Отдых праздники для женщин в Древней Греции
Отдых древних греков
Самые ранние сведения о том, чем занимались древние греки в свободное от работы время, содержатся в разных письменных источниках того времени: в текстах комедий и трагедий, в книгах историков и писателей, а также в рисунках на разнообразных вазах. Из них мы узнаем, что древние греки любили больше всего — это философствовать и ничего не делать, потом — есть и развлекаться, затем — гулять (volta) и соревноваться (agon), и, наконец, путешествовать по морю и создавать что-то новое.
В календаре праздников классических Афин в течение года проводилось множество различных мероприятий, когда население полиса «культурно отдыхало» по несколько дней кряду, что составляло около 120 выходных дней. На этом можно было бы статью и закончить, но мне интересно было «покопаться» в этом «поглубже».
Что такое вообще отдых
Для меня лично отдых - это свободное время, когда можно делать все, что нравится или ничего не делать, но есть нюансы... Такой отдых я очень люблю и думаю, что это — самая древняя практика времяпровождения (далее досуг). Очевидно, что отдых и досуг так же стары, как и человечество. Но многим людям во всём мире трудно распознать, что такое отдых, а что такое досуг, даже когда они им активно занимаются. Отчасти проблема связана с самим понятием «досуг-отдых или отдых-досуг», поскольку трудно найти достаточно точные термины для обозначения того, что является отдыхом или досугом, а что не является досугом или отдыхом.
Досуг — это не принуждаемая, контекстуально обусловленная деятельность, которой люди занимаются в свободное время, которую они хотят делать и которую они на самом деле делают, используя свои способности и ресурсы, получая от этого удовлетворение. Кстати, синоним "досуга" это - приятное времяпровождение.
Наверное, нужно также прояснить, что такое термин «времяпровождение» — это способ проводить свободное время в состоянии особого "ничегонеделания", и обычно различают всего два типа: с пользой или без толку. Хотя само понятие «ничегонеделание», в свою очередь, трудно отнести к отдыху или досугу. Вспомните рассказ о том, как Исаак Ньютон сидел в саду под любимой яблоней и размышлял, и ему на голову упало яблоко. А могло и не упасть, и тогда не родился бы закон всемирного тяготения.
Однако, если поразмышлять над глаголом «сидел», можно с уверенностью сказать, что он относится к терминам «времяпровождение или отдых или досуг или ничегонеделание», а вот с глаголом «размышлял» выходит совсем другая «петрушка» — это не то, не другое и не третье. А что? «Всё в мире относительно», как сказал другой великий ученый, но не будем здесь переходить на личности. Ведь статья об отдыхе...
Еще немного информации для понимания "отдыха"
Отдых (далее «мероприятие») древних греков был довольно разнообразен и в то же время подчинен строгим канонам: существовали мероприятия только для женщин, отдельный «круг общения» был у мужчин, однако и те, и другие обязаны были посещать государственные, так сказать, мероприятия, ходить на праздники и собрания, соблюдать определенные семейные традиции, совершать религиозные поклонения многочисленным богам. Приятнее всего было принимать участие в различных соревнованиях, будь то спортивные, музыкальные, поэтические и прочие. И только общие собрания оставались сугубо деловыми, шумными и стрессовыми, а потому они к отдыху не относятся. От слова совсем. Лучше обратим взор на культурный досуг... на праздники, которых было много и кажется, что они там «только и делали, что ничего не делали»...
Праздники для женщин
Семейные праздники и традиции
Амфидромия (греч. Amphidromia) — этот ритуал отмечался на пятый или седьмой день после рождения ребёнка. То был семейный праздник афинян, на котором новорождённого представляли семье: отец или повитуха обносили младенца вокруг домашнего очага, показывая его богам и ближним родственникам, а дети из бедных семей сразу получали имя. Дети из более богатых семей проходили церемонию наречения именем на десятый день — «Декате» (греч. ;;;;;;), и эта церемония, в отличие от Амфидромии, была открытой для широкой публики (по приглашениям, конечно).
