Литературный календарь. Данте, Майринк

26 мая
1265 год – Во Флоренции родился итальянский поэт Данте;Алигьери («Божественная комедия»), один из основоположников литературного итальянского языка.
1820 год – Двадцатилетний Александр;Пушкин тайно приехал в Киев. Поэт пробыл в городе всего полтора дня, по дороге в южную ссылку.
1820 год – Василий;Жуковский подал в Цензурный комитет поэму Александра;Пушкина «Руслан и Людмила».
1822 год – В Нанси родился французский писатель Эдмон;де;Гонкур, старший брат Жюля де Гонкура.

1954 год – В Страуде родился британский писатель, переводчик и литературный критик Алан;Холлингхёрст («Библиотека при бассейне», «Неверная звезда», «Заклинание», «Линия красоты», «Дело Спершхолта»), лауреат Букеровской премии (2004).
1973 год – Родился русский писатель-фантаст Андрей;Кокоулин.

2005 год – На «Невском книжном форуме» Борис;Стругацкий объявил об учреждении ежегодной литературной премии журнала «Полдень. XXI век».
2013 год – В Окленде, штат Калифорния в возрасте 96 лет скончался американский писатель-фантаст Джек;Вэнс («Повелители драконов», «Последняя цитадель», «Человек в клетке»).


ТРАКТАТ

Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание.
Данте Алигьери

Монархия (лат. De Monarchia) — трактат об идеальном общественно-политическом устройстве, написанный Данте Алигьери на латинском языке в 1312—1313 годах (Пиза).

«Монархия» Данте адресована в отличие от его ранних работ не столько итальянскому, сколько общеевропейскому читателю.

Жанр этого трактата Данте приближается к утопии. «Монархия» состоит из трёх частей: в первой — 14 глав, во второй — 11, в третьей — 15.

«Монархия» была написана Данте в 1312—1313 годах, в разгар политических событий, вызванных походом в Италию германского императора Генриха VII Люксембургского. Данте настаивает в трактате на разделении церкви и государства. Он осуждает так называемый дар Константина, то есть власть папы римского над значительной частью Центральной Италии, будто бы дарованную ему первым христианским императором. Константин, по воззрению Данте, не имел права дробить свои владения, а римский первосвященник не должен был принимать земные богатства, если они не предназначались для помощи нищим и убогим. Данте утверждал, что светская власть не должна быть подчинена духовной.

Главные и доминирующие идеи «Монархии» — идея преемственности власти римских императоров германской нации от древних римских императоров, идея союза «двух мечей», то есть двух властей — духовной и светской. При этом Данте пропагандирует всемирную просвещённую монархию в противовес идее всеобщего и полного господства церкви («Монархия», III, 16). В «Монархии» утверждается положение, что император получает власть не от папы, а непосредственно от Бога и поэтому император — это единственный законный властитель всего мира.

«Монархия» Данте — утопия этическая. В этом аспекте она близка гуманизму Возрождения. Вселенская монархия, воплощающая в себе единство человечества, обладает у Данте гносеологическими функциями: она необходима для того, чтобы человек мог познать действительность и преобразовать её по предначертанному Богом и Природой пути. Такая трактовка монархии позволяет вникнуть в дантовское понимание свободы, которое предполагает новую гуманистическую концепцию. Опираясь на Аристотеля, Данте формулирует свой главный принцип: человек — цель, что тождественно для Данте положению: цель человека — человечество и человечность (любовь к ближнему). По мнению Данте, этот принцип в полной мере может быть воплощен только во вселенском монархе, выступающем как образ всего объединенного человечества. Дантовская концепция всемирной монархии не исключала существования отдельных королевств, княжеств и вольных городов, но абсолютно отрицала феодальную иерархию. Установление непосредственной взаимосвязи человека и монарха, с одной стороны, утверждало равенство всех перед государем, а с другой — превращало малых правителей в слуг не монарха, а народа: «…не граждане существуют ради консулов и не народ ради царя, а, наоборот, консулы ради граждан, и царь ради народа» («Монархия», I, 12 ).

Тезисы в защиту всемирной монархии, обеспечивающей всеобщий мир. Отвечая на первый вопрос — необходима ли монархия для благосостояния мира, — Данте приводит ряд философских доводов в её защиту.

