То, что помнится. Любимый Гомель в лицах и местах
У моего Гомеля много лиц. Любимых лиц. В моём Гомеле много любимых мест. Может, потому и люблю его, что это гармоничное сочетание людей и мест и есть Город Души – мой Гомель.
Иногда мне кажется, что я родился вместе с ним, когда на берег Сожа впервые ступила нога человека. Нынешняя набережная со скульптурой первому гомельчанину (в народе называемому лодочником), парк и дворец на круче, Киевский спуск – мои любимые места. А ещё небольшое озерцо на другом берегу Сожа, к которому можно попасть, перейдя по пешеходному мосту и углубившись в заросли. На это озере я однажды купался голышом под дождём и был потрясён зрелищем отпрыгивающих от поверхности воды дождевых капель – они похожи на маленьких прозрачных балерин, существующих всего несколько мгновений.
Люблю улицы Космическую и Сосновую, парк “Фестивальный”, по которым не раз гулял с детьми, ещё упирающийся в Давыдовку проспект Октября, в общежитиях которого прожил многие годы. Яблоневый сад на кольце между улицей Барыкина и Речицким проспектом, длиннющая улица Хмельницкого, разрезающая частный сектор пополам, район Прудка, где стоит небольшой храм Георгия Победоносца, тоже знакомы и любимы.
Обожаю микрорайоны “Любенский” и “Клёнковский”, в которых жил со своей семьёй, каскад озёр недалеко от Волотовы. Но больше всего люблю проспект Победы, улицы Комсомольская и Красноармейская, ведущие к площади Победы, где стоит библиотека, с которой прожито двадцать восемь счастливых незабываемых лет. Прощаясь с ней и Гомеле в 2017 году, написал кровью сердца:
До свиданья, Гомель!
(на мотив песни А.Пугачёвой «До свиданья, лето!»)
От тебя листочком отрываюсь я.
Марево июльское колышется.
Не забудь меня, мои шаги пожалуйста.
Гомель мой, прощай! Ещё увидимся!
Припев:
За окном июль
медленно проходит,
За окном мелькнёт
Август сожский мой .
Я прощусь с тобой,
Гомель, на восходе.
И вернусь к тебе, может быть, зимой…
Не забыть мне эти ночи звездные,
Дни с тобою будут мне мерещиться…
Улицы над Сожем перекрёстные,
Площади, во мне надежда плещется,
Что вернусь сюда,
Что меня ты примешь.
И опять сольюсь я с тобой.
Не забудь же ты
О заблудшем сыне.
Не забудь меня,
Город мой родной.
Припев:
За окном БелГУТ
и с фонтаном площадь.
А чуть-чуть пройти –
Рядышком вокзал.
Неужель пройти
Не смогу я больше?
Гомель мой родной,
Я не всё сказал…
Акростих Гомельской областной библиотеке
Мне кажется, что я родился здесь…
О сколько связано с тобою!
Я растворился весь в тебе, исчез.
Болею и живу твоей судьбою.
И никогда не вырвать из души
Библиотечных лет. А их почти что тридцать…
Ловил мгновенья счастья. Были хороши
И дни, и вечера. Мне по ночам не спится…
О прошлом думаю. И будущим живу.
Тебе всю душу молодую посвящаю.
Если б не ты, какому волшебству,
Какому чуду сердце отдал бы? Не знаю!
А если бы не я, то разве ты б была?..
Мою ты душу вымыла всем светом добела!
Гомельской областной библиотеке
С крыльца сойдя, попав на площадь,
На книжный храм свой оглянусь.
Каштаном у окна застыть мне проще,
Чем побороть большую в сердце грусть.
Здесь всё моё, что поселилось в сердце:
Отделы, люди, коридоры, витражи.
В пожар души последнее поленце
Кто, город мой, скажи мне положил?
Здесь будут рдеть осенние рябины,
Каштанами усыплется асфальт.
Я свою душу крыльям голубиным
Отдам, чтоб над тобой всегда летать.
Библиотека, ты плесни фонтаном
В моё разгорячённое лицо!
А может я твоею книгой стану
И во дворе твоем кудрявым деревцом?!
