Пушкин Наше Всё пушкинистики

     Порой опять гармонией упьюсь,
   Над вымыслом слезами обольюсь.

Оставь нас, гордый человек;
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним.

                Народ безмолвствует
(1)

В 1833 Гоголь, готовя свои Арабески, выдал формулу восприятия нами АС Пушкина как лидера (бога) русскости:
@ При Имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.
В нем русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
Самая его жизнь совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда позабывшись стремится русской и которое всегда нравится свежей русской молодежи...@

//Из сборника «Арабески». Опубл.: 1835[1]. Источник: Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 томах. — М.—Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 8. Статьи. — С. 50—55//

 Едкий острый, если не ехидный,  на язык («проклятый хохол» по Вас. Розанову) Н.В. Гоголь-Яновский  в конце пассажа об исключительной русскости Пушкина указал на ее в нем сутьили доминанту русскости  = разгул, загул и раздолье …  Тройка мчится, тройка скачет … тройка трех карт графини и Германа Германна

Правда, меж тем, фрэры и сёры, еще и в том, что через 10 лет Гоголь скинул Пушкина с трона (с подачи (смертельно больного с подачи Венеры) неистового В.Г. Белинского),  сменив формулу пушкинизма на «Пушкин поэт. И ничего больше».

(2)

В 1859 г журналист Аполлон Григорьев в ст. «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» изобрел мем  - «Пушкин = Наше Всё»
Он не хотел ничего «такого» изобрести – ему нужно было  что-то, что спасло бы  издательство и его плод – «Русское слово», в котором он сотрудничал, от банкротства  из-за отсутствия к ним интереса публики и занудства авторов. Издательство это не спасло, а выдумка, из контекста которой вырвали три слова «Пушкин – наше всё», ставшие со временем отдельной самостоятельной идеей, формулой и даже мемом, удалась.  Заметим также, что статья эта была в русле апологии  почвенничества  и оголтелого головотяпского дуремарства.
А. Григорьев   - автор такой полной фразы:
   «Да! вопрос о Пушкине мало подвинулся к своему разрешению со времен "Литературных мечтаний", а без разрешения этого вопроса мы не можем уразуметь настоящего положения нашей литературы. Одни хотят видеть в Пушкине отрешенного художника, веря в какое-то отрешенное, не связанное с жизнию и не жизнию рожденное искусство, другие заставили бы жреца "взять метлу" и служить их условным теориям... Лучшее, что было сказано о Пушкине в последнее время, сказалось в статьях Дружинина, но и Дружинин взглянул на Пушкина только как на нашего эстетического воспитателя.
А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками
Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего. Сочувствия ломоносовские, державинские, новиковские, карамзинские, сочувствия старой русской жизни и стремления новой, - все вошло в его полную натуру в той стройной мере, в какой бытие послепотопное является сравнительно с бытием допотопным, в той мере, которая определяется русскою душою. Когда мы говорим здесь о русской сущности, о русской душе, мы разумеем не сущность народную допетровскую, и не сущность послепетровскую, а органическую целость: мы верим в Русь, какова она есть, какою она оказалась или оказывается после столкновений с другими жизнями, с другими народными организмами, после того, как она, воспринимая в себя различные элементы, - одни брала и берет как родственные, другие отрицала и отрицает как чуждые и враждебные... Пушкин-то и есть наша такая, на первый раз очерком, но полно и цельно обозначившаяся душевная физиономия, физиономия, выделившаяся, вырезавшаяся уже ясно из круга других народных,  типовых физиономий, - обособившаяся сознательно именно вследствие того, что уже вступила в круг их. Это - наш самобытный тип, уже мерявшийся с другими, европейскими типами, проходивший сознанием те фазисы развития, которые они проходили, но боровшийся с ними сознанием, но вынесший из этого процесса свою физиологическую, типовую самостоятельность.
   Показать, как из всякого брожения выходило в Пушкине цельным это типовое, было бы задачей труда огромного. В великой натуре Пушкина, ничего не исключающей: ни тревожно-романтического начала, ни юмора здравого рассудка, ни страстности, ни северной рефлексии, - в натуре, на все отозвавшейся, но отозвавшейся в меру русской души - заключается оправдание и примирение для всех наших теперешних, по-видимому, столь враждебно раздвоившихся сочувствий.»

