Страна Дориана Грея

-Что же это за страна такая? Я  никогда о ней не слышал. Да и на картах не приходилось встречать.
-Её нет на картах.
-В таком случае, где же она расположена?  Где  о  ней можно узнать или прочитать? И кто такой Дориан Грей? Я слышал это имя, но по какому поводу и когда….. не припомню.
- Все эти  Ваши вопросы, ещё в18 веке, перед обществом поставил,  шотландский писатель Оскар Уайльд, он же сам на них и ответил,  в своём романе «Портрет – Дориана Грея». Не читали?
-Нет. О чём он и чем знаменит?
-Вот Вы спрашивали, кто такой Дориан Грей? Отвечаю,  это молодой человек,  вступающий в самостоятельную жизнь.  А портрет  «Дориана Грея»  это его внутренний мир. Который формируется под воздействием  общества, в котором он  живёт.  Тех моральных принципов и правил, которые царствуют в этом обществе.

Сюжет романа таков. Молодой человек по имени Дориан Грей приезжает в Лондон. Он попадает под влияние богатого и знатного лорда, который говорит ему, что жить надо легко, брать от жизни всё и сейчас,  не заботясь о соблюдении морали и принципов,  которые отличают добро  от зла, человека  животного,  от человека разумного,  порядочного от негодяя.
Дориан в силу своей молодости и неопытности с лёгкостью воспринял эту науку жизни. Надо отметить, что он был очень хорош собой. Молодость всегда прекрасна, но если ещё она  необремена какими, то физическими недостатками (маленький рост, лысина, короткие ноги и т.д. и т.п.) то обладатель молодости обречён на успех у дам и дружбу среди мужчин. У Дориана не было недостатков. Он был хорош собой, богат и свободен от старомодных предрассудков,  которые,  как считали в том обществе, куда он попал, мешают наслаждаться жизнью.  Ему был обеспечен успех в любой компании  с первых минут его появления. Особым успехом он пользовался   у  дам  юных,  и дам, так скажем,  Бальзаковского возраста. Он крутил с ними романы направо и налево особо не таясь и не скрывая. Дамам это было лестно. Когда в обществе начинали шептаться о новой интриги Дориана, то дама, о которой ходили слухи, ходила с высоко поднятой головой и всем своим видом как будто говорила:
-Посмотрите на Меня. Я всё ещё прекрасна и любима! 
Справедливости ради надо отметить, что среди знакомых Дориана были люди, которые относились к его легкомысленному поведению более чем критически. В частных беседах, наедине они говорили ему, что не следует вести себя так вызывающе и презрительно к правилам поведения, выработанными,  жизненным опытом старших поколений. Среди этих людей был художник. Он написал портрет Грея,  на котором изобразил его прекрасным юношей. Портрет был хорош, и его поместили в главном зале  дома. Теперь все, кто приходил, могли любоваться и портретом и оригиналом. Проходило время. Менялись люди, нравы и обычаи. И только Дориан Грей внешне оставался всё таким же юным и прекрасным. Чего нельзя было сказать о его портрете. На полотне появились едва заметные тёмные пятна и если хорошо приглядеться трещинки, паутинкой разбегающиеся возле его глаз. Заметив  изменения,  Дориан решил убрать портрет. Он сам лично снял его и отнёс в тёмный подвал. Причиной приведшей к ухудшению состояния полотна он считал слишком яркий солнечный свет, освещающей его в главном зале. Для того чтобы солнце окончательно не испортило портрет он плотно  обернул его тканью и поставил в самый тёмный угол подвала. По прошествии,  какого то времени Он  уехал в другую страну,   где продолжал вести тот же образ жизни, что и прежде,  придерживаясь своего  любимого принципа:  бери от жизни всё здесь и сейчас. Не волнуйся о том, какие плоды принесут в будущем поступки, совершённые тобой:  будет ли это доброкачественное зерно или плевелы сорняка.
Прошло двадцать лет, и он вернулся домой.  Его с восторгом встретили старые друзья и подруги.  Они все изменились, поумнели, посидели, постарели и   только Дориан остался внешне таким же юным и прекрасным как в молодости. Он продолжал дарить дамам сладостные фантазии о том, что они всё ещё прекрасны, мужчины всё так же снисходительно смотрели на него,  прощая  ему  его вольности зная, что за всё он им щедро заплатит. И только художник,  нарисовавший, когда то его портрет,  был с ним в обращении сух и неприветлив. 
Однажды в его доме, по случаю празднования его дня рождения, собрались приглашённые им гости. Был среди них и художник. Гости говорили приятные данному случаю слова, танцевали, играли в карты. В какой - то момент Дориан оказался за столом рядом с художником. Чтобы прервать  затянувшееся между ними молчание и как положено радушному хозяину быть приветливым со всеми гостями он обменялся с художником несколькими вежливыми фразами о погоде, здоровье, о настоящем времени, разумеется, не забыв упомянуть о падении нравов у современной молодёжи.  Стали вспоминать старые добрые времена, когда лучше было всё: солнце светило ярче,  цветы прекрасней, чувства и отношения между людьми были искреннее  и благородней, а вода мокрей. Вот на такой благодушной ноте они закончили свои воспоминания и оба сидели с чувством выполненного долга двух людей,  между которыми  была какая-то, неизвестно откуда, взявшаяся неприязнь и вот теперь, она исчезла.   

