5. Не зная броду...

Моя сестра не перестаёт удивлять меня. Как ни странно, я многого про неё не знала. Росли мы хотя и вместе, но, получается, не рядом...

Понять не могу, почему в детстве я не училась шить вместе с нею? Почему у меня никогда не было стремления лечить? И как в конце концов оказалось, что мы с нею стали соавторами в творчестве, связанном с малыми литературными формами?

Боюсь загадывать, но ведь вполне может случиться, что и роман потом напишем?

Но это ещё когда будет. А пока читайте очередную главу Наташиной повести, как мы шутим, о профориентации. Короче, про дело в руках. Которым она занялась. Чуть было сибирские реки в Среднюю Азию не отправила...

Глава пятая

Выбор профессии конечно— дело сложное и важное, потому что последующая жизнь человека неразрывно связана с его работой.  Увы, бывает так, что в силу каких-то жизненных обстоятельств совершенно невозможно приобрести желаемую на тот момент профессию.

Взять меня. Хотела быть и не стала доктором. Зато оказалась неплохим инженером - строителем. Выяснилось, что у меня математический, аналитический склад ума...

Короче, получила образование, работала в большом проектном институте. Мы разрабатывали проекты цехов на заводах.  Больших и маленьких. На крупных было увлекательнее, да и выгоднее. Как, говорится, интересно, престижно и денежно.

Меня все устраивало - профессия оказалась по душе. Но наступила перестройка.  Прошел передел собственности,  и наступило время наглости и беспринципности.

Старые заводы разваливались, а новые стали не нужны. Занявшие места руководителей управленцы сделали выбор: дескать, больше не надо  строить и производить - все купим за рубежом.

Так что наши проекты, как говорится, накрылись. Не для кого   стало их делать. А  большой проектный институт, образно говоря, съежился...

Теперь проектировали складские помещения, фермы, поилки. Люди теряли квалификацию. Было очень обидно. И работу пришлось сменить.

Тогда сумел выжить специализированный институт по проектированию строящихся и реконструируемых гидротехнических сооружений и объектов строительной индустрии. Объекты были средние, но работа была новая и интересная. Я обрадовалась...

Не  сказать, что жизнь забила фонтаном, но обретаться было можно. В то время было важно иметь работу по специальности. Хотя люди уходили в другие сферы, потеряв профессиональные умения и навыки...

И все бы ничего, но нашему институту дали задание на новый проект. Обоснуйте, дескать,  поворот сибирских рек вспять, то есть, снизу вверх. С севера на юг - в республики Советской Средней Азии...

Цель была вроде благая — дать воду казахским хлеборобам и узбекским хлопководам. Тогда ж еще СССР был.

В общем, надо было, чтобы воды Оби и Иртыша поспособствовали росту зерна и хлопка.

В стране тогда работало несколько подобных институтов. Работы было по горло.  Сотрудники нашего уходили домой только поспать...

Правда, платили достойно. Мы просчитывали риски, затраты на строительство. Речь шла ведь о затоплении пахотных земель. О том, что водохранилища изменят флору, микроклимат. Уйдет рыба. Появятся проблемы в устье Оби.

Но достоверно никто ничего не мог предусмотреть. В то время людей  пугала история с уходящим Аральским морем. Оно умирало, и в обществе боялись, что переброска рек изменит что-то и в других местах.

Тогда стоимость проекта оценивалась в 40 млрд долларов.
Гигантская сумма...

А когда прикинули, сколько нужно, чтобы построить этот канал (мобилизационные, технические ресурсы, откуда технику взять и специалистов), поняли, что не потянем. Тем более, что распад Союза был очевиден.

Да и научное общество раскололось. Группа академиков отправила Михаилу Горбачеву письмо  о катастрофических последствиях переброски северных рек. Ученые пугали экологическим взрывом. В 1986 году работы по проекту были прекращены.

Однако отмена поворота рек была продиктована экономическими причинами, а не экологическими. Но нет худа без добра.

Спустя годы я поняла, что несмотря на затраты предварительного проектирования, решение прекратить исследования по сомнительному проекту века было правильным.

Уже живя в Сибири, я увидела крутой нрав тамошних рек. При таянии ледников они

 сносили дамбы, дома и все, что встречалось на пути.  Преград для них не было...

Стало понятно, что природа вряд ли бы позволила произвести такой эксперимент над собой. Так что к лучшему...

А недавно прочитала, что Китай решил поворачивать реки. С целью обеспечить северо-восточную часть страны водными ресурсами. Там проживает большая часть населения, а воды не хватает.

Проект будет стоить более 500 млрд долл. И рассчитан на 100 лет.

Может, и справятся? Если, конечно, с природой "договорятся"...


Рецензии