Беседы и наставления отца Зосимы

Автор Достоевский.
Глава III.
Беседы и наставления отца Зосимы


_(e) Русский монах и его возможное значение_


Отцы и учителя, кто такой монах? В современном образованном мире это
слово произносится одними людьми с насмешкой, а другими — как ругательство, и это презрение к монаху
растёт. Это правда, увы, это правда, что среди монахов много лентяев,
обжор, распутников и наглых попрошаек. Образованные люди указывают на них: «Вы бездельники, бесполезные члены общества, вы живёте за счёт чужого труда, вы бесстыдные попрошайки». И всё же сколько есть кротких и смиренных монахов, жаждущих уединения и горячей молитвы в тишине! На них обращают меньше внимания или проходят мимо молча. И
как бы удивились люди, если бы я сказал, что от этих кротких монахов,
тоскующих по уединённой молитве, придёт спасение России
возможно, ещё раз! Ибо они воистину приготовлены в мире и покое
«на день и час, на месяц и год». Тем временем в своём уединении они хранят образ Христа, прекрасный и непорочный, в чистоте Божьей истины, со времён древних отцов, апостолов и мучеников. И когда придёт время, они покажут его колеблющимся верованиям мира. Это великая мысль. Эта звезда
взойдёт на Востоке.

Таково моё мнение о монахе, и разве оно неверно? Разве оно слишком гордое? Взгляните на
мирских людей и на всех, кто ставит себя выше народа Божьего,
Разве не искажены в них образ Божий и Его истина? У них есть наука, но в науке нет ничего, кроме того, что является объектом чувств. Духовный мир, высшая часть человеческого существа полностью отвергается, отвергается с каким-то триумфом, даже с ненавистью. Мир провозгласил господство свободы, особенно в последнее время, но что мы видим в этой их свободе? Ничего, кроме рабства и самоуничтожения! Ибо мир говорит:

«У тебя есть желания, так удовлетворяй их, ведь у тебя те же права, что и у самых богатых и могущественных. Не бойся удовлетворять их и даже
Умножайте свои желания». Таково современное учение мира. В этом они видят свободу. И что следует из этого права на умножение желаний? У богатых — изоляция и духовное самоубийство; у бедных — зависть и убийство, потому что им дали права, но не показали, как удовлетворить их потребности. Они утверждают, что мир становится всё более и более единым, всё более и более связанным братским сообществом, преодолевающим расстояния и распространяющим мысли по воздуху.

Увы, не стоит верить в такую связь. Свобода — это
Размножая и быстро удовлетворяя свои желания, люди искажают собственную природу, поскольку в них взращиваются многие бессмысленные и глупые желания, привычки и нелепые фантазии. Они живут только ради взаимной зависти, роскоши и показной вычурности. Ужины, визиты, экипажи, титулы и слуги, которые прислуживают тебе, считаются необходимостью, ради которой жертвуют жизнью, честью и человеческими чувствами, и люди даже совершают самоубийство, если не могут этого добиться. Мы видим то же самое среди
тех, кто не богат, в то время как бедные тонут в своих неудовлетворённых потребностях и
их зависть в пьяном угаре. Но скоро они будут пить кровь вместо вина, их к этому подводят. Я спрашиваю вас, свободен ли такой человек? Я знал одного «борца за свободу», который сам мне сказал, что, когда его лишили табака в тюрьме, он был так несчастен из-за этого лишения, что чуть не пошёл и не предал своё дело ради того, чтобы снова получить табак! И такой человек говорит: «Я борюсь за дело человечества».

Как такой может сражаться? На что он способен? Возможно, он способен на
какие-то быстрые действия, но долго он не продержится. И это не
Удивительно, что вместо обретения свободы они погрузились в рабство, а
вместо служения делу братской любви и единения человечества, напротив,
впали в раздор и изоляцию, как сказал мне мой таинственный гость и учитель в юности. И
поэтому идея служения человечеству, братской любви и солидарности
человечества всё больше и больше угасает в мире, и даже к этой идее
иногда относятся с насмешкой. Ибо как может человек избавиться от своих привычек? Что с ним может случиться, если он в такой зависимости
к привычке удовлетворять бесчисленные желания, которые он сам себе создал? Он одинок, и какое ему дело до остального человечества? Им удалось накопить большую массу вещей, но радости в мире стало меньше.

