Рабство индейцев на Юго-западе. Ч. II

Юридически Конгресс США запретил рабство на всей территории штатов в 1862 году. Элиты Нью-Мексико, в этой связи, потребовали от правительства компенсации. Для начала им хотелось получить компенсацию за 600 индейских рабов, которых они собирались освободить, но Конгресс отверг это предложение, отправив в Нью-Мексико федеральных агентов для контроля за вопросом принудительного освобождения рабов-индейцев. [23]
Когда же формально данный вопрос был урегулирован, рабовладельцы Нью-Мексико, Аризоны, Юты, стали искать обходные пути, повсеместно распространяя практику так называемого «пеонажа» (от слова пеон – наемный работник – И.К.)  – разновидность принудительного труда, когда наемникам «патроны» (хозяева ранчо, господа – И.К) денег не платили, а рассчитывались с ними едой и одеждой. Хотя 13-я поправка 1865 года к Конституции штатов юридически отменила как рабство, так и принудительный (за исключением наказания для осужденных) труд. [18]
Государственный инспектор по делам индейцев Дж. К. Грейвс, когда в июне 1866 года проинспектировал ряд домохозяйств в Аризоне и Нью-Мексико, то обнаружил, что рабство индейцев все еще широко распространено в форме пеонажа. По его подсчетам только в одном Санта-Фе использовалось более 400 рабов-индейцев. [18]
2 марта 1867 года Конгресс принял «Закон о пеонаже», направленный на борьбу практикой рабовладения на Юго-западе.
Но несмотря на эти меры федерального правительства, рабство индейцев сохранялось на территории Юго-запада США в плоть до конца первого десятилетия ХХ века.
С приходов в период 1850-х годов в Долину Юта (Счастливая Долина – территория в северо-центральной части штата современного штата Юта – И.К.) мормонов или как их еще называли «Святых последних дней», племена, населявшие данный ареал, стали попадать под их влияние и зависимость. Мормоны проводили активную насильственную экспансию по отношению к коренному населению.  Индейцы рассматривались ими как товар, в связи с чем на территории Юты в этот период стали формироваться рабовладельческие рынки, где заправляли мормоны.
Всякую сделку по покупке у индейцев пленников, а также их детей мормоны старались оформить юридически. Индейцам передавались «говорящие бумаги», исходя из которых мормоны желали торговать не только лошадьми, оленьими шкурами, но также и детьми индейцев. Приобретение детей индейцев объяснялось необходимостью их образования и обучения основам христианства. В мае 1851 года Бригам Янг (религиозный лидер мормонов, губернатор Юты – И.К.) встретился с поселенцами в регионе Паравон и призвал их «скупать детей ламанийцев (так мормоны называли  предков индейцев, которые согласно их учению издревле населяли Америку – И.К.) как можно быстрее», чтобы «дать им образование и научить их Евангелию». [2]
Выступая на совместном заседании Законодательного Собрания территории Юта 5 января 1852 года, Бригам Янг объяснил, что с людьми конечно же не следует обращаться как с собственностью,  но тем не менее, он считает, что индейцы настолько «низки и деградированы», что перевод их в «более благоприятные слои человеческой расы» был бы выгодой и облегчением всем остальным. Янг утверждал, что для индейца быть купленным это счастье, и ему уместно быть в неоплатном долгу перед теми мужчиной или женщиной, которые его купили, и таким образом спасли его. [29]
 Янг настаивал на необходимости легализации рабства индейцев в этой завуалированной под христианскую добродетель форме. «Необходимо, чтобы некий закон предусматривал подходящие правила, в соответствии с которыми вся такая задолженность (индейца разумеется – И.К.) должна быть погашена». То есть, Янг считал, что индейцы, попадающие в рабство  путем их покупки являются должниками перед теми, кто их купил, и для того чтобы погасить «долг», индейцы должны работать на своих хозяев определенный срок. Янг утверждал, что такая форма службы индейцев необходима для улучшения их положения. [24]
Рабство индейцев в Юте было легализовано в феврале 1852 года Актом «Об обслуживании», хотя ровно через месяц после легализации, Юта приняла Акт «Об освобождении индейских рабов и заключенных», который официально несколько «улучшил» положение индейцев, но по сути не отменял их рабское положение.
Законопроект предусматривал некоторую защиту индейских рабов, в плане обязательств их владельцев «обучать и одевать индейцев», а также устанавливал ограничение по срокам их использования в двадцать лет, в то время как сроки ограничения в Нью-Мексико составляли десять лет.
Мормоны продолжали забирать детей индейцев из их семей под предлогом «обучения христианству» даже после того, как работорговля индейцами в Юте была прекращена. Этих детей они активно продавали друг другу.