Для этого торжественного обряда не назначали какой-то конкретный день, но он проводился не сразу после рождения ребёнка, так как считалось, что большинство детей умирало до седьмого дня, и поэтому обряд обычно откладывали на неопределенный срок, чтобы была хоть какая-то вероятность того, что ребёнок выживет.
Согласно Суде, на празднике женщины, помогавшие при родах, "умывали" руки, но это очищение предшествовало настоящему торжеству. Друзья и родственники собирались на пирушку, которая проводилась вечером, и обычно приходили с подарками, среди которых упоминаются ценные из-за своего красного пигмента тушки каракатиц и морские кораллы. Дом снаружи украшали оливковыми ветвями, если ребёнок был мальчиком, или гирляндами из шерстяной пряжи, если ребёнок был девочкой, и праздновали день рождения младенца.
Апатурия (др.-греч. ;;;;;;;;;) — 11, 12 и 13 числа месяца Пианопсион (октябрь/ноября аттического календаря) проходил праздник Апатурия, известный как праздник принятия греческого гражданства и совершеннолетия. На этом празднике различные фратрии Аттики (семейные кланы) собирались на ужин, чтобы обсудить дела клана, а также представить своих сыновей и дочерей, и приносили клятву о законности их происхождения. Клятва давалась для сохранения чистоты крови. После клятвы приносилось в жертву животное (при чем за государственный счет) — овца или коза, а затем имена детей записывались в реестр.
Во время этого праздника мальчики, достигшие совершеннолетия (18 лет), должны были состричь волосы для участия в церемонии Куреон (греч. ;;;;;;;;) — принятие в ряды эфебов (участников двухлетней программы военной и гражданской подготовки). Тогда же они давали торжественную клятву на верность своему городу, божествам и законам полиса. «Куреон» — это одно из трёх главных событий в жизни любого грека той поры: рождение, «куреон» и свадьба.
Некисия (греч. ;;;;;;;) — это название жертвоприношений у древних греков в годовщину смерти родственника, то есть день поминания усопших с подношениями вина, масла, благовоний и принесением в жертву петуха или курицы непременно черного цвета. Обычно его отмечали в кругу родственников, но со временем ритуал изменился. По мнению некоторых исследователей, Некисия была тем же ритуалом, что и Немесия (греч. ;;;;;;;). Так как целью обоих было отвратить Немезиду мертвых, которые, как предполагали древние люди, обладали властью наказывать живых, если ими каким-либо образом пренебрегали.
Во времена реформ Солона (640-560 год до н.э. древнегреческий архонт, реформатор, поэт) праздник памяти умерших стали называть почему-то Генезиа (греч. ;;;;;;;) и проводили официально и повсеместно на 5-й день месяца Боэдромиона (сентябрь/октябрь). В этот день жители Аттики украшали могилы родственников цветами, приносили жертвенные дары и совершали возлияния водой, молоком или мёдом (не вином) и произносили торжественные речи.
В то же время Генезиа - это не совсем праздник, это своего рода поминальный ритуал, во врем которого город-полис признавал свой долг перед погибшими, особенно перед теми, кто пожертвовал собой в битве за Отечество.
Свадьбы в Древней Греции проходили в месяц Гамелион (январь/февраль) и были не только личным, но и важным общественным событием, которое сопровождалось особыми ритуалами и состояло из нескольких этапов. Проаулия (греч. proaulia) — церемония подготовки невесты к свадьбе, когда она проводила время с матерью и подружками, приносила жертвы богам, особенно Артемиде, покровительнице девственниц; купалась в водах из источника Каллирои — то был ритуал очищения и переход в новый статус.
