И Марийка, кухаркина дочка...
Из Сети
"БРОДСКАЯ Дина Леонтьевна [14.11.1909, Екатеринослав (ныне
Днепропетровск) — 3.1.1942, Л-д] — прозаик, детский писатель.
Родилась в семье служащего. Окончила Лен. финансово-экономич.
ин-т, по окончании кот. осталась жить в Л-де. С 1932 сотрудничала
с редакциями лен. газ. и ж-лов, в т.ч. «Смена», «Ленинские искры»,
«Резец», «Юный пролетарий».
Лит. дебютом Б. считается рассказ для детей «Реджи» (ж. «Лит.
современник», 1934). В нем читатель знакомится с Реджи Кларком,
сыном иностранного специалиста, работающего на строительстве
ДнепроГЭС, и дочерью сов. инженера Валей, кот. умеет кататься на
роликах и говорить по-английски. Быстро сложившиеся
приятельские отношения, казалось бы, скоро перерастут в дружбу,
но здесь возникает неожиданный идеологич. барьер —
оказавшись с Валей в пионерлагере, бойскаут Реджи твердо
заявляет об отказе вступать в пионеры.
В 1938 выходит повесть «Белоснежка» (в соавт. с А. Г. Голубевой),
в ней описывается жизнь двух моск. девочек дорев. поры,
становящихся свидетельницами и отчасти участницами
водоворота «взрослых» событий — забастовки рабочих
«Трехгорки».
Повесть Б. «Дневник Лиды Карасевой» (1938), напеч. в ж.
«Костер», переносит читателя в сов. школу 1930-х. В пионерском
отряде седьмого класса жизнь кипит и решаются важные для
детского коллектива проблемы.
Наибольшую известность получила повесть Б. «Марийкино
детство» , кот. вышла незадолго до Великой Отеч. войны и затем
дважды переиздавалась в сер. 1950-х.
Осн. персонажи повести — и ее
сверстники, дети из бедных и богатых семей. Все они живут по
соседству друг с другом, осн. место действия в начале повести —
двор, в кот. они ежедневно пересекаются, то вместе играют, то
ссорятся, при этом подоплека пустяковых на перв. взгляд ссор и
обид нередко бывает обусловлена, как ненавязчиво показывает Б.,
соц. иерархией внутри этого микромира. Отражение бытийной
стороны предрев. жизни городка на берегу Днепра, а затем
событий революции 1917-го сквозь призму восприятия героини
повести приближают читателя к ощущению того, как большие ист.
события вторгались в каждодневную частную жизнь маленького
человека, маленького не только по соц. статусу, но и по возрасту
В повести много взрослых персонажей, каждый из кот. выписан
выпукло и ярко, с характерными особенностями поведения, в т.ч.
речевого. Марийкина мать Поля, служащая кухаркой у доктора
Мануйлова, сам доктор, его жена Елена Матвеевна, горничная
Катерина, Саша-переплетчик и Саша-офицер, клоун Патапуф —
каждый по-своему уникален и запоминается с перв. появления.
Особенностью манеры Б. является пристальное внимание к
деталям. В «Марийкином детстве» подробное описание
предметного мира, окружающего героев повести, игр, в кот. играли
дети той поры, коллизий и динамично меняющихся ситуаций, дает
читателю возможность увидеть мир детства как бы изнутри. Б.
была современницей описываемых в повести событий, поэтому
воспроизводимая на страницах повести предметная и психол.
атмосфера того времени обладает убедительностью свидетельства
«из первых рук».
По упоминаниям книжек, кот. читала Марийка, можно
реконструировать круг чтения детей того времени. Список этот
включает много популярных до сегодняшнего дня названий —
«Дед Мазай и зайцы», «Кот в сапогах», «Мертвые души», «Оливер
Твист», а также много звонких, но ныне прочно забытых, напр.
