Ребусы истории. Глава 13. Тиверское городище
Глава 13.Тиверское городище
Любители путешествий по Ленинградской области наверняка посещали необычные гигантские каменные развалины так называемого Тиверского городища или Тиверской крепости, что недалеко от поселка Васильево Мельниковского сельского поселения Приозерского района.
Исследования Тиверского городища проводил в начале 70-х годов прошлого столетия наш знаменитый археолог Анатолий Николаевич Кирпичников. В работе «Тиверский городок (К вопросу изучения древностей Русской Карелии), 1974 года А.Н. Кирпичников и В.П. Петренко рассказывают: «Тиверское городище занимает всхолмление – некогда остров (один проток в связи с понижением уровня реки Вуоксы пересох). Территория городища площадью примерно 250х50 м, заросла лесом, но отчетливо оконтуривается на местности каменной стеной из валунов, сохранившейся в своей большей части почти по всему периметру… Камни стены уложены на склонах городищенского холма прямо на древней поверхности. Поразительно, что стены этого укрепления в тех местах, где они не повреждены человеком, простояв не менее 500 лет, почти не требуют консервации. Развороченные корнями скатились лишь немногие валуны. Циклопическая кладка стены городка на Тиверских порогах производила настолько сильное впечатление, что породила легенду. По народному преданию, при строительстве крепости духи ночью разрушали отрезки стен, сооружавшиеся в течение дня. Это вынудило строителей заложить город на месте нынешнего Приозерска».
Гигантские развалины Тиверска не оставили меня в покое – я стал изучать древнейшие карты этого места, в надежде найти следы древнего города, летописи и легенды местного населения. Ранее 14 века Тиверск в летописях не упоминался. Местные легенды тоже не впечатлили – кто конкретно возводил стены из гигантских камней – не известно.
Однажды на сайте моей любимой Российской национальной библиотеки (РНБ) была обнаружена старинная географическая карта (потом и несколько карт), на которой между городами Орешек и Кексхольм недалеко от побережья Ладожского озера был обозначен географический объект под названием «КУЙВАСКО ПОГОСТ»(?!)
Это название меня потрясло. Получается, что гигант Куйва, о котором население Кольского полуострова сохранило легенду, как о злом гиганте, убивающем людей, построил город, и в результате некоего природного катаклизма (или войны?) от этого города остался только погост?
В буквальном смысле слово «погост» обозначает место возле селения/города (госта) или в современном смысле – городище, то есть то, что осталось от города. Так, на более ранних старинных картах города на Кольском полуострове назывались: Кола, Печенск, Семостров, а затем: Колапогост, Печенский погост, Семостровпогост.
Следовательно, город Куйвы назывался сначала Куйва или Куйваско, или Куйваский, а после того, как был разрушен, стал называться Куйваско погостом.
В Ленинградской области, Карелии и Эстонии сохранились географические названия, связанные с именем Куйвы: деревни Куйворы и Куйвози во Всеволожском районе Ленинградской области, река Куйвашоя в Калевальском районе Республики Карелия, река Куйва и деревня Куйвайые в Эстонии.
Есть знаменитый «рисунок» великана Куйвы на скале у Сейдозера в Карелии.
Возник вопрос: если географические названия сохранили имя Куйвы, то возможно он исторический персонаж, а не вымышленный?
Обратимся к самым старинным сказаниям и легендам о Куйве или героях, у которых сходные по звучанию имена и похожие истории/события, связанные с этим именем. Обратим внимание на атрибуты героя, которые также могут помочь в его идентификации.
Сведения о Куйве очень скудны, сохранились в основном только у жителей Кольского полуострова, его Ловозерских тундр.
В 1910 году одну из древних саамских легенд записал шведский этнограф Густав Халльстрем. Основные сведения легенды: давным-давно на Кольский полуостров пришел великан-охотник Куйва. Он грабил и убивал саамов. Люди обратились к своим богам за защитой. Боги поразили Куйву молниями, которые вылетели из вод Сейдозера, поэтому на скале остался след от сожженного Куйвы.
