Святитель Софроний Иркутский

«ПРАВЕДНИКИ ЖИВУТ ВЕЧНО».

ЖИТИЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО
СОФРОНИЯ ИРКУТСКОГО,
память которого празднуется 30 марта и 30 июня.

Второй апостол и чудотворец Иркутский после святителя Иннокентия и также, вследствие этого, второй святой покровитель Америки, святитель Софроний был канонизирован в начале «русской» революции, после того как его мощи были сожжены, всего за три дня до мученической кончины Царя Николая II в другой части Сибири как последний в великом Соборе святых, канонизированых прямо или косвенно по побуждению этого великого Православного Царя как духовное воинство ходатаев за христиан сих последних времен.1 Его житие представлено на английском языке накануне канонизации – в новое смутное время – отца Германа, первого святого американской земли – конечного пункта назначения православного миссионерского импульса, который пришел через Сибирь.

___
1. Свят. Феодосий Черниговский, канонизирован в 1896 г.; сщмч. Исидор Юрьевский, 1897 г.; преп. Серафим Саровский, 1903 г.; св. блгв. Анна Кашинская, 1909 г.; преп. Евфросиния Полоцкая, 1910 г.; свят. Иоасаф Белгородский, 1911 г.; свят. Гермоген, Патриарх Московский, 1913 г.; свят. Питирим Тамбовский, 1914 г.; свят. Иоанн Тобольский, 1916 г. (раздел «Православный приход», т. 2, № 5). Канонизации сшмч. Иосифа Астраханского и свят. Павла Тобольского были постановлены Всероссийским Собором 1917-18 гг., но, по-видимому, так и не были осуществлены.


Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.
Из акафиста.


СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ, ЕПИСКОП ИРКУТСКИЙ.

ТРОПАРЬ, глас 4.

От ю;ности Христа; возлюби;л еси;, блаже;нне Софро;ние, / до;бре упра;вил еси; и;ноческия оби;тели / и, архиере;йства са;ном почте;н быв, / упа;сл еси; Ирку;тскую па;ству, / те;мже и по преставле;нии дарова;ния чуде;с от Бо;га прия;л еси;, / и мо;лиши Христа; Бо;га // изба;вити страждущую землю Российскую от ига безбожныя власти,/ нас от бед и спасти; ду;ши на;ша.


Блаженный святитель Софроний был третьим епископом города Иркутска и первым епископом города Нерчинска. Первый епископ Иркутска, святитель Иннокентий, стал покровителем всей Сибири, Дальнего Востока и Америки, пределов которых Православная миссия достигла вскоре после кончины святителя Софрония.

Святитель Софроний, в миру Стефан Кристалевский, нареченный в честь первомученика и архидиакона Стефана, родился в день Рождества Христова, 25 декабря 1703 года, в Березани Переяславского уезда Полтавской губернии. Его отец принадлежал к духовному сословию, и оба родителя были благочестивы, и они передали свое благочестие сыну.


Память блаженного архимандрита Синесия 10 мая.


Окончив Перяславскую семинарию, в возрасте 24 лет Стефан поступил в Покровский монастырь, а 23 апреля 1730 года был пострижен в монахи с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Вскоре он был рукоположен в сан и поставлен во игумена монастыря. Будучи человеком как созерцательной, так и деятельной жизни, он все свои силы и старания приложил к внутреннему и внешнему устройству и украшению своего монастыря, к духовному становлению и руководству его монахами.

Он оставался там 12 лет. Затем, когда слава о его выдающейся деятельности и подвижнической жизни дошла до Императрицы Елизаветы, он был, согласно ее желанию, переведен на должность игумена Александро-Невской лавры, главного монастыря столицы. Пять лет спустя, в 1747 году, в Неделю святого Фомы, 18 апреля, он был возведен Святейшим Синодом в сан епископа.

