Скука vs концентрация внимания

В своих размышлениях на эту тему я оттолкнусь от художественного образа.
 
Итак, если бы меня кто-нибудь спросил: какая у тебя ассоциация к слову принц?
Я ответил бы: Флоризель. Люблю этот образ созданный Олегом Далем в фильме Евгения Татарского (1979 г.).

Приведу несколько цитат этого киногероя:
"Вот и кончилась настоящая неожиданность, я снова чувствую приближение хандры и скуки."

"Скука опаснее для души, чем риск для тела."

Да, такой вот парадокс - сильный человек, а страдает от скуки.

В связи с этим, я спросил у Алисы (Яндекс нейро): почему авторитетный психоаналитик и философ Эрих Фромм считал, что бывает скука как деструктивный феномен в психике человека?

Она ответила: Фромм считал скуку деструктивной, потому что она приводит к разрушительным последствиям. Это мнение отражено в его работе «Анатомия человеческой деструктивности».

Да, соглашусь, но только отчасти. Есть скука белая и чёрная.

От белой скуки человеку никуда не деться. Скука, например как отсутствие новизны, это важная часть любых отношений, любой деятельности. Скука, вероятно, это одно из свойств стабильности. Рутина - это наша плата за снижение тревоги и повышение доверия к реальности.

Но, все люди разные и по-прежнему "некоторые  любят погорячее".

Именно им чёрная скука приносит много страданий. От неё человек может пуститься во все тяжкие. Начнёт искать приключения, будет бессознательно провоцировать конфликты в своём социальном окружении. Бросится искать экстрим в разных формах. Станет рисковать собой и другими людьми .

Мне это близко и знакомо на личном опыте. Это мой способ избегать проживания депрессивных состояний. Долгие годы я был готов на любой трэш, но только бы не депрессия. Моему слабому эго не хватало сил справляться с подавленностью и скукой.

Проживать чёрную скуку - большой труд. Усилие и компетентность. Тренеруемый навык

Осознать её истоки бывает совсем не просто. Изменить что-то тем более.

Мне помогла личная терапия. Особенно интеграция сознания, воли, эмоций, телесности и интуиции.

Конкретно мне помогают многолетние тренировки концентрации внимания на телесных ощущениях. Я практикую упражнение сканирование тела, последовательная концентрация внимания на областях тела, группах мышц, внутренних органах. От макушки до стоп.

Начинал свои тренировки медицинской модели аутогенной тренировки, я погружался в лёгкий транс, внушал себе мысли о том, что отдельные части тела наливаются тяжестью и теплотой. И т.д. Для меня это работало.

Со временем, я пошёл дальше. Из классической йоги я стал практиковать шавасану и сброс.

Также мне помогает тренировка остановки мыслей, что весьма не просто. Но, если это удаётся, то психика и тело мгновенно сбрасывают накопленное нервное напряжение и особенно перевозбуждение. Иногда удаётся расслаблять мышечные зажимы в областях челюстей, горла, плеч, таза.

Кроме того мне помогает тренировка концентрации внимания на сильных негативных переживаниях, чувстве нервного голода и прочем.

Моя техника самопомощи стремится к интеграции разных сторон личности. Мой разум читал или слушал тексты, подбирал и запоминал упражнения. Моя воля обеспечивала регулярность тренировок и прочную мотивацию. Воля и решимость брали на себя ответственность за отработку комплекса упражнений до автоматизма.

Моя интуиция двигалась навстречу телесным ощущениям и чувствам.

Моя психика в целом искала способы саморегуляции более гармонично вписывающиеся в пространство моей личности. Мне нужны были инструменты борьбы со стрессом и со скукой в том числе.

Разум, воля и интуиция, встречаясь с телесностью и эмоциями, стремились соединиться в общем порыве заботы о себе. Так я учился беречь себя. В широком смысле думаю, что это тренировка способности любить себя. И даже тренировка способности эмоциональной привязанности к себе.

Мои тренировки длятся пятнадцать лет. Последние восемь лет каждый день. Минимум 90 минут. В самые тяжкие минуты - два раза в день по 90 минут.

Найти время и место бывает не просто. Часто это усилие - запланировать занятие собой, отключить гаджеты. плотнее закрыть  двери, остаться наедине с собой, поставить границу внешнему миру, сконцентрироваться на мире внутреннем.

В результате в моём пространстве личности всё меньше пустоты и скуки. Меня больше не пугает встреча с собой. Всё легче и легче справняться с тоской и ощущением брошенности.

Мне не скучно с самим собой. Бывает, что я скучаю по своему внутреннему пространству, которое стало для меня домом, крепостью, живым садом.

На это ушли годы поиска и труда.

Тело всё лучше служит заземлением для стресса. Связь тела и сознания всё крепче. Разум всё лучше и тоньше понимает нюансы языка тела.

В психике идёт процесс наращивания потенциала эмоцционального и телесного интеллектов.

Всё меньше пугает депрессия.

Мне всё легче даётся здоровая самодостаточность. Уже нет огромной ноющей и сосущей черной дыры внутри. Мне давно уже не нужен телевизор, которым я прикрывал свои внутренние пустоты в первой половине жизни.

Всё это подарили мне моя профессия, и мой вечный поиск самопознания и самопомощи.

Всё это сильно пригодилось мне для проживания кризиса поздней зрелости.

Спасибо всем моим клиентам, коллегам и терапевтам за помощь  в моём строительстве себя.

Послесловие.

Некоторые мои ориентиры.

*«Аутогенная тренировка» - справочное пособие авторов Лобзина Владимира Семёновича и Решетникова Михаила Михайловича.

*Вебинары, лекции, книги тренера по классической йоге В. Бойко. Особенно концепция сброса.

*Цикл вебинаров Б.Виногродского и мастера Мэй Мошэн по практике цигун.

*Тексты Тит Нат Хана (Тхить Нят Хань) - вьетнамского дзэн-буддийского монаха, поэта и автора множества книг по дзен-буддизму и осознанному образу жизни.

*Тексты Алана Уотса - британского философа, писателя.
Он известен интерпретацией и популяризацией буддийской, даосской и индуистской философии для западной аудитории.

Личная терапия:

*Годичный курс биодинамики (50 сессий по 90 минут).
Краниосакральная биодинамика - это направление телесной терапии, в основе которого холистический подход к телесному и психическому здоровью человека. Название происходит от латинского наименования черепа и крестца: «cranium» и «sacrum» соответственно. Этот метод близок к остеопатии.

(Книга «Мудрость тела. Краниосакральный подход к здоровью» автора Майкла Керна).

*Годичный курс групповой гештальт-терапии по европейской программе французской школы гештальта Сержа Гингера (СПбИГ, 200 часов).

*Курс индивидуальной гештальт-терапии (50 сессий, там же).

***
У многих перечисленных мною методов и техник есть ограничения и противопоказания. Перед применением лучше посоветоваться с врачом.


Рецензии