Уже работая в Минске, написал:
Деревья стоят голые,
Сбросив с себя одежду.
Я распрощался с Гомелем
Не навсегда. Есть надежда.
Улиц любимых линии
Словно вен моих нити.
Из Гомеля меня вырвали.
Но из сердца не вырвать!
Я так хочу, чтоб поняли
Все – и друзья, и близкие:
Сердце моё в Гомеле,
Тело моё – в Минске.
В том же 2017м поехал в Гомель на заседание литературно-музыкального кафе, в котором хозяйкой была великолепная Наташа Шемет. И прямо на вокзале, перед отправлением поезда вдруг начали рождаться строки в голове, а я их лихорадочно записывал. Мальчик, сидящий рядом, спросил “Вы пишете стихи?” и, получив утвердительный ответ, с уважением посмотрел на меня. А я писал, боясь расплескать приходящие строки:
Даруйте мне, Екатерина, Гомель.
Румянцеву он незачем давно.
Я без него не я. Давно я понял,
Что только тут земное счастье мне дано.
Даруйте мне, великая царица,
Уютный город, где струится Сож.
Мой Гомель мне так часто снится -
Он в сны мои, как в явь,свободно вхож.
Даруйте и нисколько не жалейте,
Что не по чину этот щедрый дар.
Ведь для меня он лучший град на свете.
И таковым он будет навсегда.
Гомель мой любимый, только ты знаешь о моих всех сердечных болях, минутах, часах и днях счастья. Только ты знаешь, сколько стихов тебе посвящено. Но самые любимые вот эти:
Для Гомеля ноктюрн Шопена
Исполнит осень, а зима
Накроет город белой пеной
И выйдет из неё сама.
И будет городу симфоний
Играть ночами только джаз.
И лучше всяких благовоний —
Морозный воздух в поздний час.
* * *
Cтучит в окно каштана ветка
И серебрится тихо Сож…
И город, вросший в сердце крепко,
На город снов моих похож.
Я там, где города истоки,
Где память, как река, чиста;
Где сердце изливает строки
На поле белое листа.
Я там, где будят вдохновенье
Все улицы и все мосты.
Прекрасно каждое мгновенье,
Мой Гомель, если рядом ты.
О город мой, в купели Сожа
Ты освящён. Ты чист и свят.
И я, сумняшеся ничтоже,
Отдать всё сердце тебе рад.
Теперь о любимых лицах. Первые, о ком вспоминаю, – мои друзья Марина Башурова и её муж Андрей Валенков. К сожалению, Марина рано ушла на взлёте, не дожив до своего сорокалетия. Но в моей памяти остались наши встречи в библиотеке и у них в квартире, разговоры, маринина улыбка и даже голос её звучит в моей голове. Мне невероятно повезло в жизни, потому что судьба подарила мне Марину и Андрея, которые назвали меня милым другом. Помню, как мы выходили на балкон их квартиры, выходящий на проспект Победы, любовались прекрасным ночным Гомелем, разговаривали, пили красное вино...
С Мариной мы познакомились раньше, чем с Андреем. Она работала в газете “Гомельские ведомости” и приходила ко мне в Ленинку за информацией. С Андреем судьба свела на презентации книги Марины “Немое кино”. Потом были не только встречи тет-а-тет, но и долгие телефонные разговоры по вечерам. Иногда мне делал расклад карт таро, если у меня возникала какая-то проблема и я не знал, как лучше поступить.
Осенью 2017 года, когда мы уже жили под Минском, а я приехал в Гомель на заседание литературно-музыкального кафе, остановился у Марины и Андрея. Они мне выделили комнату, окно которой выходит во двор и шумы города не проникали в неё. Они ушли на работу, оставив мне ключи, а я ещё долго нежился в постели – до вечера оставалось много времени.
О Марине и для Марины мной написано несколько стихотворений. Позволю себе привести некоторые из них.
Напояю душу духом-словом
Марине Башуровой
Высока, глубинна, запредельна
И чиста, прозрачна, акварельна...
Я люблю поэзию такую
И ищу её, по ней тоскую.
Среди книг стихов пустопорожних
Я нашёл её, бредя по бездорожью.