// Впервые: "Русское слово", 1859, NoNo 2 и 3.  Статья первая Пушкин - Грибоедов - Гоголь – Лермонтов//

Этим АГ хотел выдать мысль о народности и русскости Пушкина, о том, что он наш полный выразитель в нас нашей русскости (непременно в квасной вкусной закваске почвеннической народности глубинного народа), всего, что в нас есть русского (даже если этнически или по житию ( как Таня Ларина из романа Евгений Онегин  (она по-русски плохо знала (*) , но была русская душою сама не зная почему… ююю) ты не русский.  Это  было похоже на развитие мысли Гоголя  о Пушкине как исключительном явлении русскости (без дополнений и добавок Достоевского)
 
 (*) Но это странно … Таня с няней (одной из трех «Ф») о любви и болезни своей любви беседовала по-русски на русском о русском бабьем томлении вполне еще здраво, внятно и толково. Умело и любило Наше Всё народ читателя промистифицировать, одурачить и высмеять. А мы потом расчухивай … А он с язвительной ухмылкой плеснет нам на блюдо соус: Поэт, не дорожи любовию народной!

О чем вещали великий мистик вийерист Гоголь и уже спивающийся А. Григорьев = вам догадываться и нам толковать. Что за этой русскостью они  полагали и почему  Пушкин в ней исключительный лидер, не- и рукотворный памятник «Наше Всё» = сплошное недоумение от неумения.

Наверное речь шла о том темном народном варварстве, дикости и агрессивности, обо всем в русских пролюдях непотребном, несуразном, кичливом, противоречивом, рабском и нелепом, о чем писали и горевали от Фон Визина, Грибоедова, Вяземского и  Достоевского чрез Чехова, Бунина, Салтыкова (Щедрина)   и  Пешкова (Горького)   до Лихачева, Солженицына  и Жутина.

III

К моменту замены нерукотворного  памятника Пушкину на рукотворный проекта Опекушина на Тверском рядом с «домом под юбкой»  к развитию текстов и мыслей о меме «Наше Всё» подключился главный душевед России среди тех же почвенников и фантазеров русской надуманной народной исключительности  – Ф.М. Достоевский. Речь идет о т. нзв. «Ре;чи Достое;вского о Пу;шкине» (Пушкинской речи) — речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности в зале московского Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов) и опубликованная 1 августа в «Дневнике писателя». В ней писатель, в частности, сказал:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое… И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.»

Чрезвычайное
Единственное
Пророческое
Явление  русского духа (или ЧЕП) в соединении задушевном с народом своим.

Игнорируем не только строки Свободы сеятеля пустынного с их финальным приговором
 
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

, но и стихи из манифеста Поэт и толпа:

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв

а также поэтическое завещание Поэту перед губительной женитьбой на всенародной бабе класса московщина:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
1830 г.

  А также легендарный по двусмысленности девиз:

Души прекрасные порывы!

И в ванне, И в бане, И с Маней. И с Ваней, И лежа, И стоя – души!

IV

Перепеваемая на все лады  квасного патриотизма формула Наше Всё превратилась вначале в мем пушкинистики, а затем в  итоге в meme (мим) = формулу Пушкина в виде кодограммы – код-ключа значимой для культуры информации и способа или средства найти «своих» среди «чужих».
 
Мем мим пушкинистики Пушкин = Наше вам всё включал такие ярлыки на его мундире в зале славы русского Парнассуса:
- гений
- народный
- родитель языка
- певец свободы
- декабрист
- борец с царизмом, крепостничеством и русским рабством.

Прим. Есть версия о существовании мема «Пушкин Наше Всё Навсегда
После приказа газеты ЦК КПСС – «Пушкин наш, советский!»   титулование  и рвение в обожении потеряло всякие границы …

В итоге Наше Всё стало ответом на схватку «Кто виноват» русского мутного либерализма с не менее мутным русским консерватизмом в виде ответа класса «палочка – выручалочка»:
- Пушкин! 

Et voila =  и вот нате вам:

Пушкин жил, Пушкин жив, Пушкин будет жить вечно!
Валерий Новиков 43 http://proza.ru/2020/06/06/1630

Пушкин жил, Пушкин жив, Пушкин будет жить! 

Не обращая внимание на не менее легендарное:

Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.
Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.


А нам всё ни по чем – а хоть по лбу кирпичом:

Вера Инбер

От бомбы дрогнули в огне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: «Ко мне!
Тут книги у меня. Тут Пушкин!»

Ему кричали: «Выходи!»
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошел обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.

В больнице долго он без сил
Лежал как мертвый, на подушке.
И первое, что он спросил,
Придя в сознание: «А Пушкин?»

И голос друга, поспешив,
Ему ответил: «Пушкин жив».

5 июня 1943 г.
Ленинград

Источник: https://allforchildren.ru/poetry/book94.php


Рецензии