Путь иконописца
Тот ,кто приступает к изучению техники иконописи, прежде всего, необходимо помимо знакомства с рисунком, материалами, способами применения, познать высокое назначение и связь с жизнью Церкви. Иконописцу необходимо понять священный характер этого искусства.
Глава 1
Главный секрет иконописца
Икона- священна, икона – это книга о вере . Через язык линий, красок, она раскрывает Богословие Церкви, нравственное, литургическое и догматическое учение.
Изображённый лик, по правилу Церкви, получает имя через надписание. Этим икона восходит к своему первообразу, усвояется тому, кто на ней изображён. Так что при недостойном , небрежном отношении с иконой оскорбляется первообраз, тот, кто изображён на иконе, а не живопись. Поэтому иконописец, особенно начинающий, должен проникнуться благоговением при написании иконы, молитвенно предстоять перед ней. Вести чистую жизнь христианина. Перед началом обучения иконописи, верующий получает благословение; при поступлении в иконописную школу, обязательно проходят собеседование, экзамены, как по живописи, так и по богословию. Начинающему иконописцу необходимо с самого начала проникнуться благоговением к иконописанию и принять , как святое дело. Уважать тех, кто на протяжении веков потрудился на этом деле, выработали язык иконы, её стиль. Например, святой апостол и евангелист Лука, после которого было бесчисленное множество иконописцев, святых Церкви.
Икона рассчитана на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Назначение иконы – содействовать молитве.
Перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу»( святитель Василий Великий).
Пока ученик не осознает сердцем, душой всей своей жизнью смысл написания икон , он не сможет создать настоящий образ святого. Будут получаться лишь цветные, раскрашенные картинки. Главный секрет иконописца заключается в том , что мастер, создавая икону, отрекается от себя и отдаёт душу Господу, чтобы Он через руки иконописца воплотил Свой Божественный замысел. Есть икона: «Святой апостол Лука пишет первую икону». На этой иконе видим, как рукой апостола движет Ангел. Это идеал, к которому должен стремиться каждый иконописец.
Может ошибаться тот, кто в иконе ищет внешней красивости. Церковное творчество отличается иным пониманием красоты. Духовная красота, выше телесной, и жизнь каждого христианина заключается в восхождении к Первоисточнику этой красоты, к Богу. Чтобы человеку было легко мыслить духовно, Церковь установила мост от мира вещественного к духовному, создав наглядное изображение истин веры, выработав особые формы.
Начинающим иконописцам предлагается работать только по древним образцам. Древняя икона соприкасается с миром иным, божественным, и постигать его правильно, не всякий может. Церковь много веков трудилась через древних иконописцев, чтобы выработать художественную форму иконы. Теперь мы имеем образ иконы, приближенный к миру невещественному. Поэтому копируя икону, иконописец познаёт её, соприкасается с миром, который в ней заключён. Но, чтобы понять икону, нужно время, иногда длительное, и начинается всё с копирования древних икон. В которых, в доступных нам формах, явлено невидимое. Икона, как считает Церковь, может быть сделана «только чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности. Иконописец должен быть смиренным, кротким, благоговейным, не смехотворец, не празднословец, не завистник, не пьяница. Хранить чистоту душевную и телесную, часто исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Собор также повелевает со старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистой Богоматери, по образу, подобию и существу, по лучшим образцам древних иконописцев. Если же кто из учеников начнёт жить не по правилам Церкви, в нечистоте, тех «от иконного дела отлучать».
«Проклят человек творяй дело Господне с небрежением» ( Иер.48,10).
Что копировать, всегда важно следовать совету опытных мастеров.Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, показать, как правильно положить высветления на ликах и одеждах, но цвет можно изобразить верно, только имея опыт копирования древних икон. Техника иконописания сложна и своеобразна. Техника и последовательность выработана древними иконописцами. Поэтому тот, кто начинает осваивать иконописание, должны со всей строгостью придерживаться её.Техника иконописи имеет свою историческую жизнь. Со временем появляются новые материалы, иконописцы изучают их на практике.
