Пунктир биографии отца. Жизнеописание продолжается
В 2013 году Лидия Конова [1], работая над биографиями ленинградских художников-участников войны, подготовила ниже расположенный материал о моем отце – Зусмане Львовиче Докторове (1906-1948). Она не только впервые многое рассказала мне о его жизни, но заставила меня задуматься о прожитом им. Прошло без малого восемьдесят лет после его смерти, но сделанное ею, ведет не только в прошлое, но и в самое что ни на есть настоящее [2].
Отец умер за несколько дней до моего семилетия, так что с ним поговорить «за жизнь» мне не пришлось, да и мама не успела многого рассказать мне о нем. Прожил он всего 42 года, но жизнь его была яркой, пронизанной творчеством и встречами с интересными людьми. Главное в ее течении можно понять, если обратиться к биографиям его ровесников-поэтов, родившихся в патриархальных еврейских семьях и рано начавших прокладывать свой собственный жизненный путь. Назову лишь несколько имен: Василий Гросман, Семен Кирсанов, Михаил Светлов, Иосиф Уткин.
Отец родился в небольшом украинском городе Ромны, сейчас – Сумской области, в котором значительную часть населения составляли евреи. Он рано зажегся идеями Революции и, почувствовав интерес к искусству, фактически разорвал связи с семьей и уехал учиться в художественное училище в Харькове, а затем в 20 лет продолжил обучение в Ленинграде в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН), в настоящее время – СПб академия художеств имени Ильи Репина. В Харькове его учителем был С.М.Прохоров, ученик Репина, не знаю, в силу каких обстоятельств в 1923 году им был написан «Портрет художника З.Л. Докторова», ведь отцу было лишь 17 лет. В Ленинграде его мастером стал известный художник-пейзажист А.А. Рылов, учившийся у А.И. Куинджи.
Последующая аспирантура, преподавательская деятельность, достаточно раннее вступление в ряды ВКП(б) и недолгая работа в горкоме партии – все это стало основанием для назначения его в 30 с небольшим лет на пост руководителя ленинградского отделения издательства «Искусство» - ответственная и опасная по тем временам должность. Мама вспоминала, что чемодан с вещами первой необходимости всегда был у них наготове.
Приведу два давних эпизода, неожиданным образом связавших меня с памятью людей о его деятельности в 30-е годы. Оба они были описаны раньше по разным поводам.
Так получилось, что я рос в среде художников и слышал много добрых слов об отце. А однажды, не помню почему, я оказался в пансионате старых большевиков под Ленинградом, и представили меня — Докторов Борис. Один человек спросил: «Вашего отца звали Зусман?», услышав мое «да», он поклонился мне и сказал, что мой отец в конце 30-х спас его от лагерей. Как такое не запомнить. [3]
С театральной художницей Татьяной Николаевной Ивановой моя мама приятельствовала много лет, приходя к ней в библиотеку, я несколько раз встречал их на лестнице перед входом в помещение библиотеки, где стояла уютная скамейка для курильщиков. Они было почти ровесниками, и у них явно были темы для бесед. «В одно из первых самостоятельных посещений Театра Юных Зрителей, когда я должен был сказать администратору, что Татьяна Иванова оставила для меня контрамарку, оказалось, что я обратился к директору ТЮЗа Натану Михайловичу Штейнваргу. Узнав, что меня зовут Боря Докторов, он спросил имя моего отца, я ответил - «Зусман», и здесь Штейнварг сказал, что он много лет знал моего отца, и добавил, что я могу приходить в театр, когда мне захочется. Я не очень надоедал ему, но иногда все же пользовался его благосклонностью» [4].
Эпоха была очень непростой, потому не берусь сказать, каким было бы дальнейшее карьерное движение отца? Началась «зимняя война» 1939-1940 гг. с Финляндией, думаю, что отец с врожденным пороком сердца и поверхностно залеченным туберкулезом, имея связи в «больших кабинетах», мог избежать мобилизации. Но люди с биографией близкой к жизненным историям авторов «Гренады» и «Жизнь и судьба» не разрешали себя подобного. В период военных действий под его редакцией стали выходить небольшие книжки о чудесном, смекалистом, смелом солдате Васе Теркине, стихи писали разные поэты, в том числе Твардовский, Тихонов, Маршак, позже вышла книжка «Вася Теркин на фронте» с веселыми картинками. Ее вручали бойцам в виде награды.
