Молчание тайги глава 9
Покинув лагерь староверов среди ночи, ребята осознали, что впереди их ждёт долгий и сложный путь. Компас не показывал направление, видимо под ногами находились залежи железной руды. Ребята вынуждены были полагаться на интуицию и природный ориентир — солнце. Но пока ночь, и она не была их сторонником.
— Как говорится, днем будет легче, пойдём, в общем, по солнцу, — сказал Костя, вглядываясь в темноту. — Оно, реально, поможет нам не сбиться с пути.
Арсений, обладал знаниями некоторых маршрутов, но здесь был впервые. Он возглавил группу, уверенно двигаясь вверх по горе. Темень была непроглядной, лишь фонари-"жучки" слабо освещали путь, позволяя избегать опасных участков.
— Следуйте, короче, за мной, студенты — тихо сказал Арсений, оглядываясь по сторонам. — Ориентируемся по реки.
Путь оказался невероятно сложным: гора оказалась высокой, подъём становился всё круче, а погода ухудшалась. Дождь и ветер осложняли передвижение, заставляя ребят постоянно останавливаться для отдыха.
— Выдержим, как говорится , — уверенно сказал Костя, — девчонки, вы, эт самое, как?
— Уж лучше так, чем с беглыми зэками, — ответила Мила.
— Нам ещё долго подниматься по горе? — Спросила запыхавшись Лика.
— Здесь будет ледник, а за ним, типа, плато, — ледник обойдем и двинем, видимо, по другому склону. Там и спустимся на плато, — объяснил Арсений. — На леднике, вообщем и отдохнем, — там, короче, красиво.
Обогнув утес и поднявшись на высоту, ребята оказались перед величественной панорамой: перед ними простирался огромный ледник, сверкающий под лучами солнца, словно алмазная корона, венчающая вершину горы.
Ледник, покрытый снегом и льдом, источал прохладный ветер, наполняя воздух свежестью и чистотой. Его край, словно гигантский язык, сползший вниз, состоял из причудливых образований: ледяные башни, торосы и трещины создавали иллюзию сказочного замка.
На границе ледника лежали обломки огромных камней, покрытые снегом и льдом. Под камнями, прячась от льда, прицепились первоцветы: жёлтые горные тюльпаны, пурпурные проломники и снежные звездчатки, создавая контраст с холодным белым ландшафтом.
— Ничего себе, круто! — сказал Костя, вкладывая в интонацию бурную эмоцию, устремляя взгляд вверх. — Такое, как говорится, и не приснится.
Ребята замерли в восхищении. Тучи, плывущие по небу, можно было потрогать рукой. Создавалась иллюзия полёта над облаками.
— Надо срочно фотографировать, — с восторгом сказала Лика, доставая камеру. — Такой красотишки больше нигде не увидишь.
— Та здесь твои красотишки, — передразнил ее Гена, — за каждым поворотиком.
Налюбовавшись видами у ледника, ребята почувствовали усталость. Все захотели привал, чтобы отдохнуть и определиться с дальнейшим маршрутом. Сеня указал на левую сторону ледника:
— Ну, короче, отсюдава пойдём, — сказал он, показывая рукой. — Граница ледника — безопасный путь.
— Значит идём по границе, — согласился Костя, и в общем, постепенно спускаемся вниз.
Сеня, поправил лямки на рюкзаке и уточнил:
— Путь, типа, несложный, пацаны,— сказал он, указывая на карту. — Дойдём до этой речки, там, короче, и отдохнём.
Спуск оказался пологим, но непростым: мелкий щебень плыл, удерживаемый лишь редкими, жиденькими кустиками прошлогодней травы и чахлыми кустами шиповника. Движение сильно замедлилось на этом участке. Ребята шли осторожно, держались западного направления, сохраняя курс.
— Идем, пацаны, медленно, — сказал Сеня, поглядывая на студентов. — Важно, короче, не упасть. А то катится, блин, далеко. Не догоним ни фига. Чё там за кустами, одному богу известно.
Ребята, набравшись терпения, продолжали спуск. Впереди раздался долгожданный характерный шум, предвещающий близость воды. Вскоре показалось узкое русло, прорезавшее каменную гору. Вода, стекая с ледника, создавала иллюзию холодного серебра, переливаясь на солнце.
— Река, — с вожделением сказал Костя, улыбаясь. — Наконец-то.
Ребята остановились у реки попить воды. Тонкое русло, ширина которого составляла всего один шаг, прорезалось между каменных стен.
— Здесь, короче, отдохнём, — сказал Сеня, смотря по сторонам. — А дальше пойдём без перерыва.
Восемь часов непрерывного пути по горам и тайге измотали физически и морально ребят. Впереди находилась удивительная платформа: каменная плита, выступающая над, сбегающей с горы речки, висела словно защитный козырек. Речка уходила в расщелину перед плитой и появлялась из грота, созданного этим огромным камнем. Размер ровной площадки был внушительным. Там легко поместились наши студенты.
— Гляньте, какая площадка. — крикнул Костя, — надо, короче, разобраться, как туда попасть.
Ребята обошли платформу справа, продираясь через густые заросли кустарника. Плотные ветви, колючий орешник и крутой подъём, преграждали путь, но усилия окупились: площадка оказалась удобной, ровной и безопасной.
— Место, пацаны, идеальное, — сказал Арсений, — щас здесь и устроим привал.
Разложили вещи и приготовили место для костра. Сушняк быстро вспыхнул, создавая уют и тепло.
— Так здесь, блин, и ночевать безопасно— сказал Костя, растянувшись у костра на своем спальном коврике. — Прикиньте, сразу чувствуется отдых.