Что такое искусство иконы? Часто иконой называют изображение, сделанное на доске. Но изображение может быть написано на стене, на металле, на предметах церковного обихода, вышито, выложено мозаикой и т.д.Искусство иконы - это не только собственно икона, но иконописный образ.Иконопись, часть жизни Церкви, одно из её установлений.
«Я не от мира сего (Ин.8,23), Царство Мое не от мира сего»(Ин.18,36)
Через церковное изображение, иконопись, Церковь хочет выразить в образе своё учение, историю, догматы веры, молитву.
Как выразить благодать или святого? Для этого нет человеческих средств, поэтому церковное искусство веками вырабатывает свой образ, особыми формами, красками, линиями. Язык иконы вырабатывался под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви.
Глава 2
Основные приёмы, характерные для иконописи:
• Иконописный образ, это, прежде всего, образ на плоскости. Такие вещи, как молитва, бесстрастие, Богословие, не могут совмещаться с представлениями о земной пространственности. Иконописец строит композицию, строго подчиняя её доске или стене.
• Такие средства живописи, как линии и краски, сами, конкретно участвуют в создании образа. Очень важно владеть линейным рисунком, которым в древности иконописцы владели в совершенстве. Линия в рисунке, то мягкая, тонкая и плавная, то угловатая, а местами может быть монументальна и выражена. Линия во всем подчиняется чувству ритма, приобретает особое значение в контурах фигур и плоскостей. Рисунку в обучении иконописи уделяется особое внимание.
• Из красок, издревле в иконописи избрана яичная темпера. Из истории известно, что темперная живопись, была общераспространенной в Византии. И эту технику восприняли все христианские народы. Краска, приготовленная на яйце, обладает прочностью и долговечностью. По своим свойствам темпера даёт возможность сохранять плоскостность изображения, и выразительность линии. Яичная темпера способна дать силу тона, оставаясь лёгкой и прозрачной. Для писания иконы есть свои приёмы работы с этой краской. Линейно очерченные плоскости заполняются ровными прозрачными слоями цветовых тонов. Только соприкосновение с преднебесным миром, даёт возможность вдохнуть в жизнь цветовую гармонию иконы.
В иконе, как в отдельных ликах, так и в композиции не можем не ощущать особое веяние примеренности, бесстрастие.
В иконах есть и земля, и растительность, и горки, и здания, архитектура. Выписывая их, иконописец не обращается к натуре, в выявляет главное : спокойный ритм жизни духа. Под простыми формами , одними линиями и красками, мы ощущаем истины сокровенной жизни.
Языку иконы необходимо учиться , постепенно переходя всё к трудным задачам. Иконопись есть искусство традиции, выработанной древностью. И эти традиции передаются из поколения в поколение вплоть до наших дней. Программа и постепенность обучения , традиционны и проверены опытом многих поколений.
Иконописный образ по своему содержанию один, но технически его воспроизведение может отличаться, на грунтованной доске используются одни приёмы, на оштукатуренное стене – другие.
Техника иконописи сложна и своеобразна. Последовательность работы над иконой выработана в древности, и передаётся из поколения в поколение.
Каждая икона состоит из четырёх основных частей, слоёв. Первый слой доска из дерева , или кусок холста. Второй слой – грунт, левкас, который готовится из порошка мела с клеем. Третий слой – живопись, которая состоит из рисунка и красок, пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвёртый слой, защищает живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую плёнку олифы.
Итак, работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись, закрепление олифой.
Глава 3 Выбор основы.
Икона показывает Вечный Божественный мир, и основа доски должна быть прочной и долговечной. Изображения, сделанные на хрупком, быстро портящемся материале, не каноничны. Для изготовления доски используется древесина разных пород:
• Кипарис
• Платан
• Бук
• Самшит
• Липа
• Кипарис
• Сосна
• Ольха
• Ель
• Лиственница
Предпочтение отдаётся кипарису, липе и ольхе.
Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, в них не заводится жучок – точильщик. Липовые и ольховые доски, лёгкие. Доски берёзовые не используют, сучковатое дерево. Осиновые, еловые, сосновые , непрактичны, они очень смолисты, или рыхлы, восприимчивы к перемене температуры и влажности воздуха, отчего коробятся и трескаются. Дуб, под левкасом трескается, его в одном используют под шпонки.
Икона пишется на доске, состоящей из нескольких делянок, собранных таким образом, чтобы со временем доска изгибалась наружу. Доска, предназначенная для иконы должна быть из хорошо высушенного дерева, чем лучше просушена древесина, тем меньше деформируется икона. Иконы, написанные на недостаточно сухих досках, со временем изгибаются. Правильно собранная доска – залог долговечности.
Дерево только склеивается, используется кожный, рыбий клей. По склейке, годовые кольца дерева, должны выходить на лицевую сторону.
В цельной или склеенной из нескольких частей доске, в тыльной стороне поперек древесного волокна делают расширяющие в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки – узкие дощечки, сделанные по форме паза из более крепкого дерева, обычно это сосна, или дуб. Стяжка делается с обратной стороны доски. Может быть трапециевидная, врезная, сквозная, могут быть « ласточки», врезаются по швам доски. Шпонки должны свободно взаимодействовать с доской, поэтому их нельзя приклеивать. Через некоторое время шпонки непременно разорвут икону. К сожалению, есть такие «умельцы». Происходит это потому, что со временем шпонки могут начать свободно двигаться по основе доски, или и вовсе выпасть. Древесина привыкает к климату помещения, где находится икона, и если шпонка начинает свободно двигаться по разу, то благодаря оставленным концам шпонки можно подколотить. Задача шпонки – сдерживать изгиб иконной доски.
В середине доски вырезается углубление, вокруг которого оставляется нетронутым поле. Углубленная часть доски называется ковчегом. Уступ, образуемый ковчегом, называется лузгой. Смысл ковчега – духовный, он символизирует Ковчег Завета, корабль спасения. Глубина ковчега для небольших икон должна быть около 2-2,5 мм, и 3-4 мм для крупных досок. Сами поля , или одинаковые, или верхние и нижние одинаковые, по отношению к боковушкам.
В отличии от картины, роль рамы в иконе исполняют поля, изолируя изображение на иконе от земного, что способствует сосредоточенности молящегося.
Если на доске встречаем сучки тёмно-коричневого цвета, то их лучше удалить, так как со временем они рассыхаются и выпадают. Выковыриваются сучки острым ножиком или шильцем, и перемешав древесную пыль с клеем, заполнить места бывших сучков. Клей используется желатиновый, кожный, мездровый.
Подготовка доски к грунтовке.
Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Её лицевую сторону следует процарапать сеточкой по диагонали каким – либо острым предметом. При этом глубоких царапин надо избегать, они могут вызвать в грунте трещины. Если размер доски небольшой, то с одной стороны, если большой, то и с тыльной стороны, отступив от края 1,5 см.
Для дальнейшей обработки доски под левкас необходим клей. В иконописи используется клей только животного происхождения: столярный, желатиновый, рыбий. Благодаря своей доступности, иконописцы чаще используют желатиновый клей. Склеивающая сила желатина уступает кожному клею. Лучший сорт рыбьего клея добывается из плавательных пузырей хрящевых рыб: белуг, осетров, стерляди и других. Путём очистки, обработки пузырей щелочным раствором, промывки и просушки на солнце. Хороший сорт этого клея обладает большой вяжущей силой, и бесцветен. С таким названием клей продаётся в художественных салонах, но продают под этим названием высушенные пузыри осетровых рыб, из них клей придётся готовить самим. Рыбий клей незаменим в реставрации. Он обладает высокой текучестью, в отличии от желатинового. Это качество рыбьего клея используется при укреплении сыпучего левкасом и отошедшей от основы паволоки.
