Про Царей Алан
В письменности первые упоминания о Царях Алании появляются в хрониках Леонтия Мровели. Там он сообщает, что Цари Овсетии были ещё до Хазарского царства, то есть до 8-го века по Рождеству Христову. Называется некий толи Хазарский, толи Картлийский, толи Грузинский Царь Уобос, под которым, согласно Мровели, нужно понимать прародителя Овсетии. Здесь имеется некоторая неувязка, поскольку Мровели изначально указывает на существование Осетинских царей до Хазарских. Историки предпочитают придерживаться именно этой версии.
Далее Мровели сообщает, что внук Уобоса Дзурдзук обосновался в родовой земле в горной теснине, которую назвали его именем, Дзурдзук, видимо Дарьял нынешний.
Согласно другим сведениям до Царей Овсетии были цари Алании. одного из них звали Саросий-Сародий. Он в составе Аварского Каганата подчинил себе почти все степи Предкавказья.
В 932 году в исторических анналах появляется аланский предводитель, которого византийские источники часто называют Царём, и который, попав под влияние тюрков, может быть в плену хазарском, отрёкся от христианства Византийского, изгнав их священников, перейдя в Тенгрианство. Это то же, что и Христианство, только на полторы тысяч лет раньше, где в роли Христа выступает Сын Неба Тенгри-Хан.
В конце 1-го века Масуди отмечает выдающегося военачальника Алан, в титуле Царском, который объединил под своей рукой всё Предкавказье. В истории он получил имя Царя Серира, как его звали, неизвестно.
Сами аланы среди себя не выделяли царей, иностранцам и соседям они представляли своих монархов как первых Военачальников. Это были лидеры алано-осетинских племён. Их функции по наследству не передавались. Этот титул можно было только заслужить на полях войны.
С 12-го века историки пишут уже не о Царе Алан, а о Царях Аланских во главе их войск, что говорит об отсутствии аланского духовно-политического центра. При этом аланы могли выступать в армиях противоборствующих сторон, воюя друг против друга.
В конце 12-го века Аланские Цари служат при Византийском монархическом Дворе. При посредстве Византийского Императора Бурдухан, дочь Аланского Царя Худдана, выходит замуж за Царя Грузии Георгия Третьего. Их дочь Тамара в 1178-м году становится Грузинской Царицей, что происходит ещё при жизни её отца. Интересно, что Ингушские легенды называют Тамару племянницей Ингушского предводителя. Что вполне вероятно, поскольку аланские военачальники служили при всех дворах Кафкасии.
Под 1238-м годом в Ингушских исторических анналах появляются сообщения о восстаниях жителей города Дедякова, столицы дадаков, где жили преимущественно аланы. Здесь сообщается, что городом управлял некий Аланский Царь по имени Дада-Дедя. Похожее имя и территория есть в истории государства Урарту -- Дади-Ков, которое относится к 9-му веку до Рождества Христова. Есть такое имя и на Ванской скале, называемой Хорхорской летописью.
В эпоху Чин-Гис-Хана конца 13-го века упоминаются Аланские Цари, оказывавшие признаки повиновения монгольскому владычеству в предгорьях Кавказа. Однако Царь Дедякова отказался подчиниться монголам и его город был сожжён. При этом в армии моголов были преимущественно Русские князья, не имевшие на Руси своих уделов, и искавшие их на юге.
В 14-м веке также упоминается Царь и Правитель Ясов Борохан-Бурокан, с которым соотносят крутой холм на берегу Сунжи, где была его крепость, Бур-Берд.
Первое косвенное подтверждение существования Царя аланского в столице Алании Мааса появляется в 107-м году до Рождества Христова, когда по разным источникам предводитель или Царь аланов Тасий отправился из своей резиденции в Аланских предгорных долинах, из Мааса, на войну против Митридата. Его войско вышло в Крым, где соединилось с Царём Крымских скифов Палаком.
Есть косвенные данные о присутствии в Дарьяльском ущелье Александра Македонского, когда он двинулся на покорении Скифии. Здесь он встретился с Царём Южных Алан, который обеспечил Александрову войску беспрепятственный проход через ущелье, его отрядам и его обозам. О чём есть упоминания почти во всех лендах кавказских народов.
На сегодня на территории Алании-Осетии и её исторических местах, есть около 30 городищ, которые в разные времена считались столицами Алании и где стояли царские троны её предводителей. Можно считать, что каждое такое городище было местом присутствия одного из Аланских Царей. Согласно другой версии, столицы Алан перемещались вместе с передислокацией Аланских Царей.
Свидетельство о публикации №225052600756