Потом наступало время свадьбы — церемония Гамос (греч. ;;;;;), когда невеста облачалась в роскошный наряд (по меркам той эпохи) и покрывалась шафрановой вуалью, жених надевал праздничный хитон. Затем жених и невеста направлялись к алтарю в сопровождении гостей с факелами и музыкантов, игравших на флейтах. Завершался «гамос» пиром в доме невесты, на котором пели хвалебные оды богам, устраивали шуточные сценки и танцевали.
И вот наступал завершающий этап свадьбы — Эпаулия (греч. epaulia) — день подарков, когда родственники и гости осыпали новобрачных подарками, а невеста вручала мужу тунику — хланис (греч. ;;;;;;), которую ткала своими руками. Наконец, молодожены отправлялись в дом жениха — впереди шла мать невесты с факелом, зажжённым от очага родного дома, которым потом зажигался огонь в новом жилище будущих супругов, изображения домашних божеств окроплялись святой водой из источника у Асклепиона.
***
В Древней Греции существовали праздники, которые предназначались только для женщин, — это Thesmophoria, Proerosia, Adonia, Skira, Skirophoria, Haloa, Arrephoria и, наверное, были другие. Безусловно, женщины вместе со всеми участвовали во многих других общественных и религиозных праздниках, а дома совершали ритуалы поклонения тем божествам, которых лично боготворили и в чью помощь и защиту верили.
Праздник Фесмофория (греч. ;;;;;;;;;;) - устраивался в честь Деметры Законодательницы (;;;;;;;;;;), основательницы земледелия, гражданского общества, а также законных брачных отношений, и дочери ее Персефоны. Его отмечали 11, 12 и 13 числа месяца Пьянопсион (октябрь/ноябрь), но в некоторых районах древней Греции он длился намного дольше - 5 и даже 10 дней. Он давал женщинам возможность самоутвердиться в обществе, укреплял традиционный образ жизни и узы брака, в частности.
Все праздники в честь Деметры были включены в официальный календарь, в честь Деметры был построен даже храм-святилище так называемый Фесмофорий (греч. Thesmophorion), где только женщины могли проводить время в уединении, совершая свои личные ритуалы.
В первый день Фесмофориа женщины собирались в определённом месте и потом все вместе отправлялись в Галимунт (дем в пригороде Афин), обмениваясь по дороге шутками и насмешками. Во второй день праздника приносили в жертву свиней. В третий день, который назывался Каламиа (греч. кalameia), женщины возвращались в Афины и молились богине Каллигенее (греч. Kalligeneia) о защите женского здоровья и плодовитости.
Четвёртый день праздника проводился в посте и унынии, а в пятый день устраивался веселый пир, с играми и плясками. Характер праздника изображён в дошедшей до нас комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий» (411 год до н.э.).
Проэросия (греч. ;;;;;;;;;) — праздник также в честь Деметры, который проводился в начале сельскохозяйственного сезона в знак благодарности и за благословение. В древности он проводился в храме Деметры в Элевсине (во время Элевсинских мистерий). Название отражает суть обрядов: «жертвоприношение перед вспахиванием земли под посев».
Согласно мифу, вся Эллада одно время долго страдала от ужасного голода (или чумы). Тогда Дельфийский оракул предрек, что якобы сам Аполлон повелел отдать в храм Деметры, что в Элевсине, десятую часть первого урожая от всех эллинов. С тех пор, за исключением периода войны, в Элевсин ежегодно привозили подношения со всей Эллады.
За его помощь дельфийскому Аполлону также приносили жертвы во время празднования Проэросии. Есть некоторые разногласия по поводу даты проведения фестиваля. Многие современные источники датируют этот праздник 5 числом месяца Пьянпесион, но новые исследования показывают, что из-за того, что в этот день отмечали другой праздник, то Проэросия выходил на следующий день, то есть на 6 число того же месяца.