Я нашёл её вот в этой книге тонкой.
И поставил рядышком с иконкой.
Напояю душу духом-словом.
И дышу как воздухом еловым.
И лечу я словом-духом душу.
С нею больше я не занедужу. (2016)
У Поэта не может быть дома...
Марине Башуровой с любовью и с благодарностью за дружбу
У Поэта не может быть дома...
Это так! Это как аксиома...
Ведь Поэт настоящий бездомен.
Его дом ГДЕ-ТО ТАМ! Он укромен.
ГДЕ-ТО ТАМ...А земля - лишь ступенька,
Где Поэту непросто частенько
И стоять и с неё подниматься
В Небеса, где земные богатства -
Просто пыль. А Поэт хочет снова
Приобщиться к ПРЕДВЕЧНОМУ СЛОВУ. (2016)
Страна тишина
М.Башуровой
Обнимаю тебя, Тишина!
Посвящаю тебе стук сердечный!
Понимаю: мне очень нужна
В унисон нам звучащая Вечность!
Принимаю тебя, Тишина,
Как душе величайшее благо.
От рассвета и аж до темна
Я пишу, сколько стерпит бумага.
Мне нужна ты всегда, Тишина!
Я тобою до йоты пропитан.
Ты – души моей нищей страна.
Ты – страна, что ещё не открыта. (2016)
Стихи, написанные после ухода Марины:
Жар-птицы не летают стаями...
Марине Башуровой
Жар-птицы не летают стаями.
У них особенный полёт.
Они нам на земле перо своё оставили,
Чтобы мы их светом насыщались
дни и ночи напролёт.
5 cентября - день рождения Марины Башуровой
Сжимается время шагреневой кожей.
Сжимается сердце от боли утраты.
Марина, как всё же с тобой мы похожи.
Одно у нас Небо, и мысли, и даты.
Сентябрь я люблю. В сентябре родилась ты.
Сентябрь - это месяц рождения мамы.
Сентябрь - этот мальчик весёлый, глазастый,
Талантливый, светлый, разумный, упрямый.
Он дарит стихи нам, он шепчет ночами
Слова неземные, находит нам рифмы.
И мир освещает своими очами.
И жизнь обретает смыслы новые, ритмы.
Марина, сентябрьское светлое чадо,
Ты бродишь по Гомеля светлым аллеям
И шепчешь: "Не плачьте! Прошу вас: не надо!
Живите, о прошлом ничуть не жалея.
Я рядом, я здесь! Этот город над Сожем -
Я вас никогда, никогда не покину.
Живите не плача и не тревожась.
Идите по жизни, держа стрункой спину".
Марине Башуровой
Ты была мне как сестра…
Оттого и боль остра….
Смерть твоя- по сердцу бритвой.
В сердце - адище костра.
Ты была мне Словом слов.
Каждый стих твой ярок, нов.
А теперь твоя душа гуляет
Вдоль аллей других садов.
Нет, по-прежнему ты тут,
Где цветы, как встарь, цветут.
С нами ты всегда останешься,
Хоть иной нашла приют.
МАРИНА
Жизнь читаю по слогам…
МА-
РИ-
НА…
МАгия её стихов
не постижиМа.
РИтм её стихов и дней –
безупречны.
НАвь и явь явились в ней,
как в стихах -
в сплетеньи вечном.
Жизнь читаю как она…
МАло буков – смыслов много…
РИфм не надо!
Зажжена
НАверху звезда её…
В чертоги
Горние вошла она,
Улетела с криком
журавлиным…
Где-то у небесного окна
Нас выглядывает
Милая МА-
РИ-
НА…
Марина не только писала стихи, но и прекрасно их читала. Сама и с музыкантом и поэтом Сергеем Стариковым в “Чаше Мира” и на сцене молодёжного театра Марина сделала несколько поэтических спектаклей, хотела, чтобы в Гомель со своим поэтическим спектаклем приехал и я, искала варианты, на какой из гомельских площадок представлю свой спектакль “Рифмы снов и яви”. Не случилось…
Совместно с Мариной Башуровой и Мариной Васильевой, тогда работавшей в библиотеке, мы придумали и воплотили проект “ТриАРТ”: к фотографиям Васильевой мы вдвоём написали свои поэтические ассоциации. Это был значимый для нас проект. Как и наша совместная с Мариной Васильевой фотопоэтическая выставка “Невыразимое подвластно выраженью”, которая после Гомеля побывала в выставочном зале Борисовской библиотеки имени И.Х. Колодеева.