Оказалось, что продолжительное будущее присутствовало в нескольких словах Лидии Коновой о том, что З.Л.Докторов как технический редактор участвовал работе над учебником «История западноевропейского искусства (III-XX вв.), увидевшим свет в 1940 г. Вдохновителем и редактором этой уникальной книги был выдающийся историк и теоретик искусства Николай Николаевич Пунин. Жизнь так распорядилась, что мы с сестрой-близнецом на протяжении многих лет тесно общались с его дочерью – искусствоведом Ириной Николаевной Пуниной и десятилетиями дружили с его внучкой – искусствоведом Анной Каминской и ее мужем Леонидом Зыковым, много сделавшим для сохранения памяти о Н.Н.Пунине. Всех их уже нет, но я продолжаю дружить с их сыновьями, правнуками Пунина – историком древнерусской архитектуры Петром Зыковым и специалистом по западноевропейской живописи Николаем Зыковым. А недавно, когда мне надо было уточнить некоторые особенности внутренней архитектуры здания Академии художеств в Петербурге, мне помогла выпускница искусствоведческого факультета Академии, искусствовед Варвара Зыкова – уже пра-правнучка Николая Николаевича. И мы прекрасно помним истоки этих семейных сплетений, в 2024 году Николай Зыков в записных книжках прадеда нашел еще довоенный телефон моего отца.
Шесть лет назад в рассказе «Это не игра случая, это – судьба» была описана курьезная фотография – рядом с моим портретом начала 60-х стоят два друга Николай Зыков – правнук Пунина и Константин Кузьминский – внук З.Л. Докторова. Все это происходило в Эрмитаже на выставке отца Константина – Аскольда Кузьминского, мужа моей сестры.
Лидия Конова достаточно подробно описала послевоенную деятельность отца, добавлю немного личного.
В 1944 году отец возглавил работу над крупноформатным альбомом «Борьба за Ленинград. Лётчики» (Л, - М. 1944), с большим числом фотографий и рисунков. Было выпущено 100 экземпляров, один – был передан нам. За этот труд отец был награжден Орденом Красной Звезды. Наверное, в 1947 или начале 1948 года, когда он был уже серьезно болен, к нам пришли двое военных и вручили орден дома. Мне запомнился этот вечер.
Коллекцию антивоенных открыток и плакатов, которые мой отец редактировал в начале войны, до наступления полной блокады Ленинграда, и в 1944-45 гг., после ее окончательного снятия, я обнаружил в 2018 в веб-каталоге библиотеки им.Б.Н.Ельцин, там было 43 электронных репродукций. Через несколько лет мне захотелось снова заглянуть в эту коллекцию и узнать, не появилось ли там что-либо новое. Открыв нужную страницу, я увидел, что материалов, редактированных отцом, стало заметно больше – 66. Но даже не это меня удивило и обрадовало, а то, что теперь здесь были не только открытки военного содержания, но и 12 художественных открыток с картинами из Эрмитажа. Их я сразу вспомнил.
Нам с сестрой лет 10-11, значит это первые 50-е, отец умер в 1948 году, похорон мы не видели. Он несколько послевоенных лет тяжело болел, и Союз художников дал ему путевку в санаторий в Майори, на Рижском побережье. Там он умер, мама ездила к нему и похоронила его в Риге. Денег на то, чтобы все это сделать в Ленинграде, не было... Я не помню, чтобы мама прямо говорила нам о смерти отца, но мы это как-то сами осознали...
В тот вечер, это не были «белые ночи», скорее осень или зима, за окном – темно. Мы сидим за обеденным столом под большим абажуром. Вдруг мама встала и через пару минут положила на стол небольшую стопку художественных открыток. Сейчас мне думается, ей захотелось поговорить с нами о папе. Ей было 45-46 лет, и, конечно же, она постоянно его помнила и мысленно рассказывала ему о своей жизни и о нас.