Он исходит из того, что любая совместная жизнь людей как разумных существ — будь то семья, поселение, город или королевство — предполагает, что кто-то один должен управлять всеми. Он основывает свое доказательство на тезисе Аристотеля: когда множество упорядочивается в единство, необходимо, чтобы нечто одно регулировало или управляло, а прочее регулировалось или управлялось. Поселение — более высокая общность, следующая за семьей, за ним следует город, за городом — королевство, за королевством — весь человеческий род. Если весь человеческий род упорядочивается в нечто единое, то должно быть одно упорядочивающее начало, и оно должно называться монархом или императором. Данте приводит поговорку тех времен, применявшуюся как злое пожелание: «Пусть у тебя в доме будет тебе равный».
Человечество есть некое целое, состоящее из частей, и некая часть относительно целого. Оно есть целое по отношению к отдельным королевствам и народам; оно есть часть по отношению ко всей Вселенной, управляемой ее главой (каковою является Бог и монарх). Рассуждая в категориях части и целого, Данте приходит к тому же выводу, что монархия необходима миру для его благосостояния.
Человеческий род тогда достигает совершенства, когда он наиболее уподобляется Богу; следовательно, как единый Бог владычествует во всей Вселенной, так и род человеческий должен быть устроен по образцу этого единства.
Всюду, где может возникнуть раздор, должен быть и суд. Правители, между которыми возникают раздоры, также должны быть подчинены кому-то третьему, с более широкими полномочиями, главенствующему над обоими в пределах своего права. Поэтому необходим монарх или император как первый и высший судья, чьё суждение предупреждает все раздоры.
Мир лучше всего устроен, если высшую силу в нём имеет справедливость. Справедливость имеет высшую силу лишь при монархе, который в наибольшей степени стремится к добру, так как ему нечего желать для себя. У него также больше силы для осуществления своей цели и больше любви к людям, ибо ему близок весь человеческий род.
Человеческий род оказывается в наилучшем состоянии, когда он совершенно свободен. Но люди, живущие под властью монарха, наиболее свободны. Монарх всемирного государства ограждает свободу провинций и городов от тиранов, защищает законность и справедливость, обеспечивает вечный мир на земле. Ибо в монархии правитель существует для граждан, а не граждане для монарха.
Монарх не имеет никаких поводов к алчности, которая искажает правильное суждение и является помехой справедливости.
Во всемирном государстве, которое проектирует Данте, действует принцип автономности в законодательстве, а также сохраняются местные обычаи. Данте обращается к «Никомаховой этике» Аристотеля, где рекомендуется внимание к «духу законов». Для реализации этого принципа также необходима монархия. Данте пишет, что народы, королевства и города имеют свои особенности, которые надлежит регулировать разными законами. Различным образом должны быть управляемы скифы, живущие в холодном климате, страдающие от неравенства дня и ночи, и люди, обитающие на экваторе, где день равен ночи, но люди страдают от чрезвычайно знойного воздуха. Но человеческий род, в соответствии со своими общими чертами, должен управляться монархом и общим для всех правилом приводиться к миру. Это правило, или общий закон, отдельные правители должны получать от монарха.
Весь человеческий род упорядочивается во что-то единое, и наилучшее его состояние зависит от единства воли всех. Но «воля всех не может быть единой, если нет единого правителя, чья воля способна быть госпожой и руководительницей всех прочих». Стало быть, нужен единый правитель для всех: монарх или император.

В 1329 году книга была осуждена католической церковью, а в 1564 году книга занесена в Индекс запрещённых книг.

Первое издание, опубликованное Джованни Опорино, вышло в свет в 1559 году в Базеле.

Город в северо-западной части Швейцарии и столица одноимённого кантона. Расположен на берегу Рейна между горами Юра и Шварцвальдом недалеко от границы с Германией и Францией.
Базель: третий по величине город Швейцарии и культурная столица страны. Он имеет один из самых хорошо сохранившихся и красивых средневековых центров в Европе, по которому разбросаны несколько десятков музеев и галерей.
Базель это открытый космополитичный город с приятной непринуждённой атмосферой, интересными историческими достопримечательностями и памятниками культуры.

В политической книге "Русский Фауст" (Турникет. На передовой борьбы с коронавирусом), которая одновременно является эзотерическим трактатом, автор этих строк попытался сопоставить и противопоставить два геополитических проекта: монархического Данте и англосаксонского алхимика Джона Ди.


В настоящее время именно Барон Олшеври (Николае Карпати) является продолжателем дела Козьмы Пруткова, а вовсе не литературная группа Алексея Ракитина, опубликовавшая вызвавшую критику версию о произошедшем с группой Дятлова в горах Северного Урала.