Например, к 1853 году, в каждом из ста домохозяйств Парована находился один или несколько детей пайютов, которых мормоны использовали в качестве домработников.  По оценкам историков количество рабов-индейцев, используемых в домохозяйствах Юты, составляло 400 человек. [18]
Историки Сара Бэрринджер Гордон и Кевин Уайт установили, что более половины так называемых «усыновленных» мормонами детей пайютов умирали в возрасте около 20 лет. Те из них, кто выживал и был освобожден, как правило, оказывались вне социума. Они не считались полноправными членами ни своих общин, ни племени в целом. Также, полностью игнорировались белым сообществом, в котором выросли. [85]
Акт «Об обслуживании» 1852 года был отменен Конгрессом 19 июня 1862 года, рабство в любой его форме запрещалось на всей территории США.
В целом же индейское рабство и работорговля в Нью-Мексико, Неваде, Колорадо, Юте, Аризоне как территориях американского Юго-запада, были прекращены в 1860-х годах по давлением аболиционистов после Гражданской войны.
В это время армия Союза начала осуществлять мероприятия по розыску и возвращению индейцам похищенных работорговцами их родственников. Правительство США рассматривало такие меры к существенный шаг к установлению прочного мира с племенами, населявшими Юго-запад, хотя не один из рабов-пайютов возвращен не был, поскольку как отмечал исследователь Стефан Ван Хук «пленных из числа южных пайютов гораздо меньше по численности, и они гораздо менее важны с политической точки зрения, к тому же  их труднее вернуть домой, чем пленных навахо». [25]
 В этой связи, в 1860-х годах процесс возвращения «усыновленных» мормонами детей пайютов замедлился, а к 1870-м годам практически прекратился.
Мормоны были в отчаянии от попыток «спасения» детей пайютов правительством США. Янг заявлял в 1871 году: «Цивилизовав ламанийцев, мы избавили вас (имеется ввиду армию США– И.К.)  от сражений с ними. Мы взяли их детей в свои семьи, ухаживали за ними и делали для них все, что только можно сделать для людей, и разве они погибли?». [24] Мормоны считали, что возвращение воспитанных ими детей пайютов обратно в их общины, пагубно отразится на них, поэтому всячески противодействовали этому процессу.
Зачастую освобожденные индейцы сами тяготились предоставляемой им рабовладельцами свободой.  Например, в 1909 году торговка Луиза Уэйд, имевшая в собственности 32 раба-индейца из племени юта (все женщины), унаследованные ею ранее от одного из зажиточных вождей навахо, решила отпустить их на волю, подарив стадо овец. Рабыни по пути раздали этих овец и вернулись к Луизе в факторию нищими. На вопрос бывшей хозяйки, почему индианки так поступили, те ответили, что они не знали, что делать с этим имуществом и как самостоятельно вести хозяйство, и более того, им не хочется идти в резервацию, где проживали их родственники. Луиза построила им хоганы (жилище индейцев навахо – И.К.) на территории фактории, дала снова работу и за эту работу просто кормила их. [1]
Важно знать, что в период между 1848 и 1900 годами тысячи женщин и детей из племен, населявших территорию американского Юго-запада, были захвачены мексиканскими налетчиками, военными отрядами враждебных племен, американскими солдатами и ополченцами-линчевателями с целью последующей продажи их в рабство в Мексику.
Истории некоторых из индейцев, которым удалось вернуться из мексиканского рабства записаны исследователями уже в пострезервационный период.
Примечательно история Нах-тле-тлы (Nah-thle-tla) – женщины из племени апачей чирикауа (ареал обитания Аризона – И.К.), чей сын, Джейсон Бетцинез, написал книгу «Я сражался рядом с Джеронимо».
Нах-тле-тла была похищена во время набега на ранчерию чирикауа мексиканских солдат из провинции Чиуауа в 1855 году и была переправлена через границу в Мексику вместе со многими захваченными в плен соплеменниками. 
Прибыв в город Чиуауа (северная Мексика – И.К.) пленников раздели и распредели как добычу между некоторыми офицерами гарнизона, которые потом продали их заинтересованным в различные регионы Мексики для использования в качестве слуг. Пленников крестили и дали им другие имена.
У Нах тле-тлы отняли ее детей, которых она больше в жизни так и не увидела, а саму ее отдали на местное ранчо в Чиуауа, потом ее продали владельцу другого ранчо, и позднее тот перепродал ее снова в США одной богатой латиноамериканской семье из Санта-Фе (город в Нью-Мексико – И.К.), откуда Нах-тле-тла и совершила свой дерзкий побег.