Арсений, воспользовавшись ситуацией, поделился своими трофеями:
— Тут типа такое дело, я у Агафьи хлеба, пшеницы и сухих грибов стащил, — сказал он, улыбаясь. — Будет чё пожрать.
Геннадий, вспомнив про запасы, добавил:
— У меня ещё кусочек сала остался, — напомнил он, выкладывая продукт. — Отлично будет к каше.
Ребята приготовили пшеничную похлебку с грибами и салом. Заварили чай из листьев и плодов прошлогоднего шиповника в избытке росшего в горах.
— В общем, отдохнули, — громко сказал Костя, — теперь можно чапать дальше.
Развернули карту, отметили путь, который прошли и поняли, что погони не будет. Действительно, тем людям до них никакого дела нет. А у старосты поселения - Аристарха Никодимыча и так проблем хватает.
Тем временем в лагере, где мыли золото никто не заметил исчезновения студентов. Лишь когда Никодимыч, после молитвы и трапезы спросил про гостей, то Лукич подошел к палатке и прокричал:
— Эй, чада, лежебоки сонные, поднимайтесь ужо! Заспалися. Довольно дрыхнуть-то. Староста кликает, да и работать пора бы. Отлынивать не дело.
В ответ тишина. Он подошел к палатке, а там два мешка пустых лежат.
Лукич взбесился, так пнул палатку, что та полетела с небольшого обрыва. К нему подошел Никодимыч.
— Что ж ты, Лукич, да позволил сорванцам-то улизнуть? Не углядел, старый пес. Я ведь тебе твердил: стереги их пуще собственного ока. Нынче что делать? Весь свет узнает о грехах наших. Вот уж беда, Лукич, беда на мою голову вышла.
Лукич стоял сам не свой, не веря своим глазам. Он стал оправдываться:
— Никодимыч, батюшка ты наш, многажды пытался удержать, да мальцы-то хитры оказались, ночным временем побежали. Правду - матку докладаю тебе : строг был я, не спал, караулил, ан не успел. Глаз мой не упустил, да уши слышать не успели. Да вот только меня здесь не было, тебя стренуть хотел.
Сами знаете, бегут они проворно, словно лисы. Наказанье приму любое, вины моей не отрицая.
— Ладно тебе, Лукич, — похлопал по плечу своего соратника староста, — жить в надежде станем, что сгинут чада в горах.
— Как есть, сгинут, — эхом повторил Лукич.
Прошло уже две недели с того момента, как студенты - геологи расстались с Петром Саввичем у оврага.
Он, как и обещал, приехал на то же место, поставил шалаш, ждал их еще три дня и три ночи. Потом подумал и еще на сутки остался.
— Может, вернутся, — в надежде сказал он, похлопывая по морде кобылку Машку. — Надо подождать. Но студенты не явились в назначенное время. Тогда он принял решение обратиться в правоохранительные органы, проинформировать их о случившемся.
— Сообщу властям, Машка, — сказал он кобылке, собираясь в обратный путь — Пусть знают о происшествии.
Отправился в свою деревню. На следующий день сел в автобус и поехал в районный центр Ка - Танай.
Первым делом он пошел в полицию и поведал там всё, как было. Представитель МЧС связался с ВУЗом, в котором учатся студенты. Там подтвердили, что такие - то студенты выиграли грант в таком - то фонде по теме реки и почвы Алтая.
Связались с фондом. Там тоже подтвердили и предоставили им маршрут.
Маршрут оказался неверный. От села Ак - Кай они должны были идти по течению реки Катунь, а они пошли вверх. Три дня летали вертолеты по ложному следу. Поиски ничего не дали. Потом Саввич вспомнил, что они говорили про пещеру. Он не стал помогать студентам, потому что легенды и мифы об этой пещере не позволяли туда ходить. Да он и не знал точно, где она находится.
Получив заявление от Петра Саввича, сотрудники районного отдела полиции немедленно приступили к действиям. Был организован оперативный штаб, куда вызвали специалистов из соседних районов.
Специалисты, прибывшие на место, провели тщательный осмотр местности, опросили свидетелей и проанализировали имеющиеся материалы. Были организованы поисковые группы, оснащённые современным оборудованием.
Параллельно с наземными поисками была организована воздушная разведка, охватившая обширную территорию тайги и гор. Сотрудник связи передал сообщение в центральный аппарат МВД, уведомив руководство о чрезвычайной ситуации.
Тем временем в офисах частной компании, заинтересованной в исследованиях пещеры, специалисты внимательно отслеживали перемещения студентов. Используя жучки, установленные Арте;мом в рюкзаки участников экспедиции. Таким нечестным образом, компания имела точное представление о маршруте и положении группы.
Руководство компании приняло решение направить свою группу, состоящую из опытных альпинистов и специалистов по исследованию подземных объектов, раз уж им не удалось остановить студентов через официальные организации.
Директор, подписывая бумаги, приказал сотрудникам захватить содержимое пещеры раньше студентов и полиции.
Группа, оснащённая необходимым оборудованием, выдвинулась в горы, имея четкую задачу: найти пещеру раньше. Она была заинтересована, чтобы не только найти эту пещеру, но и запустить в разработку те минералы, о которых писали предыдущие экспедиции. Они хотели быть первыми, после долгого перерыва в исследованиях.
Компанию, «Геоэксплор», возглавляла амбициозная команда учёных и бизнесменов, заинтересованных в уникальных научных открытиях и сногсшибательных прибылях. Руководствуясь данными, полученными от жучков, установленных однокурсником Артёмом, специалисты компании выяснили, что группа студентов длительное время находится на одном месте.
Купец, торговавший со староверами, был родственником начальника полиции. Он прознал о скором визите гостей в деревню староверов, но не знал, кто именно приезжает. Решив, что это представители власти, он предупредил старосту о возможной проверке.