Праздник Проэросиа отмечали первыми плодами или любыми продуктами из зерна (хлеб, лепешки) с возлиянием кикеона (греч. k;ke;;;;) - древнегреческий напиток. Кикеон варили преимущественно женщины из ячменя, воды (или вина), добавляли разнообразные травы, специи и тёртый козий сыр. Иногда клали ложку мёда для сладости и получался психотропный напиток из-за смешения трав и специй, которые входили в его состав (мята, котовник, тимьян и другие), хотя, по-видимому, можно было использовать любую траву, которая придавала напитку аромат.
Адониа (греч. Adonia) — фестиваль, который ежегодно отмечали женщины в Древней Греции в честь смерти Адониса, супруга Афродиты. Обычно праздник проводили в середине лета. Для него характерны интенсивные эмоциональные проявления скорби и символические ритуалы, отражающие короткую жизнь и безвременную смерть Адониса.
Во время фестиваля женщины сажали «сады Адониса» из быстрорастущих растений, например салата, фенхеля или пшеницы, в неглубокие горшки или корзины. Эти растения размещали на крышах, где они быстро прорастали под жарким солнцем, но так же быстро и увядали. Этот быстрый рост и увядание символизировали краткость жизни Адониса и служили метафорой непостоянства красоты и молодости. В конце фестиваля проводили символическую похоронную процессию, в которой чучело Адониса вместе с увядающими растениями несли к морю и бросали в воду.
В Афинах проводился довольно «необычный» женский фестиваль, который был способом выразить протест против власти мужчин и расширить права и возможности женщин в обществе — это праздник Скира (греч. ;;;;;). Он посвящался богине Афине (победительнице) и проводился обычно летом в месяц Скирофорион (июнь/июль), поэтому его путают с другим праздником с созвучным названием.
Также Скира был известен как праздник "расторжения брачный уз", и отличался своей распущенностью. Его организовывали сами женщины с целью позлить мужчин, которые оставались дома и играли в кости (греч. dice). Так во время фестиваля по древнему обычаю женщины ели чеснок назло мужчинам, так как чеснок связывали с сексуальным воздержанием. В то время верили, что воздержание от секса повысит фертильность после праздника. Также все вместе они приносили жертвы и пировали за счёт мужчин.
Между прочим, Скира — место действия комедии Аристофана «Ecclesiazusae» (393 до н. э.), в которой женщины используют возможность, предоставленную им фестивалем, чтобы осуществить свой план по свержению мужского господства.
Скирофория (греч. ;;;;;;;;;;) - другой женский праздник только своим названием частично походил на праздник Скира, и проводился он 12 числа месяца Скирофорион (июнь/июль) в честь Деметры и Персефоны с целью помолиться о сохранности посевов от наступающей летней жары и от дождя...
Процедура праздника была очень торжественной: проходило шествие из собравшихся женщин, во главе процессии шел и нес большой белый зонт член самой богатой и именитой семьи, за ним следовала жрица храма Афины и жрецы храмов Посейдона и Гелиоса. По сложившейся традиции шествие начиналось от Акрополя и так двигалось до места назначения под названием Скирон, где находился храм Афины Скирады.
Вообще-то, Скирон - это участок плодородной земли за пределами города по дороге в Элевсин, на котором впервые в истории греков вырастили урожай злаковых. Возможно, что ту местность назвали так в честь Скироса, элевсинского провидца, погибшего в битве на Элевсинской дороге (греч. ;;;;; ;;;;), где также погиб афинский царь Эрехтей.
Этот праздник был связан с ритуальной молитвой древних греков «о даровании им наилучших погодных условий для сбора урожая и обмолота зерна», когда требовалось много солнца для просушки и отсутствие дождей. Праздник Скирофориа на самом деле был символическим ритуалом провозглашения победы Афины (символ «солнца») над Посейдоном (символ «дождя»).