Уже рассвело, когда она добралась до окраины города и спряталась в кустах, чтобы дождаться ночи. Когда снова стемнело, она направилась к ближайшим горам. Поскольку она находилась к востоку от Рио-Гранде, горы не образовывали сплошного хребта, и ее иногда можно было увидеть в открытой прерии. Днем она пряталась, и, хотя несколько вакерос (исп. vaquero конный пастух, скотовод – И.К.) подходили близко, из них ее никто не заметил. Добравшись до гор Сандия, она почувствовала, что может безопасно передвигаться днем.
Она шла по пересеченной местности. Через несколько дней ее рюкзак опустел, и она стала питаться орехами пиньон, ягодами и различными семенами.
Нах-тле-тла была молода и сильна, но после девяти дней восхождения вверх и вниз по горным каньонам она устала. Поднявшись на вершину горного хребта, далеко на юго-западе она увидела четкие очертания гор Магдалена. Это были горы ее родины. Она села и заплакала.
Когда солнце село, она спустилась с гор Мансано и оказалась недалеко от Ислета-Пуэбло. До захода солнца она добралась до Рио-Гранде, но побоялась переправляться, так как не знала, насколько глубока вода. Она спряталась и на следующий день наблюдала, как несколько человек переходили реку вброд. Когда стемнело, она поспешила войти в прохладные воды реки, которые доходили ей до подмышек в самом глубоком месте, и перешла вброд. Перейдя реку, она увидела пони, пасущегося на кукурузном поле. Она соорудила уздечку из веревки, которую несла с собой, и вскоре уже скакала на юго-запад, к родным горам. [20]
На третий день после переправы через реку, Нах-тле-тла дала отдых своему пони на вершине холма. Вдалеке она увидела трех мужчин, которые шли прямо под ней. По их одежде она поняла, что это апачи, и окликнула их. Они тут же разбежались, поскольку использовать женщин в качестве приманки было старым приемом индейцев навахо. Она продолжала звать их, рассказывая, кто она такая и, что только что сбежала от мексиканцев.
Трое мужчин осторожно приблизились к ней, и она вскрикнула от радости, узнав локо, вождя своей общины из Уорм-Спрингс.
Локо сказал ей, что его ранчерия находится неподалеку. Добравшись до селения Нах-тле-тла обнаружила там свою мать и несколько родственников. Все они пережили радостное воссоединение, смешанное с большим горем. Ей сообщили, что ее муж погиб, а она в свою очередь рассказала о потере своих детей в период плена.
Два года спустя Нах-тле-тла снова вышла замуж и 1860 году родила сына, который расскажет историю ее пленения в своих классических мемуарах 1959 года «Я сражался рядом с Джеронимо». И еще два года спустя она родила дочь.
Нах-тле-тла пережила катастрофу народа апачи и дожила до того часа, чтобы увидеть всю ее сущность. Она скончалась только в 1935 году, когда ей исполнилось 112 лет. [21]
Похожие истории, со множеством схожих деталей, но отличающиеся в некоторых существенных аспектах, также пережили другие женщины- уорм-спингских апачей.
После разгрома группы вождя Викторио мексиканцами в Трес-Кастильос в октябре 1880 года, взятых в плен около сотни апачей из этой группы, в основном женщин и детей,  мексиканцы отправили на юг, в Сьюдад-Чиуауа, где некоторых из них оставили там для работы в качестве прислуги, распределив по мексиканским семьям, а прочих продали в глубь Мексики. Однако пятерым в 1885 году удалось совершить побег из плена, и вернуться на родину.
История побега женщин: Нах-дос-те (бабушка Джеймса Кавайклы, который поведал историю этого побега антропологу Ив Болл) Сики (двоюродная сестра Кавайклы), Хуэйры (она же Франческа – И.К.) и двух других неизвестных женщин полна приключений и в целом рассказывает о мужестве и стремлении к свободе любой ценой.
Имея с собой один нож, одно одеяло, эти мужественные женщины по горной и пустынной местности, замерзая холодными ночами и, изнемогая от жары днем, при свете луны и звезд, питаясь дикими плодами, вступая в схватку диким зверем, шли из центральной Мексики (Мехико) и преодолели 1200 миль прежде, чем добрались до родных мест в Ойхо-Калиенте в Нью-Мексико за шесть долгих месяцев.
Там от торговца из Монтичело (штат Нью-Мексико) они узнали о местонахождении своего племени, которое переселили в резервацию Форт-Апач и получив от него провизию отправились туда, где воссоединились со своими семьями и родственниками. [20]
К сожалению, многие другие свидетельства об побегах из рабского плена индейцев утрачены и недоступны историкам. Исследователи полагают, что за ширмами «усыновления» и «долга» в архивах по-прежнему скрыта история индейского рабства, а также иные свидетельства насилия над индейцами, в том числе и сексуального, часто преуменьшенные, дабы скрыть масштабы рабовладения.