«Щелкунчик-прыгунчик и Кузька-жучок», «Юркин хуторок», «Сказки
кота-мурлыки». В повести можно найти немало считалок,
дразнилок и др. образцов детского фольклора, помогающих автору
в обрисовке психологии отношений лит. героев.
Компактные главы повести с «разговорными», запоминающимися
названиями («Дом на Губернаторской», «Именины Ванды
Шамборской», «Кем я буду?», «Лора поступает в гимназию»,
«Плотник и меховщик», «Город под обстрелом» и т.д.) представляют
собой отдельные мини-повествования, из кот., как из кусочков
мозаики, складывается насыщенная маленькими и большими
событиями композиция кн.
Хотя действие, происходящее в повести, развертывается на фоне
совершенно определенных событий в истории России, они не
маркированы устоявшимися в историографии офиц. названиями,
читатель видит эту историю сквозь призму восприятия девочки.
Так, третья глава повести начинается словами: «Была война. За два
года к ней все привыкли», — здесь речь идет о Перв. мировой
войне. Февральская революция обозначена в названии др. главы
— «Царя прогнали». Хотя вся логика повествования кн. подводит
читателя к кульминационным событиям Октября 1917-го,
принесшим, как становится очевидным из посл. трех глав повести,
большие изменения к лучшему в жизни Марийки, на страницах кн.
отсутствует словосочетание «Октябрьская революция». Автор
остается верен своему принципу – не рассказывать, а показывать, и
глава, посвящ. этому поворотному в жизни об-ва событию,
называется просто — «Новая жизнь» — и начинается с простых и
обыденных слов: «Снова в городе перемены. Над домом Шабада
опять развевается красный флаг. Бывшая Казачья улица теперь
опять называется улицей Свободы, как и полгода назад». Никакого
пафоса или взволнованной интонации, что может показаться
удивительным, учитывая время написания и опубликования кн.
Несмотря на то что повесть «Марийкино детство» не переизд.
более полувека, она устойчиво имела широкую читательскую
аудиторию в сов. время и продолжает быть востребованной в
постсоветский период. Многочисленные ссылки на кн. в интернете,
включение «Марийкиного детства» интернет-пользователями в
разнообразные списки, такие как «50 любимых книг детства»,
«Книги для чтения», «Любимые книги» и т.п. дают веские
основания относить эту повесть Б. к золотому фонду сов. лит-ры.
Любопытно, что среди читателей и поклонников этой книги были
не только девочки, но и мальчики, о чем свидетельствуют не
только интернет-ресурсы, но и поэт Е. Евтушенко, упомянувший в
одном из инт. в числе своих любимых детских книг повесть Б.
В рассказе «Разъезд 105» , подписанном к печати 8 авг. 1941,
говорится о героич. поступке 11-летней Нади, вследствие чего было
предотвращено крушение железнодорожного состава. Этот
рассказ, основанный на реальном событии, произошедшем в нач.
войны, был издан 100-тысячным тиражом и разбрасывался с
самолетов как листовка.
Б. погибла в Л-де в перв. блокадную зиму. Дата смерти приводится
по источнику «Книга памяти. Ленинград. Блокада. 1941–44».
Там же указан и посл. адрес, по кот. проживала Б., — Тверская ул., д. 23".
https://lavkapisateley.spb.ru/.
...Други!
Сколько же прекрасных жизней унесла эта проклятая фашистская блокада! Нет прощения в веках гитлеровской своре!
В.Н.
*****
«МАРИЙКИНО ДЕТСТВО» - ЕДИНСТВЕННАЯ КНИГА ДИНЫ БРОДСКОЙ ОБ
УШЕДШЕЙ ЭПОХЕ...
Прочитала о замечательной книге Александры Бруштейн "Дорога уходит вдаль", и сразу вспомнила ещё одну книгу о детстве девочки
дореволюционную пору в России, вот и решила "по горячим следам" сделать пост об этой книге.
