Отравил ли Арамис генерала Ордена Иезуитов?

На разных сайтах любителей Александра Дюма не смолкают споры о том, отравил ли Арамис своего предшественника на посту генерала Ордена Иезуитов, или же ничего подобного не имело места?
Это вопрос исключительно литуроведческий, литературный, а к истории он не имеет никакого отношения. Хотя некоторые источники называют прототипы Арамиса, отыскали их среди реальных исторических лиц, надо признать, что, как бы то ни было, кроме д’Артаньяна, в трилогии Дюма присутствуют только два реальных исторических мушкетёра – это де Бемо (или де Безмо, буква «с» в имени присутствует, но не читается), а также де Сен-Мар, или де Сен-Марс.
Комендант Бастилии Безмо и комендант Пиньероля де Сен-Мар в прошлом были мушкетёрами. Мало того, де Сен-Мар был квартирмейстером у д’Артаньяна и именно д’Артаньян рекомендовал его в коменданты, чтобы он наилучшим образом обеспечил заключение бывшего суперинтенданта финансов Никола Фуке.
Никаких следов Атоса, Портоса и Арамиса в истории нет, кроме поддельных мемуаров Гасьена де Куртиля де Сандра.
Найденные исторические лица с похожими именами – Анри де Арамиц и Исаак де Порто, это всего лишь люди с похожими именами. Сам де Сандра называет Атоса, Портоса и Арамиса братьями-гасконцами. И это очень похоже на правду: де Тревиль был гасконцем, он набирал преимущественно гасконцев в роту мушкетёров. Встречается также утверждение у Дюма, что мушкетёры – это младшие члены дворянских родов. Но мы этого как-то не видим в дальнейшем. Атос – единственный наследник знатного рода, о родственниках Арамиса и Портоса мы не знаем ничего. Также забавно, что граф не получил даже звания лейтенанта, и на равных с ним служат простые шевалье. А ведь между ними лежит целая лестница иерархических ступеней – ниже графа следуют виконт, видам, барон, сеньор, баннерет, и только затем шевалье. Если Арамис был шевалье д’Эрбле, как и дА'ртаньян, то Портос, возможно, также был всего лишь шевалье, но его так никогда никто не называет. Во всяком случае, это – только литературные герои, чего не скажешь о графе де Рошфоре.
 Кстати, из истории известен маркиз де Ла Фер, который был представителем Франции при английском Короле Карле Первом. Атос?!?
Тайный генерал Ордена Иезуитов – это тоже выдумка. Все генералы этого Ордена известны, никакой тайны из своего членства они не делали, и тайной цели управлять миром они не имели.
И, разумеется, очень маловероятно, что члены иерархической лестницы иезуитов не знали друг друга, и что генерал перед смертью назначал себе преемника. Орден Иезуитов подчинялся Папе, так что также маловероятно, что умирающий генерал Ордена передавал своему преемнику пожелание, чтобы Папа умер. Также странно и дико звучит ответ Арамиса о том, что Папа умрёт. Как минимум, мы видим, что Арамис легко обещает подобное злодейство – насильственную смерть главы католического мира! А ведь даже убить простого священника – это был намного больший грех, нежели убить солдата на дуэли, в стычке или на войне!
Что же мы видим?

ПЕРВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.
В главах 23, 24 и 25 книги «Виконт де Бражелон» Арамис показан КОВАРНЫМ И ЖЕСТОКИМ человеком.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Прочитаем конец двадцать пятой главы, с того места, когда умирающий генерал уже передал свои полномочия Арамису, после чего даёт последние напутствия ему, как уже своему преемнику на этом посту.
ЦИТАТА
Арамис запер дверь и вернулся к францисканцу.
— Папа составил заговор против ордена, — сказал монах, — папа должен умереть.
— Он умрет, — спокойно отвечал Арамис.

— Шестеро мальтийских рыцарей — вот их имена, — благодаря болтливости одного иезуита одиннадцатого года узнали тайны, доверяемые только членам ордена, посвященным в третью степень; нужно узнать, как поступили эти люди с тем, что им было открыто, и не допустить дальнейшего разглашения.