Есть версия записанная геологом Александром Ферсманом: когда-то очень давно на земли лопи чужие люди «шветы», стали отбирать быков и важенок, заняли рыбьи места. Швет был сильный: вправо ударит – «так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины; налево ударит – так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам». Старики лопь «спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета; он туда-сюда – никуда ему прохода нет, ни к Сейтъявру спуститься, ни на тундру вылезти, так он и застыл на скале, что над озером висит». Куйва – это и есть тот швет, что саамы распластали на камне, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый.
Есть еще две версии легенд о Куйве: по одной – это чудский военачальник, пришедший с целью завоевания тундры, но поверженный местными жителями; по другой Куйва – это колдун, который похитил саамскую девушку, запер ее в скале, а сам остался ее охранять.
Что из этих сведений общее: Куйва был ВЕЛИКАН, ВОИН, ОХОТНИК, КОЛДУН. Он не местный - пришел из чужого края «ШВЕТОВ» (шведов?) или ЧУДИ, с целью завоевания новых земель, для чего убивал и грабил местное население. Кроме того, похитил и удерживал понравившуюся ему девушку. Герой ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ – Куйва проклятый.
Обратимся к легендам и преданиям народов европейского севера, возможно у них сохранились какие-либо сведения о похожем персонаже древних времен.
В Коми крае распространены легенды о железном великане и колдуне Корт Айке. Одна из легенд была впервые опубликована вологодским краеведом Евгением Васильевичем Кичиным в середине 19 века. В 1910 году был опубликован текст в поэтическом переложении Михаила Лебедева «Корт Айка – Железный свекор: зырянское предание».
Из предания следует, что Корт Айка был могучим колдуном-туном. Он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы. Он обладал неограниченной властью над стихиями. По одному его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь, а ночь в день, река текла вверх, возникала засуха или лил дождь. Много бед терпел от него народ.
Корт Айка некогда дружил с великаном-колдуном Памой. Однажды Пама упрекнул Корт Айку в том, что тот варит и пьет сусло. Железный колдун в отместку остановил лодку Пама посреди реки. Но вскоре колдуны вновь помирились.
Корт Айка ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ герой. Он ВЕЛИКАН, носит железную одежду, как ВОИН, у него есть ЛУК и СТРЕЛЫ, как у ОХОТНИКА, КОЛДУН – повелевает стихиями. У него был приятель ВЕЛИКАН ПАМ.
Пам в отличие от Корт Айки является положительным героем. Например, в журнале Этнографическое обозрение, 1903, LVII, № 2, в статье «Зырянская легенда о паме Шипича» говорится, что памом по мнению зырян называется человек, обладающий громадной силой воли, могущий повелевать стихиями и лесными людьми. Он обладает хорошими душевными качествами и ведет борьбу с врагами зырян. Одним из таких памов был человек по имени «Шипича».
В некоторых легендах говорится о Паме как о жреце, богом которого является Войпель. Пам является владельцем ножа, необходимого для заклания животного.
Коми-пермяцкие легенды о Кудым-Оше рассказывают, что его отцом был Пам – военный вождь.
Вычегородско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись сообщает, что «Лета 7888 (1380) приде Стефан на место, глаголемое Устьвымь и тамо водворится…Бысть же близ того места их, пермян, нечестивая кумирница. К ней же пермяны часто приходяху места дающее, еже что хошет и почитающее яко бога. И весть даша неверным людем по реке Вычегда, на место именуемом Вишера, и по реке Выме, тамо живяху старый Пан-сотник. Разъярился владыко Стефан на кумирници пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесом, и по погостом, и на межах, и на перепутех».
Небольшое отступление от темы относительно пермских богов в кумирнице. Согласно Лексикону словеноросскому Памвы Берынды «истукан» - вылитый болван (то есть статуя из металла), «изваян» - вырезанный (то есть скульптура из камня или иного материала). А «издолбленный бог» понятно и сейчас – выдолбленная скульптура из дерева. То есть в кумирнице и не только пермской были высокохудожественные скульптуры, как например скульптура бога Велеса (обнаженная фигура молодого человека подобная гипсовой статуе Аполлона) в Ростове Великом, разбитая преподобным Авраамием Ростовским. Конечно, христианство прижилось на нашей земле, и мы приняли единого бога, приняли православие. Христианство вошло в наши древние сказания, дополнило их. Но приход миссионеров, к сожалению, оборачивался часто разрушением древнейших произведений искусства. Правда, иногда на головках наших древних каплиц (храмов с головками в виде капли) восьмилучевые звезды были заменены на кресты, но сами храмы не разрушены и некоторые из них дошли до нашего времени.