 Монашеский путь совсем другой. Над послушанием, постом и молитвой смеются, но только через них лежит путь к настоящей, истинной свободе. Я
отсекаю свои лишние и ненужные желания, я подчиняю свою гордую и
необузданную волю и наказываю её послушанием, и с Божьей помощью я
обретаю свободу духа, а вместе с ней и духовную радость.
кто способен постичь великую идею и служить ей — богач в своём
уединении или человек, освободившийся от тирании материальных
вещей и привычек? Монаха упрекают за его уединение: «Ты
уединился в стенах монастыря ради собственного спасения и забыл о братском служении человечеству!» Но мы увидим, кто будет наиболее ревностен в деле братской любви.
Ведь это не мы, а они находятся в изоляции, хотя и не видят этого.
 Раньше вожди народа были среди нас, и почему бы
не они ли снова? Те же кроткие и смиренные подвижники восстанут и пойдут
работать на великое дело. Спасение России исходит от
народа. И русский монах всегда был на стороне народа.
Мы изолированы, только если люди изолированы. Люди верят так же, как и мы.
И неверующий реформатор никогда ничего не сделает в России,
даже если он искренен сердцем и гениален. Помните это! Народ
встретит атеиста и одолеет его, и Россия будет единой и
православной. Берегите крестьянина и храните его сердце. Продолжайте просвещать
ему спокойно. Это твой долг, как монахи, для крестьянина есть Бог в его
сердце.

(_f_) _ г., господ и слуг, и возможно ли это для них
мы-братья по духу_


Конечно, я не отрицаю, что и в крестьянах есть грех. И
огонь коррупции распространяется явно, ежечасно, действуя сверху
вниз. Дух изоляции надвигается и на людей.
Ростовщики и пожиратели коммуны поднимаются на ноги. Уже сейчас
торговец всё больше и больше стремится к знатности и старается показать себя
культурным, хотя в нём нет и следа культуры, и для этого
подло презирает свои старые традиции и даже стыдится веры
своих отцов. Он посещает принцев, хотя он всего лишь развращенный крестьянин.
Мужики гниют в пьянстве и не могут избавиться от этой привычки.
И какая жестокость по отношению к своим женам, даже к своим детям! Все от
пьянства! Я видел на фабриках девятилетних детей,
хрупких, рахитичных, согбенных и уже развращенных. Душная мастерская, грохот
машин, работа целыми днями, сквернословие и выпивка, выпивка — разве это то, что нужно сердцу маленького ребёнка? Ему нужен солнечный свет,
детская игра, вокруг него одни хорошие примеры, и хоть бы немного любви.
 Этого больше не должно быть, монахи, больше не должно быть пыток над детьми,
встаньте и проповедуйте это, поспешите, поспешите!

 Но Бог спасёт Россию, потому что, хотя крестьяне развращены и
не могут отречься от своего грязного греха, они знают, что он проклят Богом и
что они поступают неправильно, греша. Чтобы наши люди по-прежнему верили в
праведность, имели веру в Бога и проливали слёзы преданности.

 С высшими классами всё иначе.  Они, следуя науке, хотят
основывать справедливость только на разуме, а не на Христе, как раньше, и
они уже провозгласили, что нет преступления, что нет
греха. И это логично, ведь если у вас нет Бога, то что такое
преступление? В Европе люди уже восстают против богатых с
насилием, и народные лидеры повсюду ведут их к кровопролитию
и учат, что их гнев праведный. Но их «гнев проклят, ибо он жесток». Но Бог спасёт Россию, как
Он спасал её много раз. Спасение придёт от людей, от их веры и их кротости.

