Эстетика леса как источник вдохновения

Современные российские экологи продолжают избегать использования эстетических аргументов в дискуссиях, предпочитая упоминать количество видов, занесённых в Красную книгу, и кубометры чистого воздуха. Между тем, главная ценность леса для человека заключается в его нематериальной стороне.
Раньше люди шли в лес не столько за грибами, сколько за природной красотой. Посидят у журчащего ручейка, полюбуются, как осенние листья кружат в воздухе, и забудут, зачем пришли. Такого грибника, говорил Леший, я обязательно вознаграждал лучшими белыми грибами. А сейчас на это больно смотреть – ручейки засыпаны землёй, леса вырубаются ради дорог и домов. Ранее люди не допустили бы подобного, т.к. понимали, что лес – это наша жизнь, наша высшая ценность. Без леса люди задохнутся и одичают, потеряв сердце, открытое красоте. И останется лишь внешность человека, без внутреннего света.
Это делается для того, чтобы в человеке не осталось человечности. Лес нужен человеку так же, как сказки А.С. Пушкина, классическая музыка и воспоминания детства, поскольку именно эти вещи исцеляют нашу израненную душу. Жизнь на земле так хрупка! Всё живое взывает о защите и надеется на нас!
Белый цветок под снегом просит нас защитить его, потому что лес, где он растёт, скоро может быть вырублен, и нам не будет чем дышать. Журчащий ручей в лесу просит защиты, чтобы его не завалили мусором, и мы не забыли вкус чистой воды. Оставленный кот также нуждается в защите – если исчезнет их племя, никто не будет сопровождать нас во снах, и наши души станут уязвимыми.
Древний камень просит сохранить его, чтобы связь времён не утерялась, чтобы люди помнили свою историю и предназначение. Дух-хранитель леса умоляет нас о защите, иначе пропадут тайнописи поэтов и художников, лишённые сердца, не нужны.
Сегодня Московский регион расширяется, люди новые пришли, словно забыв о своих корнях. Строят высотки на полях, леса вырубают, озёра засыпают, будто это не матушка земля, а чужбина горькая. Говорит мне матушка Плакун-трава, трава-вещая, всем травам мать:
- Всё ли ты видел?
- Всё видел, матушка Плакун-трава, вовек не забуду этого!
- А раз видел, иди к людям, живущим здесь в новых высотках, и расскажи им о древних селениях, которые исчезли, о густых лесах, которые вырубили, и о целебных травках не забудь, чтобы эта земля стала родной и для новых жителей.
Особенно трудно мне, выросшему в этих местах, наблюдать целенаправленное разрушение природы. Парк не заменит леса. Изменились ли человеческие ценности? Если раньше они тянулись к нетронутой природе, сегодня они требуют благоустроенных парков с ларьками.
Это переходит в более глобальную проблему – формирование потребительского общества, которому не нужен ни лес, ни классическая музыка, ни сказки А.С. Пушкина, ни культура вообще. Конечно, такие люди были всегда, но раньше им было стыдно демонстрировать свою сущность. Теперь же стыдятся люди интеллигентные, чьи таланты не находят достойного применения.
Посещать парк вместо леса всё равно, что ходить в музей религии вместо храма. Лес – это источник вдохновения, духовной и физической силы, святыня, где человек соединяется с природными духами, и мастерская для художника и натуралиста. Чтобы ощутить его благотворное влияние, нужно быть наедине с лесом. Твой ангел не придёт к тебе в толпе.
Мы отправляемся в лес, чтобы слушать тишину. Если долго слушать тишину, она рождает в сердцах творческих людей сказочную силу слов, волшебную музыкальную гармонию, умиротворяющее величие живописи, и, самое главное, формирует душу человека, очищая её от случайных наслоений и устремляя ввысь.
Июнь 1945г. Война, оставившая за собой ужасные разрушения и психические травмы, завершилась чуть больше месяца назад. Как живёт общество, когда вся страна только начинает восстанавливаться? Проф. А.В. Тюрин в этот период делится мыслями о будущем подмосковных лесов. Можно было бы предположить, что его идеи сосредоточатся на использовании древесины для нужд народного хозяйства, строительства и отопления. Возможно, он предложил бы выделить земли для животноводства и использования лесов под пастбища. Некоторую часть леса, конечно, можно было бы оставить для отдыха горожан, превращая эти территории в парки с дорожками и торговыми точками.