Аррефориа (греч. ;; ;;;;;;;;;) — праздник в честь Афины-девственницы имел мистический характер и совершался в том же месяце Скирофорионе, что и другие женские праздники. Этот праздник также называли Герсифория в честь Герсы, дочери царя Кекропса (согласно древнегреческой мифологии). Церемонию совершали две из четырех девочек (7–11 лет из знатных родов), которые в течение года служили в храме Аррефорион на Акрополе: они поливали оливу Афины, носили воду для нужд храма и ткали пеплос для статуи богини (который одевали на статую во время Панафинейских игр).
Накануне праздника ночью они относили два сосуда с неизвестным содержимым в место под Акрополем с названием «сад Афродиты». Там они спускались в пещеру, оставляли то, что принесли с собой, и выносили оттуда какие-то другие предметы, также им неизвестные и тщательно закрытые. Наверное, то были сосуды со змеями, как сказано в мифе про дочерей царя Кекропса. Исполнением этого обряда девочки-аррефоры (носительницы тайны) оканчивали свою службу в храме, продолжавшуюся один год. Данный обряд, видимо, совершали с целью вымолить освежающую росу на жаркое время года.
Халоа или Алоа (греч. ;;;;)— древнегреческий фестиваль в честь Деметры, Диониса и Посейдона. Проводился в Элевсине в конце декабря или начале января. Считается, что празднование Haloa было попыткой восстановить потерянное плодородие земли, а также в годы, когда было очевидно, что урожай плохо растёт, чтобы повернуть ход природы и помочь слабым побегам выжить в зимние месяцы.
На фестивале присутствовали только гетеры и свободные женщины полиса. По одной из теорий, во время него разыгрывали непристойные шутки и играли в игры, а также обсуждали вопросы секса и запретной любви. Участницы приносили вотивные фигурки из глины детородных органов, а стол для пира был уставлен блюдами, напоминающими половые органы. После пира женщины танцевали вокруг гигантского фаллоса, оставляли ему подношения и занимались ритуальной непристойностью.
Герейские игры (греч. Heraea) — древнегреческие празднества во славу богини Геры или Общеэллинские игры, во время которых проводились спортивные соревнования по бегу среди девушек. Игры проводились один раз в четыре года в Олимпии, через месяц после античной Олимпиады. Их организовывали 16 жриц богини Геры. В состязаниях, состоявших только из бега на дистанцию 5/6 стадия (около 160 м), участвовали только девушки.
Они бежали в короткой одежде, с распущенными волосами. Победительницам вручали оливковый венок и в их честь в храме Геры ставили статуи. Победительница становилась жрицей Геры в том городе, из которого происходила. По одной из легенд, Герейские игры или Герайи учредила Гиппидамия, дочь царя Эномая, в благодарность богине за то, что та помогла устроить брак с Пелопом.
Афродизия (греч. ;;;;;;;;;) - ежегодный фестиваль проводился в честь богини любви и красоты Афродиты Пандимос, которая олицетворяла земную любовь, в то время как Афродита Урания - духовную. Фестиваль проходил в нескольких древнегреческих городах, но было особенно важным мероприятием в Афинах и на острове Кипр, где в честь Афродиты устраивалось великолепное празднество. Фестиваль проводился в течение месяца Гекатомбеон, то есть с третьей недели июля до третьей недели августа по григорианскому календарю.
Этот праздник длился несколько дней: в течение первого дня на алтаре богини красоты приносили в жертву голубя (птицу Афродиты), сжигали благовония из миртового дерева, а статую Афродиты и ее спутницы Пейто (богиня убеждения) украшали морскими раковинами, розами и несли, чтобы омыть в чистых водах морских, потом алтарь Афродиты и Пейто кропили чистой родниковой водой. Танцевали, пели и устраивали веселые игры все последующие дни.
Браурония (греч. Brauronia, Arkteia) - праздник с двойным названием и двойным смыслом. Легенда гласит, что однажды медведь убил девушку, в отместку ее братья убили медведя, чем очень расстроили Артемиду. Чтобы задобрить богиню был учреждён праздник Браурониа (возможно, названный так в честь дема Браурон). Этот праздник ввел в официальный список афинских праздников Писистрат (VI век до н.э.), когда стал тираном Аттики (так как был родом из дема Браурон).