В основном это были голландские художники XVII века: пейзажисты, анималисты, бытовые сцены, нечто подобное я видел раньше и многократно – позже, и острота первого впечатления давно прошла. Лишь зрительная и чувственная память о той первой встречи с двумя картинами осталась во мне; это работы французского художника Жан-Батиста Симеона Шардена «Прачка» и итальянского - Микельанджело де Караваджо - «Юноша с лютней». Пытаясь сейчас объяснить себе, почему именно эти картины оставили в моей памяти такой сильный след, я связываю это с их «литературностью». Такая «антропология» была мне интереснее, чем статичные фрагменты охоты и виды природы. Для меня искусство, живопись не стали профессией, но, думаю, многое определили в жизни.
Совсем иначе все сложилось в жизни сестры, этот и другие такие же вечера и беседы имели для нее огромное значение. Она стала коллекционировать художественные открытки, потом – читать книги о художниках и изобразительном искусстве. После школа поступила на искусствоведческий факультет Института имени Репина и вскоре начала работать в Эрмитаже. Там она работала несколько десятилетий, до последних дней жизни.
Помню отредактированную отцом в послевоенное время небольшую книгу о творчестве выдающегося советского театрального режиссера и художника Н.П. Акимова. Вот начало стихотворения на подаренном Акимовым экземпляре книги:
Когда я бодр и здоров
Я ненавижу докторов,
Но Докторов – другое дело.
Текст Лидии Коновой, 2013 г.
Докторов Зусман Львович, живописец, редактор
26. 09. 1906, г. Ромны, Полтавская губ. – 01. 06. 1948, г. Рига (похоронен на кладбище Райниса (Raina kapi)
Член СХ – 1934 (1943-1944 – СХ, Новосибирское отделение)
1922(?) – 1926 - Харьковский художественный техникум
1926 - 1930 - ВХУТЕИН (Ленинград)
1941 - 1943 - РККА. Строительный батальон. Комиссар отдельной стройроты. В 1943 - демобилизован
Награжден Орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в
Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».
З.Л. Докторов наряду с занятием живописью большую часть времени отдавал редакционной и административной работе.
После окончания художественного техникума в городе Харькове, где он получил основы художественного оформления, позднее пригодившиеся ему в редакционно-издательской работе, переехал в Ленинград. Под руководством известного русского пейзажиста А.А. Рылова окончил живописное отделение ВХУТЕИНА и поступил в аспирантуру. Через год начал работать на Рабфаке института.
В начале 1930-х гг. Докторов работал как живописец - пейзажист и портретист, продолжая традиции русского романтического пейзажа. Участвовал в общественно- политической жизни страны. В 1932 г. был принят в члены ВКП(б) и работал в Ленинградском горкоме партии, в 1934 г. стал членом Ленинградского Союза художников по секции театра и кино.
В конце 1930-х гг. руководил Ленинградским отделением издательства «Искусство», созданного в 1936 г. как отделение московского. Под его редакцией вышло множество художественных открыток, плакатов, литографий. Среди них: альбом автолитографий Владимир Ильич Ленин (1870-1924), репродукции с картин советских художников П.Д. Бучкина («И.В. Сталин даёт указания о наступлении на мятежный форт «Красная горка». 1919»), Н.Е. Бубликова («В Кильватерной колонне». 1938), В.А. Николаева («К. Ворошилов и С. Киров на палубе линкора «Марат». 1928), В.Ф. Фёдорова («И.В. Сталин делает запись в книге почётных посетителей крейсера «Червона Украина». 1939), Вл.А. Серова («В.И. Ленин» 1941). Им были подготовлены к изданию серия из тридцати пяти открыток «В боях за обеспечение северо-западных границ СССР. На Карельском перешейке» («Боевые корабли преодолевают Ледяное поле», «Взорванный финский дот», «На огневой позиции», «Лыжники в походе» и др.) 1939; серия из пяти документальных открыток «Краснознамённый Балтийский флот» («Тарпедные катера», «На вахте» и др.), 1941. Как технический редактор Докторов принимал участие в работе над учебником по истории искусства для студентов художественных вузов «История западноевропейского искусства (Ш-ХХ вв.). Краткий курс под редакцией проф. Н.Н. Пунина» (М.-Л. «Искусство». 1940).