Такие решения могли бы принять современные чиновники, но А.В. Тюрин мыслил иначе. Несмотря на экономические трудности, он выступал за сохранение подмосковных лесов. Для него красота природы была главной ценностью, которую следовало защищать. Рекомендуя определённые древесные породы, он выделял пихту за её красоту. Лесные водоёмы, по его мнению, нуждались в особой охране из-за их эстетической значимости. Он считал, что сплошные вырубки были недопустимы, т.к. они разрушали естественную красоту природы.
Соприкасаясь с природой, человек обретает не только физическое удовольствие, но и переживания более высокого порядка. Природа говорит о потоке жизни, предшествующих веках и тысячелетиях, из которых сложился наш мир. Её красота имеет собственную ценность, независимую от практической пользы. Человек понимает, что без хлеба он погибнет, но также важно понимать, что отсутствие красоты и искусства тоже может разрушительно повлиять на жизнь.
Человек обладает объективными причинами для сохранения природы, но спасет её только любовь. Природа будет защищена лишь тогда, когда человек полюбит её просто за то, что она прекрасна. Весь огромный мир вокруг полон неизвестных тайн, и исследование их приносит подлинное удовольствие и смысл.
Человек – хозяин природы, но не её эксплуататор, а защитник, несущий ответственность за сохранение всего живого и прекрасного. Прогулки по лесу обогащают не только кислородом, но и позволяют дистанцироваться от обыденной жизни. Как писал М.М. Пришвин: «Попадая в природу, мы приходим в себя».
История учит нас ценить природу как источник красоты. Первая выставка охраны природы, открывшаяся в 1913г. в Харькове, уже тогда утверждала, что природа – великая школа красоты. Однако исторические волнения, такие как Революция, пытались задать природе «железный тон», ставя под сомнение, нужна ли красота революционному народу. Тем не менее, А.В. Тюрин и другие мыслители продолжали видеть в природе источник вдохновения и душевного возвышения.
К.С. Малевич воплощал в своих работах идеологию трансформации природы в новый, технический мир, созданный человеком. Старый «зелёный мир из мяса и кости» остаётся позади, уступая место прогрессивному миру «железа и бетона», построенному и контролируемому объединённым человечеством. Человек, как разумная часть природы, способен создать более совершенный мир, чем тот, что был до него.
Однако не стоит обвинять только Революцию и большевиков: сложное отношение к природной красоте в России имеет глубокие корни. Эксперт по древнерусской эстетике В.В. Бычков в «Эстетика» отмечал, что древнерусские писатели редко описывали природную красоту, обращая внимание прежде всего на её утилитарную ценность.
Извращённые ценности революционеров-демократов нанесли вред не только эстетическому воспитанию, но и охране природы в СССР. Однако в середине 1950-х гг. ситуация с охраной природной красоты начала улучшаться. К.Г. Паустовский одним из первых выступил в защиту природной эстетики, требуя в 1955г. в статье «За красоту родной земли» привлечь виновных в уничтожении красот ландшафта к ответственности, как за уголовное преступление.
Тему защиты природы продолжили писатели: такие, как Л.М. Леонов в «Русском лесу», А.Н. Стрижев со своими «Заметками фенолога».
Произведение Г.Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» передаёт глубокое переживание за судьбу земли. Он утверждал право быть эмоциональным и страстным в отношении к окружающей среде, подчёркивая опасность, которую несут действия людей, разрушительных для природы. В этом же ключе размышлял и прп. Силуан Афонский, который считал, что потеря духовной благодати ведёт к неспособности восхищаться красотой мира.
Сегодня важно не забывать о гармонии между рациональным и эмоциональным – это помогает восстановить связь с природой и целостным восприятием мира.
Интересно наблюдать, как всего за десятилетие сложилась новая историческая общность людей – человек нового типа, природовед. Горожане не только смирились с экоцидом, но и сами активно его требуют. Вот их отношение к остаткам зелени в городе:
- «Нигде больше такого нет».
- «Это просто издевательство».
- «От разнотравья – грязь и пыль».
- «Разнотравье вызывает астму и отёк Квинке».
- «Или возьмём лопаты и всё перекопаем сами».
- «Здесь уже водятся комары, клещи, мыши, крысы, ужи, ежи».
- «Не могу на это смотреть, всё выглядит неопрятно; беспорядок!»
- «Если нравятся луга и разнотравье – купите участок за городом».
- «Ёжики могут остаться, но пусть бегают по стриженой траве, им не убудет».
- «Должно быть как у всех, даже если это лысые проплешины, мы тоже хотим так».
- «Даже если разнотравье и помогает улучшить микроклимат и качество воздуха, всё равно этот небольшой участок не спасёт ситуацию! Поэтому надо косить.»