Староверы, осознав риск, эвакуировали студентов и беглых зэков в тайгу, предотвратив возможный конфликт ради собственной безопасности.
Отряд, прилетевший в деревню староверов на вертолете, обнаружил, что студенты исчезли.
Старосты в деревне не было, а остальные жители попрятались в своих домах.
Кого только не спрашивали спецназовцы, все молчали и крестились им вслед. Ничего не добившись в деревне, перевернув все дома, сараи и амбары вверх дном, они убедились, что студентов здесь нет.
И тут командир получает сигнал о новом местонахождении группы. Он срочно принимает решение направить вертолёт к указанному району.
Однако, достигнув указанного участка, экипаж столкнулся с неожиданной проблемой: приборы начали сбоить, навигационное оборудование вышло из строя.
— Возвращаемся, — испуганно прокричал пилот, наблюдая за приборами. — Здесь аномалия.
Ректор института геологии, где учатся ребята, пригласил в свой кабинет профессора Игоря Леонидовича Николаева.
Ректор поведал профессору, что ребята пропали в тайге. Их ищут МЧС , но никто не знает точных координат, куда они пошли. В фонде, где они выиграли грант, дали другие координаты. А человек из села Ак - Кай, сказал, что они ищут какую - то пещеру.
Профессор знал, что ребята слукавили в фонде и прикрылись липовым грантом.
— Скажите, профессор, — спросил ректор, теребя в руках очки, — ведь Мила Павловская, это Ваша студентка?
— Так точно, господин ректор, это моя студентка, — ответил профессор Николаев, внимательно посмотрев на ректора.
— Может Вы знаете о целях их экспедиции? — Ректор задал вопрос и поднял глаза на профессора, — может Вы их консультировали?
— Помилуйте, Сергей Романович, — уверенно начал профессор, — эти ребята очень талантливые геологи, они участвуют в разных экспедициях с первого курса. У них есть опыт и свое мнение.
— Ну хорошо, хорошо, Игорь Леонидович, — ректор сбавил обороты, — может Вы что - то знаете? И хотите нам рассказать?
— Сергей Романович, у меня есть карта с проложенным маршрутом, моей студентки. — сказал профессор. — Я сейчас нахожусь в отпуске и полечу на Алтай и во всем сам разберусь.
Ректор видимо очень хотел получить карту с маршрутом, но профессор был непоколебим.
Имея карту с координатами пещеры и маршрутом экспедиции от студентки Милы, Игорь Николаевич только сейчас оценил важность документа. Осознав необходимость личного участия, он отправился на Алтай, чтобы передать карту спасателям лично.
Купив билеты, профессор вылетел на Алтай, где встретился с командой спасателей. Вручая карту, он подчеркнул её значимость:
— Важнейшая информация, — сказал он. — Это поможет найти ребят. Я буду ждать вас здесь.
Первый же вылет вертолета оказался неудачным, потому что в аномальной зоне отказали все навигационные приборы и вертолетчик отказался лететь по этому маршруту.
Вертолёты и частной компании и МЧС, отправленные к месту аномалии, столкнулись с проблемами: навигационные приборы выходили из строя, двигатели глохли, связь прекращалась. Пилотам пришлось отказаться от попыток прорыва.
Компания, осознав необходимость усиления наземной операции, отправила еще одну группу профессиональных альпинистов, оснащённых современным оборудованием. Альпинисты, тренированные и опытные, прибыли в указанное место, готовые приступить к выполнению задания.
Полиции и МЧС также пришлось задействовать наземные поисковые группы. Опытные спасатели, облачённые в специальную экипировку, выдвинулись в тайгу, руководствуясь данными спутникового позиционирования и показаниями радиомаяков.
Студенты - геологи, отдохнувшие от длительного марш броска, подкрепились и отправились в путь. Если следовать карте, то до пещеры было дня три пути.
Это со сплавом по рукавам горных речек с неимоверными названиями.
Преодолев каменное плато с плоскими вершинами, ребята остановились на краю склона, поражённые открывшимся видом. Перед ними простиралось красивое озеро, окрашенное закатными лучами солнца в ярко-оранжевый цвет, словно драгоценный камень, вложенный в оправу скал.
— Нормально. Вот здесь мы и заночуем, — сказал Арсений. — В натуре, местечко то, что надо...
Ребята быстро поставили палатку. Дрова для костра нашлись поблизости: сухие ветки, упавшие с одиноких деревьев, растущих на склоне. Костёр быстро разгорелся, освещая пространство мягким светом.
— Огонь красивый, — сказал Костя, протягивая руки к пламени. — Греет, блин душу.
Гена, имевший опыт ловли хариуса, обратил внимание на движение рыб в воде:
— Ленок здесь водится, — сказал он, подсвечивая фонариком воду. — Попробую половить.
Используя самодельные крючки и леску, он поймал несколько крупных ленков.
Сварили душистую уху.
Арсений, умеющий готовить рыбу, обжарил несколько штук на костре, чтобы было чем позавтракать.
— Ужин великолепен, — тихо сказал Лёха, пробуя рыбу. — Вкусно и полезно.
Ребята, насытившись и накормив Тайгу, отправились спать в палатку. Решили дежурить по два человека. Первые остались Арсений и Леха.
Ночь прошла спокойно. Каменное плато выглядело безжизненным. Тайга тоже спала всю ночь. Слышались только всплески крупной рыбы в озере.
Утро началось с горячего ароматного, розового чая из каких - то веточек и запечённой с вечера рыбы.
Уходить с озера не хотелось. Набрали воды и пошли, следуя маршруту по карте.
