Что есть предел желаемого?
Но разве кто - то другую истину оспорит: для кого ближе запросы желудка - тот к животному ближе? Именно потому в потребительский век каждый должен понять, что желудок - залог свободы немалый, а пища - телу подспорье, но абсолютно не часть его главная. Но даже если, кроме желудка, у человека не было никогда запросов других, то можно на мраморе начертать у порога имя его: ведь он умер задолго до смерти.
С другой стороны, ясно всем, что поздно быть бережливым, когда останется жизни на донышке. И вот чтобы впросак не попасть каждый для себя определиться должен, что больше: много иметь или сколько хочется? В этом случае куда проще ответ: некоторых вещей не имея, узнаём через время, что они и не нужны были вовсе. Зато необходимое - никогда не приедается, право выбора оставляя между вещами лишними и суетными делами. Вывод? Глупым не будь: получив что - нибудь ничтожное, дешёвое и наверняка легко возместимое, не позволяй предъявлять себе счёт.
Конечно, заботиться о себе - природы веление, но только стоит начать потакать - незаметно пороками жизнь начнёт обрастать, потому как для алчности всякий конец - лишь начало. Не зря римляне древние говорили: в хижинах живут - свободные, в дворцах - рабы, ибо наслаждения и нега обнимают лишь ради того, чтобы рано или поздно удушить. И жадность не бывает без кары, хотя она и сама по себе есть немалая кара. Богатство же - куда большая пытка, чем добыча его, ибо тяжек страх внезапно его потерять. И тем не менее, не все богатеющие внемлют вековому предупреждению - излишества научают желать ещё большего. Люди такие жаждут редкое получить и примечательное, пусть даже оно мало и владеть им совсем не обязательно. В случае этом получается так, что когда расточительство доходит до желания по самоцветам ступать - тогда и заканчиваются все нежно ласкающие душу желания.
Только стыд, если он есть, от излишеств удержит, а не добрая воля. А потому для всякого желанного лучшая мера не жаждать - хотеть, взять не сколько хочется - сколько необходимо. И всегда разумнее большее на меньшее поменять лучшего ради. Ибо иметь сколько хочется - никогда не мало, а меньше, чем хочется, - всегда мало: на этих весах и взвешивается изнутри личное счастье, делая одних счастливыми в шалаше, других - в хоромах несчастными. А потому никогда тот беден не будет, кто в долг берёт у себя, когда чего - то недостаёт - ведь тогда любой малости хватит, ибо что не жалеть, что иметь, на поверку - одно и то же.
Только тогда и велик человек, который посудой глиняной пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. И лучше восхищаться душой, чем имуществом - ведь для души всё тленное меньше её. Ибо как выходишь нагим из материнской утробы, таким и отойдёшь, и от труда своего ничего туда не возьмёшь. И если Бог дал богатство, дал власть пользоваться им и наслаждаться, то нужно помнить всегда - дар этот от Бога.
Что же выходит в итоге? Если человек прожил в богатстве многие годы, но содеянным добром не наслаждалась душа, то перед самой смертью Господь ему скажет: выкидыш счастливей тебя, потому что солнца он живительную теплоту не познал, жизнь зачав во тьме и уйдя в темноту, а вот ты, хоть и прожил долго и сытно, но и ты в темноте могильной сгинешь, живительную теплоту щедрости и добра не познав.
(Отрывок из новеллы «Стремящимся познать жизнь»).
Свидетельство о публикации №225052700556