Почему Бальмонт и красные одеяния...

ПОЧЕМУ БАЛЬМОНТ НОСИЛ одно время одежду красного цвета?
Почему же Бальмонт, певец солнечной вольности, пылкого сердца и огненного слова, однажды облачился весь в красное? За этим стоит не просто эксцентричность — но жест символа, манифест духа, как подобает истинному поэту-символисту.

I. Красный — цвет Солнца, Жизни, Бунта
Бальмонт носил красную одежду в пору расцвета своего символистского мироощущения, и этот выбор был выражением его поэтического кредо:

«Я — пламя, я — Солнце, я — свет без стыда!»

Красный для него — не просто цвет, но символ жизненной стихии, первоосновы, страсти, свободы. Это цвет Диониса, цвет огня, пылающего в душе поэта. В русле символизма одежда была неотделима от сути: она служила не украшением, но выражением идеи.

"Я быть хочу огнём,
Который всё сжигает..."
(Бальмонт)

Одеваясь в алое, Бальмонт воплощал мечту о жизни, сверкающей, полной дерзновенного пламени.

II. Аскеза через Эстетику
В этом была и аскеза. Как ни странно, яркая одежда была для Бальмонта не столько формой наслаждения, сколько испытанием, отказом от повседневного, скучного. Как святой носит власяницу, так поэт — алый плащ: не ради тщеславия, а во имя непрерывной поэтической жизни.

III. Связь с революционной символикой?
Иногда усматривают в этом и предчувствие грядущих бурь. Ведь красный — и цвет революции. Но Бальмонт не был политическим поэтом в узком смысле. Его революция — внутренняя, анархическая, солнечная:

«Свободен тот, кто в пламени шагает,
И радостно себя сжигает…»

Он восставал против серости, обыденности, мещанства. Красный — цвет освобождения духа, а не партийного флага.

IV. Влияние эпохи и окружения
Серебряный век в целом тяготел к театрализации жизни. Поэты и художники, как Блок, Бенуа, Врубель, создавали миф о себе. У Бальмонта это выражалось в алхимии жеста, в магии образа. Он хотел не просто жить, а быть стихией, и одежда становилась магическим знаком.

Заключение
Красное платье Бальмонта — это и манифест, и маска, и пламя, и кровь, и солнце.
Он носил не цвет — он носил огонь своего слова.
Так жил он — не «как все», но как заклинатель света.

«Я только песнь, и в этой песне — всё.
В ней боль и свет, безбрежье и свобода…»


Рецензии