К 1574-летию Аварайрской битвы
При анализе последствий вышеупомянутого сражения эмоции у армянских историков, экспертов, политологов и просто «говорящих голов» сильно зашкаливают. И «моральная победа», и «героическое противостояние». Я понимаю – у армян пока нет военных историков уровня Клаузевица, Свечина или Керсновского, но это еще не повод превратно толковать прошедшие события, тем более, что ложь о прошлой войне приближает новую, а все бедствия проистекают от невежества.
Итак, попытаемся представить себе, что же произошло на самом деле полторы тысячи лет назад, и кто из воюющих сторон достиг своих целей в долгосрочной перспективе?
Если вкратце, то персидская внешняя политика, ориентированная при персидском шахе Йездигерде I (400-421 гг.) на мирные отношения с Восточой Римской империей и защитой христианского населения (в том числе и армян) Персидской империи, сменилась при его внуке, Йездигерде II. Последний, в отличие от своего деда, видел опасность в тесном общении между своими подданными-христианами и христианским населением соседней империи. Армении персидский шах уделял особое внимание: правда, с 428 года армянское царство были ликвидировано, и Армения стала провинцией Персидской империи под начальством своего рода губернатора, пусть и из армянских князей, но назначаемого персидским царем, но шах не забывал, что именно Армения была тем государством, которое еще в 301 г. приняло христианство в качестве официальной государственной религии (как оказалось потом – первым государством в мире).
Рано или поздно общая вера армян и византийцев могла сослужить персам плохую службу, став для императоров Византии предлогом для войны во имя защиты христианского населения Персии. Йездигерд II понимал, что лучше всего избежать подобного развития событий, насадив в Армении господствующий в Персии зороастризм. Зороастризм также мог рассматриваться как связующее звено для цементирования многонациональной империи персов. Переходу армян из христианства в зороастризм Йездигерд Второй придавал решающее значение. Об этом прямо сказано в его письме, посланном армянским князьям (нахарарам): «Когда вы будете исповедовать нашу религию (зороастризм), иберы и албанцы не посмеют противиться нашей воле».
Иберы – это грузины, албанцы (кавказские) – предки современных удинов.
Между тем, в Византийской империи назревала необходимость разобраться с последствиями Эфесского «разбойничьего» собора 449 года. Не вдаваясь в сущность позорных для христианства своими результатами догматических споров («неужели Христос разделился?» (1Кор 1:13), замечу, что организацией Халкидонского собора в Константинополе занялись непосредственно после провозглашения сенатора Маркиана новым императором, т.е. после 24 августа 450 года. И в Персии (как и в Армении) должны были об этом знать.
В рамках стратегического расчета, Йездигерд II не мог не соблазниться попыткой навязать армянам религию, которую исповедовал сам, с целью раз и навсегда обезопасить пределы своего государства от посягательств соседней империи. Поэтому еще весной 450 года он велит армянским князьям явиться в столицу Персидской империи, Ктесифон, где они формально принимают зороастризм. По возвращении в Армению, после публичного покаяния в совершенном, пусть и ради продолжения дальнейшего сопротивления, демонстративном вероотступничестве, армянские князья вновь возвращаются к вере отцов.
Йездигерд II, после поражения от эфалитов, зимой 450/451 годов, смягчает свои требования, но, внезапно, весной 451 года, посылает в Армению экспедиционный корпус под командованием Мушкана Нисалавурта.
Армянские князья, под руководством спарапета (главнокомандующего) Вардана Мамиконяна решают противостоять персам. Исключение составляет партия коллаборационистов, главой которой является «губернатор», наместник шаха, армянский князь Васак Сюни. Не последнюю роль в его «предательстве» играет тот факт, что оба его сына находятся в заложниках при персидском дворе (привет венгерскому вице-адмиралу Хорти из Армении V века!).
Противники встретились, как уже упоминалось, на Аварайрском поле, при реке Тхмут, в провинции (гаваре) Артаз, 26 мая 451 года. Персы использовали боевых слонов, которых перед битвой поили вином, и некоторые из которых были уничтожены армянскими воинами-смертниками в ночь перед сражением. Для этого они пробрались в персидский лагерь, залезли под слонов и перерезали им жилы. Разумеется, не всем храбрецам удалось достичь своей цели, но персам та ночь, наверняка, запомнилась. Ибо армянские воины шли на верную смерть – слон с подрезанными жилами падал прямо на них (очередной привет от армян пятого века японским камикадзе!).
К вечеру 26 мая 451 года персидская армия, превосходящая армянскую в три раза, разгромила войско Вардана Мамиконяна, героически павшего во время битвы. После нее, одновременно с развитием партизанского движения против персов в Армении, начались преследования армянских князей и священников со стороны метрополии. Многие из представителей армянской политической элиты были казнены или сосланы.
И тут происходит необъяснимое: персидский шах казнит и «предателя», князя Васака, а политику по насаждению зороастризма в Армении сворачивает. Армянам дозволяется остаться в христианской вере. Наивно будет предполагать, что он поступает так, испугавшись неорганизованного партизанского движения в стране, которая недавно лишилась как политической, так и военной элиты в Аварайрском сражении, не говоря о высшем руководстве церкви. Где логика поступков Йездигерда II? Если он хотел перехода армян в зороастризм, он бы его достиг. Очевидно, что его целью в мае 451 года было вовсе не это. Персы ограничились тем, что получили гарантии отсутствия армян в Халкидоне.