Перед финской войной Докторова призвали в армию в качестве политработника. Он был ответственным редактором первых книжек для красноармейцев о Васе Тёркине. Простые брошюры с незамысловатыми рисунками художников В. Брискина и В. Фомичёва, и стихотворными подписями поэтов А. Твардовского, Н. Тихонова, Н. Щербакова, Ц. Солодаря и С. Маршака выходили во фронтовой библиотечке газеты «На страже Родины» и рассказывали о приключениях солдата в советско-финскую войну («Вася Теркин на фронте». Выпуск 1. ГИЗ «Искусство». Л., -М., 1940).
В 1941 г. Докторов служил комиссаром в Отдельной стройроте Сибирского военного округа (поселок Чулым, Новосибирской обл.), затем в Отдельной строительной роте «Станкостроя» в Новосибирске. В 1943 г. был демобилизован по болезни сердца. В тот же год он поступил в Новосибирское отделение Союза художников.
В сентябре 1944 г. Зусман Львович возвратился в Ленинград, восстановился в Ленинградском Союзе советских художников по секции живописи, затем перешёл в секцию искусствоведения, вновь стал работать в издательстве «Искусство». Он был редактором более пятидесяти почтовых открыток, оформленных художниками В.М. Бомаш, П.П. Григорьянцем, В.П. Ефимовым, В.В. Зенькович, Н.Н. Петровой, Т.В. Шишмарёвой и др. Наиболее известными стали открытки, выполненные художниками Н.М. Кочергиным «Город восстанавливается» (Летний сад)», «А на-ка, взяли…», В. Серовым «На оборонных работах» из серии «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». В этот же год Докторов, как ответственный редактор, возглавил работу над уникальным альбомом «Борьба за Ленинград. Лётчики» (Л, - М. 1944). Художники А. Яр-Кравченко, В. Морозов, искусствовед Б. Бродянский, художественный и технический редактор М.Н. Анисимов под редакцией полковника Д.Г. Шаншавили создали книгу-эпопею о подвигах ленинградских лётчиков. В настоящем издании выпустили сто именных экземпляров. За этот труд Докторова наградили Орденом Красной Звезды.
Одновременно Зусман Львович был редактором Издательства Ленинградского отделения Художественного Фонда, которое специализировалось на выпуске художественных открыток (И.И. Айвазовский «Девятый вал», В.М. Васнецов «Три богатыря», И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», А.А. Рылов «Зелёный шум», И.И. Шишкин «Корабельная роща» и др.). В 1945 г. в Типографии Ивана Фёдорова под руководством Докторова выпущена в свет серия из десяти открыток «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» с работ художника Н.А. Павлова («На Неве 1942», «Зима 1942. Площадь Пушкина», «Оборонные работы у Казанского собора. Лето 1941 г.», «8 сентября 1941 г. Первый вражеский налёт на Ленинград» и др.) и серия открыток с рисунками С.Б. Юдовина «Ленинград». В первые послевоенные годы им была также создана серия рисунков и литографий с портретами русских писателей и ученых (М. Горький, И.П. Павлов и др.), где выступил не только редактором, но и художником. С 1941 по 1945 гг. Докторов подготовил к печати более ста открыток.
Зусман Львович Докторов умер в сорок два года от туберкулёза в городе Риге. Жена художника, оставшись с двумя маленькими детьми, не имела возможности перевезти его прах в Ленинград.
АРХИВ, БИБЛИОГРАФИЯ:
ЦГАЛИ. Ф. 78. Оп. 3. Д. 148; Семейный архив; Гдалин А.Д., Иванова М.Р. Сражающийся Ленинград. Почтовая открытка. Энциклопедический каталог. СПб., 2007.
1. Страницы памяти : справочно-биографический сборник : художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. 1941-1945 / Санкт-Петербургский Союз художников ; [руководитель проекта: Л. В. Балахнина ; главный редактор и автор примечаний: Л. С. Конова ; составители: Л. С. Конова, Л. В. Балахнина]. - Санкт-Петербург : Издательский дом "Петрополис", 2014.
2. Докторов Б. О Лидии Коновой, спасающей от забвения http://proza.ru/2025/05/23/94
3. Докторов Б. Позднее узнавание отца http://proza.ru/2022/02/05/1642
4. Докторов Б. Ленинградский ТЮЗ на Моховой. Милые воспоминания. http://proza.ru/2022/10/06/107
Свидетельство о публикации №225052800233