Отцы и учителя, берегите веру людей, и это не
это может быть сном. Меня всю жизнь поражало достоинство наших великих людей, их истинное и благопристойное достоинство. Я сам это видел, я могу это засвидетельствовать, я видел это и восхищался этим, я видел это, несмотря на пороки и убогий вид наших крестьян.
Они не раболепны, и даже после двух столетий крепостного права они
свободны в манерах и поведении, но без дерзости, не мстительны и не завистливы. «Вы богаты и благородны, вы умны и талантливы,
что ж, пусть так, да благословит вас Бог. Я уважаю вас, но знаю, что я тоже
человек. Тем самым фактом, что я уважаю тебя без зависти, я доказываю своё
достоинство как мужчины».

 По правде говоря, если они этого не говорят (потому что они ещё не знают, как это сказать), то именно так они и поступают. Я сам это видел, я сам это знал, и, хотите верьте, хотите нет, но чем беднее наш русский крестьянин,
тем заметнее эта безмятежная доброта, потому что богатые из них по большей части уже испорчены, и во многом это происходит из-за нашей
беспечности и безразличия. Но Бог спасёт Свой народ, потому что Россия велика своим смирением. Я мечтаю увидеть и, кажется, ясно вижу
Уже сейчас наше будущее. Случится так, что даже самый развращённый из наших богачей в конце концов будет стыдиться своего богатства перед бедными,
а бедные, видя его смирение, поймут и уступят ему дорогу, с радостью и добротой отнесутся к его благородному стыду. Поверьте мне, что так и будет; всё к этому идёт. Равенство можно найти только в духовном достоинстве человека, и это будет понято только среди нас. Если бы мы были братьями, то было бы братство,
но до этого они никогда не договорятся о разделе имущества. Мы
сохраните образ Христа, и он засияет, как драгоценный бриллиант, для всего мира. Да будет так, да будет так!

 Отцы и учителя, однажды со мной произошёл трогательный случай. Во время моих
странствий я встретил в городе К. своего старого денщика Афанасия. С тех пор как я расстался с ним, прошло восемь лет. Он случайно увидел меня на
рыночной площади, узнал, подбежал ко мне, и как же он обрадовался! Он
просто набросился на меня: «Господин, дорогой, это вы? Это действительно вы, кого я вижу?»
Он забрал меня к себе домой.

Он больше не служил в армии, был женат и уже имел двоих маленьких детей.
дети. Он и его жена зарабатывали на жизнь, продавая товары на
рынке. Его комната была бедной, но светлой и чистой. Он усадил меня,
накрыл самовар, послал за женой, как будто мой приход был для них праздником. Он привёл ко мне своих детей: «Благослови их, отец».

«Разве я могу их благословлять? Я всего лишь смиренный монах. Я буду молиться за них». А за тебя, Афанасий Павлович, я с того дня каждый день молился,
потому что всё это от тебя, — сказал я. И я объяснил ему это,
как мог. И что же ты думаешь? Мужчина продолжал смотреть на меня.
мне и не верилось, что я, его бывший учитель, офицер, сейчас был
перед ним в таком обличии и состоянии; это заставило его лить слезы.

“Почему ты плачешь?” я сказал: “Лучше порадуйся за меня, дорогой друг,
которого я никогда не смогу забыть, ибо мой путь полон радости”.

Он почти ничего не говорил, но продолжал вздыхать и нежно качать головой, глядя на меня.


“Что стало с твоим состоянием?” — спросил он.

«Я отдал его монастырю, — ответил я, — мы живём сообща».

После чая я начал прощаться, и вдруг он достал полтину в
качестве пожертвования монастырю, и ещё полтину я увидел
Он торопливо сунул мне в руку полтину: «Это тебе на дорогу,
может пригодиться, батюшка».

 Я взял его полтину, поклонился ему и его жене и вышел,
радуясь. И по дороге я думал: «Вот мы оба сейчас, он дома,
а я в пути, вздыхаем и качаем головами, без сомнения, и всё же
радостно улыбаемся в умилении наших сердец, вспоминая, как Бог
довёл нас до этой встречи».

 С тех пор я больше никогда его не видел. Я был его господином, а он моим
слугой, но теперь, когда мы обменялись любящими поцелуями с размягчёнными сердцами,
между нами существовала великая человеческая связь. Я много думал об этом, и теперь я думаю вот о чём: разве так уж невероятно, что
это великое и простодушное единство со временем может стать всеобщим
среди русского народа? Я верю, что это произойдёт, и что время уже близко.