Записки агента по делам индейцев Р.Уилбура, отчетливо показывают, что еще в то время многие противники индейского рабства, были не равнодушны к происходящему с индейцами, и всячески старались «пролить свет правды на дела тьмы». [13]  Например, во время резни в лагере апачей аривайпа в Кэмп-Грант в 1871 году, известный нам Уильям Оури и его ополченцы, а также нанятые ими индейцы папаго, убили спящими 150 апачей и 29 человек из них в основном женщин и детей взяли в плен. Пленников продали в Мексику, а саму резню пытались представить как нечто «чистое и благородное», совершенное в целях безопасности поселенцев. [10]
Уилбур пытался выследить этих пленников, чтобы освободить их, и тем самым, шокировал современников, которые поощряли рабство индейцев как способ уничтожения коренных культур.
Записки Уилбура показывают похожую с Нах-тле-тлой историю: налет, захват, частые перепродажи захваченных пленников, переправка их через границу, определение пленников в качестве рабов в домохозяйствах мексиканской элиты на ранчо и фермы.
Из 29 пленников аривайпа из лагеря Грант, 21 был переправлен в Мексику, чтобы подобные Уилбуру сыскари не могли добраться до них и освободить.
 Вполне возможно, как и в случае с Нах-тле-тлой, некоторые из этих пленников в конечном итоге были перепроданы обратно в США, поскольку Нью-Мексико в то время имел «славу» места перепродажи рабов-индейцев. Землевладельцы Нью-Мексико охотно нанимали поденщиков из числа обездоленных мексиканцев и коренных народов, также и бывших пленников.
Историк Уильям Кайзер полагает, что 1870-х годах, согласно федеральным отчетам, в 7% домохозяйств округа Таос использовали долговых рабов из числа индейцев. Юридические усилия, предпринимаемые в направлении запрета долгового рабства индейцев в то время, исследователи считают робкими, поскольку это вид рабства индейцев устраивал абсолютно все слои белого населения Юго-запада. [13]
С 1885 по 1910 год президент Мексики Порфирио Диас проводил геноцидную кампанию по депортации аборигенного народа яки, племена которого проживали на территории Соноры. В результате кампании погибли тысячи индейцев, многие из которых попали на плантации Юкатана и в Южную Америку. Свидетельства тому задокументированы журналистом Джон Тернером, который расследовал депортацию яки и работорговлю этими индейцами. Свои выводы о происшедшем с яки Тернер опубликовал в книге «Варварская Мексика» изданной в 1911 году.
Чтобы внедриться в сообщество торговцев индейцами, Тернеру пришлось выдать себя за американского инвестора, одного из многих представителей американской элиты, якобы вовлеченных в мексиканскую политику.
Ему удалось лично засвидетельствовать и задокументировать тропические плантации, где использовался труд рабов-яки. В книге Тернер описал, как ему лично и другим инвесторам предлагали на продажу детей яки.
 Тернер сделал твердый вывод о массовом насилии над индейцами, сопровождавшем мексиканскую «модернизацию» в период 1873-1910 годов. По его словам, Мексика, всегда выступавшая и пресекавшая работорговлю коренными народами, «породила собственную работорговлю, продавшись иностранным инвесторам, и тем самым преступила красную черту в межгосударственных отношениях на континенте». [22]
Аналогичные усилия по поиску своих похищенных сестер предпринимались и Карлосом Монтесумой (настоящее имя Вассаджа), представителем аризонского племени явапаи, которого в 1871 в пятилетнем возрасте вместе с сестрами захватили в плен солдаты американской армии, и состоявшие на службе разведчики племени папаго.
Вассаджа, и двух его сестер после налета на лагерь явапаев доставили в американский город Адамсвилл, где на рынке рабов его купил итальянский художник Карло Джентиле, а сестер приобрели мексиканские солдаты, которые увезли их в Мексику. [9]
После освобождения из рабства прежним хозяином, Вассаджа вернулся на родину и поступил в медицинскую школу. На протяжении всей жизни он продолжал поиски сестер и, в конечном итоге стал выдающимся активистом в борьбе за права коренных американцев, писателем и врачом.
В ходе поиска сестер он постоянно сталкивался с открытой враждебностью со стороны любого, кто мог что-либо знать о рабах-индейцах и их местонахождении. Его усилия, к сожалению, оказались тщетными, он не нашел сестер, вся система была выстроена таким образом, чтобы у нее не было никаких документальных следов.
