Валера, запомни: твоего деда убили Ленин и Троцкий.
Папа потом удивлялся, как точно неграмотная крестьянка поняла суть того, что с ней произошло.
А произошло вот что.
Большевики не стали как при Александре I-ом мягко «укрощать» казаков, проводя реформы. Им вовсе не нужна была армия потенциальных бунтовщиков, обласканных царём. И казачество стали просто уничтожать как сословие – стирать с карты истории кровавым ластиком. Конечно же, началось ожесточённое сопротивление.
Историческая справка:
• Черным днем календаря для казаков стало 24 января 1919 года. Именно тогда появилась знаменитая директива ЦК РКП о «расказачивании».
Она была обращена «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», и в преамбуле содержала страшные слова о «поголовном истреблении» и «недопустимости компромиссов». И хотя речь шла именно о верхах казачества, но на практике касалась всех, кто не был лоялен Советской власти – то есть большей части казаков.
Среди мер, применяемых к казакам, значились следующие: «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», «провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи».
Кроме того, в казачьих станицах был организован искусственный голод, так как одним из пунктов значилось указание «конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам».
В феврале 1919-го, в качестве развития директивы ЦК, появился приказ председателя РВС Советской Республики Льва Троцкого «О расказачивании» и другие документы, в которых прямо назывались конкретные цифры – в частности, было предписано уничтожить порядка 100 тысяч казаков, способных носить оружие, устранить станицы, выселить семьи казаков, и заменить их крестьянами из малоземельных северных губерний.
• В 1919-м, с приходом на Кубань Добровольческой Армии под командованием А.И. Деникина, была сформирована Особая следственная Комиссия по расследованию злодеяний большевиков, состоящая при главнокомандующем Вооружёнными Силами на Юге России, которая установила, что в октябре 1918 года большевиками был зверски убит священник церкви Убинской станицы Аркадий Добровольский, служивший в ней с 1915 года.
При деникинцах (белых) Пётр Яковенко стал старостой станицы. По старому – атаманом. Старостой его назначили. А он согласился.
В это время на Кубани «бандюковалы красные шкуровцы» (дословно из письма бабушки). Кого так называли? Отряды карателей, которые отбирали хлеб и расстреливали всех, кто не поддерживал Советскую власть?
Примерно 30 сентября - 1 октября 1921 года станицу заняли «красные шкуровцы».
Они начали аресты. В основном родственников Петра Яковенко – старосты (атамана). Но Пётр ушёл в лес. Карп пас волов в горах. Семьи с детьми находились дома. Взяли жену Петра, Полю, жену Дмитрия, жену Ильи и много других людей, закрыли в амбаре и объявили, что если казаки не сдадутся новым властям, то амбар вместе с женщинами сожгут. Карп как узнал об этом, волов привязал и побежал к амбару. Дома маленькие девочки Нина и Валя были.
Поликарп, Дмитрий и Илья, три сына Фёдора Яковенко, были арестованы. А Пётр оказался то ли самым умным, а то ли самым хитрым… он вызволять жену не пошёл.
Женщин отпустили, а мужчин к утру увели в станицу Холмскую. Там и расстреляли на окраине. 2 октября 1921 года. Тела бросили в братскую могилу и кое-как забросали землёй.
Полечка утром понесла еду мужу и узнала где они.
Она пешком пошла в Холмскую. К полудню, пока нашла, у людей спрашивала. На бугре рос кизиловый куст, на нём увидела постолы Карпа (постолы – обувь вместо галош).
Когда нашла могилу, то пришла в ужас – земля на могиле шевелилась! Тогда контрольных выстрелов в голову не делали. И мертвых вперемешку с ранеными свалили в яму, обрекая раненых на чудовищно-мучительную смерть.
Поля бросилась назад, домой, в Убинскую. Дошла к утру. Взяла с собой лопату и соседскую девочку-подростка. Вернулась к могиле только на следующее утро. Она раскопала могилу и вытаскивала из неё тела убитых казаков до тех пор, пока не нашла тело мужа. Она достала его из могилы, но тут с ней случился инсульт, потеряла сознание. Девчонка побежала в Убинскую. Так её утром и нашли, парализованную.
Четыре месяца она лежала. А на руках две дочки малых. Одной четыре года, другой два. А ухаживать за ней было некому. Сёстры детей забрали к себе. Соседи помогали, но так, что всю скотину со двора свели. Даже серьги из ушей у беспомощной женщины вынули.