  -А, где же Ваш портрет? Мне помнится, когда то он висел в этом зале.
Дориан с грустной улыбкой ответил:
-Увы, как говорится: «Ничто не вечно под луной».

Он рассказал художнику, о том, что портрет стал портиться, и он был вынужден снять его и отнести в подвал.
 Художник выразил своё сожаление и сказал, Что его можно попробовать отреставрировать. Самое главное, чтобы он и оригинал были целы, при этом,  он с добродушной улыбкой, глядя на Дориана,  добавил, что в целости оригинала он не сомневается.
Дориану  эта мысль понравилась.  Он выразил желание немедленно сходить в подвал и принести портрет, для того чтобы художник мог дать заключение о возможности его реставрации. Эта идея понравилась всем присутствующим. Они хорошо помнили тот портрет, и тот эффект, который он придавал этому  залу,  когда случалось, что живой  оригинал вставал рядом со своей прекрасной живописной копией, как бы символизируя равенство творения красоты  божественным  промыслом  и творением рук человека. Некоторые из присутствовавших  гостей выразили желание  сходить с ним в подвал и помочь отыскать и принести портрет. Дориан решительно отказался от помощи и, взяв фонарь, и нож стал спускаться в подвал. Незаметная маленькая дверь, находящаяся здесь же в зале, и была входом в подвал. Сказав гостям, что бы они ни скучали и, пообещав  вернуться очень быстро, Дориан спустился в подвал. Освещая себе путь фонарём,  постоянно натыкаясь на какие - то старые предметы,  он дошёл до того самого места где когда то много лет назад оставил портрет. Обёрнутый в старую, запылённую ткань рама с портретом стояла в том же положении, в котором он её оставил много лет назад.  Под влиянием   благодушного настроения царившего в его душе ему нестерпимо быстрее захотелось посмотреть  на портрет. Он вспомнил, как портрет был прекрасен, как все любовались им,  и непременно сравнивая портрет с оригиналом, всегда говорили, что оригинал конечно краше.  Поставив фонарь,  на стоящий рядом старый стул,  Дориан ножом срезал верёвки, которые удерживали  ткань.   Она упала к его ногам,  но то, что он увидел, заставило его  вздрогнуть.  С портрета на него  смотрело нечто.  Это нечто можно было сравнить с чудовищем, которое обычно рисуют на иконах,  когда  пытаются изобразить,  картины мучений грешников в аду.  Кроме этого,  при мерцающем свете фонаря на полотне постоянно возникали  новые  силуэты и видения.  В них Дориан узнавал сюжеты своих поступков, которые никак нельзя было назвать благовидными. Мерцали лица и силуэты людей, которые по его вине терпели страшные беды, а то и вовсе погибали. Когда фонарь стал мерцать особенно часто и готов был через секунду погаснуть,  ему да же показалось, что глаза чудовища загорелись ярко красным  светом и лучи этих глаз были направлены прямо на его сердце. В это мгновение в его  сознании пролетела вся жизнь. Все его дела, направленные исключительно на удовлетворение  своих похотливых и неблагородных поступков. Не в силах больше выносить эти видения Дориан схватил нож с намерением уничтожить полотно, но неожиданно  краски на полотне стали собираться в одну большую каплю, которая была отвратительного цвета и дурно пахла. В тот момент, когда он уже готов был нанести удар, капля, сформировавшись  фонтаном,   вылилась на него.
Беззаботное веселье,  царившее наверху,  было прервано самым неожиданным  образом.
Из открытой двери, ведущей в подвал,  донеся  крик. Его можно было сравнить с грохотом лавины внезапно произошедшей в горах, а так же с криком о помощи  жертвы, попавшей неожиданно в страшную пасть  зверя.  Этот крик,  вызвавший у всех присутствующих,  ужас и страх,  продолжался несколько мгновений.  Когда он стих люди буквально застыли в тех позах и  на том месте,  где их застал этот вопль. Подчиняясь первому чувству, которое приходит к людям в минуту опасности, чувству самосохранения, женщины сгрудившись в одну группу,  робко стояли посреди зала и с опаской и страхом глядели на дверь ведущею в подвал. Мужчины,  как и положено мужчинам,  сохранили  большее самообладание и спокойствие. Вооружившись всем, что можно было считать,  оружием защиты и нападения,  в данном случае,  они спустились в подвал.  Картину,  которая предстала перед ними,   трудно было объяснить.  На полу,  в луже какой - то жидкости непонятного цвета и дурно пахнущей,  лежал человек с ножом,  воткнутым по самую рукоять в области сердца.
Лицо человека,  было лицом старика.  Оно выражало муки и страдания, которые видимо, перенёс этот человек в последние мгновения своей жизни.  Никто из присутствующих мужчин не смог признать в  нём своего  знакомого. Но одежда в которую был одет погибшей и перстень на его руке, подаренный ему в честь дня его рождения не оставляли сомнения в том, что это был Дориан Грей.  О том, что внешность изменчива, и обманчива,  напоминал его портрет,  стоявший рядом с погибшим и прекрасно сохранившийся.
Этот случай не мог остаться незамеченным. Работники полиции,  проводившие расследование, пришли к выводу, что Дориан Грей  бизнесмен 65-лет погиб в результате несчастного случая. В темноте,  случайно,  опрокинув  сосуд с неизвестной жидкостью, он упал и по неосторожности нанёс себе удар ножом, что и привело к смертельному исходу.  Странное изменение его внешности объяснил судебный врач.  Подобные случаи  происходят,  когда человек переносит сильный нервный стресс, что вполне объясняет всё произошедшее.  Для всех его близких   друзей и знакомых  было неожиданностью узнать его возраст. 65-лет? 
-Как? Как? Человек, ведущий такой активный образ жизни, смог сохранить в таком зрелом возрасте внешность юноши двадцати лет?
Заканчивая разговоры на эту тему,  они обычно делали вывод:
- «Вероятно самое  главное в этом вопросе не возраст тела, а состояние души».
 