На пути ребята столкнулись с препятствием: мощный горный поток, преграждал путь. Попытки форсирования реки закончились неудачей, и они решили обойти поток, или найти брод, углубившись в тайгу.
Проплутав в густом лесу, ребята поняли, что заблудились. Пришлось провести ночь в тайге. Арсений подстрелил птицу, Мила нашла в рюкзаке один пакетик гречневой крупы. Сварили суп с крапивой и диким чесноком.
Утро встретило их неприятным сюрпризом:
выйдя из палатки, их остановил окрик:
— Стойть! — прокричал странный абориген, похожий на шамана из фильмов, держа в руках винтовку. — Матэ! Вассэ-ва наса талла-тарра!
Другой, выскочил вперед и затараторил:
— Мить-мить-те, вассэр-вассэра, антатт-а-хатт-эрэсс!
Ребята обалдели от такого напора. Они увидели, что группа вооружённых аборигенов, во главе с шаманом, окружила палатку.
Остальные держали ружья внимательно наблюдая за их действиями.
— Мы, короче, не враги, — сказал Арсений, поднимая руки. — Мы, это...заблудились.
Алтайцы, внимательно ждали:
— Вассэ, белый, ринна валлу бра-бара шкура барр дли-дево удэлли! — сказал один из воинов заряжая ружье.
Шаман что - то буркнул, воин опустил ружье.
Воины разбросали их вещи, перевернули палатку, забрали ружье и успокоились. Согнали студентов в кучу, связали веревкой и повели через лес.
Несмотря на конец июня все аборигены были одеты в вязаные шерстяные рубахи, широкие плотные штаны, сапоги сыромятные с шнурками и шапки из тонкого меха, наверное оленя. Мужички были невысокие, кряжистые, узкоглазые с широкими скулами. Их речь была сплошная тарабарщина.
Ребята шли молча. Они были до глубины души обескуражены таким началом дня. Оставшись без вещей, ружья, фонариков, палатки и лодки, они были неприспособлены к продолжению экспедиции в тайге и беззащитны перед природой. Они понимали, что всё кончено и остается надеяться только на чудо.
После утомительного шести часового перехода со спусками и подъёмами и даже с форсированием горной речки, пришли в деревню племени Байджи. Она располагалась в глубокой котловине, окружённой высокими горами и густыми лесами. Главная особенность деревни заключалась в необычном архитектурном стиле: дома были частично углублены в землю, что создавало впечатление слияния с ландшафтом. На земле плотно друг к другу были подогнаны толстые доски.
Каждый дом представлял собой подземное жилище, состоящее из деревянного каркаса, покрытого дерном и грунтом. На некоторых крышах даже росли кустарники. Вход в дом осуществлялся через ступеньки к низкой двери, ведущей в помещение. С крыши торчала труба, из которой вился еле видимый дымок.
Возле каждого жилища стоял деревянный амбар и загоны для скота. Видное место в деревне занимал жертвенник, украшенный изображениями животных и символами древних божеств. Рядом , полукругом стояли идолы, то ли люди, то ли животные. Видимо на площади проводились ритуалы и праздники, связанные с языческими верованиями Байджи. В центре площади был костер, обложенный камнями.
Когда пленников ввели в деревню, резкое эхо собачьего лая прокатилось по всей округе. Лай начался с Тайги, которая тоже была недовольна положением вещей. Ее смущали чужие запахи.
— Хаадай, хаадай! Джангхи йэссэр чонкгат ангвара рэрарр! — громко кричали жители, высыпая из подземных жилищ на главную площадь.
Вся деревня, от мала до велика, собралась посмотреть на чужаков. Жители были одеты в традиционные одежды.
Мужчины все в рубахах из грубой шерсти, штаны из оленьей кожи, завязанные ремнями из сыромятной кожи. Головные уборы представляли собой шапки из меха волка или соболя, украшенные костяными подвесками.
Женщины были в платьях из кожи и тканей, украшенные вышивкой и бусами. Волосы заплетались в косы, украшенные лентами и мелкими камушками.
Дети носили укороченные рубахи и штаны, обувь из мягких шкур, повязки на голове из ярких тряпиц.
Площадь быстро заполнилась людьми, образовавшимися в плотный круг вокруг пленников. Ребятам было страшно. Они жались друг к другу, пряча девчонок внутрь круга.
Шаман, обращаясь к студентам, поднял правую руку вверх, указывая на небо сказал:
— Зэрэ мэ хараджа тир пути фиша. Астарак! — он резко опустил руку вниз, подчеркивая окончательность происходящего.
После непродолжительного ожидания, ребят вынужденно поставили на колени, услышав предупреждение на языке Байджи:
— Айтхарм хаджар гуу! — воскликнул воин, указывая на вход в деревню и бухнулся на колени.
Его примеру последовала вся деревня. Только дети замерли на месте и шаман стоял по стойке смирно.
Из подземного жилища, сопровождаемый почётной стражей, появился вождь. Он был выше своих соплеменников на целую голову, одет в роскошную одежду, подчеркивающую его статус.
Высокий головной убор из шкур молодых волчат, украшенный подвесками из костей и зубов животных украшал его голову с заплетенными косичками.
Рубаха из мягкой оленьей кожи, расшитая камнями и красными нитями, натягивалась на мускулистом теле. Кожаные штаны, украшенные геометрическими узорами, и высокие сапоги. Лицо вождя было не такое плоское, как у всех жителей племени.
За спиной вождя поставили сооружение из тонких бревен, покрытое тигровой шкурой, служащее троном. Вождь, заняв место на троне, призвал к себе трех женщин, одетых в национальные костюмы.
Платья из тонкой выделанной кожи, украшенные бусами и золотыми монетами, пояса из меди и бронзы, головные уборы с хвостиками белок.