А о слугах я скажу вот что: в былые времена, когда я был молод, я
часто злился на слуг: «Повариха подала что-то слишком горячее,
камердинер не почистил мою одежду». Но чему я научился, так это
мысли моего дорогого брата, которые я услышал от него.
Детство: «Стою ли я того, чтобы другой служил мне и подчинялся моим приказам в своей бедности и невежестве?» И в то время я удивлялся, что такие простые и очевидные идеи так медленно приходят нам в голову.

 Невозможно, чтобы в мире не было слуг, но поступайте так, чтобы ваш слуга был свободнее духом, чем если бы он не был слугой. И почему я не могу быть слугой своего слуги и даже позволить ему
видеть это, и без всякой гордости с моей стороны или недоверия с его?
Почему мой слуга не должен быть мне как родной, чтобы я мог
принять его в свою семью и радоваться этому? Даже сейчас это можно сделать,
но в будущем это приведёт к великому единению людей, когда человек
не будет искать себе слуг или желать превращать своих ближних
в слуг, как он делает сейчас, но, напротив, всем сердцем будет стремиться
быть слугой всех, как учит Евангелие.

И может ли быть так, что в конце концов человек обретёт радость только в
делах света и милосердия, а не в жестоких удовольствиях, как сейчас, в
чревоугодии, блуде, хвастовстве, хвастливом и завистливом соперничестве друг с другом
с другим? Я твёрдо верю, что это не так и что время уже близко. Люди смеются и спрашивают: «Когда же придёт это время и похоже ли оно на то, что мы ожидаем?» Я верю, что с помощью Христа мы совершим это великое дело. И сколько же идей было на земле за всю историю человечества, которые были немыслимы за десять лет до их появления!
 Но когда настал их час, они появились и распространились по всей земле. Так будет и с нами, и наш народ воссияет
в мире, и все люди скажут: «Камень, который строители
Отвергнутое стало краеугольным камнем здания».

 И мы можем спросить самих насмешников: если наша надежда — это мечта, то когда же вы построите своё здание и справедливо устроите всё своим разумом, без Христа? Если они заявляют, что именно они движутся к единству, то в это верят только самые простодушные из них, так что можно только удивляться такой простоте. По правде говоря, у них более фантастические мечты, чем у нас. Они стремятся к справедливости,
но, отвергая Христа, в конце концов зальют землю кровью.
Ибо кровь взывала к крови, и тот, кто поднял меч, погиб от меча. И если бы не завет Христа, они бы убивали друг друга до тех пор, пока на земле не осталось бы только два человека. И эти два последних человека не смогли бы сдержать друг друга в своей гордыне, и один убил бы другого, а затем и себя. И это
произошло бы, если бы не обещание Христа, что ради смиренных и кротких дни будут сокращены.

 После дуэли, когда я ещё был в офицерской форме, я говорил
о слугах в обществе в целом, и я помню, что все были поражены моим
ответом. «Что! — спросили они, — мы должны заставлять наших слуг садиться на
диван и предлагать им чай?» И я ответил им: «Почему бы и нет, по крайней
мере иногда?» Все засмеялись. Их вопрос был легкомысленным, а мой ответ
не был ясен, но мысль в нём была в какой-то степени верной.

(_g_) _О молитве, любви и контакте с другими мирами_


Молодой человек, не забывайте о молитве. Каждый раз, когда вы молитесь, если ваша
молитва искренняя, в ней будет новое чувство и новый смысл.
Это придаст вам смелости, и вы поймёте, что молитва — это обучение. Помните также, что каждый день и всякий раз, когда можете, повторяйте про себя: «Господи, помилуй всех, кто предстанет перед Тобой сегодня».
Каждый час и каждую минуту тысячи людей покидают эту землю, и их души предстают перед Богом. И сколько из них уходят в одиночестве, никому не известные, печальные, подавленные, и никто не оплакивает их и даже не знает, жили они или нет! И вот, возможно, с другого конца
земли твоя молитва об их упокоении вознесётся к Богу
хотя вы не знали их, а они не знали вас. Как трогательно, должно быть, для души, стоящей в страхе перед Господом, чувствовать в этот момент, что и за него есть кому молиться, что на земле осталось ещё одно существо, которое тоже любит его! И Бог будет смотреть на вас обоих с большей милостью, потому что если вы проявили столько жалости к нему, то сколько же жалости проявит Он, бесконечно более любящий и милосердный, чем вы! И Он простит его ради вас.