По просьбе Андрея Валенкова я написал несколько стихов. Надеюсь, что когда-нибудь они станут песнями, когда Андрей напишет к им музыку
Кенийские собаки
Андрею Валенкову
Всё это ложь, всё это враки,
Что не летают, мол, кенийские собаки.
Собаки, взгромоздясь, сидят на древе,
Поют весь день и в странном их напеве -
И боль и грусть о небесах заветных,
Где свет и радость и сокровища несметны.
А крылья у собак
Не видит всяк,
А в ком талант провидеть не иссяк.
Собаки, крылья отряхните
От пыли от земной и ввысь летите!
Плат Вероники
Белый на землю
Лёг
Снег, как жены
Платок.
В снег упаду
Лицом,
Став чистоты
Певцом.
Буду лежать
В снегу.
Боли
Превозмогу.
Плат Вероники.
Плат.
Кто был потом
Распят
В землю сырую
Лёг.
Но Он воскрес.
Он – Бог.
Плач Вероники.
Плач.
Боль в глубине
Не прячь.
Вылей слезой
На плат.
И не гляди
Назад.
Радость в душе
Взращу.
В сердце своё
Впущу
Радость и чистоту.
Сердцем прильну
К платку…
Светлана Ефимова. Красивая женщина. Талантливая актриса. Прекрасная певица. И мой друг. Счастлив, что у нас получилось созвучье душ. Светлана сыграла немало значимых ролей в разных по жанрам спектаклях, но в моей памяти отдельное место занимают три из них:
- поэтический спектакль, в котором Светлана вместе с Юрием Мартиновичем представили поэзию Владимира Ступинского
- поэтическая композиция “Закрывая двери в лето”, которую Светлана представила на площадке областной библиотеки в рамках “Сиреневых вечеров”, а я имел честь открывать вечер
- спектакль “За двумя зайцами”, в которой эта красивая женщина великолепно преобразилась в дурнушку Проню Прокоповну.
Специально для Светланы мной написана пьеса “11 дней, или Таинственное исчезновение Агата К.” об Агате Кристи. Надеюсь, Светлана когда-нибудь поставит спектакль по ней.
Гомель можно полюбить только за то, что в нём, проживя немало лет. Стал последним приютом гениального на мой взгляд Поэта и Художника Юрия Сергеевича Фатнева, не оценённого по достоинству при жизни. Прекрасны не только стихи, но и проза, философская, тонкая и поэтичная. Я задыхался, читая его “Брянских волков” и “Убегающего лося”, роман-гипотезу “У эха нет лица”. Я всего один раз был в его квартире на улице Катунина, где царил “творческий беспорядок” и, к сожалению, очень мало общался с Юрием Сергеевичем. Но, вдохновлённый его творчеством и зная особое отношение поэта к Аполлинеру написал фанстасмагорию “Бродячий мост Аполлинера”, в которой Сож на какое-то время стал местом встречи настоящего и прошлого, где пересеклись во времени и пространстве Фаина Раневская, недолго работавшая в гомельском театре, и Нина Алексеевна Корнеева.
Прекрасных, пробирающих до основания, стихов у Фатнева много, но моё самое любимое - вот это:
Я черную рубаху залатаю –
И будет вновь рубаха золотая.
Её надену – жизнь начну сначала,
Ведь с ней узнал я черных дней немало.
Рубаха эта, черная рубаха
На мне сидела мрачная, как птаха.
Стирал рубаху – время всё летело,
Но жизнь моя нисколько не светлела.
Рубаха эта, чёрная рубаха
На мне сидела мрачная, как птаха.
Так почему расстаться с ней нет силы?
Навеки в ней запомнился я милой.
Ждала она – приду в рубахе белой,
Но мимо, мимо лебеди летели…
И скоротать мне не с кем час вечерний.
Одна рубаха мне осталась верной.
