Воробьёва-Стебельская Мария Брониславовна Маревна
Портрет художницы работы Амедео Модильяни.
14 февраля 1892 года — 4 мая 1984 года.
Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская родилась в городе Мариинском
Посаде, который стоит на правом берегу реки Волги в средней полосе России
между Чебоксарами и Казанью Казанской губернии, ныне Чувашия.
Ее отец, Бронислав Викентьевич Стебельский, выходец из польской аристократической
семьи, инженер, с 1894 года служил лесником на Кавказе, в Тифлисе.
Мать была провинциальной актрисой, но вскоре после рождения дочери несравненная
Мария Воробьева скрылась в неизвестном направлении.
Именно отец, с двухлетнего возраста посвятивший себя воспитанию дочери, привил ей
любовь к искусству.
Еще пятнадцатилетней девочкой Машенька поступила в Тифлисскую школу изящных искусств,
а затем продолжила образование уже в Москве, в Строгановском училище (ныне Российский
государственный художественно-промышленный университет имени Сергея Григорьевича
Строганова).
Там она училась вместе с Осипом Цадкиным
В 1911 году она совершила свое первое путешествие за границу – в Италию.
Здесь будущая звезда парижской богемы одержала и первую внушительную победу:
очарованный прелестями черноокой красавицы Максим Горький придумал девушке
эксклюзивный псевдоним – Маревна.
Год спустя новоиспеченная Маревна отправилась покорять Париж.
Париж в начале XX века был настоящим центром нового искусства.
Город был заполнен молодыми и, как правило, неимущими поэтами, писателями и
художниками со всего мира.
В этой гигантской тусовке, называвшей себя богемой, прошли боевое крещение лучшие мастера
прошлого столетия.
Девочка из провинции, сначала почти не говорившая по-французски, жила и работала бок о
бок с Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Марком Шагалом, Амадео Модильяни, Хаимом Сутиным...
И, разумеется, попала под влияние сразу всех художников парижской школы.
Сам Диего Ривера, влюбившись в юную Маревну, буквально сразил свою "жертву" напором и
страстью.
И когда художница поняла, что для бешеного Диего нет никаких моральных запретов, она сдалась.
Два года спустя у Маревны от него родилась дочь по имени Марика, ставшая впоследствии
известной киноактрисой и танцовщицей.
Отец на людях никогда не признавал девочку дочерью из ревности.
Маревна жила с Диего шесть лет, пока он не уехал в Мексику и не женился там на художнице
Фриде Кало.
Marevna (339x336, 30Kb)
Автопортрет, 1931 год.
Поначалу Маревна "угорать" не собиралась.
Немногие интересовались творческими успехами художницы, зато ее знали как
неутомимую тусовщицу, героиню бесконечных романов и любовных интрижек.
Уже на склоне лет Маревна напишет книгу с многообещающим названием:
"Моя жизнь с художниками улья", в которых поведает массу интимных подробностей
из жизни отцов-основателей европейского авангарда.
"Одно наше появление на улице привлекало всеобщее внимание, – вспоминала художница.
– Впереди – уверенной походкой, размахивая тростью с ацтекскими фигурками, огромный,
бородатый Ривера.
Дальше я – в розовой широкополой шляпе, отцовской накидке, велосипедных бриджах и
черных туфельках.
Потом Модильяни – он шел, декламируя строчки из "Ада" Данте.
За ним Сутин, раскрасневшийся и сияющий после плотного обеда с возлияниями.
Далее – Эренбург с лошадиным лицом, похожий на льва Волошин, Пикассо и Макс Жакоб,
один в огромном "пальто кубиста", на голове жокейская кепка, другой – в приталенном пальто,
черном цилиндре, белых перчатках и гетрах..."
Энергичная, общительная красавица Маревна стала одной из самых ярких фигур парижской
богемы.
Ее переменчивый нрав, странные манеры и экзотические костюмы привлекали внимание даже
самых эксцентричных жителей Монпарнаса.
О ней говорили, ее обсуждали, ей посвящали стихи.
Вот только художественные достижения Маревны мало интересовали ее великих коллег.
А она, даже поглощенная многочисленными романами, продолжала потихоньку учиться, упорно
искала свой собственный стиль.
С 1948 года жила в Англии.
Создала серию портретов художников Монпарнаса.
Участница выставок с 1912 года: парижских салонов — Тьюильри, Независимых; русского
искусства в Лондоне, Париже; «Неоимпрессионизма» (Нью-Йорк, 1968); «Женщины-художницы
Парижской школы» (Женева, 1975) и других.
Коллекция работ имеется в музейных и частных собраниях Парижа, Лондона, Женевы и других
городов.
Написала книгу воспоминаний «Моя жизнь с художниками Улья», после публикации которой
огромная часть её творческого наследия была выкуплена музеем современного искусства в
Женеве «Пти-Пале».
В 2004 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась персональная выставка работ
художницы.
Разработала оригинальный синтез кубизма и пуантилизма.
В память о друзьях юности написала картину «Дар памяти друзьям с Монпарнаса».
С пятидесятых годов Маревна начала воздвигать себе прижизненный памятник.
Как раз к этому времени все описанные ею в мемуарах люди искусства стали почти классиками,
поэтому упустить возможность и не определить раз и навсегда свое место в истории искусства
вообще и в "парижской школе" в частности было нельзя.
Она написала три книги воспоминаний - "Жизнь в двух мирах", "Жизнь с художниками "Ля Рюш"
("Улья") и "Воспоминания кочевницы", в которых рассказала о своей жизни "среди великих".