Глава 4
Паволока
Перед нанесением грунта доска проклеивается, к ней приклеивается ткань-паволока. Паволока – это натуральная ткань, такая как лён, хлопок, канва. Синтетика не годится потому, что не сможет никогда стать единой с остальными частями иконы. Доска, клей, левкас, паволока должны быть природного происхождения, и одинаково реагировать на изменения температуры и влаги в воздухе. Когда всё в иконе гармонично, она живёт своей жизнью, дышит, немного изгибается и возвращается в свой первоначальный вид. Доска-живой природный материал. Паволока-это основа, придающая прочность. От хорошей проволоки зависит сохранность живописи на иконе. Чем крупнее доска, тем плотнее берётся материал. Паволока не должна быть новой, мягкой, её необходимо поварить в кипятке 2-3 часа, просушить и сразу погладить. Марлю, которая используется для маленьких размеров доски, варить не надо. Также можно использовать старую ветошь.
Паволока приклеивается на приклеенную и просушенную доску. Разбухшую от клея паволока немного отжимают и выкладывают на центр доски, разглаживая от центра к краям, выгоняя воздух. При возникновении пузырьков, их размачивают горячим клеем и, при необходимости разрезают бритвой, чтобы клей проник к доске. При работе необходимо избегать сквозняков и отопительных приборов.
Левкас
Левкас -это специальный грунт, на котором пишется икона. Левкас изготавливается из клея и мела. Для пластификации в него добавляется олифа или мёд. Мел, должен быть хорошо просеян, в нем не должно присутствовать не перемолотых частиц. Если Мел низкого качества, то его отмучивают. Этот процесс имеет свою технологию. Для грунта также можно использовать и зубной порошок, но только « детский». Другой сорт содержит соду, если сода попадёт в грунт, то под красками грунт начнёт кипеть, пузыриться, что сделает невозможной работу. От качества мела зависит, как будут ложиться на создаваемую икону краски и золото. Левкас хранят в холодильнике не более недели, закрыв мокрой тряпкой.
Левкас, грунт на доску накладывается шпателем. Для этого используются металлические, деревянные, резиновые, пластиковые шпатели. В старину они имели название « клепики», « гремки». Для этой цели также хорошо подходят пластиковые карточки, имеющие закругленные края и необходимую гибкость. Цветное изображение с карточки необходимо стереть.
Левкас используется холодный. Для этой цели его можно поставить в холодильник. Слои могут быть тонкими, их буквально втирают. Чем они тоньше, тем ровнее и прочнее левкас. Каждый слой перед нанесение хорошо просушивается. Также поверхность иконы должна быть хорошо отшлифована, поэтому шлифование левкаса в процессе наложения делается несколько раз. Левкас можно выравнивать мокрым шпателем, где подсыхающий слой ровняется. Такой левкас шкурить не нужно. Слоёв левкаса должно быть столько, сколько необходимо, чтобы не проявилась паволока во время позолоты. Если делается течение или резьба под позолоту, то левкас должен быть толще.
Глава 5
Тонировка и вощение доски
С обратной стороны, иконописную доску тонируют. Для этого используют самые различные средства: морилку, густую марганцовку, краска ПВА ( умбра жженая). Краска жидко разводится, и доска покрывается несколько раз. Так делается равномерное покрытие.
Для вождения доски используют мастику для натирания пола, воск, растопленный на скипидаре, подогретом на водяной бане. Разведённый скипидаром воск хранится в закрытой банке , и втирается в доску тампоном быстрыми движениями.
Композиция и рисунок
Прежде, чем приступать к работе, иконописец должен не забывать о молитве, благоговейно относится к этому делу, признать его святым. Икона, как изобразительно выраженная молитва и предназначается для молитвы. Молитва, во время работы над иконой, покажет и объяснит без слов, духовно верное решение.