Сама я «Марийкино детство» не перечитывала с подросткового возраста, боюсь потерять то ощущение, что было от чтения
детстве...Поэтому собрала чужие размышления и оценки.
Вот "та самая" обложка из моего детства. Конкретно данная фотография - недавнее переиздание
«Марийкино детство» - единственная книга молодой талантливой писательницы Дины Бродской.
Повесть «Марийкино детство» автобиографична и превосходно написана.
Место действия – тихий южный город, который нигде не называют, но его можно узнать безошибочно – это Екатериносла
(Днепропетровск, ныне – Днепр).
Время действия – Первая мировая война и революция.
Героиня – Марийка, восьмилетняя кухаркина дочь.
Книга передает сочный южный колорит речи и быта, сохраняет аромат времени и, главное, воссоздает острое ощущение детства.
С беготней во дворе, играми, наивными предрассудками, крепкой дружбой и первым столкновением с суровой прозой жизни.
"Дина Бродская умерла в блокадном Ленинграде 3 января 1942 года, молодой женщиной в возрасте 32 лет. Н
сохранилось ни одной ее фотографии."
- вот такую запись я [автор этого отзыва] нашла в интернете, когда попыталась найти хоть что-то об авторе.
И мне бесконечно жаль, что не сохранилось даже фотографии автора, который открыл целый неповторимый исторический мир в одной книге.
Читая эту книгу ясно понимаешь, что детство - это всегда светлая пора, со своими радостями, со своими огорчениями.
Детство - словно отдельная большая жизнь внутри другой жизни - мира взрослых.
И что бы ни происходило в том большом мире, глазами ребенка это видится иначе, ребенок всегда найдет, чему порадоваться, даже если
этот ребенок - "кухаркина дочка" Марийка, на детских плечах которой лежит уже много работы, которой приходится терпеть обиды
хозяйских детей.
Но даже здесь детская непосредственность, фантазия, стремление к дружбе берут верх - хозяйские дети тянутся к Марийке, неизменной
выдумщице игр, неунывающей и доброй девчушке.
А фоном для их игр, взросления, служат непростые события - раскатывается по стране эхо революции, происходят такие перемены, когда в
жизни теряешь самое главное - чувство уверенности в тех вещах, в которых по умолчанию должен быть уверен (семья, работа, да просто
будние дни и осознание того, что вот придешь с работы и вечер будет таким, вот здесь дома будет стоять стол, а здесь стул, а здесь сидят
жена и дети) и не знаешь, что будет завтра.
Через всю книгу можно проследить то, как проходят подпольные сходки, как растет революционное движение (но это здесь не основное)
как перемены, которые повлекла за собой революция, напрямую сказываются на жизни маленькой Марийки - Марийка идет в школу...
"Поля зажгла свет и подошла к дивану. От неё вкусно пахло осенним холодком и капустными кочерыжками– в больнице квасила
капусту.
– Ну, дочка, – сказала Поля громко, – завтра пойдёшь записываться.
Марийка протёрла глаза:
– Куда записываться?
– В школу.
– В какую?
– Да сказано – в третью трудовую…
Марийка как встрёпанная вскочила с дивана:
– Мама! А меня возьмут?
– Неужели нет?
– А экзамен будет?
– Экзамен не экзамен, а проверка, говорят, будет. Посмотрят, как вы читаете да пишете.
– Ой, наверно, там нужно очень скоро писать!
Марийка схватила листок бумаги и карандаш и начала быстро-быстро чиркать на бумаге какие-то слова.
– Мама, прочитай! Можно разобрать?
Поля поднесла к глазам листок:
– Ишь ты, намарала! Раньше будто поразборчивей писала.
– Так зато ж это быстро!
Поля с сомнением покачала головой.
Марийка побежала во двор, чтобы рассказать ребятам новость.