Братья, не бойтесь человеческих грехов. Любите человека даже в его грехе, ибо
это подобие Божественной любви и высшая любовь на земле.
Любите всё Божье творение, каждую песчинку в нём. Любите
каждый лист, каждый луч Божьего света. Любите животных, любите
растения, любите всё. Если вы будете любить всё, вы постигнете
божественную тайну вещей. Как только вы её постигнете, вы начнёте
понимать её всё лучше с каждым днём. И в конце концов вы полюбите
весь мир всеобъемлющей любовью. Любите животных: Бог
дал им зачатки разума и беззаботную радость. Не тревожьте их, не мучайте, не лишайте их счастья, не
не поступай вопреки Божьему замыслу. Человек, не гордись своим превосходством над
животными; они безгрешны, а ты своим величием оскверняешь
землю своим появлением на ней и оставляешь после себя следы своей
мерзости — увы, это справедливо почти для каждого из нас! Особенно
любите детей, ибо они тоже безгрешны, как ангелы; они
живут, чтобы смягчать и очищать наши сердца и как бы направлять нас. Горе
тому, кто обидит ребёнка! Отец Анфим научил меня любить детей.
Добрый, молчаливый человек часто тратил наши грошики на
Он угощал нас сладостями и пирожными для детей. Он не мог пройти мимо ребёнка, не испытав
эмоций. Такова природа этого человека.

 Иногда, особенно при виде человеческих
грехов, задумываешься, что лучше: сила или смиренная любовь. Всегда
выбирай смиренную любовь. Если ты решишь это раз и навсегда, ты сможешь
покорить весь мир. Любящее смирение удивительно сильно,
сильнее всего на свете, и нет ничего подобного ему.

Каждый день, каждый час, каждую минуту обходите себя вокруг и смотрите
Посмотрите на себя и убедитесь, что ваш образ благопристоен. Вы проходите мимо маленького ребёнка, вы проходите мимо, злой, с грубыми словами, с гневным сердцем; возможно, вы не заметили ребёнка, но он видел вас, и ваш образ, неблагопристойный и низкий, может остаться в его беззащитном сердце. Вы этого не
знаете, но, возможно, вы посеяли в нём злое семя, и оно может прорасти, и всё
из-за того, что вы не были внимательны к ребёнку, потому что вы не
воспитали в себе заботливую, деятельную любовь. Братья, любовь — это
учитель, но нужно знать, как её обрести, потому что это трудно.
Приобретение дорого обходится, оно медленно завоёвывается долгим трудом. Ибо мы
должны любить не только изредка, на мгновение, но и вечно. Каждый
может любить изредка, даже грешники могут.

 Мой брат попросил птиц простить его; это звучит бессмысленно, но
это правильно; ибо всё подобно океану, всё течёт и смешивается;
прикосновение в одном месте вызывает движение на другом конце земли. Может быть, бессмысленно просить прощения у птиц, но птицы были бы счастливее рядом с тобой — по крайней мере, немного счастливее, — и дети тоже.
животные, если бы Вы были благороднее, чем ты сейчас. Все как океан, я
скажите вы. Тогда ты бы тоже помолился птицам, охваченный
всеобъемлющей любовью, в своего рода переносе, и помолился, чтобы они тоже
простили тебе твой грех. Цените этот экстаз, каким бы бессмысленным он ни казался людям
.

Друзья мои, молите Бога о радости. Радуйтесь, как дети, как птицы небесные
. И пусть людские грехи не смущают тебя в твоих делах. Не бойся,
что они испортят твою работу и помешают её завершению.
 Не говори: «Грех силён, нечестие сильно, злодеяние сильно».
могущественные, а мы одиноки и беспомощны, и злая среда разрушает нас и мешает нам делать добро. Бегите от этого уныния, дети! Есть только один способ спастись, и он заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за все человеческие грехи. Это истина, друзья, и как только вы искренне возьмёте на себя ответственность за всё и за всех людей, вы сразу поймёте, что это действительно так и что вы виноваты во всём. Но вы перекладываете свою собственную лень и бессилие на других
в конце концов мы разделим гордость Сатаны и восстанем против Бога.