В начале работы над иконой на иконописную доску наносится рисунок. Он является очень ответственным моментом работы. В старых иконописных мастерских нанесение рисунка поручали опытным мастерам –«знаменщикам», которые наносили рисунок на левкас.
Рисунок должен быть графически чётким, линия должна быть уверенная, твёрдая, легко намечающая детали иконы. Линия рисунка должна идти свободно, сочно, живописно, а не быть сухой, однообразной, тонкой, как проволока. С точки зрения композиции рисунок должен быть правильно размещён на плоскости. Хорошему рисунку учатся долгое время, в иконописных школах этому уделяется много времени. На световом столе копируются рисунки с фотографий древних икон, сперва карандашом, а потом линейный рисунок рисуется чёрной тушью или акварелью. Постоянной практикой вырабатывается твёрдость руки и острота глаза.
Способы нанесения рисунка на левкас разнообразны. Раньше рисунок «знаменил» мастер, делая сначала лёгкий набросок углём, а затем прорисовывать его детально на доске кистью черной краской.
Начинающие иконописцы пользуются переводами или прорисями. На них дан контурный рисунок иконы и отмечены тёмные складки. В наше время используют ксероксы, фотоаппараты и другую сканирующую технику. Также, в продаже, сейчас есть брошюры и книги прорисей, но не все они правильные, их необходимо дорабатывать. Надо понимать, что все эти материалы, лишь дополнение для создания настоящего иконописного рисунка.
Для каждого образа обязательно создаётся свой собственный рисунок. На иконописном образе каждая линия рисунка согласована с другими. Взгляд молящегося движется из любой точки изображения, непременно приходя к Лику святого. Хороший иконописный рисунок гармонично вписывается в Ковчег иконы.
Работа над иконой может начинаться и с рисунка на картоне (ватмане). Картон берётся в размер будущей иконы, на нём точно рисуются поля иконы, лузга, и в ковчеге делается подробный рисунок простым карандашом.
Готовый рисунок переносится на доску древним способом, называется он припорох. Рисунок натирается с обратной стороны , снятой с него кальки, пигментом красно-коричневого цвета или простым карандашом. Этот способ подходит, когда не надо много отпечатков.
Но более гармоничный рисунок будет, если делать его сразу же на доске. Когда берёшь в руки чистую доску, смотришь на неё, бывает очень долго с молитвой, и не можешь начать работу. Рядом разложены все изображения святого, читаешь жизнеописание, и чувствуешь, как Сам Святой смотрит на тебя.
Рисунок -это основа иконы, это фундамент.
Сделанный на левкаса рисунок карандашом , и необходимо обвести краской или чёрной тушью, а карандаш стереть. Простой карандаш не должен оставаться на доске, его первоначальные линии могут поступить сквозь живопись, особенно, когда икону покрывают олифой. Красочная живопись имеет прозрачные слои.
На доске можно рисовать и сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Для этого берётся светлый , охристый цвет и делается предварительный рисунок. Затем берётся красный гематит и обводится рисунок, уточняя детали. Так можно уточнять рисунок много , пока он не обретёт форму основного образа. Такая техника применяется над иконами большого размера, это фресковая техника.
Глава 6
Золочение
Есть части иконы, которые необходимо позолотить: фон, нимбы, оплечья, поручи и другие детали. Работа эта выполняется до нанесения красочного слоя.
Там, где будет позолота, необходимо делать графью. Графья наносится цирофкой, маленьким шильцем.
Золото на иконе символизирует божественный Свет. Оно говорит о Вечности. Со временем, золото не чернеет, не подвергается эрозии. Древние мастера всегда стремились, чтобы в иконе было больше золота. Вместо золота, если нет такой возможности, можно использовать светлую охру.