Но она опоздала. Чуть только она спустилась по лестнице, как увидела Машку, которая бежала к ней навстречу и кричала:
– Школа открывается! Бесплатная! Завтра записываться пойду!"
Как я понимаю это желание маленькой девочки идти в школу!
Когда мне было шесть лет, мое желание пойти в школу было так велико, что я втайне собрала ранец, пошла в ближайщую школу к директору
прямиком в кабинет с просьбой взять меня (да, решимости уже тогда было не занимать).
Весь учительский состав при моем появлении нехило опешил, вызвали маму и бабушку, долго разговаривали и пообещали взять на будущий
год :))
И последнее. Возможно Марийка - это сама Дина Бродская в детстве (по годам совпадает
возраст - время событий (1916-1919 гг.) и возраст Марийки - как раз когда самой Дине
Бродской было примерно столько же), поэтому очень даже не исключено, что книга автобиографична.
Ещё один отзыв...
Все мы – родом из детства, а некоторые детские книги, словно штанишки, из которых хочешь вырасти… И не можешь.
Вот и живет она (книга) с тобой уже больше пятидесяти лет…
«Марийкино детство»… Серая корочка, а на ней маленькая девочка чистит картошку.
Уже ведро, а она все чистит и чистит…
«Марийкино детство» – одно из лучших произведений писательницы Дины Леонтьевны Бродской (1909–1942).
Судьба Марийки, кухаркиной дочери, трогает за живое, потому что все написанное в книге – правда!
Точно так же, как героиня повести, Дина Леонтьевна Бродская родилась незадолго до
Первой мировой войны в тихом южном городе Екатеринославе.
Если бы не случилось революции, наверное, ее книгу мы никогда бы не прочитали.
Писательница могла вовсе не получить образования и всю жизнь проработать в услужении, как ее мама. Но такого не случилось. Пришли
другие времена, поэтому Дина Леонтьевна кухаркой не стала.
Она окончила Ленинградский финансово-экономический институт и осталась жить в Ленинграде.
Оказалось, что она замечательно пишет для детей.
В 1930-е годы ее охотно публиковали в журналах «Чиж», «Еж», где в это время работали лучшие из лучших – Самуил Маршак, Евгений
Шварц, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий.
Дина Бродская в эту обойму замечательно вписалась, а после публикации «Марийкиного детства» в 1938 году вошла в Союз писателей.
Жаль, что война оборвала этот многообещающий творческий путь.
Дина Леонтьевна умерла во время блокады Ленинграда 3 января 1942 года в возрасте 32 лет.
Не сохранилось ни одной ее фотографии.
Зато осталась Марийка – девочка, которая умеет мечтать, радоваться жизни и надеяться на лучшее, когда кажется, что надежды не может
быть.
Какие сцены из книги мне помнятся больше всего.
Наверное, это придуманные Марийской игры, сочиненные сказки, которые она охотно рассказывает Машке и другим ребятам:
«Ребята посмотрели друг на друга. Все любили играть с Марийкой и никогда не думали о том, что она девочка из кухни.
Разве не она выдумала игру, в «быстрый скок», разве не она первая придумала, как шить из лопухов шляпы?
****
Из сарая Марийка притащила деревянный ящик, в котором доктору однажды были присланы книги. Она подозвала пробегавшую мимо
дворникову Машку, и они вместе положили на ящик самую длинную и самую крепкую доску.
Потом они с Машкой сели верхом по концам доски и стали раскачиваться.
Они так высоко подлетали кверху, что у них захватывало дух.
– У-ух ты! Ну и качели! – кричала Машка.
Одной рукой она крепко держалась за край доски, другой рукой прижимала к груди копчёную воблу, которую купила в лавочке для деда»
Такие разные дни рождения:
День рождения у Ванды Шамбровской:
«Дверь девочкам открыла сама Ванда. Она была в голубом шёлковом платье, белобрысые волосы её были завиты в трубочки – по четыре
трубочки на каждом плече.