Три женщины заняли место у ног вождя. Подали кресло с волчьей шкурой и для шамана, завершив церемонию вступления.
Как только шаман занял место на кресле, покрытом волчьей шкурой, все жители деревни встали. Воин, державший верёвку, которой были связаны ребята, дернул её, указывая жестом, что ребятам тоже можно подняться.
Шаман, обратившись к пленникам, заговорил на корявом русском языке:
— Чужаки... приходить на земля Байджи, — медленно сказал он, указывая рукой на пленников. — Зачем пришёл сюда? Зверь не дадим, женщин не дадим.
— Мы, черт возьми, экспедиция, — сказал Костя, глядя на вождя. — Пришли изучить пещеру. Мы заблудились.
Вождь внимательно и недоверчиво посмотрел на студентов и ответил:
— Анагкар наш, — твёрдо сказал он, качая головой. — Вы ходить сюда нельзя . Байджи запрещать.
— Мы ничего там не возьмем, — сказала Мила, только посмотрим. Землю немного возьмем. — Она показала на ладошке сколько возьмет земли.
Шаман подошел к вожду, они о чем - то шептались.
— Чего они там шепчутся, — смеясь сказал Гена, — мы все равно ничего не понимаем. Ох и язык, тарабарщина сплошная.
Встала одна из трех женщин и ушла. Немного погодя она вернулась с другой женщиной. Она была высокая, статная . В руках палка с каким - то набалдашником, на которую она опиралась. Две толстые седые косы обвивали ее голову. На голове была яркая повязка, вся расшитая драгоценными камнями. Одета она была в халате из тончайшей оленьей шкуры. Он смотрелся, как велюровый. Пояс из золота. Браслеты на руках и ногах из золота. Сапожки на ногах мягкие и уютные.
Шаман уступил место уважаемой женщине. Она поговорила с вождем, встала с кресла с помощью двух женщин и медленно подошла к студентам.
— Я Амхараган, а имя мое Анчара, я мать вождя племени Байджи, — представилась она низким, властным голосом.
Она внимательно оглядела каждого студента. А у девушек потрогала волосы.
Анчара, мать вождя, была высокой женщиной, примерно одного роста с Милой. Голубые глаза, слегка потускневшие от времени, смотрели с проникновенным интересом и грустью. Она была европейской внешности.
— Что нужно? — спросила она, глядя прямо в глаза Косте. — Зачем пришли сюда?
— Мы, это... короче, экспедиция, — сказал Костя, глядя на Анчару. — Хотим, как говорится, изучить пещеру.
— Пещера наша, — сказала она, качая головой. — Вы и ваши люди нарушили закон тайги.
— Уважаемая Амхараган, — жалобно промолвила Лика, — мы ничегошеньки не нарушали, — мы даже не знали, что здесь живут люди.
— А ваши люди девять лун назад, — ее взгляд ожесточился, губы сжались, — пришли ночью, как шакалы, принесли большой огонь, украли шкуры, украли женщин. Женщин потом в тайге бросили. Надругались. — Она, еле сдерживая эмоции замолчала, опустив голову.
— Мы очень сочувствуем , сказал Гена, — но это не наши люди. Мы студенты из Москвы, мы геологи. Мы пещеру ищем.
Анчара развернулась и пошла к своему сыну. Села на кресло и передала ему разговор.
— Вождь будет думать, — строго сказала она, поднимая указательный палец вверх. В сопровождении молодых женщин ушла в свой дом.
Вождь, восседая на троне, еще раз внимательно оглядел пленников. Спустя некоторое время он издал распоряжение, и воины принесли вещи студентов — целые и невредимые. Даже палатка осталась неразобранной. Видимо дикари не догадались как это сделать.
— Это ваше, — сказал вождь, указывая на сумки. — Мы не брать. Мы не как белый шакал.
Затем, обращаясь к пленникам, вождь заявил:
— Мы подождать, — медленно сказал он. — Если другие белые не прийти, мы отпускать вас.
Сделав паузу, он добавил:
— Но в пещеру не идти, — решительно сказал он, указывая на святилище. —
Память предков. Табу. Мы вас провожать.
Вечерело, очень хотелось пить и есть. Все очень устали. Увидев палатку и свои вещи, они очень обрадовались. С гор спускался холодный воздух. Хотелось одеть теплые вещи.
— Ну, это... ночевать в палатке будет, короче, холодно. — сказал Арсений, — костер видимо не разрешат, побоятся, блин,что мы их спалим.
Прибежала одна из женщин, похоже, что та, которая сидела у ног вождя. Она привлекла к себе внимание словами:
— Айда, айда! Йеннара хаджарга, энта гаагуар Хаджар! — замахала руками, зовя за собой.
Пришли три воина и опять забрали их вещи. На этот раз унесли в деревянную постройку. Они долго не могли понять, как палатка из большой вдруг стала такой с маленькой. Цокали языками в недоумении.
Ребята пошли за женщиной. Впереди было строение из бревен высотой не более метра. Вниз вели вырубленные в земле и вымощенные деревом ступеньки.
Они оказались в довольно - таки просторном, темном помещении, разделённом на жилые и хозяйственные зоны. Первая комната, куда они зашли, была большая. Освещалась потрескивающими светильниками из жира животных. У туземцев не было даже свечей. Русская печь, расположенная в углу комнаты, использовалась для обогрева и приготовления пищи. В комнате было тепло, даже жарко и душно и пахло травами, шкурами и едой.
В центре комнаты стоял низкий круглый стол человек на двадцать. Вокруг стола, на деревянном полу, лежали пушистые шкуры. Стены оббиты бревнами молодых деревьев и завешаны трофейными шкурами и ружьями. В углу размещались статуэтки языческих богов. Там же стоял и трон вождя с тигровой шкурой. Возле стен располагались приоткрытые сундуки, в которых хранились выделанные шкуры.