При создании икон используется сусальное золото высокой пробы, белое и жёлтое. Качество позолоты зависит от того, как подготовлена основа, на которую наносится золото. Подготовительные работы занимают очень много времени. Левкас, где будет ложиться золото, должен быть зачищен от мельчайших ризок, оставшихся от шкурки.
Золото наносится на лак мордан, или на полимент (красная глина), в зависимости от поставленных задач. Полимент состоит из красной глины(болюса), клея, воска и жира. Сейчас полимент продаётся в художественных салонах.
При золочение на полимент необходима водка. Мягкой кистью водка наносится на подготовленную поверхность, и когда она начинает подсыхать, лапкой или другой плоской кистью переносится золото. Шлифуется позолота хлопковой ватой или мягкой тканевой салфеткой. При полиментной позолоте, возможно дополнительное шлифование специальным инструментом на основе агата-зубом. Благодаря этому можно выделять орнамент.
Существует много тонкостей и нюансов при позолотных работах, поэтому главное опыт, и учение у опытных мастеров.
Сейчас для золочения появились новые синтетические материалы, с которыми легко золотить. Но высокого качества золочения, как на мордан и полимент, не достичь.
Ассист - это Божественный, нетварный, Фаворский свет. Ассист -это золотые полосочки, «движки», это пучок света, лучик, стремительный свет. Делается ассист по готовой роскрыши, по готовой одежде. Выполняется ассист и на тумбочках, престолах. Часто расписывают ассистом крылья Ангелов.
Собственно ассистом называют клеящее вещество, которое накладывается на некоторые детали иконы для последующего их золочения. Клеящими веществами могут быть чесночный сок и сусло. Есть и современные средства, которые продаются с специализированных магазинах.
Название «украшать ассистом» часто заменяется термином «инокопь». В греческих и итальянских иконах иконопь появилась в 11-12 веках. Во второй половине 16 века, в России.
На дорогих, праздничных иконах возможна нанесение резьбы под позолоту. Рисунок, орнамент, наносится на икону и графится на левкасе. Орнаменты бывают растительные и геометрические. На орнаментах стилизованно могут быть показаны крест, виноградная лоза (напоминание о Евхаристии), лилия (символ чистоты), павлин(символ вечности, нетленности). Также икону украшают эмалями и камнями.
Глава 7
Красочный слой
После нанесения прориси, золочения, приступают к нанесению красочного слоя.
Процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов:
1. Раскрытие иконы, закладка основных тонов;
2. Роспись
3. Пробела – высветление одежд, зданий, горок и пр.
4. Охрение -высветление ликов, волос с последующей их обработкой;
5. Нанесение ассиста
Раскрыть икону (роскрышь) – это заложить основные тона. Каждая икона имеет свой целостный калорит.
Краски у иконописцев необычные, они готовятся из пигмента и связующего. Связующее в иконописных красках- яичный желток ( эмульсия). Краски такие называют яичной темперой. Для приготовления эмульсии берётся яичный желток , который смешивается с сухим белым вином или пивом, в определенных пропорциях. Пигмент смешивается с эмульсией до консистенции жидкой сметаны. Предварительно пигмент перетирается. Для этого используется толстое стекло и хрустальные куранты, могут быть куранты и из яшмы. Можно изготовить курант и самому из толстого стекла. Пигмент должен быть размазан по стеклу тончайшим слоем и хорошо высохнуть. Порошок собирается в баночки, соскребая его со стекла бритвой или скальпелем. Такой пигмент может долго хранится. Перетертые с эмульсией краски, необходимо хранить в холодильнике.
Роскрышь -это раскрытие цвета и пространства. Нанесение красочного слоя происходит постепенно, тонкими лессировочными слоями.
Холодные оттенки краски, такие ,как глауконит и лазурит, наносятся прозрачно, под олифой они теплеют. Все мазки имеют динамичный ритм, наносятся по форме.