— Это будет сделано.
— Троих опасных членов ордена нужно отправить в Тибет, чтобы они погибли там; они приговорены. Вот их имена.
— Я приведу приговор в исполнение.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Генерал ордена поручил убить Папу Римского, а также убить шестерых мальтийских рыцарей и, вероятно, всех тех, кому они уже успели разболтать эту тайну, а также, по-видимому убить и самого этого «болтливого иезуита», который был посвящён в третью ступень, иначе как бы он узнал эту тайну? И в дополнение к этому необходимо убить трёх членов ордена, которых генерал считает опасными. Не многовато ли? И все эти убийства Арамис обещает устроить, без малейших колебаний. Возможно, что болтливый иезуит третьей степени посвящения уже убит, но остальные ещё живы. Не кажется ли вам, что тут при смерти находится не глава Ордена последователей Иисуса, а глава какой-то мафии? Ведь именно так и есть! Сам Дюма считал Орден Иезуитов преступным тайным обществом, тайным сообществом людей, не обременённых моралью, которое распространяет свое влияние, борется не за веру, а за власть над всем миром. И Арамис предстаёт перед нами как человек, который очень просто берёт на себя обязательств организовать более десятка убийств, в числе жертв – понтифик, глава католической церкви! А ведь Папа Римский – формальный глава Ордена иезуитов! Как же так?
Дюма тут, конечно, загнул! Но мы разбираем характер литературного героя. И этот литературный герой не гнушается убийством Папы. Ради чего? Не особо понятно! По-видимому, ради некоторых выгод самого Ордена. С какой стати ему было бы сложно решиться на убийство главы Ордена ради своих собственных выгод?
Продолжим чтение этой самой главы с того места, на котором мы прервались.
ЦИТАТА
— Наконец, в Антверпене живет одна дама, двоюродная внучка Равальяка; у нее есть бумаги, компрометирующие орден. В течение пятьдесят первого года ее семья получала пенсию в пятьдесят тысяч ливров. Пенсия — тяжелый расход; орден не богат… Выкупите бумаги за определенную сумму, а в случае отказа уничтожьте пенсию… не подвергая орден опасности.
— Я обдумаю, — сказал Арамис.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Это – ещё один заказ на убийство, и к тому же признание в том, что Орден Иезуитов замешан в убийстве Короля Франции Генриха Четвёртого.
А как же! У двоюродной внучки Равальяка, то есть убийцы Генриха Четвёртого, имеются компрометирующие Орден документы. Разумеется, эти документы доказывают связь Ордена с Равальяком, и никак не иначе. Орден откупался от неё пенсией, но этот расход теперь кажется генералу тяжёлым. Предлагается выкупить документы, то есть вместо регулярных выплат сделать одну, более крупную, но последнюю. Если пенсия была обременительна, то выкуп – тоже обременителен. «В случае отказа уничтожьте пенсию, не подвергая Орден опасности». Это – указание уничтожить не только пенсию, но ещё раньше – саму двоюродную внучку Равальяка. Арамис обещает это сделать.
Кстати, какая ещё двоюродная внучка?
После казни Равальяка его родителей изгнали из страны, а всем прочим родственникам велели сменить фамилию.
По-видимому, у Равальяка не было ни сестры, ни брата, иначе их бы тоже выдворили из Франции, и об этом было бы известно. Антверпен – сейчас Бельгия, а тогда – Голландия. Ну что ж, не будем спорить. Возможно.
Читаем дальше.
ЦИТАТА
— На прошлой неделе в Лиссабонский порт должен был прийти корабль из Лимы; для виду он нагружен шоколадом, в действительности на нем золото. Каждый слиток прикрыт слоем шоколада. Это судно принадлежит ордену; оно стоит семнадцать миллионов ливров; потребуйте его: вот документы.
— В какой порт велеть ему зайти?
