К Вестнику времени Роберта Баблояна
Вышла Новая книга одного из светлых интеллектуалов нашего времени, Роберта Завеновича Баблояна, с моим предисловием, приуроченная к 90-летию автора.
Мои поздравления и наилучшие пожелания с Юбилеем, гуманиста, издателя, мастера слова, художника, просветителя, автора фильмов и ещё много чего благородного и прекрасного человека! https://dzen.ru/a/aDYRo4MHQ2Zt4PJE
А.S.
ПРЕДИСЛОВИЕ
( «Ante scriptum»)
«…у Нескромности тоже есть границы…»
эР.Зэ.
Уважаемый читатель, вам предстоит познакомиться с книгой «Вестник прошлого», автора, который 14 мая 2025 года отметит свой девяностолетний юбилей. Согласитесь, желание и возможность в столь почтенном возрасте самолично заниматься изданием своей новой книги, не может не служить свидетельством незаурядной энергии, мудрости и жизнелюбия. Да, Баблоян Роберт Завенович, родился в Ереване 14 мая 1935 года. С 1946 года, благодаря родителям, с редкими перерывами, постоянно проживает в Москве. Где окончил как среднюю школу, так и филологический факультет МГУ, хотя и поступал в ЕГУ.
Свидетельством, почему бы нет, завидного жизненного пути, непременно служит его послужной список трудовой деятельности в различных советских журналах, издательствах и иных СМИ. эР.Зэ., как частенько подписывается Роберт Завенович, является автором не только 27 книг, изданных на армянском, русском, узбекском, азербайджанском, японском, английском и даже на каракалпакском языках, но и автором кратко-метражных фильмов- «Мой каменный Ереван», «Каждой ночью- к водам Вана», «Армяне Москвы», «Памятники благодарности», «Пол века- с Нико (о Н. Никогосяне). Не менее значимы художественные творения эР.Зэ. Тому свидетельство действительное членство, как в Союзах писателей России и Армении, так и в Творческом союзе профессиональных художников Москвы. К тому же, будучи академиком «Международной Академии Духовного Единства народов мира», Роберт Завенович продолжает руководить «Московско- Армянским Клубом искусств», является почетным членом Ассоциации Академиков по содействию развития науки и культуры. А, ещё в приватном общении выяснилось, что он участвовал актёром в съёмках нескольких фильмов, и не только в качестве статиста. Конечно же, своим творчеством эР.Зэ. оставил свой творческий след в истории праведного человечества, о чём свидетельствуют его медали имени «Шолохова», «Брюсова», «Лермонтова», ордена имени «Маяковского», «Есенина», многие иные награды творческих союзов, ассоциацией и общественных организации России Армении. Заслуженный кавалер «Серебряного Креста» Союза Армян России. Как, обо всём этом шутит сам мэтр – «Награда - градус настроения поднимает!», с добавлением от сына - «И грудь греет!»…
Да, мэтр! Именно такое определение, как по мне, вполне соответствует для оценки, всего творчества Роберта Завеновича Баблояна в качестве писателя, художника, издателя, общественного деятеля, путешественника, личности, способной на откровение, в т.ч., и о личном, с благодарной памятью.
Ещё в далёком 1964 году за рассказ «Бронзовый лист» тридцатилетний эР.Зэ. был удостоен звания Лауреата молодых писателей Армянской ССР. Примечательно, что не мало его книг – о детях и для детей. И это при том, что многие рассказы о взрослых и для взрослых глубоко философичны, буквально, в её смысле любомудрия. Особое место в жизни эР.Зэ., помимо тёплого, благостного расположения родных, близких и друзей, имели путешествия по весям и далям планеты Земля, о чём свидетельствуют рассказы о людях и впечатлениях, полученных при этом.
Конечно, писатель Роберт Завенович Баблоян – мастер рассказа. И, подобно многим другим признанным мастерам рассказа, - того же Антону Павловичу, Роберт Завенович обладает своим стилем письма, который сложно спутать с кем бы ни было. Признаюсь, для меня стало приятной неожиданностью узреть глубину его философской мысли, открытости в общении, гуманности и доброты, которые характерны как творчеству, так и личности. А, чтобы составить цельное представление о творчестве автора, конечно же, пришлось углубиться в мир эР.Зэ., который содержится в работах, изданных раннее, о чём, мало того, что не жалею, так ещё и рекомендую всем мыслящим… .
Ввиду того, что формат «Ante scriptum» не предполагает подробное представление каждого отдельного рассказа Роберта Завеновича, непременно вернусь к этому в соответствующем формате. Тем более, что подобный опыт с большим удовлетворением был приобретён мною при знакомстве с его, казалось бы, небольшой книжкой, а по содержанию - с целым сборником, под названием «Глаз и строчка» (1991). Как и - «Мыслекопилкой» (2023)-книгой совершенно оригинальной, наполненной бесконечным смыслом и данью благодарности в памяти, при том, что её то и книгой не назовёшь…
Однако, вернёмся к «Вестнику прошлого».
Конструктивно книга состоит из зарисовок, сгруппированных тематически.
Здесь и миниатюры, и рассказы, и новеллы, и опусы, и воспоминания с зарисовками об атрибутах, вещах, явлениях и, особенно, людях. Всему тому, что в итоге и составляет сущностное содержание каждого из нас, наше восприятие сопутствующей действительности. А выраженные подобные философские зарисовки в буквах, словах, строках и текстах, да ещё в формате тавтограмм, несмотря на предполагаемую шуточность, собственно, и определяют оригинальность авторского стиля письма эР.Зэ.