 Вот что я думаю о гордости Сатаны: нам на земле трудно её постичь, и поэтому так легко впасть в заблуждение и
разделить её, даже воображая, что мы делаем что-то великое и прекрасное.
 Действительно, многие из самых сильных чувств и движений нашей природы мы
не можем постичь на земле. Пусть это не станет для вас камнем преткновения, и
не думайте, что это может служить вам оправданием в чём бы то ни было. Ибо
Вечный Судья спрашивает с вас то, что вы можете постичь, а не то, что вы
не можешь. Ты сам узнаешь это в будущем, потому что тогда ты увидишь всё по-настоящему и не будешь спорить. На земле мы действительно сбились с пути, и если бы не драгоценный образ Христа перед нами, мы бы погибли и были бы полностью потеряны, как род человеческий до потопа. Многое на земле скрыто от нас, но в качестве компенсации
нам дано драгоценное мистическое ощущение нашей живой связи
с другим миром, с высшим небесным миром, и корни наших мыслей и чувств
не здесь, а в других мирах. Вот почему
Философы говорят, что мы не можем постичь реальность земных вещей.

Бог взял семена из разных миров и посеял их на этой земле, и
Его сад вырос, и всё, что могло вырасти, выросло, но то, что растёт, живёт и является живым только благодаря ощущению своего контакта с
другими таинственными мирами. Если это чувство ослабевает или исчезает в вас, небесный рост в вас угаснет. Тогда вы станете безразличны к жизни и даже начнёте её ненавидеть. Вот что я думаю.

_(h) Может ли человек судить своих собратьев? Вера до конца_


Помните, в частности, что вы не можете судить никого. Ибо никто не может судить преступника, пока не признает, что он сам такой же преступник, как и стоящий перед ним человек, и что, возможно, он виноват в этом преступлении больше, чем все остальные. Когда он это поймёт, он сможет быть судьёй. Хотя это звучит абсурдно, это правда. Если бы я сам был праведным, возможно, передо мной не стоял бы преступник. Если ты можешь взять на себя вину преступника, которого осуждает твоё сердце, возьми её на себя, пострадай за него
И пусть он уйдёт без упрёка. И даже если сам закон
делает тебя его судьёй, поступай так же, насколько это возможно, ибо он
уйдёт и осудит себя более сурово, чем ты. Если после твоего поцелуя он
уйдёт нетронутым, насмехаясь над тобой, пусть это не станет для тебя
камнем преткновения. Это показывает, что его время ещё не пришло,
но оно придёт в своё время. А если этого не случится, то ничего страшного; если не он, то другой на его месте поймёт и пострадает, осудит и
оправдает себя, и истина будет исполнена. Верьте в это, верьте
она без сомнения; ибо в том и заключается вся надежда и вера
святые.

Работать не переставая. Если ночью, ложась спать, вы вспомните:
“Я не сделал того, что должен был сделать”, - немедленно встаньте и сделайте это.
Если люди вокруг вас злобны и черствы и не хотят вас слышать
падите ниц перед ними и молите их о прощении; ибо на самом деле вы
виноваты в том, что они не хотят вас слышать. И если ты не можешь говорить с ними в их горечи, служи им в молчании и смирении,
никогда не теряя надежды. Если все люди покинут тебя и даже прогонят тебя прочь,
сила, тогда, когда ты останешься один, пади на землю и поцелуй её,
окропи её своими слезами, и она принесёт плоды, даже если никто
не видел и не слышал тебя в твоём одиночестве. Верь до конца, даже если
все люди собьются с пути и ты останешься единственным верным; принеси
свою жертву даже тогда и восхваляй Бога в своём одиночестве. И если двое из вас
сойдутся вместе — тогда это целый мир, мир живой любви. Нежно обнимите друг друга и восхвалите Бога, ибо если только в вас двоих
исполнилась Его истина.