— В Байонну.
— Если не помешает погода, он прибудет через три недели. Это все?
Францисканец сделал утвердительный знак, потому что не мог больше говорить; кровь подступила ему к горлу и хлынула изо рта, из ноздрей и из глаз. Несчастный успел только пожать руку Арамису, затем в судороге упал с кровати на пол.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Семнадцать миллионов ливров принадлежит Ордену. Но платить двоюродной внучке Равальяка пенсию – накладно. Орден не богат! Не странно ли? На самом деле Орден располагал целыми городами, портами, кораблями и так далее. Орден был очень богат, и он этого не скрывал. Ну да ладно!
Просто надоело платить деньги шантажистке за молчание. Это – ничто в сравнении с убийством Папы.
Кстати, в реальности никакой Папа в ближайшие годы не умер. Не то чтобы не был убит, но и не умер естественной смертью, которую можно было бы списать на очень деликатно организованное отравление. Не было этого. Либо Арамис не выполнил этого поручения, либо, опять-таки Дюма продолжает шутить.
НО МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ о том, что АРАМИС БЫЛ КОВАРНЫМ И ЖЕСТОКИМ.
Читаем конец этой главы.
ЦИТАТА
Арамис приложил руку к его сердцу: сердце не билось. Нагнувшись, Арамис заметил, что один лоскуток бумаги, переданной им францисканцу, уцелел. Он взял его, сжег и позвал духовника и доктора.
— Ваш кающийся предстал перед богом, — обратился он к духовнику, — теперь он нуждается только в молитвах и обряде погребения. Идите приготовьте все нужное для самых скромных похорон, какие подобают бедному монаху… Ступайте!
Иезуит ушел. Тогда, обращаясь к врачу, лицо у которого было бледное и встревоженное, Арамис тихонько сказал:
— Господин Гризар, вылейте из этого стакана все, что в нем осталось, и сполосните его; в нем еще слишком много того, что Главный Совет приказал вам прибавить в лекарство.
Ошеломленный, испуганный, подавленный, Гризар чуть не упал навзничь. Арамис жалостливо пожал плечами, взял стакан и вылил содержимое в золу камина. И ушел, захватив с собой бумаги покойника.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Итак, мы знаем из этого фрагмента, что в так называемое «Лекарство» для генерала Ордена было подмешано нечто, следы чего следовало уничтожить. Безусловно, это – отрава.
Кто распорядился её подмешать? Главный Совет Ордена Иезуитов. Так получается.
Итак, в Ордене существует Генерал, но есть ещё коллегиальный орган – Главный Совет, который, оказывается, может составлять заговор против своего генерала и умерщвлять его! Вот так так!
И Арамис, зная это, стремится стать генералом? Он не боится, что и его может постигнуть та же участь?
Если не боится, то причина может быть только одна – он сам как раз и руководит Главным Советом – явно или тайно.
«Подождите! – скажите вы. – Разве он уже занимал какое-то высокое положение в Ордене ещё до этого?»
И я отвечу: ДА.
Читаем внимательно начало главы 23.
ГЛАВА 23:
ЦИТАТА
"Монах осенил себя крестным знамением, сделав его особенным образом. Хозяин перекрестился точно так же.
— Да, правда, — отвечал он, — вас ждали, отец мой; но мы надеялись встретить вас в добром здравии".
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Делаем вывод: Генерал должен был прибыть в гостиницу в добром здравии, но врач уже подмешивал в лекарство яд. Генерал умирал не от болезни, а от яда. Почему же у него был врач? Думайте! Почему у человека, находящегося в добром здравии имеется врач, и почему этот врач подмешивает ему в лекарство яд. Чьё-то распоряжение. То есть распоряжение этого самого Главного Совета.
Арамис был осведомлён об этом (цитата, доказывающая это, уже приведена), яд подмешать велел Главный Совет. Остаётся лишь выяснить, имеет ли Арамис к этому прямое отношение, или же он осведомлён какими-то тайными путями.
Выяснить не сложно.