Признание в любви к «СЛОВУ», «БУКВАМ РОДНЫМ» и «ПИСЬМУ», «Русастану» с «Айястаном», простой «ВОДЕ», любимым городам, горам, благодарность годам, которые и есть «БОРОЗДЫ НА ЛИЦЕ И СУДЬБЫ», - про благосклонность грозы, и-про «о ком мы скучаем», -про «Соль и Перец» и не только в еде, но и в устной речи! И про «ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ» для которого маэстро Шаинский, аж, песню сложил. Здесь же уместно отметить, что по прозаической поэзии эР.Зэ. мэтры от музыки сложили пять песен. Разве может быть нарушением границ скромности, если наряду о всяко разном, немного о себе, тем более, когда есть чего, когда за плечами такие «многоэтажные истории» и «ГОДА», да ещё столько сотворено.
Полна и воспоминаниями книга «Вестник прошлого». Жаль, конечно, что автору «Невесты с севера», незабвенному другу, Нерсесу Оганесяну, не удалось в 2018 году снять свой новый фильм-«Невеста с Запада». Казалось бы, быть фильму, случись встреча через сорок лет с, той, которая вполне могла стать судьбой, несомненно, ставшая музой для многих творений молодой 36 летней творческой личности, хотя и лексикон взаимно-понятного общения ограничивался одним предложением- «Good morning, my beautiful lady Diana!»- Конечно, проблемы «ПИКАНТНЫХ ПЕНСИОНЕРОК» могут вызвать улыбку.
Продолжая погружаться в мир эР.Зе. всё больше убеждаешься в том, что- «Каждый кому есть что сказать, обладающий способностью сделать это так, чтобы вызвать интерес у других, писателем быть обязан». (И.Ж.) Эта мысль особенно действенна, когда повествование сказывается особенным, ни на кого не похожим словом, наполненным глубоким философским, просветительским смыслом, проповедующим добро и оптимизм. И правда, разве не это ли должно являться сутью всякого творения, созданного мыслью, не лишённого ответственности, творца?
В свете этого, вполне логично, что у слушателей-читателей и созерцателей творчества эР.Зэ. возникнет желание познакомиться с биографией творца. А кто может представить свою биографию с воспоминаниями о родных, близких, друзьях, всех тех, с кем, как говорится, приходилось делить радости и горести жизни, как не сам автор. Именно этому в большей степени посвящена третья глава «Вестника прошлого». Здесь в подробностях представлены откровения, связанные с родителями, любимыми женщинами и детьми, воспоминания о жизненных этапах, друзьях-товарищах, ставших непременными спутниками на том или ином этапе, а то и по сей день, и ещё много, много о чём и о ком, непременно, обречены, в т.ч., грустить.
«О КОМ грустим, грустим о ком на склоне лет?
В нужде – ОТЕЦ,
В борьбе нам – БРАТ,
В сомнениях – ДРУГ
И вечно – МАТЬ.»
эР.Зэ.
По сути, эта глава и есть сама автобиография, как и воспоминания о родных и близких, - о матери и отце, жене, тавтограмма, посвящённая, преданной по жизни, Татьяне. А как же в биографии не вспомнить про детство, которое попало и на годы самой страшной и жестокой войны в истории человечества, как и о книгах своих, вышедших из-под пера «Литератора», а по моему глубокому убеждения, -«Писателя»? И ещё много, много о чём и ком, главное с особой любовью и признательностью, без намёка на неблагодарность. Сознаюсь, такое в наши дни могут себе позволить разве что познавшие мудрость бытия, - кого позволительно назвать мэтром.
Собственно, и четвёртая глава не менее биографична, точнее - для, человека не обделённого даром общения, всегда есть что вспоминать « …О ДРУЗЬЯХ – ТОВАРИЩАХ», в том числе о тех, которые оставили своим творчеством, земным бытием, в целом, - след в истории человечества. Конечно же-подробности об «обитателях благородных «Альбома-Мыслекопильки», с букетом их «мыслей». Здесь и народные, и, быть может, не очень, Художники и Скульпторы, Музыканты и Артисты, Литераторы и Писатели, Учителя и Преподаватели, и, даже, Генеральный секретарь, Сверстники и Коллеги, из разных стран, городов и поселений планеты Земля, и Сын, волею судьбы оказавшийся «на чужбине», в матери –градов русских, и Дочка, с Зятем и Внучкой, в далёком Бостоне, даже прадед ЛАЗО-автор первого курдского алфавита ….
И почему же не завершить сие откровение автора «ВЕСТНИК ПРОШЛОГО», главой «ДРУЗЬЯ ТОВАРИЩИ- ОБО МНЕ», когда столько сказано, пересказано? Да, это и есть тот случай, когда «И скромность может не иметь границы».
Каждый, погрузившийся в творчество эР.Зэ., при всей оригинальности стилистики его откровений, касательно понимания, восприятия и описания окружающего мира и своего места в нём, невольно соприкоснётся с глубокими философскими смыслами. И тогда читатель обречен задуматься о своих убеждениях, идеалах, целях, мотивах поведения, интересах, ценностной ориентации, принципах и нравственных нормах эстетического познания и восприятия, - о всём том, что и называется мировоззрением. В этом смысле, творчество эР.Зэ. глубоко поучительно, стимулирующее читателя задуматься о своей сущности, систематизации своего мировоззрения.
Возможно это и является одной из важных просветительских составляющих концепции писательского творчества мэтра, Роберта Завеновича Баблояна, с кем нам посчастливилось быть современниками. Что непременно позволит внести его произведения в перечень литературы для подрастающего поколения представителей всего праведного человечества.
Ион Жани
(Оганджанян Гагик Сергеевич)
Профессор РАЕ, Член Союза Российских писателей
Обладатель «Золотого диплома»
Международного Славянского Литературного
Форума «Золотой Витязь»
Москва, 09.02.2025
Свидетельство о публикации №225052801039