Рубаха эта, черная рубаха
На мне сидела мрачная, как птаха.
Я чёрную рубаху залатаю –
И будет вновь рубаха золотая!
Работая в областной библиотеке, привёл в первый класс школы №5 на Ветковской свою старшую дочку Лизу. Первой учительницей дочери, настоящим Педагогом по призванию, стала Наталья Дмитриевна Василевская. Такого материнского отношения к своим ученикам, как у неё, я не чувствовал своей жизни, пожалуй, никогда, хотя через мою жизнь прошло немало педагогов.
Есть интересная в легенде о пеликане. Однажды, в отсутствие родителей, несмышлёных птенцов этой необычной птицы отравила своим ядом змея. Когда пеликан вернулся в гнездо и обнаружил детей своих умирающими, он разорвал своим клювом грудь, напитал своей кровью птенцов и исцелил их. Для меня такой вот птицей представляется и Наталья Дмитриевна.
С Виталием Карпинским, если не ошибаюсь, нас познакомил Олег Ананьев. Мы с Олегом вместе работал в библиотеке, Виталий – в областном УВД. Нас, таких разных, объединить сумело творчество. Виталий создал немало картин, выполненных в сочетании техники пирографии с резьбой по дереву. Я написал ассоциативные стихи к его работам. Наша совместная выставка побывала Гомеле, Уваровиччах, Буда-Кошелёво, Витебске. Так как мы в одно время увлеклись папа-клубами, получившими развитие в начале 2000х, наш совместный проект мы назвали “Папаши”. Когда представляли наш проект в Уваровичской библиотеке, с нами были младший сын Виталия Семён и моя младшая дочь Диана, поразившая публику игрой на скрипке.
Сергея Красноборода я до сих пор в шутку называю соседом, хотя мы давно покинули Гомель. Но остаёмся соседями по земле, давшей нам приют, по вселенной Творчества. Счастлив, что Сергей обратился ко мне с просьбой написать предисловие к поэтической книге “Вёсны и осени”, которую он готовил на РидерО. И я готов снова и снова повторить:
“Стихи — как шершавые холсты с ощутимо выпуклой краской, застывшей на них. Читаешь и чувствуешь каждое слово, как чувствуешь плоть картины тонкой кожей пальцев.
Я сено ржавое ощупывал лицом,
от теплоты его засушливой пьянея.
И летний день был просто сладким сном,
в котором забывал, зачем я, где я.
А в мыслях — ощущение стихий:
глаза любимые, пути, что пройдены,
и над рекою тихие стихи,
в которых прозвучало слово «Родина».
Мир Сергея не только поэтичен, но и философичен, мифологичен (в хорошем смысле этого слова). Ведь только Краснобород смог увидеть, что «швейцар у входа как Харон», что «в бесшабашном июне птицы над головой парят, помогая авгурам слагать о счастье пророчества», что «трава оставалась величественная и немая. Бесчисленных стеблей атланты поддерживали небосвод».
Радио познакомило меня не только с Сергеем Краснобородом, но и с другими прекрасными людьми. Например, о звукооператоре Денисе Тихонове я узнал, что он ещё и музыкант гомельской группы (если точно помню название) “Символ власти”.
О Елене Лагуновой я уже упоминал, но об этой обладательнице чудесного голоса, диджее и редакторе, прекрасной женщине и человеке хочется сказать ещё. Лена вдохновила меня на написание пьесы о работниках радио “Прямой эфир”, стала одним из прототипов героини пьесы Леры. Случился и курьёз. В одном из начальных вариантов пьесы у героини оказывается ложная беременность. Однажды в нашей гомельской квартире раздался телефонный звонок и я услышал знакомый голос Лагуновой. Она, оказывается, прочитала пьесу и спросила, почему у героини ложная беременность. Пришлось объяснять, что Лера это собирательный образ.
Прекрасные акварели гомельской художницы Светланы Курашовой меня поразили, когда побывал на персональной выставке в областной выставочном зале на проспекте Ленина (находился по соседству в ДМШ имени Чайковского). Тогда и написались стихи, в канву которых вплёл название наиболее поразивши картин (пироги с калиной, качели, ночной ветер):
Небесные качели
Светланы Курашовой,
Скажите, неужели
Под небом хорошо вам?