На огромной печке стояли чугуны, с них шел ароматный пар. Пахло мясом. На лежанке печки сидели чумазые дети разных возрастов и выглядывали из - за трубы. Вождь сидел возле стола, его мать сидела рядом с ним на низкой табуретке.
— К столу! — коротко сказала она и сделала жест рукой.
Ребятам два раза повторять не надо было.
Молодые женщины накрывали на стол.
Поверхность стола уже была покрыта тарелками, чашками и ложками, вырезанными из дерева, украшенного замысловатой резьбой. Также лежали и палочки для еды.
В центре стола стояла огромная деревянная чаша, наполненная золотисто-жёлтым мёдом, словно сотканным из лучей солнца. Крупные куски мяса, обжаренные на углях,
горой выложенные на плоскую деревянную чашу, источали приятный аромат. Кашицеобразная масса, приготовленная из дикорастущего ячменя и семян, была украшена мелко порезанными травами, небольшим количеством меда и сушеными ягодами.
Тонкие лепёшки, испечённые на углях, покрытые слоем пепла, источали аромат свежевыпеченного хлеба. Большой сосуд, наполненный коричневым настоем трав и ягод стоял в центре стола, предлагая утолить жажду.
— Чё, пацаны, можно приступать? — спросил, оглядываясь по сторонам Леха, — сил нет терпеть уже.
— Слышь, подожди ты, — возразил ему Костя, — видишь, они, как говориться, бурчат что - то.
— О, и эти своим богам молятся, — сказал Гена.
— Да тише вы, короче, у людей серьезный этот, как его, процесс, — сделал замечание Арсений.
Девчонки молчали, перешептывались. Когда молитва закончилась, вождь взял кусок мяса руками и важно положил в тарелку матери, потом облизал руки и положил другой кусок себе. Вытянул руки над столом, нарисовал одной рукой круг, по часовой стрелке, параллельно столу и другой рукой, только против часовой стрелки. Жены только тогда сели за стол, каждая со своими ребятишками. Самая старшая девочка, лет пятнадцати, села с Анчарой, а мальчик, лет семнадцати сел рядом с отцом.
— Ешьте, — властно сказала мать вождя.
Мила спросила разрешения у Анчары выйти. Та молча кивнула головой. С ними вышла светловолосая девушка.
— Я Тунайча — нежным голоском сказала девушка, — я дождь вождя, — с гордостью сказала она.
— Мне Амхараган сказала показать данкарай.
— Спасибо Тунайча, — сказала Мила, а где у вас руки моют?
— Руки мыть когда работать на земле. — сказала улыбаясь девушка. — Тунайча не работать.
— Ну хорошо, а нам где помыть руки и сходить данкарай, — спросила Лика.
Тунайча, выйдя на улицу, взяла факел, подошла к костру, у которого дежурили три воина, что - то сказала им и подожгла факел.
Они пришли к отвесной скале, с которой стекал слабенький ручеек. А под скалой была выкопана узкая, глубокая, метров пять длиной канава. Рядом лежал деревянный предмет, похожий на лопату.
Тунайча со смехом, жестами показала как делается данкарай и отвернулась. Зачем - то помыла руки.
— Здесь руки мыть, — сказала она.
Вода была ледяная.
Вернулись в дом и окунулись в восхитительные запахи еды. Рассказали ребятам, где они были и что деревня, не смотря на свое отдаленное местоположение, охраняется воинами.
Когда поужинали, вождь дал команду расходится.
Тунайча отвела гостей в отдельную небольшую комнату, где стояли у стен сундуки и на деревянном полу лежали шкуры. В комнате было прохладно. Тунайча вытащила из сундука толстые вязаные одеяла и раздала гостям. Сказала с гордостью, поглядывая на Костю, что она сама их плела.
Когда она ушла, Леха смеясь подметил:
— Ты Костян, кажись попал. Вождя дочка на тебя глаз положила.
Девчонки засмеялись. Костя обидчиво сказал:
— В общем, чего ржете. Кстати, вы видели, как вождь, на Милку нашу пялился. Всё с мамашей своей, ну - это, перетирал.
Мила опешила:
— Да ладно тебе, говори, да не заговаривайся.
— Всё, короче! Давайте это, спать, — остановил ребят Арсений, — все разговоры, блин, завтра.
Ночь пролетела. Утром в комнату вошла одна из жён вождя и своим незыблемым « Айда, айда», разбудила ребят. В малюсенькие окошки, то ли из слюды, то ли из пузыря, расположенные под потолком, пробивались лучи солнца. Ребята вышли в комнату зевая и потягиваясь. В комнате никого не было и молодая женщина куда - то исчезла. В доме была тишина. На столе стоял кувшин молока с деревянными кружками, мед с одной ложкой и лепешки, еще теплые.
— Мы будем, как туземцы, неумытые садится за стол, — возмутилась Мила. — Пошли данкарай.
Ребята вышли из дома. На них никто не обратил внимание. Каждый член племени занимался своим делом. Чинили сети, плели корзины, выделывали шкуры. Один туземец разделывал косулю, подвешенную к толстой ветке дерева. Тут же крутилась Тайга с другими собаками и детьми.
Окуда ни возьмись, появилась Тунайча. До тронулась каждому к плечу. Это видимо был жест приветствия. Костя подал ей руку и сказал :
—Привет.
Она несмело протянула руку и повторила за ним: "Прийвэт" и засмеялась. Так она протягивала всем руку говорила "Прийвэт" и смеялась.
— Айда данкарай, мыть руки — сказала девушка, — махнула рукой и побежала.