С самых ранних лет пребывания на Полтавщине Святитель имел тесную дружбу с будущим отцом Синесием (Ивановым). Оба молодых человека вели строгую подвижническую жизнь и доверяли друг другу, и вдохновляли друг друга в ходе монашеской невидимой брани. Когда святитель Софроний был назначен игуменом Александровской лавры — должность тогда столь же важная, как и епископская, — он призвал иеромонаха Синесия и назначил его игуменом Сергиево-Радонежской пустыни, подворья Лавры в Санкт-Петербурге. Этот выдающийся и святой игумен много сделал для недавно открытого монастыря, впоследствии принявшего 16-летнего блаженного Германа Аляскинского, который положил там начало своего иночества с великим благочестием и усердием, и в его стенах, когда его поразила болезнь, он был чудесно исцелен явлением Самой Пресвятой Богородицы. Когда впоследствии святитель Софроний стал епископом Иркутским, он пригласил отца Синесия поехать с ним, что последний и сделал.


Город Иркутск в XIX веке, выглядящий почти так же, как во времена святителя Софрония, столетием ранее.


На пятой седмице Великого поста в 1754 году, после долгого и напряженного путешествия по Сибири, епископ Софроний прибыл в город Иркутск. Здесь память о святителе Иннокентии1 была еще свежа и постоянно обновлялась чудесами, творимыми по его заступничеству. Святитель Софроний и его блаженный друг отец Синесий немедля посетили Вознесенский монастырь и поклонились там святому гробу Святителя. В праздник Вознесения, 14 мая, во время Божественной литургии святитель Софроний возвел смиренного отца Синесия в сан архимандрита и назначил его настоятелем этого монастыря.

___
1. См. Православное Слово, 1965, № 6.


Именно во время управления монастырем архимандрита Синесия в 1764 году были открыты драгоценные мощи святителя Иннокентия. Могила Святителя была обнаружена в процессе восстановления церкви Тихвинской Божией Матери, под которой она находилась. Святые мощи, после примерно 33 лет захоронения в очень сыром месте, были найдены совершенно целыми и нетленными.

Два года спустя, после празднования монастырского престольного праздника Вознесения, состоялась праздничная трапеза, на которой присутствовали святитель Софроний и губернатор провинции Фрауендорф. Последний желал увидеть мощи святителя Иннокентия. Как ни старался святитель Софроний отговорить его, но в конце концов уступил желанию губернатора. Однако, к их великому удивлению, склеп был покрыт сверху донизу толстым, непроходимым снегом, хотя было первое июня, и снег никогда не проникал в пещеру, где находилась могила, в зиму. После отъезда губернатора снег бесследно исчез. Так проявилась Божия немилость к любопытству неверующего губернатора.

17 апреля 1767 года было исполнено желание святителя Иннокентия построить в монастыре большой собор, и он был освящен святителем Софронием. Блаженный отец Синесий служил в монастыре святителя Иннокентия в течение 33 лет, до своей смерти в возрасте 89 лет. Его мощи, погребенные рядом с собором, оставались нетленными и были прославлены чудесами, он был почитаем верующими как местный святой. В наши дни богоборческие Советы взорвали монастырь, и сегодня от него не осталось и следа.

С ОТЕЧЕСКОЙ любовью, но и со строгостью святитель Софроний начал управлять вверенной ему паствой. В своем пастырском рвении он ввел строгие правила для духовенства, и была восстановлена церковная дисциплина. Священники были обязаны посещать свою паству на дому и наставлять ее. Но в то же время епископ заботился о материальном благополучии духовенства. При устройстве новых приходов он требовал материального обеспечения духовенства, а где не находил этого, не давал своего благословения на открытие нового прихода, а поручал священнику ближайшего прихода вместо него обслуживать его нужды.

Несмотря на большую трудность путешествий по Сибири в то время, святитель Софроний совершал постоянные поездки по своей обширной епархии. Он заботился о том, чтобы Святые Дары достойно хранились, чтобы священные сосуды были в надлежащем состоянии. Он проявлял большую заботу об образовании и перенес школу в резиденцию епископа, которую расширил и где сам преподавал. Там дети всех сословий учились бесплатно.

Святитель Софроний вел широкую миссионерскую деятельность. И заботился о том, чтобы верующие вели себя достойно в храме Божием, чтобы они понимали чтение и пение и глубоко погружались в смысл Богослужения. Он повелел запретить всякие разговоры во время Богослужения.