Земля, где ветер ночью
И пироги с калиной,
Невидимой цепочкой,
Невыразимо длинной
Не связана ль с рассветом,
Где ваше место взлета?
Присуще лишь поэтам
Стремление к высотам.
Кто воплотит мечты их,
Чтоб небо сделать близким?
Рванулись вы! Но вывих
Полет ваш сделал низким.
Сустав – изгиб каната –
Поправив, воспарите!
Моя душа крылата —
Меня с собой берите!
В творчество Светланы Львовны влюблён до сих пор!
С Зоей Гариной познакомился, когда возглял в областной библиотеке сектор социокультурной деятельности. Тогда был задуман цикл встреч с наиболее яркими творческими людьми Гомеля, первым из которых стал актёр молодёжного театра Андрей Троицкий. Готовилась подобная встреча и с Зоей Гариной, которую я узнал по её замечательным песням (одна из любимых – “Гомель – маленький Париж”). Уже не помню, почему, но встреча не состоялась. Точнее сказать, Зоя пришла, а публики собралось пару человек (вероятно, по причине непогоды) и мы, проговорив с час, расстались. Потом я видел выступления Зои на разных площадках (молодёжный театр, дворец Румянцевых и Паскевичей), следил за её творчеством и никогда не переставал восхищаться её литературному и музыкальному вкусу. Безмерно благодарен Зое за то, что она написала прекрасную песню “Осень” на мои стихи, родившиеся однажды экспромтом по дороге с работы домой:
Облетают листья... Улетают,
Словно журавли, собравшись в стаю.
И в небесной дымке тают, тают...
А деревья с нами оставляют –
Чтобы с ними в небо мы врастали,
Чтобы мы крылатой стаей стали ...
Облетают листья…Улетают,
Но надежду с нами оставляют –
Чтобы с ней, крылатою, мы жили,
Чтоб в уныньи крылья не сложили…
Улетайте, улетайте, листья!
Небо к нам бездонное приблизьте!
Есть ещё одна гомельчанка Зоя в моей творческой судьбе. Зоя Кулиш. У нас с ней сложились очень тёплые не только профессиональные и творческие, но и человеческие отношения. Когда я, переехав в Минск, уже работал в библиотеке БГУИР Зоя часто приезжала в Минск к дочери, жившей на улице Платонова, недалеко от нашего четвертого корпуса, и мы встречались либо у меня в библиотеке, либо в квартире дочери.
В Гомеле у нас с Зоей сыграно немало дуэтов, но самый дорогой для меня дуэт Мастера и Маргариты, который явили миру на литературном балу в рамках “Дня влюблённых в библиотеке”. Спасибо, Зоя, тебе за счастье сотворчества и созвучия!
Коль речь снова зашла об актёрах, то грех не вспомнить ещё несколько дорогих для меня имён. Актёр Сергей Поздняк стал моими учителями в нашем театре “Грачи”. Сергею Сергеевичу сердечно благодарен за постановку и моей пьесы, и “Планеты Фаина Раневская”, и цветаевской книги “Мой Пушкин” . Все они дороги мне, поскольку мне посчастливилось играть в них пусть и не большие, но значительные для меня роли.
Династия Задориных-Бычковых вошла в мою театральную жизнь с влюблённостью в актрису Наталью Борисовну Задорину. Уже потом познакомился с её актёрской семьёй – мужем Алексеем Бычковым, дочерьми Александрой и Анастасией, зятем Дмитрием Байковым.
Очень обрадовался, когда узнал, что в Гомельском драмтеатре готовится премьера – спектакль-фантасмагория “Купала. Шлях да сябра”. Пьесу написала Рита (Светлана) Шимко по просьбе Дмитрия и он же режиссёр-постановщик спектакля. Двух уважаемых и обожаемых мной творческих людей объединило имя великого Песняра.
Владимира Ступинского знаю не только как заведующего литературной частью и пресс-секретарём Гомельского драмтеатра, но и п как прекрасного поэта, барда. Радуюсь, читая в социальных сетях его новые стихи.