В 1920 году в селе Усть-Вымь Е.В.Ветошкина записала от В.В.Шашевой легенду «Степан Пермский и сотник Пам». В легенде говорится, что когда пришел в Усть-Вымь Степан Пермский, Княжпогостский племенной вождь, сотник не хотел принимать христианскую веру. Он потребовал от Степана Пермского, чтобы тот показал свою силу. Пам сказал, что если Степан сумеет перепрыгнуть через костер, состязаться с Памом в беге и победить, то он примет христианскую веру. Степан Пермский сразу перепрыгнул через огонь костра и победил в беге. Тогда Пам сказал: Ты победил, значит наши племена примут христианскую веру».
До прихода христианства Пам считался ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ героем, ЗАЩИТНИКОМ людей, он ВЕЛИКАН, ВОИН, ЖРЕЦ, имеет НОЖ для заклания животных (охотится на животных), и КОЛДУН – повелевает стихиями.
Согласно зырянскому преданию о Железном свекре Стефан Пермский убивает Корт Айку крестом по лбу. Место, где жил и похоронен Корт Айка стало называться по преданию Корт-Керосом (корт – железо, керос – возвышенность, гора). Сейчас это деревня Керес. Однако, на старинной карте это место называется ЧУДОКЕРАС, что говорит о чудесном холме (кургане?) или произошедшем здесь чуде.
Отголоски сюжета о Корт Айке и Паме явно прослеживаются в скандинавских сагах о Бальдре и Хёде/Хеде/Хёдре/Хёдере:
- Согласно событиям «Младшей Эдды», автор Снорри Стурлусон, и «Старшей Эдды», автором которой некоторые исследователи считают Сэмунда Мудрого, написанных в ХIII веке, бог Бальдр женился на богине Нанне Непсуддоттир, которая была дочерью НЕПРА. У них родился сын Форсети, почитаемый как бог правосудия. Коварный Локи, направил руку слепого бога-лучника Хёда (который приходился братом Бальдру), со стрелой из побега омелы (потому что только это растение не дало клятву матери Бальдра не причинять вреда ее сыну Бальдру) в грудь Бальдра: «В живых оставалось одиннадцать асов когда Бальдр пал у СМЕРТИ БУГРА, обещал тогда ВАЛИ за брата отмстить и поразил он брата убийцу». Когда в более поздние времена грабители хотели разыскать сокровища, спрятанные в могиле Бальдра, «им показалось, что с самой вершины раскопанного ими холма с сильным потоком внезапно хлынул мощный поток воды, массы которой стремительно и очень быстро стекая вниз, залили все расположенные у кургана поля и затопили все, что встречалось на их пути»;
- в «Деяниях данов», написанных в ХII веке Саксоном Грамматиком, о Бальдре и Хеде/Хёдре/Хёдере имеется похожий сюжет с некоторыми изменениями: Хёдер был приемным сыном короля Гевара, дочь которого Нанна полюбила Хёдера. Полубог Бальдр, увидев однажды купающуюся Нанну, влюбился в нее и хотел жениться. Нанна отвергла Бальдра.
Гевар рассказал Хёдеру, что «священное тело могучего Бальдра неуязвимо для железа». Однако есть такой меч, которым можно убить Бальдра, он находится у сатира Миминга. Хёдер добыл этот МЕЧ. Затем он помог королю Халогии Хельго жениться на дочери правителя финнов и БЬЯРМОВ Кусо – ТОРЕ.
Из-за Нанны Хёдер и Бальдр неоднократно сражаются, но не могут победить один другого. Сначала Хёдер, «ОБЛАЧИВШИСЬ В СВОЕ НЕУЯЗВИМОЕ ДЛЯ ВРАЖЕСКОГО ОРУДИЯ ОДЕЯНИЕ», вместе со своим войском заставил Бальдра и богов Одина и Тора, помогавших ему, бежать с поля битвы. После этого Хёдер возвратился к королю Гевару, где женился на Нанне, а потом увез ее в СВЕТИЮ, королем которой он стал.