– Лора пришла! – закричала она.
– Теперь не хватает только Серёжи и девочек Добрышиных…
****
– «Дорогой Вандочке на добрую память от Марии Внуковой»,
– прочла Ванда и с недоумением пожала плечами. Она никогда не слыхала такой фамилии.
– Кто же это – Мария Внукова? – спрашивали дети друг у друга.
– Внукова-Лукова! – сказал Гога, и все засмеялись.
Никто из детей не знал этого имени, кроме Лоры и Марийки.
Но Лоры в эту минуту не было в комнате, а Марийка постеснялась сказать, что она-то и есть
эта никому не известная Мария Внукова.
Марийка снова села в угол за пальмой.
Как же так? Что же теперь делать?
Ванда подумает, что Марийка пришла к ней на именины без подарка.
«Сказать ей, что ли?» Сказать почему-то было стыдно. За столом Марийка всё время молчала».
И другой, Марийкин:
«– Марийка, вот тебе от меня подарок, – тихонько сказала Вера, протягивая салфеточку.
– А это от меня на память, – сказал Сенька Полуцыган и, развернув бумагу, протянул Марийке жестянку из-под кофе, наполненную до краёв
какой-то чёрной кашей.
– Что это? – спросила испуганно Марийка.
– Гуталин. Собственной работы!
Марийка осторожно поставила этот подарок подальше под кровать.
Машка подарила Марийке роскошный флакон из-под одеколона «Грёзы роз».
– Понюхайте, ещё пахнет, – сказала она. Все понюхали флакон.
– Если налить в него тёплой воды и хорошенько взболтать, можно будет душиться, – сказала Машка.
Марийка сейчас же налила воды, взболтала и отнесла флакон на окошко – пусть настоится.
– Ну, у меня тоже есть для тебя подарок, – сказал Митя Легашенко, – только не знаю, понравится ли.
Он запустил руку в карман штанов, вытащил желтоклювого, взъерошенного галчонка и посадил его Марийке на плечо.
– Он из гнезда выпал, а я его подобрал… Он умный, всё понимает, как человек. Я его Гулькой прозвал… Вот это подарок!»
***
Сюжет книги, конечно, прост.
Приходит Советская власть, все меняется. Марийка с дворниковой Машкой идут в школу.
Но книга всякий раз захватывает меня.
Я плачу вместе с Полуцыганом, у которого такая горбатая дочь Вера, а он ничего не может сделать, переживаю вместе с Марийкой за Сашку
переплетчика, когда тот прячется в цирке у Патапуфа…
Я живу Марийкиными бедами и счастьями… Вот и сейчас…перечитала…
Марийка — дочь кухарки, и из-за этого многие дети не хотят с ней играть.
Ведь действие происходит накануне революции, и общество пока еще разделено на бедных и богатых.
Мы видим все события глазами Марийки, которая очень скоро включается в революционную борьбу и даже распространяет листовки.
Но повесть вовсе не политизированная, в ней много юмора, ведь детство вне зависимости от времени, на которое оно выпадает, — это самая
счастливая пора в жизни каждого человека.
Книга вышла в серии « » с черно-белыми иллюстрациями Анны Власовой.
Добрая и светлая повесть талантливой советской писательницы Дины Бродской (1909-1942) - о судьбе Марийки, кухаркиной дочери.
Она смышленая, наблюдательная девочка, любит читать и больше всего мечтает об учебе.
Марийка верховодит во дворе, где играют вместе дети богачей и бедняков.
Проходит время, и девочки из состоятельных семей отправляются в гимназию, а Марийка по-прежнему помогает маме на кухне и проводит
время на улице...
Но жизнь вокруг нее начинает стремительно меняться, и девочка вскоре получит ответ на свой главный вопрос: "Кем я буду, когда вырасту?"
https://www.liveinternet.ru/
*******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
27 мая 2025 года.
Свидетельство о публикации №225052700161