Не от мира сего

Я лежала на земле в осеннем лесу закопавшись в опавшую листву так, что наружу торчал только нос.

Сначала открытым было все лицо, но почувствовав наплыв воспоминаний, я спряталась в листву, оставив только нос.

***

Я с детства чувствовала себя изгоем.

Сколько себя помню, в детсадовскую пору в то время, когда другие дети бегали, играли я просто сидела и смотрела на них. Мне не интересны были подвижные игры, раздражали смех и веселье сверстников. Я не понимала, что может быть интересного в этой пустой беготне.

Сохранились слабые воспоминания о том, как сначала мама, а потом и воспитатели в детском саду пытались привлечь меня к активным действиям, но я всячески избегала этого, придумывая различные травмы или болезни.

Папа относился к моему сидячему образу жизни иначе. Он говорил маме:

-Помнишь притчу про немого мальчика, который неожиданно заговорил? Когда его спросили почему молчал столько лет, он сказал, что повода не было. Вот так и наша дочь высидит на печи тридцать три года и побежит.

-Вообще-то на печи сидел Илья Муромец, - поправляла его мама.

-Какая разница? Главное, что придет время и станет дочь активнее тех, кто сейчас носится.

Шли годы, а я продолжала сиднем сидеть. С той лишь разницей, что теперь я не наблюдала за сверстниками. Теперь мои мысли, как те скакуны из песни, уносили меня в далекие дали.

Думала я не о будущем, а вспоминала сказки, фильмы и представляла, как людям жилось в то время, как жилось бы мне, окажись я там. И больше всего любила представлять свои встречи с колдунами и ведьмами, с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой.

Мысленно расписывала в воображении каждое движение, каждое слово. Отдельные места прокручивала несколько раз, продумывая детали.

И вот я уже не просто в школе, а умею бегло читать и попадаю в страну сказок и приключений. Не взирая на то, что скорость чтения у меня высокая, каждую книгу читаю долго, вникая в детали, возвращаясь к отдельным эпизодам. Я не просто читаю, я проживаю жизнь отдельных персонажей, детально изучаю все, что они думают, говорят, делают. Представляю, как поступила бы на их месте.

Теперь уже меня не бегать с детьми заставляют, а просто выйти на свежи воздух и оторваться от книги. Не проблема. Сажусь на скамеечку у подъезда и прокручиваю в голове прочитанное, анализирую схожесть и различие подобных сказок и рассказов, одних персонажей в разных сказках и т.д.

Став старше, увлекаюсь легендами и мифами. Это такой объем информации, который можно думать годами и не передумать всего.

Профессию выбираю сообразно своим интересам и поступаю на библиотечное дело.

Доучиться у меня не получается - в одночасье погибают родители и бабушка по папиной линии. Бабушка по маминой линии не могла пережить потерю (у нее и до этого сердечко пошаливало). Дедушка открытым текстом сказал:

-Рая, ты прости, но мне одному всех не потянуть. Степка и Танька еще в школе учатся, их я заберу, чтобы в детский дом не попали, а ты совершеннолетняя, ты уж как-нибудь сама. Я, конечно, помогу, чем смогу, но содержать еще и тебя мне не по силам.

Пришлось бросать учебу и идти работать. Что я могла делать до 18 лет просидев на пятой точке? А ничего. Хорошо, что соседка тетя Катя взяла меня под свое крыло и устроила к себе в управление уборщицей.

Она сразу сказала:

-Раиса, я знаю, что ты у нас не от мира сего, потому не подведи меня, пожалуйста. Пришла к семи утра, до девяти все вымыла и сидишь тихонько в своей коморке. Нужна будешь - позовут, а нет, так высидела свои часы и пошла домой, а там уж делай, что хочешь. Главное, чтобы убрано во время было и чисто.

Я и работала уборщицей, пока младшие брат с сестрой не окончили школу, а потом училище. Никуда не ходила, ничем не интересовалась, потому расходов больших не имела и, как могла, помогала деду воспитывать внуков. То куртку кому-то купить нужно, то обувь у кого-то в негодность пришла.

Когда брат с сестрой начали самостоятельно работать, я решила, что пришло и мое время получить профессию.

Все та же тетя Катя похлопотала, чтобы мне разрешили приходить убираться пораньше, а потом уходить на занятия. Руководство устраивало, как я работаю, за прошедшие годы если раз десять меня дергали по какой-то нужде в дневное время, то хорошо. Больничных не было, в отпуска не ходила, брала компенсацию за неиспользованный отпуск. А где гарантия, что новая уборщица такая же удобная будет?

Продолжать обучение на библиотечном деле мне совсем не хотелось, но и куда пойти, куда податься я не представляла.

Тетя Катя предлагала выучиться на бухгалтера, штат у них в бухгалтерии преимущественно пенсионеры или предпенсионеры, не за горами то время, когда кто-то из них решит уйти на покой.

-Я и цифры? А-ну, как в облаках летать начну и что-то намудрю?

-Тоже верно, - согласилась соседка.

Вообще я не любитель считать, но истинная причина крылась в другом. Я уже научилась контролировать свои мысли и не позволила бы себе летать в облаках на работе, но пришло мое время активности. Или относительной активности. Мне совсем не хотелось остаток жизни провести пятой точкой на стуле.

В то же время и слишком активной быть не хотелось. Поразмыслив и сопоставив все пришедшие на ум профессии с новыми моими причудами (а они появились, но об этом я пока умолчу), я решила выучиться на парикмахера.

Уже в процессе обучения осознала свою ошибку, но менять ничего не стала. Я же могу работать парикмахером и заочно где-то учиться, но для этого нужно более детально продумать выбор новой профессии.

***

От размышлений меня оторвало карканье вороны на дереве в непосредственной близости от меня.

Я встряхнула головой, дунула, смахивая остатки листьев с лица и посмотрела на нее.

-И что ты раскричалась? Сюда кто-то идет? Свои или чужие?


Рецензии