Натуральных пигментов великое разнообразие, пигменты, произведённые разными фирмами, имеют различные оттенки. Минералы и охры, найденные в разных местах, немного различны по своему составу, форме кристаллов. Природа многообразна, это творение Божие, каждая частица живёт своей жизнью. Поэтому так важно создавать иконы на основе природных материалов. Таких пигментов великое многообразие: аурипигмент, киноварь, диоптаз, вивианит, охры, гематит, глауконит, лазурит, малахит, Сиена, умбра, Марс, азурит, селадонит…
Краска на фоне иконы должна лежать легко, прозрачно. Всё иконописное пространство дышит. Благодаря этому вся композиция оживает в цвете, что вызывает в нас чувство волнения. На дешёвых типографских иконках этого не видно. Чтобы положить краску легко, нужно мастерство и терпение.
В иконописи используются беличьи кисти разных размеров. Для прорисовки требуется кисть колонок.
Этап раскрытия иконы, когда заполняют красками подготовленный рисунок, характерен для традиционной иконописи. Этого этапа нет в академической живописи.
На иконе-мир нетварный, вечный. В иконописи используются чистые, локальные цвета. Чтобы получить подходящий цвет, нужно соединить несколько красок. Но не все пигменты можно смешивать, что приводит к сложности составления нужных красок.
Самое сложное, написание ликов на иконах. Лики на иконах, не то же самое, что лица живых людей. Религиозная живопись передаёт в выражениях лиц религиозные чувства. На иконе Лики изображены не в их земной жизни, а уже на небе. Они преображены Божественной благодатью, изнутри исходит Фаворский свет. В выражениях Ликов отражается любовь и добродетель, молитва, причастие Вечности.
Глава 7
Надписи и обводки
Обводки украшают и «собирают» икону в единое целое. Если в иконе используется позолота нимба или фона, она нуждается, чтобы её обвели. Золото любит жёсткий контур, без него работа выглядит неряшливой. Толщину обводки диктует, какое письмо на иконе. Предпочтение отдаётся линии, проведенной от руки, без механических инструментов. Линия, проведенная от руки – «живая», смотрится, как органичное продолжение живописи. Опушь (филенка по краю иконы), тоже делают от руки, опираясь средним пальцем о торец руки.
Обводки и надписи – часть иконописной композиции, гармонично дополняющие образ, и являются его неотъемлемой частью. Надпись имени святого подобна нанесению имени новорожденного человека. В древности её делал архиерей, сейчас это действие заменил чин освящения иконы.
Глава 8
Покрытие иконы защитным лаком. Олифление.
Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают олифой. Законченную и достаточно просушенную в течение 5-6 часов. Это очень сложнейший, ответственный, заключительный этап работы. Все ассисты, прописки, надписи, сделанные на золоте, закрепляются лаком-шеллак. В древности икону покрывали льняной олифой-разновидностью лака, приготовленного на основе выверенного льняного масла. Но это покрытие со временем темнеет. Хорошая олифа, должна быть натуральной, льняной, быть светлой, прозрачной. Время её загустения должно быть около 6-8 часов, не более, сутки, до момента высыхания.
Существует большое количество разных рецептов, как по приготовлению олифы, так и по нанесению её. Покрывать икону следует в тёплом помещении, где нет сквозняков. Беречь её от пыли. Сейчас иконы покрывают олифой с добавлением лака ПФ 1/1. Добавленный лак делает поверхность более твёрдым, однородным и тонким.
Послесловие
Наш век-век новых технологий. Появились темперные поливинилацетатные краски, акриловые краски, пластиковые материалы, но древние рецепты остались, и ничто их не заменит. Никакая оргтехника не заменит живую линию. Икона распечатанная или скопированная по новым технологиям, не заменит икону, написанную с молитвой. Как и в прежние времена чувства людей пробуждает любовь и красота. Вера открывает сердца и приводит ко Христу. Молитва не видна глазами, но она открыта верующим сердцам.
Свидетельство о публикации №225052601800