Свёкор, Фёдор Яковенко, к тому времени очень Полечку полюбил. Она была рукодельница, в приданое принесла в дом швейную машинку. И вообще была ласковая и заботливая. Свёкор одолжил у соседа бричку и пару лошадей, и повёз Полечку лечить в Геленджик к старику-знахарю. Тот молитвой лечил. Знахарь посмотрел Полечку и сказал, что если к утру не заговорит, то уже поздно её лечить. Свёкор ушёл ночевать к лошадям. Время лихое, чтоб не украли лошадей. Утром зашёл проведать Полечку, а она на лавке под образами лежит и говорит:
- Тату, це вы?
Свёкор чуть дара речи не лишился!
Нужно было 12 раз на молодой месяц лечить, а он смог только пять раз её свозить. Больше средств не было. Поля встала на ноги, но речь была плохая. Но по дому всё делала, шила, готовила. А одна рука у неё так полностью и не восстановилась, потом в старости стала сухой.
ПОЛЯ ВДОВА
Поля овдовела в 26 лет. Осталась калекой в двумя детьми, дочками – Ниной и Валей. Семью Поли считали в станице изгоями. Семья врага народа. Поля стала, так называемой, единоличницей. В колхозе не могла работать – здоровье не позволяло. Попробуй после тяжелого инсульта работать наравне со здоровыми! Жили, видимо, с огорода, да ещё шила Поля. Жили трудно и бедно. Как какой переполох в колхозе (зерна не хватает), или вдруг кабанчика зарезала, так бегут к единоличнику. Шомполами весь пол истычут, пол-то земляной. Все углы и сундуки перетряхнут. Хоть добра никакого не было - уволокут что-нибудь. И не докажешь, что украли.
Девочки подросли и Валя (младшая) с 12 лет ходила на работу в колхоз. Её заставили написать заявление о вступлении «в этот кошмар». А старшая, Нина (моя бабушка), не была колхозницей. Она вела ликбез и принимала посильное участие в жизни станицы. Потом уехала в Краснодар. Колхозники тогда паспортов не имели и не могли переселяться в города.
Пётр Яковенко впоследствии оказался в Грузии, в Зугдиди. Семья его переехала к нему. Он был зажиточным, но Поле никогда не помогал. Прабабушка говорила: «Они там огрузинились». Дочери Петра вышли замуж за грузин.
Вот и вспомнилась папина поговорка: «Да у людей черти лучше, чем у нас родственники!»
Вале 3 октября 1935 года исполнилось 16 лет. Тогда же приехал в станицу красавец Коля Бакута. Он был сыном Андрея Бакуты, который с 1891 по 1902 год был станичным атаманом, а потом уехал с семьёй на Дальний Восток. Коля родился в Убинской и приехал на родину искать себе невесту-казачку. Увидел Валю. Приглянулась она ему – посватался. Так нашёл себе «сопливую жену».
Для Поли это было неожиданно! Как дочь отпускать одну на другой конец страны?!! Когда Поля стала возражать против раннего замужества дочери, то сваты спросили у «невесты без места» - согласна ли выйти замуж? Она не раздумывая, ответила:
- Уеду!
Потом она рассказывала уже своей дочери, Светлане, что в тот момент не думала о том, что дальше будет. Главное было убежать из этой бедноты и безысходности! Декабрь месяц, а у неё на ногах парусиновые тапочки! Ну, как тут не уехать, если открывается дорога из этого ада!
А на Дальнем Востоке тогда жизнь была полегче. Николай работал на лесозаводе слесарем, получал деньги, а не как в колхозе - «палочки» (отметки в Табеле выходов об отработанном рабочем дне). Да и человеком он оказался порядочным.
Валя уехала с Николаем. Нина жила и работала в Краснодаре. А Поля оставалась в Убинской.
Году в 1936-37 Нина вышла замуж за Платона Коваленко, моего деда. Они, как говорится, нашли друг друга. Оба были сиротами, знали, каково это.
Он родился 2 декабря 1915 года. На Западной Украине. В деревне под Белгородом-Днестровским. В семье было 9 человек детей. Родители были зажиточными крестьянами. 7 коров держали. Таких называли «кулаками», потому что спали они на кулаках – кулаки от работы не разгибались.