Если вы сами согрешите и будете печалиться даже до смерти за свои грехи или за
твой внезапный грех, тогда радуйся за других, радуйся за праведника
человек, радуйся тому, что если ты согрешил, то он праведен и не согрешил.
грешил.

Если порочных мужчин перемещает вас к возмущению и подавляющее
бедствия, даже желание отомстить злодеям, Шун выше
все, что чувствует. Ехать и искать страданий для себя, как
хотя ты сам виноват в том, что неправильно. Прими это страдание
и смирись с ним, и твоё сердце обретёт покой, и ты поймёшь,
что ты тоже виновен, ведь ты мог бы стать светом для
грешники, как и тот безгрешный человек, и ты не был для них светом. Если бы ты был светом, ты бы осветил путь и для других, и грешник, возможно, был бы спасён твоим светом от своего греха. И хотя твой свет сиял, ты видишь, что люди не были спасены им. Стой твёрдо и не сомневайся в силе небесного света. Верь, что если они не были спасены, то будут спасены в будущем. И если они не будут спасены в будущем, то будут спасены их сыновья,
ибо свет ваш не угаснет, даже когда вы умрёте.
Праведный человек уходит, но его свет остаётся. Люди всегда спасаются
после смерти избавителя. Люди отвергают своих пророков и убивают
их, но они любят своих мучеников и почитают тех, кого они убили.
 Вы трудитесь ради общего блага, вы действуете ради будущего. Не ищите
вознаграждения, ибо велика ваша награда на этой земле: духовная радость,
которая даруется только праведному человеку. Не бойся ни великих, ни могущественных, но будь мудр и спокоен. Знай меру, знай время, изучай это. Когда остаёшься один, молись. Люби себя.
землю и целуй ее. Целуй землю и люби ее непрестанной,
всепоглощающей любовью. Люби всех людей, люби все. Стремись к этому восторгу и
экстазу. Орошайте землю слезами радости и любви. Не стыдитесь этого экстаза, цените его, ибо это дар
Бога, великий дар; он дан не многим, а только избранным.

_(i) О геенне и адском огне, мистическое размышление_


 Отцы и учителя, я размышляю: «Что такое ад?» Я утверждаю, что это
страдание от неспособности любить. Однажды в бесконечном существовании,
неизмеримом во времени и пространстве, духовному существу, пришедшему на землю, была дарована способность сказать: «Я есть, и я люблю». Однажды, только однажды, ему был дарован момент активной _живой_ любви, и
Ему была дана земная жизнь, а с ней времена и сроки. И
это счастливое создание отвергло бесценный дар, ценило его и не любило, презирало его и оставалось бесчувственным. Такой человек, покинув
землю, видит лоно Авраамово и беседует с Авраамом, как сказано в притче о богаче и Лазаре, и видит небо и может вознестись к Господу. Но это лишь его мучение — вознестись к Господу,
не познав любви, и быть приближенным к тем, кто познал любовь,
когда он презирал их любовь. Ибо он ясно видит и говорит
Он сказал себе: «Теперь у меня есть понимание, и хотя я сейчас жажду любви,
в моей любви не будет ничего великого, никакой жертвы, потому что моя земная
жизнь закончилась, и Авраам не придёт даже с каплей живой воды (это дар земной активной жизни),
чтобы утолить жгучую жажду духовной любви, которая сейчас горит во мне, хотя я презирал её на земле;
у меня больше нет жизни и не будет больше времени!» Даже
если бы я с радостью отдал свою жизнь за других, этого никогда бы не случилось, потому что
та жизнь, которой можно пожертвовать ради любви, уже прошла, и теперь
пропасть, разделяющая ту жизнь и это существование».