Делать нечего, ребята пошли за ней. Пришлось спуститься в долину. Их взору предстали парующие термальные источники. Они били прям из земли, стекали через несколько порогов в озеро, а оттуда водопадом вниз.
Ребята потеряли дар речи.
Тунайча взяла Милу и Лику за руки и повела к озеру.
— Тут руки мыть, — и звонко засмеявшись, наклонилась к воде и брызнула на девчонок.
— Так у нас, короче, сегодня типа банный день, — очнувшись от шока, сказал Арсений, — блин, а вон на берегу видимо, мыльнянка растет.
Он достал из голенища нож, выковырял корень растения , размельчил и намочив в воде, получил обильную пену.
Тунайча удивленно посмотрела на Арсения и спросила:
— Ты шаман?
— Ну, типа, не.... не шаман, — он улыбнулся и подмигнул девушке.
Этот жест ей тоже был незнаком. Она пыталась повторить, но у нее не получилось. Она рассмеялась звонко и заразительно.
Тунайча была очень красивая. Высокая, тоненькая. Светлые, золотые волосы, заплетены в несколько косичек, огромные, слегка раскосые голубые глаза, легкий румянец на смуглом лице, черные изогнутые брови и длинные пушистые ресницы.
— Так, мальчики отворачиваются, девочки купаются, — предложила Мила.
Девчонки, вместе с дочерью вождя, вошли в теплую воду и с наслаждением поплыли.
Тунайча предложила плыть к порогам. Там вода была горячей, градусов сорок. Они легли в чашу, как в ванную джакузи и балдели.
Пока девчонки плыли, парни тоже залезли в озеро. Вылазить никто не хотел. Девушки показали дочери вождя, как мыть волосы на голове пеной от корневища. Тунайча сначала боялась, а потом, глядя на девушек согласилась.
Она боялась, что у нее волосы станут черными, как у Милы, а потом увидела, что блондинка Лика тоже моет и волос не меняет цвет.
— Это Амхараган моя сказала воду любить. Она через два дня ходит со мной. В племени все бойся воду, говорят, что дух женскую и мужскую силу отберёт.— с любовью к бабушке произнесла девушка. — Амхараган белая, как вы. Она не байджи. А вождь — байджи. И я байджи. Но ее все бойся.
— Девчонки, ну вы это, давайте, выходите? — прокричал Костя, — мы отворачиваемся.
Молодежь, довольные, чистые, счастливые пошли в деревню.
— А есть - то хочется, — сказал Гена, глядя на Милу.
— Ну не умер же, проглот, — засмеялась Мила и треснула его толстовкой.
Над деревней расплывался запах жареной рыбы. Ребята пока дошли, захлебнулись слюной.
На улице, прям во дворе, у костра на раскаленных камнях жарилась рыба. Туземцы подходили к костру со своими тарелками и получали увесистый кусок ароматной рыбы. Ребята тоже побежали за своими тарелками в сарай.
То ли завтрак, то ли обед оказался на славу. Правда вся еда здесь не соленая. Зато всегда на столе есть дикий чеснок и сушеные ягоды. В этом племени кушали два раза в день, если есть что. А зимой бывало и раз в день.
Оказывается, что у них в долине не бывает сильных морозов, потому что термальные источники рядом. Ребята заметили, что некоторые туземцы семьями ходят на озеро. Видимо Анчара их все- таки приучила.
После обеда все жители племени устроили себе отдых. Стояла отличная погода, ярко светило солнце. Деревня впала в состояние общего покоя и лени. Только шаман вел себя тревожно. Он поглядывал на небо, нюхал воздух, ложился на землю и слушал. Подошел к вождю и что - то сказал. Вождь дал команду своим аборигенам и они забегали. Сначала потушили костер, собрали детей, загнали скот.
— Интересно, что происходит, — спросила Лика?
— Тревога какая - то ощущается, — сказал Гена, — Тунайча не приходит, а то бы у нее узнали.
Ребята собрались сходить в тайгу на прогулку. Но похоже, не получится.
Небо над деревней Байджи потемнело, приглушив солнечный свет и окрасив горизонт в свинцово-серые тона. Резкий порывистый ветер налетел внезапно, гоня облака пыли и сухой травы, которые закручивались в быстрые воронки.
— Эй, смотрите! — закричал Леха, указывая в небо. — Что-то движется!
Из-за горизонта над деревней появилась фигура смерча — тёмная, вращающаяся колонна, стремительно двигающаяся к поселению. Её основание касалось земли, отрывая верхний слой почвы и затягивая в себя деревья и камни.
Шаман, осознав серьёзность ситуации, быстро выбежал на середину деревни, размахивая бубном и произнося заклинания. Он начал исполнять ритуальный танец, двигаясь по кругу и ударяя в бубен, призывая духов природы защитить деревню.
Он громко кричал, поворачиваясь к смерчу.
Его волосы развевались на ветру, глаза расширились от напряжения. Шаман бешено кружился, внезапно замирая и прислушиваясь к звукам природы. Время от времени он падал на землю, распластываясь и словно слушая послания духов, затем резко вскакивал и возобновлял танец.
Он, вскидывая голову к небу выкрикивал заклинания.
Жители деревни, охваченные паникой, начали беспорядочную беготню, прячась в свои дома. Мужчины закрепляли строения и закрывали двери.
Студенты стояли пораженные увиденным, пока к ним не прибежала Тунайча и забрала их в дом.
Забежав в дом, ребята закрыли дверь и прижались к стенам, пытаясь скрыться от смерча. На улице раздавались жуткие звуки.
Ревущий, протяжный звук, напоминающий стон раненого зверя, вибрировал по всей деревне. Громкие трески и удары, возникающие при столкновении обломков с постройками.