Многослойный сюжет романа "Русский Фауст" разворачивается в двух плоскостях: это одновременно политический триллер с элементами журналистского расследования и эзотерическая сага о мире на грани хаоса.

На мистическом уровне при написании "Русского Фауста" изучал "Некрономикон", который связывают с именем алхимика Джона Ди. Напомню, что ещё источниками вдохновения для автора этих строк были визионеры Уильям Блейк и Эммануил Сведенборг.

По сути, речь уже тогда шла о проекте "Североатлантического союза", противостоящем как "неокаролингскому" проекту "Великой (Единой) Европы", попытки воплотить который в жизнь предпринимались неоднократно, начиная с французского революционного диктатора Наполеона I Бонапарта, коронованного "Императором Запада" и сочетавшего в своей имперской символике древнеримских орлов с золотыми пчёлами франкских Меровингов, и до Шарля де Голля, так и проекту "Великой Евразии" (попытки претворить который в жизнь предпринимались также неоднократно – при Императоре и Самодержце Всероссийском Павле I, даже заключившем ради этого мир с "вековечным врагом" - турецкой Османской империей, Карле Хаусхофере – между прочим, в его "Геополитическом журнале" сотрудничал советский разведчик Рихард Зорге! – и даже в форме пакта Риббентропа-Молотова 1939 года). Первоначально идею "Зелёной земли" предполагалось реализовать путём стремительной колонизации Америки (через Гренландию) и одновременного "освоения" России через формальный династический союз – брак "мистической возлюбленной" сэра Джона Ди – британской королевы Елизаветы I Тюдор - с Государём всея Руси Царём Иоанном Грозным.
Вольфганг Акунов

Один вымышленный остров в Северной Атлантике получил название Фрисландии (Friseland), по убеждению английского географа и идеолога Джона Ди, его первооткрывателем явился сам легендарный король Артур.
Поэтому именно за английской короной он признавал право на владение "Гренландией, Эстотиландией и Фрисландией". Иногда, впрочем Фрисландию отождествляли с Исландией, называя этот остров "Геландией" (Gelandium, т.е. "Землёй льда").

Напомню, что в истории оформления британской имперской идеологии центральное место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527-1608) - известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Ди связывают разработку концепции, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с геополитикой.

Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. С одной стороны он готовил для неё астрологические прогнозы, а с другой стороны был непосредственно вовлечён в тайную внешнюю политику Елизаветы как в отношениях с Францией, так и в начавшейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Ди подписывал псевдонимом "007".

Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире. В 1577-78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и её колоний. Также Ди подчёркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчёркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времён сотворения мира и может стать всеобщей монархией.

Поэтому Ди открыто сопоставил нарождающающуюся Британскую империю и с христианским идеалом "мистического универсального града", объединяющего всю землю, и "космополитическим правительством" для управления им. Таким образом, Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции "гражданина мира", о космополитизме в рамках империи. А это приводило к воспитанию имперского чувства и у самих англичан.

Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических "ключей" к пониманию этого единства и преломлению его в т.ч. в реальной мировой политике, Ди написал, может быть, свой самый известный трактат "Иероглифическая монада".

Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи Герардом Меркатором и Абрахамом Ортелиусом.

Начиная с 1581 г. Ди проводил регулярные магические ритуалы вызывания ангелов в хрустальном камне. Для этого он пользовался услугами медиумов - сначала Барнабы Саула, а затем в течение долгого времени - Эдварда Келли. Об этих ритуалах Ди оставил подробные записи в своем дневнике. Ритуалы бесед с ангелами Ди использовал и для выяснения будущего британской колониальной империи. В частности, основываясь на магических выкладках, он предсказывал для англичан успешный исход битвы с испанской "Непобедимой Армадой". Более того, Ди пытался и самих ангелов настроить на службу британской короне.
Естественно, можно по-разному относиться к свидетельствам Ди о его контактах с ангелами, об особой власти над миром, которую они могут даровать. Этому можно верить или нет. С исторической же точки зрения в любом случае необходимо подчеркнуть, что на фоне множества магов, астрологов, алхимиков, оккультистов, пытавшихся влиять на мировую политику, предложения Джона Ди представляются одними из наиболее целостных и оказавших значительное влияние на развитие политической мысли в Европе. Поэтому его деятельность и в этом плане заслуживает серьёзного внимания.