Персидский шах весной 451 года не мог не знать о подготовке к Халкидонскому собору, на который были приглашены и священники из Персии. Для шаха участие армянских священников в Халкидонском соборе, целью которого было восстановить кафолическое согласие в христианском мире, было недопустимо Такова была тактическая цель персов – не допустить участия армянских священников в Халкидонском соборе. И персы ее достигли.
Еще раз уточним даты: Аварайрское сражении произошло 26 мая 451 г. Халкидонский собор был созван императором Маркианом осенью того же года (8 октября – 1 ноября). Участвовали ли в нем армянские священники? Нет. Неужели не нашлось во всей Армении одного захудалого священника из забытого села, которого можно было бы отправить в Халкидон? Верится с трудом. Может, армянская церковь была столь ревностна в вопросе веры, что сразу же и бесповоротно отвергла Халкидонский Символ веры? Тоже нет. Только в 491 году, на поместном соборе в Вагаршапате, отказалась она принять постановления Халкидонского собора. Более того, еще несколько сотен лет будет метаться армянская церковь между попытками восстановить унию с Константинопольской церковью и окончательно отвергнуть халкидонскую доктрину. Примечательно, что во время персидско-византийской войны 602-628 годов, в 609 году, на очередном Двинском соборе, армянских епископов – сторонников византийского обряда принудили осудить Халкидонский собор. Что за странное совпадение? Как только появляется на горизонте тень персидских воинов, армянские священники отказываются от церковного общения с Византией.
Любопытно также, что армяне не принимали участия и в предшествующем Халкидонскому Эфесском соборе. Но его решения были посланы в Армению, и армянская церковь их приняла. Не странно ли, что ничего подобного не произошло после Халкидонского собора?
Неучастие армянской церкви в Халкидонском соборе, по большому счету, предопределило отрыв армян от европейского пути исторического развития. Отстранение от западного христианского мира – вот к чему привело отсутствие армян на Халкидонском соборе.
Упоминается ли в персидских учебниках Аварайрская битва? С тем же успехом в них могли бы упоминаться бесчисленные сражения, которые происходили между персидской армией и противниками Персидской империи на ее восточных границах. Аварайрская битва была карательной экспедицией, которая, в долгосрочной перспективе, достигла своих целей: армянские священники не поехали на Халкидонский собор.
Мы знаем, что об Аварайрской битве пишут армянские хронисты, но заметим, что армянский народ не придал большого значения Аварайрскому сражению. Некоторые скажут: сельчане, деревенщины не осознали масштабность происшедшего. Н спорю. Армянские крестьяне, с 405 года, были людьми грамотными, но грамотный человек еще не есть человек просвещенный. Тем более, когда речь идет о пятом веке нашей эры. Но есть одно «но». В трезвом мышлении не откажешь ни одному народу. Ощути армяне запах настоящей победы в 451 году, они бы сочинили и песни, и сказания, и легенды в честь падших героев. Но 451 год, сколько бы нас не убеждали в достижении «моральной победы», не принес армянам ощущения победы армянского оружия или дипломатического превосходства. Наоборот,
И армянский народ рассудил, что восхвалять поступок Мамиконяна не следует. Поражение никогда не звучит в унисон с литературной эйфорией и поэтическим подъемом среди широких народных масс.
Наоборот, армянский эпос, «Давид Сасунский» сформировался позже, во время восстаний против арабского ига. Два века боролись армяне против захватчиков, два века лилась кровь, слышались стенания, лились слезы на армянской земле. Но, в конечном итоге, борьба армянского народа против арабов увенчалась успехом: была восстановлена армянская государственность – на армянском троне воцарилась династия Багратуни (Багратидов). Целенаправленную, совместную деятельность элиты и простого люда по освобождению родной земли армяне воспели.
Эпос не создают во время и после поражений. Эпос появляется после побед. И этим все сказано.
Армянские историки и аналитики могут сколько им угодно утверждать обратное, но факт остается фактом – после Аварайра у армян не имеется никаких «Плачей» или «Песней». А после победы над арабами (которая досталась дорогой ценой) был создан целый эпос.
Бесспорно, однако, что Аварайрская битва являлась первым, подлинно крестовым походом за веру. В отличие от Крестовых походов, организованных полуголодными европейскими рыцарями и алчными представителями католической церкви, сообща решавшими назревшие в Европе политические и экономические вопросы, армянские князья, крестьяне и священники защищали свою веру на родной земле. Пусть мало кто из них разбирался в политических хитросплетениях того времени, пусть они были ограничены узким мирком своего сознания, тем не менее, геройство их заключается вовсе не в том, что они одержали какую-то «моральную победу» или совершили какой-то героизм, тем более «защитили родную землю» (она и так была частью Персидской империи в то время, и персам не имело смысла завоевывать собственную провинцию), а именно в том, что, задолго до Клермонского собора, они пошли на верную смерть за собственные убеждения. В этом и заключается их подвиг. В этом – их пример для подражания всем последующим поколениям. И слова хрониста Егише о том, что смерть неосознанная – смерть, но смерть осознанная – бессмертие, будут сопровождать армянскую нацию до скончания века, сколь не негодовали бы ее враги. Им стоит запомнить ответ армян, данный персидскому царю в 449 году: «В делах государственных мы подвластны тебе, но что до веры, остаемся с Христом. В вере нашей никто не волен нас поколебать: ни ангелы, ни люди, ни меч и ни огонь, и мы не дети, чтобы лгать тебе, а все в нас нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и уйти прочь – и ныне, и присно, и во веки веков». Нынешним и будущим власть имущим мира сего хорошо бы запомнить это послание из пятого века.
Свидетельство о публикации №225052601833