Начиная с 1760 года епископ Софроний благословил звонить в церковный колокол в нескольких местах Богослужения – на девятой песни канона на утрене и во время литургии при пении «Достойно есть» и «Тебе поем», тем самым привлекая внимание к важнейшим моментам церковного Богослужения. Его труды не пропали даром. Внутренняя красота Богослужения была доведена до совершенства. Церковные службы повсюду совершались настолько отчетливо и разумно, что миряне знали, какой прокимен когда будет петься, какие чтения из Евангелия и Апостола в определенный день и т. п. Дома благочестивые миряне вместо мирских песнопений пели стихиры, антифоны и ирмосы.


Вознесенский монастырь близ Иркутска.


На третий день Святой Пасхи, 30 марта 1771 года, святитель Софроний мирно почил о Господе в возрасте 68 лет. Средства сообщения в то время были медленными и трудными, и прошло шесть месяцев, пока из Москвы ждали распоряжения о погребении Святителя, на котором должен был служить епископ. Погребение было совершено 8 октября. В течение всего этого времени священное тело Святителя, хотя и оставалось все время непогребенным, в гробу, не подавало никаких признаков тления. По причине нетления святых мощей, что было знаком святости, священник города Иркутска в то время написал с них на дереве портрет Святителя, и этот портрет оставался в Иркутском соборе вплоть до настоящего столетия. Память об угоднике Божием, о его мудрости и заботливом попечении о своей пастве была сохранена его благодарными духовными чадами, а от них перешла к их потомкам.

МОЩИ СВЯТОГО, захороненные в Иркутском Богоявленском соборе, несколько раз вскрывались во время ремонта пола. В 1870 году гроб был вновь открыт, и мощи были осмотрены ректором Иркутской духовной семинарии (впоследствии архиепископом Волынским Модестом), который сделал следующий доклад: «После заупокойной литии мы открыли обе крышки и увидели тело Святителя, совершенно целое и благоухающее. Митра епископа была малинового цвета; саккос, не дорогой, из голубо-зеленой парчи; в правой руке был резной кипарисовый крест с разрешительной молитвой, напечатанной на обычной бумаге; бумага была целая, слова молитвы были отчетливы. На груди у него была маленькая панагия.

Рука, державшая крест и разрешительную молитву, была бела, как снег, и когда ее целовали, чувствовалось благодатное благоухание. В течение целого дня после этого душа пребывала в особом состоянии. Мы не открывали лица из благоговения. На первой крышке епископская мантия, которая была возложена туда при его погребении, оставалась после 100 лет такой же крепкой и свежей, как будто ее недавно положили. И все сохранилось целым, несмотря на большую сырость пещеры от близлежащей реки Ангары, из-за чего полы приходилось часто менять».

Начиная вскоре после кончины Святителя, по его заступничеству, стали происходить чудеса. Мы приведем здесь несколько из тех, которые произошли на рубеже веков.

Вечером 21 января 1901 года заболели 14-летний мальчик Александр, сын А. Ионина, и его сестра Мария, 10 лет. Ночью дифтерит принял страшный оборот. Утром были вызваны два врача, которые сделали прививки. К полудню болезнь усилилась. Доктор З. предупредил родителей, чтобы они заранее готовились к потере дочери, так как Мария была болезненным ребенком, и ее дифтерит принял более сильную и сложную форму. В скорби родители отправили свою 15-летнюю дочь и соседского мальчика в Богоявленский собор, чтобы отслужить панихиду по епископу Софронию и помолиться за больных детей. По просьбе детей соборное духовенство отслужило панихиду. Дети взяли масло из лампады у гроба епископа Софрония и отнесли больным. Детям, которые были почти без сознания, помазали шеи этим маслом и дали по три капли масла в качестве лекарства. Это было в 6 часов вечера. Через два часа дети почувствовали себя лучше и даже попросили есть. Врач, пришедший в 9 часов, был поражен такой быстрой и резкой переменой к лучшему. 23 января дети уже были оживлены, и болезнь быстро проходила. И что примечательно, Мария, которая была слаба от природы, поправилась быстрее, чем ее брат, который был старше и сильнее. Через некоторое время мальчик и девочка вернулись в школу совершенно здоровыми.