Арамис – не просто ваннский епископ, а он весьма высокий функционер в Ордене уже в этот момент, о чём Дюма также сообщает:
ЦИТАТА
«Францисканец спросил, где расположены эти комнаты. Ему ответили, что маленькая комната на втором этаже, а большая на третьем.
— В таком случае я выбираю маленькую, — сказал монах.
Арамис не спорил.
— Маленькую комнату, — покорно повторил он, обращаясь к хозяину.
И, почтительно поклонившись, пошел к себе».
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Итак, Арамис подготовил прибытие генерала, он распоряжается тем, в какую комнату его разместить. Разве этим занимаются незначительные в Ордене люди? Или, может быть, как раз только люди из высшего эшелона руководства занимаются такими делами, как прибытие и размещение главы Ордена? Это фактически служба безопасности генерала. А кто в наибольшей степени может осуществить заговор против главы? Как раз глава службы безопасности. Вспомните историю Павла Первого. И не только его историю!
Далее ещё доказательство, что Арамис состоит в руководстве Ордена. Вот оно.
Вот что сказано в ГЛАВЕ 24:
ЦИТАТА
"Духовник побежал за помощью, точно существовала человеческая сила, которая могла бы отвратить руку смерти, уже занесенную над больным; но на пороге двери он встретил Арамиса. Тот, прижав к губам палец, точно статуя Гарпократа, бога молчания, взглядом заставил отступить его в глубину комнаты.
Доктор и духовник переглянулись и сделали движение, как бы собираясь отстранить Арамиса. Но он двумя крестными знамениями, каждое на особый лад, пригвоздил их к месту.
— Начальник, — прошептали они.
Арамис медленно вошел в комнату..."
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Арамис знает тайные знаки, которые заставляют других членов Ордена понять, что он – начальник. Они вроде бы тоже знают эти знаки, иначе они бы не поняли, что он начальник. Но они не делают их. По мнению Дюма, знать эти знаки – одно, а знать и делать их – совсем другое. Не правда ли, ненадёжный способ отличия начальников от прочих членов. Ну другого Дюма не даёт.
Получается, ВО-ПЕРВЫХ, Арамис почему-то знал, что Главный Совет велел врачу добавить ОТРАВУ в лекарство, которое бодрило генерала Ордена, ВО-ВТОРЫХ, Арамис этому никак не препятствовал, стало быть, это было ему на руку, В-ТРЕТЬИХ, Арамис как раз и принадлежал к руководству Ордена, В-ЧЕТВЁРТЫХ, Арамис ничуть не боялся решений Главного Совета и действий его против него самого.
Из этих четырёх фактов легко выводится наиболее простое и наиболее вероятное объяснение всех трёх – то, что Арамис управлял решением этого самого Главного совета. Решением убить генерала.
И в эту схему отлично вписывается это самое «В-ЧЕТВЁРТЫХ», что в ином случае никак не объяснить.
Ведь даже сам Николай Первый опасался быть императором России, опасаясь, что его могут убить. Также точно опасался до него и его старший брат Александр Первый. А до этого убили Петра Третьего, а затем – его сына Павла Первого. Кстати, есть версия, что и Александр Первый был убит в поездке в Таганрог. Так что если уж завелись заговорщики, которые поднимают руку на главу, то это просто так само по себе не проходит. Конкретных заговорщиков можно истребить, но дух заговоров истребить ой как непросто. Этому учит и две волны Фронды в самой Франции, и несколько революций несколько позже там же.
Так что с большой вероятностью именно АРАМИС повлиял на коллегиальный орган, чтобы генерал был отравлен, а как частное лицо (и это достоверно!) он знал о том, что генерала Ордена задумано отравить, он видел, что это лекарство, смешанное с ядом, давалось генералу, и он не препятствовал этому. Так что как минимум он - соучастник, как максимум он ещё и главный идейный вдохновитель этого отравления.