СМИ транслируют мысль, что парки ценнее лесов, поэтому не стоит удивляться, что широкие массы так и считают. Это порочный круг: в обществе насаживается экологическое невежество, а затем на невежественное мнение общества ссылаются как на аргумент в пользу дальнейшего уничтожения природы.
Как отмечал К. Лоренц в «Агрессия, или, так называемое зло», восприятие красоты и целесообразности в природе с ранних лет – первопричина духовности. Привыкший ощущать красоту родной природы душой и телом человек никогда не поставит материальное выше духовного.
Воспитанию духовности способствует красота как проявление мировой гармонии. Красоту мы учимся понимать через музыку, литературу, живопись и поэзию. Человек, постигший прекрасное, не может быть бездуховным, поскольку он познал суть добра и его животворного начала. Мир держится на всеохватывающем добре, овеянном любовью. Таким образом, духовность – это любовь к красоте, земле, природе, человеку и всему живому. Это не только умение любить, но и стремление нести добро.
Взаимодействуя с природой, развивается эстетический вкус. Мир становится стройней, и душа начинает видеть гармонию в нём. Существование человека становится полнее и радостнее: его охватывает чувство светлого удовольствия и примирения.
По мнению И. Канта, по-настоящему красивым может быть только то, что не имеет пользы. Метафизический смысл красоты природы тождествен идеалу святости и открывается только тем, кто способен видеть духовно.
Дикая природа прекрасна и совершенна, потому что создана Богом. Если человек не видит этой красоты, это свидетельствует об ограниченности его разума, а не об отсутствии красоты в природе. Некоторые теологи утверждают, что природа – основное выражение красоты Бога.
Утрата красоты природы отрицательно влияет на духовное здоровье народа и ведёт к распаду духовных основ нации. Японцы считают, что эстетическое чувство – основная черта их национального характера. Неспособность сохранить природную красоту ведёт к угасанию достижений в поэзии, музыке, искусстве и науке, что символизирует начало умирания нации.
Основанием народа может быть только родная почва. Чем крепче он укоренён, тем труднее его искоренить. Люди, которые любят свою Родину, защищают её до конца, и завоевать их нельзя.
Разорение ландшафта можно считать симптомом культурного упадка. Нарушение природной красоты вызывает у людей духовное недовольство, равнодушие к прекрасному, что существенно влияет на их психологическое состояние. Чем плотнее заселена местность или страна, тем больше проявляются эти негативные последствия.
К.Г. Паустовский, посетивший множество стран и в зрелом возрасте написавший: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, – как средняя полоса России. И если мне иногда хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».
Общение человека с природной красотой является важным источником положительных эмоций и оказывает психотерапевтический эффект. Известны случаи, когда острый стресс и тяжёлые болезни излечивались благодаря красоте морских побережий, гор, пустынь и других ярких природных ландшафтов. Это происходит за счёт включения психосоматических механизмов поддержания тонуса. Когда человек устаёт или переживает трудности, он стремится уединиться в окружении природы.
Язычники-мари верили в исцеление через природу больше, чем через молитву и Церковь. Они считали, что через растения и, реже, животных, человек избавляется от болезней, очищается, проходя мимо деревьев и ручьёв.
Подобно физическим упражнениям для здоровья тела, природа может служить средством исцеления духа. Красота дикой природы поднимает настроение, возвышает душу и помогает отвлечься от тяжёлых дум. Осмотр разнообразных ландшафтов, особенно лесных, оказывает благотворное воздействие при стрессе и переутомлении.
Соня в чеховском «Дяде Ване» говорит об увлечении Астрова лесничеством: «Он говорит, что леса украшают землю, что они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение».
Природа вызывает в душе самые возвышенные и светлые чувства, и в этом её величайшая ценность. Чувство принадлежности к природе всегда было частью чувства Родины, наряду с историей и культурой народа. Каждый народ ценит свою природу, но это чувство не является стихийным. Наше восприятие природы формируется культурой – литературой, живописью, музыкой.
У каждого народа есть свои певцы природы, возможно неизвестные за пределами своего региона. Но, если земля – наш общий дом, и если в нас постепенно воспитывается чувство принадлежности к ней, перед лицом вселенной, то мы обязаны этим нашим культурным воспитателям – художникам и поэтам, которые помогают нам понять красоту и воспитывают в нас любовь к ней.
Художники всех времён и народов, создавая свои пейзажи, редко изображали природу без следов человеческой деятельности – мосты, Церкви, дома, дороги делают картины живыми и близкими нашему сердцу. Человеческая деятельность до определённого уровня оживляет и облагораживает красоту земли, делает её более родной и милой.


Рецензии