Праздник Браурония - самый старый из всех подобных в честь Артемиды, отмечался один раз в 4 года, в нем участвовали девочки и молодые девушки, вступающие во взрослую жизнь. Участие в празднике было обязательным для всех девушек Аттики, которые приносили с собой инжир для подношения богине. На серии ваз, найденных в святилищах Арктейоиа, изображены девушки, как обнажённые, так и в коротких хитонах, которые, по-видимому, занимаются различными ритуальными действиями и активными играми: девушки преследуют друг друга в состязании, символизирующем изменение их статуса с «дикого» на «ручной».
Во время праздника исполнялся также танец Арктея в честь богини Артемиды: участвовавшие в нем девушки (до 10 лет), которых называли «арктеи» (маленькие медведицы), под мелодию диаулоса (двойной флейты) имитировали медленные движения и шаги медведя.
Изначально участницы надевали настоящие медвежьи шкуры, но к V веку до н. э. медведей на всех стало не хватать. Шкуры заменили на крокотон - это короткие хитоны шафраново-жёлтого цвета, которые символизировали медвежьи шкуры и «сбрасывались» во время финального ритуала, символизируя наступившее взросление.
Мунихиа (греч. ;;;;;;;;) - этот фестиваль проводился также в честь Артемиды (Мунихии) в одном из ее качеств - богини Луны, и справлялся 16 числа месяца Мунихион (конец апреля — начало мая). В этот день Артемиду Мунихию чествовали за то, что она даровала эллинам победу над персами в битве при Саламине "из-за полнолуния в ночь битвы".
В стародавние времена храм Артемиды находился на высоком холме возле гавани с названием Мунихия, названном в честь древнегреческого героя Мунихия (сейчас район Кастелла, Пирей). Во время праздника молодые девушки шествовали из Афин к храму, неся зелёные оливковые ветви, и остальные участницы праздника следовали за ними, неся особые жертвенные лепешки или пироги, которые назывались «амфифоны» (греч. ;;;;;;;;;;, что означает «сияющие»). Эти круглые белые пироги украшались дадиями (греч. dadia маленькими зажжёнными свечами), они, должно быть, символизировали полную луну и предназначались в дар богине, также как и коза, которую приносили в жертву на алтаре.
Некоторые исследователи говорят, что был, возможно, и большой пирог «Амфифон», название которого может означать "сияющий двойным светом, потому что в этот день луна заходит в то же время, что и восходит солнце, и небо освещается ими обоими».
В эллинистическую эпоху праздник стал всеобщим, широко отмечался именно в порту Пирей, а завершался гонкой на лодках, в которой участвовали эфебы — молодые люди, проходящие военную подготовку.
Агрионии (греч. ;;;;;;;;) - у древних греков празднества в честь Диониса Агрионийского; совершались в богатом городе Орхомен в Беотии ночью, с участием только женщин «губительниц» и одетых во все черное жрецов Вакха. Мужья оставались дома в роли «скорбящих».
Этот безумный обычай проведения ночного празднества зародился в подражание одного мифического случая безумства трёх сестёр, дочерей царя Миния (основателя города): якобы они долго воздерживались от вакхического исступления (не пили вино), но наконец опьянели и, обезумев, запылали неодолимой страстью к человеческому мясу. Гиппас, сын одной из дочерей, когда на него пал жребий, был ими съеден. Отсюда название дев — «губительницы» (греч. ;;;;;), а мужей — «скорбящие» (греч. ;;;;;;;). Миф изложен в трагедии Эсхила «Шерстечесальщицы» (первая половина V века до н. э.).