Организовала несколько персональных выставок, активно участвовала в групповых.
Но для большей наглядности она создала целый ряд громадных полотен-посвящений своим
монпарнасским друзьям, одиночных и групповых портретов, в котором и себе отвела скромную
роль.
"Одна из Них".
В этом сказались ее несомненная житейская прозорливость и способности к пиару.
Она сумела правильно сориентироваться в многочисленных направлениях современного
искусства и даже сохранить творческую индивидуальность.
С годами ее стиль не претерпел серьезных изменений, и в середине XX столетия Маревна
оказалась практически единственной художницей, в чьем творчестве надежно
законсервировались новаторские идеи полувековой давности.
В 1936 переехала на юг Франции, жила в Ницце, Жуан-Ле-Пэн, Каннах.
С 1948 жила в Англии, в Педлтауне, с 1955 — в собственном доме в районе Иллинг
(вместе с дочерью).
С 1912 — участница выставок.
Экспонировалась в салонах Тюильри (с 1912), Независимых (с 1913), Осеннем салоне
(с 1919), на выставках: русских художников в галерее «Whitechapel» в Лондоне (1921);
в кафе «Ротонда» (1925), Международной выставке художественно-декоративных искусств
(1925, показывала сумки, гобелены, пояса, ткани, отделки к платьям и пальто, шали),
«Безумные годы Монпарнаса» в Гран-Пале (1979) в Париже; «Неоимпрессионизм» в
музее Гугенхайма в Нью-Йорке (1968); «Женщины — художницы Парижской школы» в
Женеве (1975) и других.
Провела персональные выставки в Париже: в галереях Г. Кана «Quotidien» (1929),
«L. Zborovsky» (1936), «Roux» (1942), «Claude» (1953); Лондоне — в галерее «Lefevre» (1952),
на фестивале «Leiceter» (1977), в фойе театра «Hammersmith» (1980); в музее Пти Пале
в Женеве (1971).
Мемориальные выставки состоялись в галереях «Cooling» (1990) и «Wildenstein» (1992, приурочена
к 100-летию со дня рождения) в Лондоне, «Harcouts» в Сан-Франциско (1990), Государственной
Третьяковской галерее в Москве (2004).
Ретроспективная выставка «Маревна и Монпарнас» прошла в Музее Бурделя в Париже (1985).
Она и жила прошлым – воспоминаниями, мемуарами, образами великих художников и
писателей, с которыми она была дружна в молодости.
Снова и снова она обращалась к той счастливой эпохе и своему блистательному окружению.
Работы находятся в собраниях.
Музей современного искусства «Пти-Пале», Женева.
Коллекция Дома-музея Максимилиана Волошина, Коктебель.
Музей Русского искусства «Коллекция Цетлиных», Рамат Ган.
Частные собрания."
(с)
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/post434890989/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://blog.i.ua/community/1952/1265542/
https://www.facebook.com/galleryldv/posts/
https://artinvestment.ru/auctions/108/
Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская не состоит в российских реестрах и
номинациях.
Она популярна в мировой паутине.
Мне понравились картины этой художницы.
И я решил представить творчество Марии Брониславовны Воробьевой-Стебельской
любителям изобразительного искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст.
Оригинальный органический синтез пуантилизма и других изысков модерна двадцатого
века (моё мнение).
Жанр: портрет, жанровые сцены, ню, пейзаж и многое другое.
Главная удача художницы: портрет.
Палитра: колоритная, светлая, солнечная, привлекательная и позитивная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
44696180_43 (418x601, 318Kb)
462715254_3911537175797809_3541310460568802524_n (553x700, 519Kb)
462801877_3911537299131130_5247428862170563341_n (545x700, 667Kb)
462842045_3911537305797796_5071113140231964627_n (526x700, 425Kb)
462851090_3911537312464462_7825386870373913540_n (560x700, 347Kb)
462890244_3911537302464463_2459818175468448929_n (515x700, 750Kb)
463284913_3911537149131145_6369402879400741396_n (490x700, 383Kb)
480793137_4025020004449525_7828576178414928703_n (572x700, 417Kb)
480803476_1067282715438784_3949331183255731195_n (540x700, 590Kb)
480939613_4025020307782828_3759934631267495527_n (560x700, 715Kb)
483062991_4041131802838345_8008127837015305383_n (553x700, 700Kb)
496446531_4102816416669883_5237158116594916344_n (581x700, 525Kb)
homage-to-friends-from-montparnasse-1962(1)Homage to Friends from Montparnasse, 1962 (600x569, 402Kb)
homage-to-friends-from-montparnasse-1962(1)Homage to Friends from Montparnasse, 1962 (600x569, 402Kb)
The atelier of Diego Rivera in Rue du Départ (Diego Rivera, Ehrenbourg and Juan Gris), Paris in 1916_Маревна (1) (700x465, 326Kb)
44695169_23 (699x547, 472Kb)
44691874_13 (1) (699x519, 439Kb)
44695169_23 (699x547, 472Kb)
44695348_24 (1) (699x465, 422Kb)
44695463_26 (1) (699x533, 400Kb)
141915779_Village_proven_231al (1) (653x520, 467Kb)
Homage to Friends from Montparnasse, 1962 (1) (700x364, 331Kb)
Homage to Friends from Montparnasse, 1962__Маревна (700x377, 119Kb)
LvumVKCqqAQ (700x556, 551Kb)
ZQ0oh4Jc1OI (700x558, 564Kb)
141915779_Village_proven_231al (653x520, 467Kb)
160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №225052801594