Когда Бальдр предъявил свои права на престол, «ссылаясь на свою славу воина и на свой основанный на благородном происхождении исключительный авторитет», Хёдер испугался и бежал в Ютию, где остановился в одноименном с ним селении. Проведя там зиму, Хёдр возвратился в Светию и объявил, что Бальдр смог уже дважды нанести ему поражение и остаться победителем, поэтому белый свет и жизнь ему более не милы. Затем попрощался со всеми и удалился в некие труднодоступные места. Однажды он натолкнулся на пещеру, где узнал от неких нимф тайну неуязвимости Бальдра – нимфы в лакомство для Бальдра добавляли яд ТРЕХ змей. Эти же нимфы сами и по доброй воле подарили Хёдеру одну изысканно украшенную перевязь и приносящий победу ПОЯС.
Возвращаясь по той же тропинке, по которой пришел прежде, Хёдер встретил Бальдра и «ткнул его своим оружием в бок, после чего так и оставил его лежать полумертвым». Предвидя свою смерть от полученной раны, Бальдр на следующий день возобновил сражение. К исходу третьего дня Бальдр умер от своей мучительной раны. Его воины возвели над его могилой КУРГАН.
Обобщим сведения из скандинавских саг: Хёд/Хед/Хёдр/Хёдер был королем СВЕТИИ (Швеции?). У него было НЕУЯЗВИМОЕ ДЛЯ ВРАЖЕСКОГО ОРУДИЯ ОДЕЯНИЕ и волшебный МЕЧ. После того, как Бальдр дважды одержал над ним победу Хёдер ушел в «некие ТРУДНОДОСТУПНЫЕ места», узнал от нимф, которые подарили ему ПРИНОСЯЩИЙ ПОБЕДУ ПОЯС, о яде ТРЕХ ЗМЕЙ, которые давали силу Бальдру.
Вспомним о правителе финнов и бьярмов Кусо, у которого была дочь Тора. Где жили бьярмы? – правильно, в Бьярмии, то есть на Кольском полуострове. Впоследствии стало две Бьярмии/Биармии/Бармии: западная – на Кольском полуострове и Восточная – бассейн Северной Двины до реки Кумёны (о двух Бармиях можно узнать из моей работы – Главы № 12. Княжестров и Княжпогост).
Хёд/Хёдер был королем Светии. Одно из саамских преданий говорит о том, что великан Куйва был «швет».
Великаны К;рт Айка в неуязвимой одежде из железа, у которого были лук и стрелы, и защитник людей, воин жрец, имеющий нож для заклания животных, Пам сначала дружили, затем поссорились.
Хёд и Бальдр поссорились из-за Нанны. Долго воевали. Бальдр требовал признания его королем по праву рождения. Хёд не признал право Бальдра и нанес ему рану стрелой из омелы в грудь или другим острым оружием в бок. Бальдр умер от нанесенной колющим оружием Хёда раны у «СМЕРТИ БУГРА».
Спустя время из самой вершины кургана, что был над могилой Бальдра, внезапно хлынул мощный поток воды.
Брат Бальдра Вали отомстил за его смерть – убил Хёда.
Очевидно, что предания о Хёде и Бальдре отражаются в легендах о Корт Айке и Паме, а также в легенде о Куйве.
Обратим особое внимание на сведения о месте гибели Бальдра – «у смерти бугра» Что это за бугор смерти – Гора Смерти? Так издревле называют Воттоваару!
Несмотря на то, что в настоящее время считается Горой Смерти Сопка Смерти, где в 1942 году погибло много наших воинов, народная память соотносит название «Гора Смерти» именно с Воттоваарой.
В топонимах саамского происхождения слово «вара» обозначает гору. Аналогичные значения в карельском и финском языках.
Слово «вотто» в саамском языке обозначает одержать победу, одолеть, победить, в финском и карельском языках «voitto» (воитто) – победа, прибыль. Поэтому название горы Воттоваара можно перевести как «Гора Победы» или «Гора Победителя».
В любом случае название места Воттоваары свидетельствует о его значении как места грандиозной исторической битвы. Битвы Хёда/Куйвы с Бальдром?!