В 1921 году всю семью вырезали. Даже двухмесячную сестрёнку в люльке закололи. Платон был у деда с бабушкой. Залезли бандиты, думали, что у стариков золото есть. Платон залез в печку, под заслонку – маленький был. Сестренка его, Тамара, не знаю, где пряталась. Но только они и остались в живых. Бабушка Нина говорила, что они оба попали в детский дом. В войну связь между ними потерялась. Платон потом долго искал сестру, но так и не нашёл.
Когда Нина с Платоном поженились, они забрали Полю к себе жить.
Они исколесили всю страну в поисках лучшей доли. И Поля ездила с ними. Вообще дед мой, Платон, был непоседа. Умел зарабатывать и искал место, где можно заработать. Переезжали часто с места на место. Папа мой, их старший сын Валерий, говорил, что не успевал привыкнуть к школе, каждый год новая школа. Только в Кустанае осели. И то Платон ездил на уборочную в Алма-Ату и другие места.
Вот, примерный перечень мест, где они жили:
г.Краснодар – там у них родились близнецы Юля и Зоя (умерли во младенчестве);
г.Петропавловск-Казахский – там, в 1940 году родился мой папа;
г.Лесозаводск (на Дальнем Востоке) – всю войну Поля, Нина с детьми Валерой и Юрой (Юра родился в 1942-ом) жили у Вали Бакута, сестры Нины;
г. Мукачев (Молдавия) – в 1945-46 г.г. туда приехала Нина с Полей и детьми, Платон после войны не захотел ехать на Дальний Восток;
село Сарата-Галбенэ (Молдавия);
г.Кустанай (Казахская ССР), совхоз «Красный партизан» - 1954 г.(?) приехали осваивать целинные земли. Платон работал в совхозе на комбайне, а Нина была у него в помощниках.
Потом Платон завёл в совхозе пасеку. Мёд не раздавал, особенно начальству. За это его начальники и не любили.
К бабушке Поле он хорошо относился. Вообще, он был добрый человек, хоть и едкий на язык. Муж Вали, Николай Бакута, пропал без вести в войну. И Валя растила троих детей одна. Платон помогал ей, чем мог, привечал. Валя с детьми с 1949 по 1952 год жила с ними в Молдавии, в Сарато-Галбенэ. Один серьёзный недостаток был у него – сильно любил женщин, и они сами к нему липли.
1956 год.
Поля заболела. И не так, чтобы поболеть и выздороветь, а как-то надолго. Всё лежала.
Нина шила соседке платье. Та пришла на примерку. Разговаривали о том, о сём. Поля позвала их в свою комнату. И у них на глазах выпила уксусную эссенцию. Почему у них на глазах? Ей важно было, чтоб никто не обвинил Нину в её смерти. Соседка стала свидетелем.
Три дня Поля промучилась и умерла.
Не хотела быть обузой дочери. К тому же, помнила, как она 4 месяца лежала после смерти мужа. Вся в пролежнях, во рту всё заплесневело. А пролежни это не просто человек долго лежит в своих экскрементах и ему от них кожу разъело. Это ещё и боль в мышцах, которые требуют работы, и судороги, от которых невозможно уснуть. Постоянная боль. Чем так лежать и ждать смерти, так лучше сразу смерть.
Было Полечке 61 год.
Похоронена в совхозе «Красный партизан», г.Кустанай. Сейчас это посёлок Амангельды.
Послесловие
Всё это я написала, опираясь на письмо моей тёти Светланы, дочери Вали Бакута. Она его писала со слов моей бабушки, Нины Поликарповны Коваленко, урождённой Яковенко.
В пос. Амангельды остался дом, в котором жила Поля вместе с дочерью Ниной и зятем Платоном. Дом, который дед мой Платон сам строил, потом расширял и достраивал. Дом, в котором всегда был запах мёда и болгарского перца. А в жару в нём было прохладно. Помню крохотную комнатку, в которой стояла железная кровать с панцирной сеткой. Я жила в этой комнатке, когда гостила у дедушки с бабушкой. На дверях висели занавески, с вышитыми крестиком цветами. А в большой комнате помимо зеркала, на стенах висели репродукции картин. Над комодом была большая картина в красивой рамке К.Брюллова «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)»
А на другой стене «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
По наследству дом достался сперва младшему сыну Нины – Юрию Платоновичу Коваленко, а после него – его дочери, Елене Мирошниченко.
Свидетельство о публикации №225052601710