Записки театралки. Кармелитки в Геликон-опера
Представьте – сцена, между зрителями и сценой располагается симфонический оркестр, от зрителей его отделяет условный заборчик. Как вам такое? Необычно. Современно. Можно детально рассмотреть каждый инструмент, и даже протянуть руку, чтобы поздороваться с музыкантами,
Медная группа как раз была напротив нас. Мы даже сначала пожалели, что сидим так близко к оркестру. Пока музыканты настраивали свои духовые инструменты, нам казалось, что все эти блещущие золотом трубы, горны, фанфары, гобои, фаготы, кларнеты и валторны спорят друг с другом, кто громче. Мы чуть не оглохли от этой какофонии. Но когда вышел дирижёр и строго постучал палочкой по пюпитру, звуки утихли, и со взмахом его руки, полилась музыка.
Надо сказать, что мы пришли на спектакль совершенно неподготовленными. Нам недосуг было прочитать либретто. Зная какой изобретательный, а иногда эпатажный Геликон-опера, мы шли в театр с желанием развлечься и получить удовольствие. Помню, как мы до упаду хохотали, когда смотрели «Вампука, невеста африканская», эту пародию, высмеивающую оперную рутину, которая вызывает смех уже одним своим названием(2). Божечки, я в жизни так не смеялась. Геликон-опера покорил нас неожиданной, ироничной постановкой и замечательными оперными артистами. Мы сразу влюбились в этот театр за то, что они умеют удивлять. И когда нам с подругой предложили билеты на музыкальный спектакль «Диалоги кармелиток»(3), мы с радостью согласились, решив, что это будет такой же уморительный спектакль, возможно с канканом, и скорее всего с «девушками низкой социальной ответственности».
Пока не погас свет, мы легкомысленно перебрасывались шутками, смеялись, вспоминая Вампуку. «Вам пук? Вам пук? Вам пук цветов подносим…» – Вот умора!
И вот сидим мы на первом ряду. Перед нами на сцене в лаконичной, почти пуританской постановке разворачиваются события.
О том, что это времена Великой французской революции(4)и реальная история шестнадцати монахинь Компьенского монастыря кармелиток, казнённых во время якобинского террора, мы узнаём по мере погружения в сюжет. Нам становится не до смеха. Революционный трибунал обвинил их в фанатизме, в том, что они являются «врагами народа, устроившими заговор против национального суверенитета» и приговорил их к мученической смерти.
Мы – в недоумении. За что? Эти молодые девушки, выбравшие путь служения Богу, муху не обидят, а их без всяких оснований и доказательств объявляют «врагами народа», арестовывают и «революционный трибунал» выносит им смертный приговор(5). – Это просто изуверство! И это та Европа, которая весь мир учит демократии?! Мы в ужасе.
Молитвенные голоса берут за душу. Драматические пассажи буквально пронзают насквозь. От безысходности у нас мороз бежит по коже.
И вот, кульминация. Монашек ведут на казнь. Сцена казни – умопомрачительная находка постановщика. По замыслу главрежа гильотина(6) стилизована под боулинг. Безропотные жертвы революции одна за другой поднимаются по наклонной лестнице, имитирующий эшафот. Зрителям не видно, но все понимают, что там наверху, за кулисой – гильотина.
Звучит патетический реквием. Голоса живых тонут в раздирающем душу звучании меди. Раздаётся лязг стальной секиры, сверху выскакивает имитирующий отсечённую голову белый «как мел» мяч, и летит через оркестр в нашу сторону. Сёстры одна за другой вступают на эшафот. Методичные взмахи адского станка «бритвы нации»(7), заставляют замолчать монахинь одну за другой. Один за другим в нашу сторону летят белые мячи. Машина диктатуры ведёт счёт: один, два..., пять…, восемь…, всего их шестнадцать.
Какое счастье, что нас от сцены отделяет оркестр. Мы сидим в холодном поту, сцепившись руками.
Мячи пролетают над головами оркестрантов, падают на пол и катятся к нашим ногам. Мы, зажмурившись, начинаем сползать вниз под кресла.
Когда наконец снова зажёгся свет, мы не могли говорить, мешал комок в горле. Потрясённые, с ватными ногами мы вышли на улицу, радостно вдыхая воздух свободы.