Из разговоров с ангелами Ди получил подтверждение собственного высшего предназначения для познания тайн мира. Так, 11 марта 1582 г. архангел Уриэль сказал ему: "Иди вперёд: Бог благословил тебя ... Весь мир начинается с твоих деяний ... Ангелы в моей власти будут в твоём распоряжении". Через несколько дней (14 марта 1582 г.) архангел Михаил показал Ди магическое Кольцо власти над миром (меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось Кольцо). Михаил заявил, что никто из людей вплоть до Ди не видел этого Кольца со времён древнееврейского царя Соломона, и что с магической помощью этого кольца Ди сможет получить всемирное могущество.

Помимо кольца власти ангелы передали Ди и священный Камень власти (магический кристалл для контактов с высшей силой), "самую сокровенную часть римского наследства". С этим Камнем, как сказал Джону Ди ангел Кармара, он превзойдёт всех королей земли. Этот Камень был передан в руки Ди ангелом, появившимся из западного (закатного) окна его комнаты, что послужило поводом для названия романа Густава Майринка о Ди, а именно "Ангела западного окна". Отметим также, что в этой истории с получением священного Камня вполне очевидны и ассоциации со Святым Граалем.

В ходе таких сеансов ангелы открыли Джону Ди и особый язык, на котором высшие силы общались между собой и обращались к Богу. Технически, контакт Ди с ангелами происходил в мыслях его медиума, и медиум воспринимал высказывания ангелов на своём родном языке, по-английски. Также в этих видениях ангелы использовали для Ди буквы и фразы из древнееврейского и латыни. Но 26 марта 1583 г. ангелы начали открывать Ди свой особый язык, передавая его буквы. Они особо подчеркнули, что ни один человек ещё не понимал этот язык, кроме Адама до его грехопадения.

Впрочем, несмотря на эту фразу, зафиксированную в дневнике Ди, его позднейшие комментаторы предполагают, что этот язык был изначальным всемирным языком людей, который исчез после описанного в Библии разрушения Вавилонской башни и появления разных человеческих языков. Также Ди предполагал, что на этом языке разговаривал с Богом библейский провидец Енох. Поэтому сам язык получил в историографии название енохианского или ангельского.

Всего ангелы передали для Ди девятнадцать заклинаний на этом языке (около 250-ти слов). Изучавшие его современные лингвисты отметили, что начертание букв "ангельского" языка походило на буквы древнеэфиопского языка (ныне священного языка эфиопской библии). Что касается лексики, то выделялись небольшие параллели с санскритом (древнеиндийским) и древнеегипетским языками, - т.е. одними из древнейших известных человеческих языков. Отдельные слова имели много общего с ивритом, латынью, имелись и славянские корни. Джону Ди было также дано понять, что знание и использование этого языка даёт человеку мистическую власть над миром.

Приходили ангелы по имени Михаэль, Ариэль, Рафаил. А чаще всего посещала девушка Мадимия. Джон Ди один раз увидел её явственно и был совершенно потрясен, но потом она исчезла, и он слышал только её голос. Приходили такие сущности, которые называли себя Бен (то есть Бенжамин) или Нафраж. Кто они были? Это совершенно непонятно, но после начала сеансов в 1582 году Ди под диктовку Келли написал несколько рукописных книг, которые сейчас являются главным пособием по изучению так называемого языка Eноха или ангелического языка.
Сейчас энтузиасты издали две главных книги: "Книга Логаэгнта" и "Книга Eноха". Как Джон Ди писал их? Либо под диктовку Келли, либо на сеансе перед Келли были листы бумаги, и он записывал так называемый ангелический язык. Эти буквы попадали на лист бумаги жёлтыми, зелёными, синими контурами, которые Келли обводил. Когда он заканчивал обводить букву, контур пропадал. Таким образом, они составили алфавит из двадцати одной буквы. Через некоторое время Джон Ди по совету такого рода сущностей составил латинские аналоги этих букв. Сейчас они изданы, и люди, у которых есть компьютер, всегда могут позаниматься всякого рода комбинаторикой на эту тему. Когда они уже знали этот ангелический алфавит, дело пошло гораздо быстрее, и они составили "Полный словарь языка Eноха". Этот словарь издал филолог Дональд Лейкок. Любопытно, что в своем предисловии Лейкок совершенно растерянно пишет: "Я не знаю, это язык естественный или искусственный". Вопрос понятен. Келли был известен своей подозрительной репутацией, предполагали, что он этот язык, будучи отличным шарлатаном, просто выдумал.