Панические вопли и стоны, тех, кто не успел спрятаться от ненастья, разносились по деревне, создавая атмосферу всеобщего ужаса. Во всю это какафонию звуков четко вплетались громкие удары бубна и ритмичные шаги шамана, танцующего в центре деревни, придавали происходящему мистический оттенок.
Время шло, звуки постепенно ослабевали.
Внезапно, как по команде, стихли. Снаружи прекратились крики, удары и треск. Ребята вместе с вождем вышли на улицу. Смерч покинул деревню и ушёл бушевать в тайгу, оставляя за собой полосу разрушений.
Однако новое потрясение ждало их впереди: в центр деревни, прямо в потухший костёр, упал с неба огромный камень, чудом не придавив шамана. Шаман, потеряв сознание, лежал без движения, его рука сжимала бубен.
Вождь и его брат, подбежав к шаману, подняли его, поддерживая под руки. Шаман выглядел истощённым и больным. Под глазами образовались чёрные круги, нос кровоточил, волосы были спутаны и мокры от пота.
— Нганшар ваага ве! — провозгласил шаман, подняв руку к небу. — Ваггип нанна тургак наата агарга!
Все, кто вышел из домов упали ниц.
— Ни чё се, — воскликнул Костя, — чё он сказал?
Тунайча перевела:
— Шаман сказать, что боги послать камень, они не довольны. Мы сделать плохо. Надо просить богов.
Вождь дал знак, чтобы все встали. Шаман и население деревни молча и осуждающе смотрели на студентов. Ребятам стало не по себе. В деревне началась уборка после нагрянувшей стихии. Ребята помогали, как могли.
На следующий день ребята достали свои вещи из сарая и сделали ревизию. Сбежалась вся деревня. Пришлось дарить подарки. Фонарик жучок Сеня подарил старшему сыну вождя. Зеркало оставили Тунайче. Расческу и духи Лика подарила матери вождя.
У Милы в рюкзаке завалялись маленькие конфетки карамельки. Она раздала их детворе. Посуду, одежду, инструменты, верёвки перепаковали. Вещей стало меньше. Достали полотенца, сменную одежду и обувь.
В самый разгар распределения подарков к ребятам подошла дочь вождя, Тунайча, и объявила:
— Завтра большой день, —сказала она, улыбаясь. — Надо сегодня один раз кушать, а завтра не кушать.
— Что за праздник? — спросила Мила, поднимаясь в полный рост.
Тунайча, улыбнувшись, объяснила:
— Это Айярхан. — Мы просить богов не насылать ветер плохой, прогнать злой дух Тургак.
Шаман с утра объявил о празднике и необходимости поста всех жителей деревни Байджи. Они начали энергично готовиться к изгнанию злого духа Тургака. Вся деревня принялась за уборку и очистку внутри помещений и снаружи.
Женщины выносили шкуры из жилищ, тщательно выбивали их. Ломали старые веники и метлы, бросали их в костер. Делали новые, чтобы вымести мусор из домов и с улицы. Древесные покрытия на улицах были тщательно вымыты. Определено новое место для костра. Убрали часть деревянного настила, выкопали яму, обложили вокруг булыжниками.
Мужчины отправились в лес, чтобы расчистить тропы и убрать поваленные деревья, оставшиеся после смерча. Проследовав за мужчинами деревни, ребята оказались свидетелями потрясающей картины. Смерч оставил после себя широкую полосу разрушений, словно ножом разрезав тайгу пополам.
Повсюду лежали поваленные деревья, вырванные с корнем и переломанные, словно детские игрушки. Верхушки старых кедров и сосен были срезаны, словно гигантским ножом, а молодые побеги буквально сломаны и разметаны по сторонам.
Крупные камни, обычно неподвижные, были смещены с мест, словно лёгкие шарики. Везде виднелись следы повреждений: кора содрана, ветки обломаны, кустарники смяты и искорежены.
Ребята, осознав масштаб бедствия, переглянулись, осознавая, что судьба экспедиции зависит от их внимательности и способности принимать оперативные решения.
— Вот это да! Никогда такого не видел, — сказал Костя. — Просто кошмар!
Ребята присоединились к восстановлению троп и внесли посильный вклад своим трудом.
Работы велись организованно, что позволило быстро расчистить участок поврежденного леса. Руководил этим процессом младший брат вождя Угурай. Он недружелюбно поглядывал на студентов и о чем - то перешептывался со своим помощником. Давал ребятам самую трудную и опасную работу.
Ребята заметили, что у племени были железные топоры и пилы.
— Прикиньте пацаны, — сказал Арсений, — дикари дикарями, а ружья, инструменты, необходимые у них есть.
— Еду в чугунках варят, — добавил Леха.
— Значит, эт самое, торгуют с белыми, — сказал Костя.
— Так обещали же вывести, — вспомнил Гена.
— Скорей бы, блин, все это закончилось, — посетовал Костя, — крутое у нас приключение вышло, пацаны.
Мила и Лика отправились в отведённую им комнату. Они вытащили шкуры, лежащие на полу, шерстяные одеяла, выбили их хорошенько, вымыли пол, чем очень удивили всё женское население. В племени Байджи пол не мыли, а только иногда подметали. Парни, завершив работу в лесу, вернулись в деревню, помогли девчонкам занести шкуры.
После уборки все племя собралось у костра. Шаман Йунгай руководил, а мужчины племени складывали костер, при этом женщины напевали странную протяжную мелодию, похожую на мантры. Закончив с строительством костра, две женщины взяли кувшины с напитком и обнесли всех присутствующих. Студенты тоже выпили по глотку немного горьковатого на вкус напитка. После него сразу захотелось спать.
Конец 9 главы
P. S.
Свидетельство о публикации №225052801698