В отношении убийства Папы. История гласит, что Людовик XIII весьма тяготился пребыванием рядом с ним и частично над ним самим кардинала Ришельё, которого сам же он и сделал кардиналом и первым министром. (За назначение его кардиналом он отправлял Папе ходатайство). Но когда ему один из ближайших придворных - заговорщиков предложил попросту избавиться от кардинала, убив его, Людовик в ужасе отказался: "Меня отлучат от церкви! Ведь он -  кардинал!". Даже при том, что сам Людовик сделал его кардиналом - всего лишь кардиналом. а не Папой! - сам же Людовик весьма уважал его сан. А ведь Король мог приговаривать к смертной казни кого угодно, любого своего подданного!  И он утверждал смертные приговоры, подготовленные кардиналом Ришельё! Но даже тайный заговор против Ришельё его страшно напугал. А Арамиса убийство Папы (что намного выше!) ничуть не напугал. Сравните: кардиналов в мире 250, ну пусть их было тогда 100 - 150, а Папа - один! И он намного важней! Арамиса это не останавливает. А ведь формально Орден и генерал Ордена подчинены Папе!  Если Арамиса не ужасает заговор главы Ордена против стоящего над ним Папы (причём Папа же и утвердил устав Ордена Иезуитов, согласно которому Орден - инструмент Папы!), то почему Арамиса должен ужасать заговор Совета против генерала Ордена? Это же по сути одно и то же, но убийство Папы намного более ужасный заговор с точки зрения католичества!
Кстати, почему Арамис распорядился, чтобы похороны генерала Ордена были бы самыми простыми? Из скромности самого генерала? Из идейных соображений? Или из конспирации?
Если дело в конспирации – тогда ему самому не следовало приходить на эти похороны. Только и всего. Из скромности? Едва ли! Арамису не было никакого дела до идейной стороны, сам он вовсе не был схимником, он жил, как мы видим из трилогии, довольно роскошно. И не отказывал себе в роскоши ни до занятия поста генерала Ордена, ни после. Мог бы он позволить себе оплатить похороны чуть более торжественные? Мог бы, но не захотел.
Причины может быть две, и обе – основательные.

Первая причина – он не был сам настолько верующим, чтобы придавать значение всей этой шумихе и этим обрядам. А самого своего предшественника он не уважал. Разумеется, если бы уважал, разве допустил бы его отравление? Он выслушал его со вниманием и обещал всё исполнить, скажете вы? Так он просто принимал дела, и выслушал то, что было ему самому полезным. Как если бы шофёр, который берёт машину у бывалого водителя с целью продолжить его рейс, он внимательно выслушивает советы о том, как править дальше, но не более того.
Вторая причина – на скромных похоронах каждого посетителя видно. Именно это потребовалось Арамису. Он хотел понять, кто ещё знает о смерти генерала Ордена, всех увидел, всех рассмотрел, всех запомнил. И отметил там герцогиню де Шеврёз, свою бывшую любовницу. И ему это не понравилось. Также он не хотел бы, чтобы она его там видела, но понял, что это уже свершилось, этого не избежать, так что придумал пустячный повод, объясняющий его присутствие на этих похоронах.
А ещё почему он распоряжался похоронами, как вы думаете? Ответ прост! Для того, чтобы иметь возможность лично обыскать все вещи покойного, в том числе его бумаги, если таковые имелись, а также карманы. Если бы у генерала был бы ещё какой-нибудь перстенёк, или ключ, или записочка, будьте уверены, ничто не ускользнуло бы от внимания Арамиса. Если в одежде его было что-то зашито, то и это было найдено. И если бы в подмётках обуви было что-то, то и это отыскалось бы. Кто может это проделать лучше всего? Тот, кто хлопочет о похоронах и взял на себя все эти заботы. По праву преемника. Он может велеть всем уйти и оставить его наедине с покойным. Только так. А дальше просто надо было доиграть эту роль до конца. Едва лишь последняя горсть земли была брошена на могилу генерала Ордена, Арамиса и след простыл, можете не сомневаться.


Рецензии