У Пелагии Александровны Теневой была кровоточащая опухоль во рту; она боялась делать операцию, но ничто другое не помогало. Услышав о благодатной помощи блаженного Софрония, она стала посещать Богоявленский собор и просить у него исцеления. Опухоль начала сама собой постепенно уменьшаться и совсем исчезла. Это было в 1900 году. Выждав достаточно долгое время, чтобы увидеть, вернется ли недуг, 15 марта 1901 года она засвидетельствовала о благодатной помощи, полученной ею от епископа Софрония.


Место канонизации святителя Софрония: Богоявленский собор в Иркутске.


Петр Андреев Чичеров свидетельствует: «По дороге из Иркутска на юг России наша пятилетняя дочь Вера так заболела воспалением легких, что врачи в Москве потеряли надежду на ее выздоровление; но когда мы стали служить панихиду по епископу Софронию и после того как мы возложили на грудь больного ребенка его изображение, напечатанное на атласе, которое мы приобрели в старом Богоявленском соборе, — Вера, которая уже начала было задыхаться и входить в предсмертную агонию, вдруг сама вскочила на ноги, стала дышать свободно, и с того момента и до сих пор, к изумлению лечивших ее врачей, она совершенно здорова, как и прежде».

РАССКАЗЫ о чудесах по заступничеству святителя Софрония были переданы в Священный Синод, и было принято решение о его канонизации. Однако из-за начавшейся Мировой войны канонизацию пришлось отложить, и только после революции, в разгар гражданской войны, Господь благоволил прославить Своего святого.

Именно на Всероссийском Церковном Соборе 1917 года, который также постановил восстановить патриаршество и избрал патриарха Тихона, была окончательно утверждена официальная канонизация святителя Софрония. Однако исполнить это постановление было нелегко. Анархия, гражданская война и неверие охватили Русскую Землю. Канонизация была поручена правящему архиерею Иркутска архиепископу Иоанну, но ввиду смутного времени была отложена.

Затем, однако, сам Святитель явился во сне архиепископу Иоанну, поцеловал его по-братски и сказал: «Мужайся». От этого видения архиепископ исполнился неземной радости. Позже святитель Софроний снова явился ему во сне. На этот раз он нес свой гроб и говорил, указывая на него: «Брат мой, этот гроб ветх и теснит меня; прикажи вынести мои останки, и да прославят все люди Господа, дивного в чудесах». Архиепископ Иоанн понял это явление лишь позже, когда 13 июня 1918 года в старом соборе случился пожар, охвативший только гроб, в котором почивал святитель Софроний, и святые мощи сгорели, осталась лишь малая часть костей. Так были утрачены его нетленные мощи по нашим грехам, но и таким образом Святитель явил себя сострадателем русскому народу в его распятии, «лику сочетавыйся священномучеников», как возвещает ему акафист, мученичеством своих мощей. Но когда неверующие и безбожники думали торжествовать, крича верующим: «Ах, где ваша вера? где его святость? где мощи?», чудеса по молитвам Святителя стали умножаться, и кощунники были посрамлены. Многие исцелились от святых костей Святителя.

Наконец, настал долгожданный и вожделенный день. 30 июня 1918 года выдалось ясное, солнечное, теплое, и, несмотря на гражданскую войну, затишье; во всем городе не было слышно ни одного выстрела. Тысячи людей собрались и со всем городским духовенством с великою славою и честью совершили чин канонизации новоявленного угодника Божия и прославили дивного во святых Своих Господа.

Поскольку канонизация не могла быть тогда отпразднована всеми русскими верующими, в 1968 году, в свой 50-летний юбилей, Русская Зарубежная Церковь издала службу и акафист Святителю и напечатала его икону, и по всему миру, где есть православные русские храмы, торжественно праздновалось его празднование.

Так была совершена последняя канонизация на Русской Земле. За грехи и беззакония, за неверие и ослабление братолюбия Господь наказал русский народ, попустив нечестивым править страною и творить волю сатаны доныне и доколе не исполнятся времена.


Рецензии