Глава 130. Взрослые беседы

Глава предыдущая: http://proza.ru/2025/05/26/196

- Ася, ты читала в «Новой Газете» интервью с Алексеем Ивановым, писателем? – окликнул из комнаты жену Михаил Яковлевич.
Александра Степановна аккуратно уложила в сковородку обработанного и вываленного в муке карася и пошла к мужу – поговорить. А тот продолжал:
- Очень задело меня замечание про пэтэушников – мол, придурки, которые идут потом в менты и делают нашу жизнь беспорядочной.
- Да! – бабушка Ася устроилась в кресле, запахнула полы халата и с готовностью включилась в тему. - Меня оно тоже маленько потрясло. Не согласна я! Пэтэушники – это дети, у которых были неважные родители, кто себя не нашел. Они не придурки – их не научили жить. Значит…
-… виноваты не они, - подхватил Михаил Яковлевич, - а взрослые! Отцы, ушедшие из семей или пьющие; матери, у которых не было времени на сыновей и дочерей: работали и за себя, и за папашу непутевого, или пили. Дети, лишённые хорошего воспитания – вот кто это. И знаешь, я вот думаю: государство должно заботиться о том, чтобы семьи не распадались.
- Как заботиться? Что конкретно делать?
- Ну, хотя бы начать работу по укреплению семьи, всячески поощрять создание семьи и спешес… тьфу! – Михаил Яковлевич запнулся, набрал воздуху и снова попытался выговорить вертящиеся на языке, но не выговаривающееся слово. - Язык запутался! Спе-шес-тво-вать (справился!) её функционированию: поженились – льготы по жилью, родили ребёнка, опять какие-то преференции. Поощрять получение образования родителями, потому что, это ж очевидно, образованный человек более ответственно относится к жизни, чем недоучка. Вообще, уверен, - чем шире кругозор у человека, тем больше он ценит жизнь во всех проявлениях. И к детям, к супругу относится не как потребитель, а ответственно – сберечь, ух;дить.
- «Ух;дить», - передразнила жена супруга, засмеявшись его словесным изыскам. – Ты прав, конечно. Сейчас правит бал полная безответственность взрослых. Что с людьми подеялось! Раньше были тоже такие, ну, всё им пофигу, живут одним днём. Жениться – да никаких проблем! А что женился – это ж шаг какой! Не только спать в одной постели да в одной квартире жить, а новый организм – семья – получается. Его ж надо взращивать, как вот рассаду, по первости. Да и какая рассада! Всё настолько сложно – то ты один, уже сложившийся, а то вас двое, и у того, оказывается, такие привычки!.. И ко всему притираться, не рубить наотмашь – «катись!» А дети!.. Сейчас же – не успел зарегистрироваться – раз, уже разбежались, другого ищут или вообще – одиночка. Так даже Галатею сперва создавали, потом оживляли - столько трудов! А ещё не известно – можно ли с нею жить.
- Ты про что? – не понял последний пассаж супруг.
- А! – поднялась из кресла Александра Степановна. – Я – про Пигмалиона. Ну, к тому, что труд это большой - семейную жизнь наладить. А у нас женятся, на этот труд неготовые. Только удовольствия хотят: мужики - чтобы их лелеяли, секс регулярный и сытно кормили, барышни - чтобы их на руках носили. То есть - каждый готов брать, а давать - удивляются: "разве я кому-то что-то должен?.." Ладно, у меня там карась тлеет, надо перевернуть, а то сгорит.

В это время раздался телефонный звонок.
- Возьми! – крикнула из кухни Александра Степановна. – Наверное, опять Альбина.
Михаил Яковлевич, тихо ругаясь: «покоя от неё нет», пошёл в прихожую:
- Да! Да, Альбина, слушаю.
Альбина речь была, как всегда, сумбурная: Яшка грубит, не слушается, уроки запущены, Слава больше с ним не хочет разговаривать, а сегодня отчим с пасынком чуть ли не подрались.
- Он может к телефону подойти - Яшка - я имею в виду?
- Он уже лег, не хочет вставать.
- Ну, пусть завтра приходит после школы. Ася с ним проведёт беседу.
- Толку-то от наших бесед! – донеслось из кухни.

После школы Яша пришёл к дедам.
- Э-эх! – встретила его бабушка. – Когда закончатся твои вывихи?.. Иди, мой руки и за стол.
Она подождала, пока внук положил вилку, закончив трапезу, и начала подготовленные увещевания. Однако внук поднялся при первых же словах и пошел из кухни. Баба Ася последовала за ним в комнату:
- Ты куда это? Ещё что за новости? Я с тобою разговариваю, а ты – пошёл! А если ты начнёшь со мною говорить, а я вот так – пойду, как будто тебя и нет…
- Баб, ну что это такое?! Дома ругают, сюда приду – опять то же…
- Ну, да! И в школе тебе покоя нет… Это что? Все виноваты и тебя, бедного, тюкают из удовольствия? Может, пораскинешь мозгами да поймёшь - дело-то в тебе!..

Но начавшийся бурно разговор бабушка и внук закончили мирно.
- Я завтра к вам приду, у вас буду праздники, - заявил Яша.
– У нас, видишь, кресло твоё в ремонт забрали, спать негде, - озаботилась Александра Степановна.
– Нет, как-нибудь устроимся. Я у вас хочу. Хоть немного от них отдохнуть. Мало мне мамы, теперь ещё и папа подключился. Знаешь, мы так с ним ругались!.. Я думал, он меня ударит.
- Яш! Это ж Слава! С ним-то тебя почему мир не берёт? Так жили дружно, он тебя от мамы выгораживал. Как вы врагами стали?
- Да не врагами… Он, баба, такой… Зануда! «Пока пыль не вытрешь – гулять не пойдёшь! Пока посуду не вымоешь – комп не разрешаю!» Ну, вымою я эту посуду вечером! Какая разница?! Я вообще не понимаю, почему я за всеми должен мыть посуду? Убираю квартиру, пылесосю три раза в неделю…
- Зачем так часто?
- Так ремонт же! – всплеснул руками в отчаянии Яша. - Как вселились, так и идёт ремонт. Мне дома быть не хочется – я ничем своим заняться не могу. А папа, как увидит, что я сижу – сразу: «Убери, помой, вытри». Сколько можно! Мама на работе, он с дежурств три дня дома и, как проснулся, начинает на меня… А на улицу – только в школу. Гулять нельзя – «у тебя уроки»... Баб, приду? Хоть на полу…
- Ну, «на полу». С Алёшей на диване положу. Расставим – уместитесь. Только бы они разрешили, – успокоила внука бабушка.

Глава следующая: http://proza.ru/2025/05/28/1097


Рецензии