На памятнике, который установили на его могиле, была фотография,  сделанная с его портрета.
О нём часто вспоминали его друзья. Воспоминания были трогательные и нежные. Говорили  о том, что он всегда был   вежлив, всегда был готов прийти на помощь. Правда,  через  несколько  месяцев,  после  случившейся трагедии,  они услышали  от человека,  приехавшего из той страны, где долгое время жил Дориан  Грей несколько историй, которые характеризовали его  не  с  лучшей стороны. Но поверить в это, а тем более признать за действительность,  было не возможно.   При этом дамы,  слушавшие эти истории,  старательно прятали на своём лице выражения брезгливости,  к описываем картинам, а мужчины выражали своё отношение тем, что постоянно повторяли – «Это полная, чушь. Этого не может быть».
Человек этот  вскоре уехал,  и о  нём,  и его историях постарались забыть. Место упокоения Дориана  Грея,   какое-то время,  посещалось его  друзьями. Но со временем эти посещения становились всё реже и реже.   Друзья и знакомые  то же старели и уходили в мир иной, оставляя после себя память достойную тех дел и поступков, которые они совершали  в своей жизни.  Могила  Дориана Грея редко приводилась в порядок работниками кладбища, прохожие которые иногда останавливались возле его памятника с интересом,  читали эпитафию на памятнике: «Жизнь быстра и скоротечна. Наслаждайся в мире грешном и пороком и добром только помни об одном.  Власть ВСЕВЫШНЕГО всесильна.  И за всё ответишь Ты,  в час, когда тебе назначат в кущи райские идти,  или в пламя огневое, где кипят смола и сера, из букета всех грехов сделанных тобой при жизни».

Прочитав такую эпитафию,  прохожие смотрели на фотографию и старались понять, кто на ней изображён злодей,  или человек  творивший добро.  С фотографии на них смотрело  лицо старика всё в морщинах и потемневшее от времени.  По ней трудно было судить, какую жизнь прожил этот человек.  Ещё одна странность  заставляла людей проявить любопытство к этому памятнику.  Это - то обстоятельство что эпитафия выглядела гораздо свежее. Она была явно сделана гораздо позже, чем сам памятник. Однажды,  какие - то заинтересованные прохожие  спросили об этом у старого служителя,  и он подтвердил их догадку. Он  рассказал, что несколько лет назад к ним обратился человек, который представился художником,   некогда хорошо знавшим покойного,  и попросил разрешения сделать такую эпитафию. Получив разрешение,  он и сделал её. Ещё служитель сказал, что с тех пор как была сделана эпитафия,  стала портиться фотография. Красивый молодой человек,  ранее изображённый на ней,  очень быстро превратился в старца, которого все видят сейчас.

Рассказ будет не полным,  если не сказать, а, что же стало с самим портретом?
Какое - то время он оставался висеть в том самом доме, на том самом месте, где восхищал своей красотой всех, кто на него смотрел,  и вдохновлял свой оригинал на поступки, совершение, которых называется грехопадением. Однако после того, как в доме был размещён образовательный интернат, по просьбе родителей и некоторых членов учредительного совета интерната, знавших  оригинал,  изображённый на полотне и какую-то тёмную историю,  связанную с этим, портрет был убран. По слухам его приобрёл   художник якобы  нарисовавший его когда-то.
 


Рецензии