...

Роман «Ангел Западного окна» встретил у критиков конца двадцатых годов очень прохладный приём. Литературоведы ругали его за расплывчатость замысла и композиции, за нарушение художественного баланса, вызванное изобилием оккультных догм и реминисценций, а приверженцы традиции упрекали в мифологическом синкретизме и в слишком вольной интерпретации эзотерических доктрин. Эрик Левантов, автор статьи, посвящённой столетию со дня рождения Густава Майринка,  писал о резком падении популярности создателя «Голема» после публикации «Ангела».

В известном эпосе «Сэр Говэн и зелёный рыцарь», относящемся к циклу «романов круглого стола», герой уходит на Запад, дабы победить монстра – зелёного рыцаря смерти. Запад – страна смерти, из которой ещё возможно вернуться, юг – область абсолютной смерти, север – полюс «живой жизни». У классиков алхимической литературы часто упоминаются похожие ориентиры. Например, в «Беседе отшельника Мориена с королем Халидом»: «Сын мой, мы рождены у подножия горы: внизу пропасть бездонная, слева тлетворная зелёная мгла, справа – шелестящие изумрудные луга. Если хочешь победить смерть, не страшись трудного восхождения, не отрывай глаз от сияния горного кристалла на вершине, ибо кристалл этот – зрелый алмаз господнего милосердия».
(Ludenfalk, S. H.Die himmlische und hermetische Perle, 1742, стр. 83).

Прежде чем ознакомить читателя с некоторыми подробностями, касающимися исторического лица,астролога Джона Ди, хотелось бы отметить «фаустовы» следы в романе. Видимо, Гёте это «национальная болезнь» немецкоязычных писателей, одна из «загадок немецкой души». Предчувствие катастроф, неизбежной гибели богов и людей в страшном «райхе великих матерей», ощущение «тщеты всех наук и искусств», уловление редких лучей метафизического солнца в тяжёлом тумане сатурнической меланхолии – все эти фаустианские черты вполне присущи Джону Ди. Можно отметить и более конкретные сближения: Бартлет Грин – Мефистофель, Елизавета – Елена, Гарднер – Вагнер, спор за тело Джона Ди и т.д. Правда, Майринк, надо признаться, очень предусмотрительно выбрал героя: Джон Ди был другом Кристофера Марло и, кто знает, не послужил ли он прототипом английского «Фауста»?

Если даже учесть принципиальную относительность исторического познания, можно всё же сказать, что сейчас о Джоне Ди известно больше, нежели во времена Майринка.

Рассуждения о примечательном астрологе, математике, алхимике и механике Джоне Ди можно встретить в каждой работе, посвящённой елизаветинскому ренессансу. Источники Майринка были весьма ограничены: он, разумеется, воспользовался дневниками магистра, изданными в семнадцатом веке под названием: «Верное и правдивое сообщение о многолетних связях Джона Ди… с некоторыми духами». («A Frue and Faithful Relation of what passed for many Years between Dr. John Dee… and some Spirits, 1659). В 1909 году вышла биография Джона Ди, в которой весьма подробно разбирались его отношения с королевой Елизаветой, графом Лестером и знаменитым поэтом и денди того времени – Филиппом Сиднеем.
(Sharlotte Fellsmith. John Dee, 1909).
Кроме того, в различных книгах по истории магии и алхимии девятнадцатого века и начала двадцатого Джон Ди упоминался часто и по разным поводам. Только с пятидесятых годов началось более или менее серьёзное изучение его личности и его произведений. Разумеется, многое из того, что историкам удалось раскопать, никак не соответствует образу, созданному Майринком. И мы упоминаем об этом лишь потому, что исторический Джон Ди (1527—1608) был настолько интересным человеком и мыслителем, что о нём можно писать бесконечно и каждая эпоха будет иначе его интерпретировать. Его удивительные прозрения в математике и астрономии, его планы трансарктических экспедиций, его политические авантюры не могут не привлекать внимания историков. Это человек «истинно сущий», и Майринк справедливо сказал: «Тот, кто когда-то думал и действовал, и поныне мысль и действие: ничто истинно сущее не умирает».
Недаром, надо полагать, Шекспир имел его в виду, когда создавал своего Просперо в «Буре»
(French, Peter J.John Dee. The World of Elizabethan Magus, 1972).
Е.Головин


Рецензии