Законы, с одной стороны, запрещали торговлю и эксплуатацию индейцев в качестве рабов, а с другой позволяли делать так, чтобы этот процесс был невидимым.
Сопротивление индейцев заставляло белых людей столкнуться с реальностью того, что коренные народы все еще живы, и не собираются смиряться с насилием над ними, и с захватом их земли. Поэтому белые старались уничтожать всякие документальные свидетельства, касающиеся работорговли индейцами и использования их в качестве рабов. [9]


Литература:

1. Archibald, Robert. Acculturation and Assimilation in Colonial New Mexico.  –New Mexico Historical Review 53 (3).
2. American Historical Company, American Historical Society. Americana, Volume 8, 1913.
3. Brooks, James F. Captives and Cousins – Slavery, Kinship, and Community in the Southwest Borderlands. Williamsburg: University of North Carolina Press, 2002, 416 р.
4. Brugge, David M. Navajos in the Catholic Church Records of New Mexico, 1694-1875, – School for Advanced Research Press, – 2010, 208 р.
5. Conrad, Paul. The Apache Diaspora: Four Centuries of Displacement and Survival. First edition. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2021.
6. Gonzales, Moises, and Enrique R. Lamadrid. Nacio;n G;eni;zara: Ethnogenesis, Place, and Identity in New Mexico Albuquerque: University of New Mexico Press, 2020.
7. Guidotti-Hern;ndez, Nicole M. Unspeakable Violence: Remapping U.S. and Mexican National Imaginaries. – Duke University Press, 2011.
8. Gordon, Sarah Barringer, Waite, Kevin. 'The other slavery' a part of Utah histor. The Salt Lake Tribune, Retrieved May 24, 2021.
9.  Iverson, Peter. Carlos Montezuma and the Changing World of American Indians. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1982.
10/ Jacoby, Karl. Shadows at Dawn: An Apache Massacre and the Violence of History. New York: Penguin Books, 2009.
11. Jagodinsky, Katrina. Legal Codes and Talking Trees: Indigenous Women’s Sovereignty in the Sonoran and Puget Sound Borderlands, 1854-1946. New Haven: Yale University Press, 2016.
12. Kidnapping Indians. The Nevada (CA) Democrat. April 12, 1862. 13. Kiser, William. Borderlands of Slavery: The Struggle over Captivity and Peonage in the American Southwest. – University of Pennsylvania Press, 2014
14. Lamar, Howard Roberts. The Far Southwest, 1846-1912: A Territorial History. University of New Mexico Press, 2000.
15. Lauber, Almon Wheeler. Indian Slavery in Colonial Times Within the Present Limits of the United States. Studies in History, Economics and Public Law. Vol. 54, № 3, issue 134. New York: Columbia University, 2016,  358 р.
16. McNitt, Frank. Navajo Wars: Military Campaigns, Slave Raids, and Reprisals. Albuquerque: University of New Mexico Press, – 1972, 477 р.
17. Miller, Randall M., Smith, John David. Dictionary of Afro-American Slavery. Greenwood Publishing, – 1997, p. 803.
18. Rese;ndez, Andre;s. The Other Slavery: The Uncovered Story of Indian Enslavement in America.  – Boston, Mass: Houghton Mifflin Harcourt, 2016
19. Rachel, John. Line in the Sand: A History of the Western U.S. - Mexico Border. (America in the World). – Princeton: Princeton University Press, 2012, 296 р.
20. Stockel, Henrietta. Salvation Through Slavery: Chiricahua Apaches and Priests on the Spanish Colonial Frontier – University of New Mexico Press,  2008.
21. Smith, Victoria. Captive Arizona, 1851-1900.  – Lincoln: University of Nebraska Press, 2009.
22. Schulze, Jeffrey M. Are We Not Foreigners Here?: Indigenous Nationalism in the U.S.-Mexico Borderlands. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2018
23. Snodgrass, Mary Ellen. The Civil War Era and Reconstruction: An Encyclopedia of Social, Political, Cultural and Economic History. Routledge, 2015,
p. 556.
24. Utah. Legislative Assembly (1852). Journals of the Legislative Assembly of the Territory of Utah, Volume 1. p. 109.
25. Van Hoak, Stephen P.  And who shall have the children?  The Indian Slave Trade in th,e Southern  Great Basin, 1800-1865. – Nevada Historical Society Quarterly, 1998, 25 р.
26. Weber, David. B;rbaros: Spaniards and Their Savages in the Age of Enlightenment. New Haven: Yale University Press, 2006.


Рецензии