Они говорят об адском огне в материальном смысле. Я не углубляюсь в эту тайну и избегаю её. Но я думаю, что если бы существовал огонь в материальном смысле, они были бы этому рады, потому что, как мне кажется, в материальной агонии они на мгновение забыли бы о своей ещё большей духовной агонии.
Более того, эту духовную агонию нельзя у них отнять, потому что это страдание не внешнее, а внутреннее. И если бы это можно было отнять у них, я думаю, несчастным созданиям было бы ещё горше. Ибо даже если бы праведники в Раю простили их,
созерцая их страдания и призывая их к небесам в своей бесконечной любви, они лишь умножили бы их страдания, ибо пробудили бы в них ещё более жгучую жажду ответной, деятельной и благодарной любви, которая теперь невозможна. Однако в глубине души я представляю, что само осознание этой невозможности в конце концов утешило бы их. За то, что они приняли
любовь праведников вместе с невозможностью отплатить им тем же,
за это смирение и его последствия они будут
в конце концов, как бы достигают некоего подобия той деятельной любви,
которой они пренебрегали при жизни, некоего подобия её внешнего
выражения... Мне жаль, друзья и братья, что я не могу выразить это ясно. Но горе тем, кто убил себя на земле, горе самоубийцам! Я верю, что нет никого несчастнее их. Они говорят нам, что молиться за них — грех, и внешне Церковь как бы отрекается от них, но в глубине души я верю,
что мы можем молиться даже за них. Любовь никогда не может быть оскорблением для Христа.
Я признаюсь, что всю свою жизнь молился о таких, как они, — об отцах и учителях, и даже сейчас я молюсь о них каждый день.

О, есть такие, кто остаётся гордым и свирепым даже в аду, несмотря на
их несомненное знание и созерцание абсолютной истины;
есть такие, кто в страхе отдался во власть Сатаны и его гордого духа. Для таких ад доброволен и вечно
поглощает их; они мучаются по собственному выбору. Ибо они прокляли
самих себя, проклиная Бога и жизнь. Они живут своей мстительной гордыней
как голодающий человек в пустыне, сосущий кровь из собственного тела.
Но они никогда не бывают удовлетворены и отвергают прощение, они проклинают
Бога, который призывает их. Они не могут смотреть на живого Бога без ненависти,
и они кричат, что Бог жизни должен быть уничтожен, что Бог должен
уничтожить Себя и Свое творение. И они будут вечно гореть в огне собственного гнева и жаждать смерти и уничтожения.
Но они не достигнут смерти...


На этом рукопись Алексея Федоровича Карамазова заканчивается. Повторяю, это так.
неполные и фрагментарные. Биографические подробности, например, охватывают
только раннюю юность отца Зосимы. Из его учения и взглядов мы
находим собранные воедино высказывания, очевидно, произнесенные по самым разным
поводам. Его высказывания за последние несколько часов не сохранились
отдельно от остальных, но их общий характер можно понять
из того, что мы имеем в рукописи Алексея Федоровича.

Смерть старца наступила в конце концов совершенно неожиданно. Ибо, хотя
те, кто собрался вокруг него в тот последний вечер, понимали, что
Смерть приближалась, но трудно было представить, что она наступит так внезапно. Напротив, его друзья, как я уже заметил, видя его в тот вечер таким весёлым и разговорчивым, были убеждены, что его состояние хотя бы временно улучшилось. Даже за пять минут до его смерти, как они потом с удивлением вспоминали, это было невозможно предвидеть. Казалось, он внезапно почувствовал острую боль в груди, побледнел и прижал руки к сердцу. Все поднялись со своих мест и поспешили к нему. Но хотя
Страдая, он всё ещё смотрел на них с улыбкой, медленно опустился со стула на колени, затем склонил голову к земле, вытянул руки и, словно в радостном экстазе, молясь и целуя землю, тихо и радостно отдал свою душу Богу.

 Весть о его смерти мгновенно распространилась по скиту и достигла монастыря. Ближайшие друзья покойного и те, кто по долгу службы
должен был это сделать, начали обряжать тело в соответствии с
древним ритуалом, и все монахи собрались в церкви.
Ещё до рассвета известие о смерти достигло города. К утру весь город только и говорил об этом событии, и толпы людей стекались из города в монастырь. Но об этом мы поговорим в следующей книге; здесь я лишь добавлю, что не прошло и дня, как случилось нечто настолько неожиданное, странное, тревожное и ошеломляющее по своему воздействию на монахов и горожан, что даже спустя столько лет этот день всеобщего напряжения до сих пор живо вспоминается в городе.


Рецензии