Начинался праздник (точнее, кровавая расправа) поисками исчезнувшего Диониса: девушки собирались перед храмом Бахуса и бросались с того места бежать; один из жрецов догонял их с мечом в руке и мог настигнутую убить, что случалось во времена Плутарха. Но в эпоху Павсания (V век до н.э.) убийств во время данного праздника уже избегали оттого, что один жрец за убийство был навсегда исключён из сословия жрецов. Во время Агрионий, однако, древние греки-беотийцы практиковали сыроедение мяса священных животных.
После всеобщих возгласов девушек, что Дионис укрылся у Муз, поиски прекращались и устраивали пиршество, затем разгадывали загадки (подумать только, любимое занятие древних греков).
Антестерия (греч. ;;;;;;;;;;) — «Праздник цветов» в Древней Греции, посвящённый пробуждению весны, появлению первых цветов и памяти умерших. Праздник был связан с культом Диониса Антеоса (греч. ;nthios означает "цветущий"), в Афинах он проходил в феврале (месяц Антестерион) и продолжался три дня. До введения культа Диониса Антестерии устраивали в честь Гекаты и Флоры, почитался также Гермес. Во время праздника в жертву приносились цветы.
«;;;;;;;;;; ;;;;;;;;»
В других областях древней Греции, например, на Сицилии (Италия) и на Пелопоннесе, этот праздник отмечался в честь Персефоны и её возвращения из царства мёртвых. Женщины собирали цветы в полях и делали венки из свежих цветов так же, как Персефона собирала цветы на лугах вместе с нимфами-океанидами, когда её похитил Аид.
"Это был цветочный фестиваль, что Греция ежегодно отмечала в память возвращения Персефоны из подземного мира. Это был прекрасный во всех отношениях фестиваль; наполненный по-гречески сочетанием молодости и красоты и солнечного света, цветов, музыки, любви и веселья; наполненный мимолетными ассоциациями и грустными воспоминаниями; и радужными надеждами, и эмоциями такими милыми сердцу, что не захочется менять даже на радость обладания. Он содержал все лучшие элементы греческой жизни, и был одним из чудесных моментов, через который Хелена принесла на землю Олимпийских богов благословение, и радость, и веселость небесную. Менее трагичный, чем Адония, менее мистический, чем Дионисия, но все же содержащий значительность в ее церемонии и глубину, чем просто форму. Антестерия был любимым фестивалем женщин, на который они с радостью собирались". (from Fraser's Magazine, The Anthesphoria at Athens, p.169)
Этот праздник сохранился и по сей день, особенно Первое мая, благодаря богатым мероприятиям во многих муниципалитетах Греции.
Во время празднования Антестерии устраивался обряд Эора или "катание на качелях" (греч. Ai;ra), который проводился, возможно, в честь Эригоны, дочери Икария. По легенде, Эригона повесилась, когда обнаружила тело мертвого отца. Икарий был последователем Диониса, поэтому бог вина наказал Афины, вызвав безумие у молодых афинских девушек: они стали тоже почему-то вешаться. И чтобы это безумство прекратить расспросили оракула, тот ответил, что Икария и Эригону следует умилостивить с помощью праздника, что и было незамедлительно сделано.
The festival of Anthesteria at Athens: side A: satyr swinging a woman;
inscription: EIA O EIA KALE", ca. 440 BC
Возникновение этого древнегреческого обряда трактуют по-разному. Для одних он символизировал переход с земли в царство мёртвых Эригоны, которая повесилась на дереве. Для других представлял собой символическое искупление афинских девушек за смерть Эригоны. Или, вообще, этот обряд служил для умилостивления плодородия земли и не имел никакого отношения к Эригоне.
Ведь для древних греков «дерево» было символом процветания и жизни. Потому-то во время фестиваля афинские девушки качались на верёвках, привязанных к двум деревьям, и пели песню «;; ;;;; ;;;;;;;», написанную Ксенофаном Колофонским. На деревья, кроме того, вешали различные маленькие вотивные изображения и приносили в жертву фрукты, но главное — от души и обильно пировали, из-за чего этот праздник иногда называют «;;;;;;;;;». А еще называют ;;;;;; (из-за скитаний Эригоны, дочери Икария), и получается, что легенда, которая была упомянута первой, кажется наиболее правдоподобной.