В туманах ковыляем и в дождях
От Рождества Марии до Успенья.
А время расползается на швах
И пахнет, как прокисшее варенье.
О, как, скажите, снова залатать
Все эти неприглядные прорехи?
Увёл в ночи какой-то шут и тать
Виктории, свершения и вехи.
Так и ползи, сутулый человек,
Тропинкой от рожденья до успенья.
И век кляня, смахни с усталых век
Солёные прекрасные мгновенья.
Ну разве это не маленький шедевр? Желаю, чтоб у Владимира впереди их было ещё много.
В Гомельской областной библиотеке проводилось несколько моих творческих вечеров. Инициатором первого (он состоялся в конце 90х или начале 2000х) стали Лена Кузнецова и Рита Шимко, второго – Марина Рафеева. Последний из названных проводился в литературно-музыкальном кафе библиотеки. Вела его сотрудница (в то время) библиотеки Наталья Шеметкова, прекрасный прозаик и поэт. Обладая приятным голосом, Наташа пела на многих мероприятиях библиотеки. На моём творческом вечере мы спели с ней дуэтом несколько моих любимых песен: “Снег кружится”, “Московские окна”. Певец из меня никакой, но Наташе спасибо за то, что сподвигла исполнить любимые музыкальные произведения.
В областной библиотеке работает ещё одна творческая Наташа – Наталья Васильевна Никитина, возглавляющая детский отдел “у Буратино”. Нас связывают не только профессиональные узы, но и тёплые человеческие отношения – Наташа удивительно светлый и добрый человек. Приятно, что и её не обминула Муза – Наташа пишет стихи на русском и белорусском языках. Вместе с Валентиной Ивановной Лукьяновой Наташа для меня – лучшее олицетворение библиотеки, открытой для детей.
Гомель олицетворяют собой ещё два творческих человека – Сергей Стариков и Дмитрий Нилов. Отрадно, что дружба объединила их с Мариной Башуровой. Ребята приложили все усилия, чтобы вышла посмертная книга Марины “Фрактальный лабиринт”. С удовольствием читал первую книгу Димы “Клёнковские хроники”. В каждой главе читается безграничная любовь к тому, о чём и о ком написано. Повесть - удивительный симбиоз фантасмагории и реальности, попытки осмыслить недавнее прошлое любимого Гомеля и его владельцев, которые в повести предстают ангелами-хранителями города.
Сергей Стариков – музыкант и поэт с очень оригинальным стилем. Его стихи без знаков препинания я называю для себя потоком сознания. Но в них не только масса мыслей, но и много сердца, оригинальных образов.
где прежде ствол берёзки тонок
и шрамов чёрная корысть
смешно поёт внутри ребёнок
из тела вырастая ввысь
где помнят нас какими были
тех нас которых больше нет
переведут на суахили
размелют в жерновах планет
мы разрываем слово вечность
сон ночь весть тон честь вето течь
венозным терпким просторечным
вином словесным рады течь
в сосуды ярости и ласки
сквозь мандельштамовый эфир
сквозь элюаровские сказки
негромко спаивая мир
Славянская библиотека (в то время она – детище Валерия Степановича Селицкого – была самостоятельным учреждением и располагалась в ОКЦ) в лице её директора Александрины Зубец свела меня ещё с двумя творческими гомельчанами, братом и сестрой, музыкантами и педагогами Сергеем и Натальей Разумовыми. Именно они при поддержке Александрины организовали в библиотеке клуб “Ра-Дуга талантов”. Каждое заседание клуба было праздником. Сергей и Наташа привлекли всех своих творческих друзей и знакомых. Клуб расширялся. На его заседаниях звучали стихи, музыка, проводились выставки. Мои дети и жена тоже активно участвовали в работе клуба. Рад, что многое я запечатлел на фото и видео. Эти материалы можно найти в моих альбомах на страничке Саши Снежко в Контакте.
Благодаря Сергею и Наташе я познакомился со скрипачкой Ольгой Ковалёвой, пианисткой Дарьей Демидович и многими другими творческими молодыми гомельчанами.
Такой вот он, мой любимый Гомель, на карте моего сердца…
Свидетельство о публикации №225052801079