В финской Калевале есть бог-охотник Нюрикки, помощник Лемминкяйнена. Некоторые исследователи и лингвисты полагают, что этот бог ассоциируется с Нимродом.
Менрот (Нимрод) Великий или великан Нимрод считается праотцом венгров, о чем рассказано в легенде о Белом (Серебряном) олене.
История битвы Хайка/Айка с Белом/Нимродом отражена в армянской мифологии:
Хайк/Айк является лучником-охотником божественного происхождения, великан, красавец. Ему посвящено созвездие Орион. У Ориона: главным атрибутом является пояс, который присутствует во всех изображениях созвездия. Орион держит в левой руке лук, а в правой стрелу, за спиной колчан со стрелами. В более ранних изображениях: пояс, щит в левой и меч в поднятой руке, встречается вместо щита на согнутой руке шкура пятнистого зверя (рыси?) или льва.
Вспомним, что Хёд был слепым, стрелу из омелы помог ему направить в Бальдра Локи, то есть он держал в руках лук и стрелу, а нимфы подарили Хёдеру пояс.
Мовсес Хоренаци, живший в VI веке н.э. сообщает, что Бел Титанид, утвердив над всеми свою царскую власть, посылает одного из своих сыновей в сопровождении преданных людей в северный край к Хайку, чтобы тот подчинился ему и жить в мире. «Ты поселился, говорит он, в КРАЮ ЛЮТОГО ХОЛОДА, но согрей и растопи стужу льда своего возгордившегося сердца и, подчинившись мне, спокойно живи в стране МОЕГО ОБИТАНИЯ, где только тебе угодно». Хайк отказался от предложения Бела.
На горной вершине Харк Хайк основывает селение Хайкашен.
После получения отказа Хайка подчиниться царской власти, Бел ополчается на него с толпой пешей рати и добирается до СЕВЕРНОГО КРАЯ, до земли Арарадской.
Внук Хайка Кадмос бежит к Хайку, заслав вперед скороходов: «Знай, великий среди богородных героев, сообщает он, что Бел идет на тебя, собрав бессмертных героев и бойцов-великанов ростом до небес. На Беле же был железный с блестящими подвесками головной убор, медные пластины на спине и груди, броня на икрах и на руках; чресла – опоясанные, слева – обоюдоострый меч, В ПРАВОЙ РУКЕ - КОПЬЕ НЕВЕРОЯТНОЙ ДЛИНЫ, в левой – щит, справа и слева – отборные воины».
Когда великаны обеих сторон сошлись, от их яростной схватки СТРАШНЫЙ ГРОХОТ ОГЛАСИЛ ЗЕМЛЮ; они наводили ужас друг на друга разнообразием способов нападения. Немало было повержено там лезвием меча на землю могучих мужей с обеих сторон, и обе стороны оставались непобежденными в сражении. Столкнувшись со столь неожиданным и сомнительным положением вещей, Царь Титанид пришел в ужас и, повернув вспять, стал подниматься на тот же холм, с которого было спустился. Он надеялся продержаться в толпе, пока подоспеет вся рать и он сможет возобновить нападение. Увидев это, Хайк, вооруженный луком, устремляется вперед, приближается к царю, туго натягивает широкий как озеро (лук) и ТРЕХПЕРОЙ (стрелой) попадает в нагрудную пластину; стрела, пройдя насквозь между плеч, вонзается в землю. И тут возгордившийся Титанид, грянувшись о землю, испускает дух.
Хайк же на месте битвы строит дастакерт (в переводе с армянского - дворец князя или княжеское поселение/город) и в честь победы в сражении дает ему название Хайк. По этой причине и область называется ныне Хайоц-дзор. Холм же, на котором пал Бел со своими храбрыми воинами, Хайк назвал Герезманком, что теперь произносят как Герезманакк (переводчик поясняет, что Герезманк буквально означает «могилы», а Герезманакк – «могилки»).
Но труп Бела, покрытый зельями, Хайк приказывает отнести в Харк (в переводе – «отцы») и похоронить на возвышенности, на виду своих жен и сыновей.
Обобщим информацию о битве Хайка/Айка и Бела/Нимрода:
Хайк поселился в КРАЮ ЛЮТОГО ХОЛОДА, который был страной обитания Бела, то есть ранее Хайк проживал в ином месте.