Вот это, я понимаю, высокое искусство! Так мастерски, при минимализме в постановке показать железную поступь революции и большой террор!
***
P/S Геликон-опера подбросил зрителю пищу для размышлений. Исторические аналогии с Великой французской революцией так и лезли в голову. Великая октябрьская социалистическая революция, прежде чем принести плоды освобождения, избавилась от всех, кто противился абсолютной диктатуре коммунистической партии и осуществлению проектов большевистской идеи. Целые сословия подлежали поголовному уничтожению, по сути геноциду, как это было провозглашено в первых же декларациях красного террора.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Московский музыкальный театр «Геликон-опера» – музыкальный театр в Москве, созданный в 1990 году. Геликон – медный духовой музыкальный инструмент басовой группы в виде кольцеобразно изогнутой трубы с большим раструбом.
2. «Вампука, невеста африканская» – иллюстрированная азбука оперной режиссуры. Композитор преследовал цель лишь высмеять штампы. Пародия, высмеивающая оперную рутину, имела оглушительный успех. Раз Волконский рассказывал, как чествовали в Смольном институте престарелого герцога Ольденбургского, и хор воспитанниц с цветами пел ему на известный мотив из «Роберта-Дьявола»: «Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим…». Так родилось имя Вампука.
3. Опера французского композитора Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» была сочинена в 1956 году для миланского театра La Scala по пьесе Ж. Бернаноcа и с тех пор не сходит со сцен европейских театров. Впервые в России она прозвучала в Геликон-опера. Спектакль сразу же стал главным событием оперного сезона 2003/2004 года и покорил публику искренностью, зрелостью и глубиной трактовки одного из ярчайших сочинений Пуленка.
4. Великая французская революция длилась с 14 июля 1789 года по 9 ноября 1799 года. Это крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, которая привела к уничтожению в стране старого порядка и абсолютной монархии, а также к провозглашению Первой французской республики. Это одно из ключевых событий истории Нового времени, заложившее основу современной западной политической системы. 10 августа 1792 года нацгвардейцы взяли штурмом королевский дворец и заключили Людовика XVI и его семью в тюрьму. В декабре 1792 года Людовика приговорили к смерти «за злоумышления против свободы, нации и преступления против человечества». 21 января 1793 года король был обезглавлен на гильотине. Осенью того же года казнили и королеву.
5. Идейный вдохновитель революционного террора в ходе Великой французской революции Максимилиан Робеспьер считал, что Французская революция может привести к созданию республики, построенной в соответствии с общей волей, но только после изгнания тех, кто боролся против этого идеала. Под его руководством Комитет общественного спасения начал масштабную кампанию по уничтожению врагов революции, которая превратилась в «эпоху террора» (сентябрь 1793 – до казни Робеспьера 28 июля 1794г.) Военно-полевые суды казнили мятежников десятками и сотнями. среди них было немало женщин. В тюрьмах было много не присягнувших священников, монахинь и роялистов.
Нарастала проблема кормления заключённых. Так как приговорённых, было слишком много, казнимых стали топить в реке. Таким образом было утоплено до 11 тысяч человек. С июня 1793 года по всей Франции было вынесено 16 594 официальных смертных приговора. Ещё от 10.000 до 12.000 человек были казнены без суда, а 10.000 умерли в тюрьмах.
6. Гильотина получила своё название по имени доктора анатомии Жозефа Гильотена. Он был противником смертной казни и предложил заменить её механизмом, который не будет причинять человеку боли. Однако изобретение механизма, чертёж и его воплощение принадлежат хирургу, механику и знаменитому парижскому палачу.
7. 17 сентября 1793г. Конвент принял «закон о подозрительных», ответственный за подавляющее большинство арестов и казней эпохи Террора. И застучала «бритва нации», как иронично стали называть гильотину.
Свидетельство о публикации №225052800442
у англичан головы
пленных шотландцев
не удивительно, но монашкам, конечно,
«поцелуй винный»
сразу Террор выдавал
до «бритвы наций»
Александр Козолупенко 30.05.2025 14:06 Заявить о нарушении
Мирраслава Тихоновская 01.06.2025 16:13 Заявить о нарушении