По мнению большинства исследователей мифологии Древней Греции, искупительный обряд «качания на качелях» должен был заменить кровавые жертвоприношения и являлся частью так называемого очищения движением воздуха, что происходило обычно во время вакхических обрядов и могло сопровождаться также очищением водой и огнем.
Конкурс красоты (греч. ;;;;;;;;;;) — это тоже своеобразный женский праздник. Тут всезнающая Алиса мне подсказывает, что наиболее давний документально подтверждённый случай проведения конкурса красоты произошел в Аркадии (Пелопоннес) в V веке до н. э., когда правил там тиран (диктатор, узурпатор власти насильственным путем) Кипсел, который учредил его и посвятил богине Деметре Элевсинской.
Первой победительницей, конечно, стала его жена — Геродика, а женщин, принимавших участие в конкурсе и победившую, называли «златоносицы» (греч. ;;;;;;;;;;, за расшитые золотом одежды). Но, как часто бывает, титул завоевала одна, а непревзойденной красавицей (после самой богини Афродиты) навсегда осталась в истории другая — древнегреческая гетера по имени Лаис Коринфская.
И все же самым первым конкурсом красоты в истории человечества единогласно считается мифическое состязание трёх богинь: Геры, Афины и Афродиты. Судьёй они выбрали Париса (человека), который отдал главный приз — яблоко и звание Прекраснейшей — Афродите.
***
Целью всех тех женских праздников было не только дать отдохнуть женщинам от повседневных забот по дому, но и в оригинальной форме обучить женщин с молодых лет - жизни в социуме, терпению, храбрости, трудовым навыкам и женской доле в замужестве. Так в V веке до н. э. Аристофан в своей комедийной пьесе «Лисистрата» описал, как это примерно проходило в ту пору:
"Ибо в семь лет или около того я стала жрицей в Эрехтейском храме Богини; а в десять лет на этом холме я молола муку на мельнице. Для пирогов, которые выставляют на обозрение нашей Госпоже. Затем я отправилась в город Браурон и надела жёлтое платье. Чтобы идти в процессии в образе Медведя; чтобы получить высший балл, я несла священную корзину на голове на празднике Афины, когда была молода и прекрасна".
Любопытную информацию вычитала о молодых девушках (канефоры), что носили ритуальные корзины на голове:
"To be chosen canephora (греч. ;;;;;;;;;) was as if “beautiful” were stamped on the lintel of a woman’s door. It secured her reputation for loveliness, and filled her tablets with lovers; garlands were hung about her doors, and the threshold recked with costly wine; the city echoed with her name; cups were emptied to her praises sung by the poets of a feast; her power was written on every wall, and her name inscribed on every tree, until Athens grew weary with the news that half a score of youths had fallen in love with some fair child seen as canephor at a procession".
***
На самом деле целью всех тех женских праздников было не только дать отдохнуть женщинам от повседневных забот по дому, но и в оригинальной форме обучить женщин с молодых лет - жизни в социуме, терпению, храбрости, трудовым навыкам и женской доле в замужестве. Так в V веке до н. э. Аристофан в своей комедийной пьесе «Лисистрата» описал, как это примерно проходило в ту пору:
"Ибо в семь лет или около того я стала жрицей в Эрехтейском храме Богини; а в десять лет на этом холме я молола муку на мельнице. Для пирогов, которые выставляют на обозрение нашей Госпоже. Затем я отправилась в город Браурон и надела жёлтое платье. Чтобы идти в процессии в образе Медведя; чтобы получить высший балл, я несла священную корзину на празднике Афины, когда была молода и прекрасна".
Свидетельство о публикации №225052600277