Хайк и Бел были великанами. У Бела было КОПЬЕ НЕВЕРОЯТНОЙ ДЛИНЫ, у Хайка ТРЕХПЕРАЯ СТРЕЛА (возможно трезубец, слово «стрела» добавлено переводчиками) и туго натянутый широкий как озеро лук (или арбалет, слово «лук» добавлено переводчиками).
От яростной схватки великанов СТРАШНЫЙ ГРОХОТ ОГЛАСИЛ ЗЕМЛЮ, они наводили ужас друг на друга разнообразием способов нападения.
Хайк убил Бела колющим оружием, на месте битвы построил свой дворец или город, которому дал свое имя.
ХОЛМ же, на котором пал Бел со своими храбрыми воинами, Хайк назвал «МОГИЛЫ», то есть МОГИЛЬНЫЙ ХОЛМ - «СМЕРТИ БУГОР» или ХОЛМ (СОПКА) СМЕРТИ, но не гора.
Местом гибели Айка от руки с крестом Стефана Пермского считается Железная гора, селение Керес в республике Коми, бывший город Чудокерас.
Согласно древнегреческим мифам Орион погиб от стрелы Артемиды или от укуса скорпиона в Беотии или на острове Хиос.
В 2009 году Карельским научным центром РАН было проведено масштабное исследование природного комплекса горы Воттоваары, которое показало, что примерно 8500 лет назад на Воттовааре произошло мощное землетрясение, не менее 7 баллов (по более ранним исследованиям – не менее 12 баллов), в результате которого образовался гигантский провал, усеянный маленькими озерками и скалами.
По территории комплекса Воттоваары разбросаны обработанные многотонные блоки (которые до сих пор считаются природными образованиями), присутствуют каменные конструкции напоминающие лестницы. До масштабного пожара на горе в 2006 году встречались каменные шары (путешественники успели их сфотографировать), опровергнуть искусственное происхождение которых нельзя.
Вспомним, что битва великанов Бела и Хайка была грандиозной и ужасной - страшный грохот охватил землю, а потом это место было залито водой. Эта битва была настолько значимой, что вошла в сказания практически всех народов Евразии и севера Африки.
Но была эта битва, несомненно, там, где поселился когда-то богатырь Куйва (в честь которого назвали созвездие Орион) в краю лютого холода, в северной стране, во владениях первого царя Бела/Бая по прозвищу Немиря/Нимрод (в честь которого назвали созвездие Боот/Боотес – Волопас) – в местах, окружающих Ладожское озеро (в древности озеро Нёво, то есть новое, ставшее полноводным в результате некоего катаклизма примерно 9 тысяч лет назад). Более подробно о царе Бае по прозвищу Немиря и Аркад можно прочесть в моей работе "Не пора ли вспомнить о русчизне".
На месте битвы Куйва построил город и назвал его своим именем – Куйва или Куйваско. Но Вали (или Бо) отомстил Куйве за смерть своего брата Бела - город Куйвы был разрушен, люди стали называть его руины Куйваско(Куйваский) погост.
Бела похоронили на Сопке Смерти, не на Воттовааре – каменной горе с разрушенным рядом каменным городищем. Возможно, Сопка Смерти, на которой в 1942 году погибло много наших воинов и есть место захоронения Бела. Однако, таким местом может быть и Гомола (сейчас – Старые Гимолы), которая обозначена на старинных картах и означает возвышение закругленной формы/ком/глыба/шар (Словарь белорусских местных географических терминов. И.Я.Яшкин; Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера).
Не нужно недооценивать наших предков, живших 8-9 тысяч лет назад – их технологии превосходили современные, в том числе и в производстве оружия. Об этом свидетельствуют как древнейшие сказания, так и разрушенные древние города.
Применение высокотехнологичных комплексных методов археологического исследования, с привлечением специалистов из разных областей науки, а также грамотные с передовым научным подходом раскопки наших уникальных, не тронутых грабителями мест, откроют нам историю человечества во всей красе. И не стоит приписывать общемировые события какому-то одному народу, даже если этим народом в большей степени сохранена древняя информация.
***
Свидетельство о публикации №225052800032