Пушкин Послания всенародного народу

Аксиоматика пушкиноведения без пушкинологии

(1)

Формула «Пушкин» Гоголя с 1833-1835 гг:
« …явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа»
«… русской человек  в его развитии … через 200 лет»
// ждать  ждущим ждунам осталось недолго – лет 8 ...10//

Формула «Пушкин» Григорьева с 1859г:
«А Пушкин … наше всё»

Формула «Пушкин» Достоевского с 1880 г:
«Пушкин … явление пророческое … задушевное и родственное … с народом … своим»

(2)
Первое послание народного поэта  Пушкина всем народам Европы, включая Русь,

Оно было на листке, вложенном в конверт письма командированного на юга агента под прикрытием к А.И. Тургеневу от 1823г:

Изыде сеятель сеяти семена своя.
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
(Бессарабия , 1823)

Стихи были признательным показанием: автор де стал благонадежным, покорным монархическим властям, он перебесился, остепенился, одумался и покончил с либеральным бредом (его термин) об освобождении народа и республике в Московии - улусе Великой Тартарии – и ее последыше =  Империи великороссов. Все что народу надо и что он заслуживает – Ярмо с гремушками и бич (стимул – шест для погона скотов, волов)

(3)
Второе послание первого всенародного Певца свободы народу от 1829г:

Поэт и толпа (Чернь)
Procul este, profani. 1)
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»
Поэт.
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
________________________________________
1) Прочь, непосвященные (лат.)
Тебе бы пользы всё — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.
Чернь.
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Поэт.
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

В этом послании народу (а это по Пушкину все, кроме избранников богов – поэтов притом только «правильных») досталось не меньше = пролюди - это:
- чернь тупая
- бессмысленный народ
- поденщик, раб нужды, забот
- червь земли, не сын небес (земнородная тварь)
- малодушие
- коварство
- бесстыдноство
- злость злобности
- неблагодарность
- сердцем хладные скопцы,
- клеветничество
- рабство
- глупость;
- собрание пороков
- разврат

Щедро ...

В итоге чернь людская – толпы народных стадов – достойны  малого =
Довольно с вас, рабов безумных!
бичей, темниц, и  топоров —…

Напечатано под названием «Чернь» в «Московском вестнике», 1829 г., ч. I. Иное название ему дано Пушкиным в 1836 г. при подготовке нового издания стихотворений, не вышедшего в свет. Эпиграф — восклицание жреца из 6-й песни «Энеиды» Вергилия.

(4)
Третье послание Пушкина народу

Ооо содержится в завещании поэтам-цеховикам – божеским избранникам в стихо-творении Поэту в первом же его стихе:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородной.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой  огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Прим.  Стихотворения 1830. Дата создания: 1830[1], опубл.: 1830[2]. Источник: ФЭБ ЭНИ «Пушкин» (приводится по: Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 16 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 3. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. — С. 223.[3])

Народ по Пушкину глуп, холоден и … плюет на алтарь. Посему живи один как бог Один – как можно дальше от народа 
 
Поэт для Пушкина избранник богов без брони и брани.
Остальные – чернь
Так у Ж.-П. Сартра Ад = это все другие, все
Правило исключительности

И Пушкин всегда был таким …  Как тут не вспомнить его  юношеское признание:
«<ИЗ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСОК>
1824. Ноябрь 19. Мих.<айловское>

Вышед из Лицея я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери.
Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч.,

 но всё это нравилось мне не долго.

Я любил и доныне люблю шум и толпу и согласен с Вольтером в том <что> деревня est le premier»

Пушкин А. С. <Из автобиографических записок> ("Вышед из Лицея...") // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959.  Т. 12. Критика. Автобиография. — 1949. — С. 304.

Народ … деревня … баня… с клубничкой… крепостные девки … тригорские дуры несносные …  Хорошо!  И его д.б. много. Но не долго … И в Питер. И в трактир, и в бордель

 В мае 1826 Пушкин, изнывая в глуши ИТУ Михайловской губы по салонам, ресторанам, театрам и балам, написал из Пскова в Питер кн. П.А. Вяземскому:

«Ты прав, любимец муз
Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> - то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.
27 мая.
Прощай.»

(см.  А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 9. Письма 1815–1830.  Электронная публикация — РВБ, 2000—2025)

Прим.
1. Ты прав, любимец муз  = Пушкин соглашается с советом Вяземского (в его письме от 10 мая 1826 г.) оставить О. М. Калашникову при ее семействе, написав отцу ее «полулюбовное, полураскаятельное, полупомещичье» письмо. См. письма 192, 194. Хитро, ловко, разумно = по-помещичьи. 
2. 2. Ай да умница – мем, замена мема Ай да сукин сын. В списке  знатных бояр второго из венценосных Романова Пушкины стояли сразу перед  и рядом с Сукиными

Обрюхатив по праву владельца еще не мертвой души крепостную Ольгу Калашникову в борьбе с русской ленью и с русской  же онегинской хандрой – пародией на аглицкий сплин,   Пушкин выразил свою безмерную благодарственную любовь к своему рабски послушному народу  = черни из толп стадного народа, погоняемого бичами под ярмом с гремушками

Ай да сват! И согрешивши свят. Хоть и сват, да горбат.
(см. В.И.Даль. Пословицы русского народа(

И в этих строках, еще только созревая для двух своих посланий всему народа – «Черни» и «Поэту»,  Пушкин уже проклял и народ, и Русь

В 1918 взбесившийся от издевательств народ сжег дотла барские дома в поместьях Пушкиных, разграбив их до последней нитки

Диалектолог  и лексикограф  В.  И.  Чернышев,  командированный  в  1927  г.  Географическим  обществом  для  записи  сказок  в  тогдашнем Пушкинском  районе,  утверждал,  что  многие  крестьяне, обитавшие  сравнительно  недалеко  от  Михайловского,  ничего  не  знали  о  Пушкине.  «Женщины,  проживавшие  в 35  км  от  Тригорского,  с  которыми  я  разговорился  по  дороге,  желали  знать:  кто  я?  зачем  приехал?  Я  сказал,  что приехал  в  эти  места  потому,  что  здесь  жил  Пушкин.  „Что же,  он  вам  сродственник  какой  был,  этот  Пушкин?"  — спросила  одна  из  них  с  явным  недоумением»

Однако работа Партии (большевиков)  дала свои плоды: в  крестьянских  рассказах  селян Михайловского и окрест вскоре Пушкин  предстает  не  просто «добрым  барином»,  раздающим  свое  добро,  но  и успешным  борцом  с  крепостным  правом,  героем  своеобразной  версии  «легенды  об  избавителях»:  «„...Пушкин  выдумал,  как  избавить  народ:  сочинил  бумагу,  что  нужно  выпустить  невольников  на  свободу.  Господа  подписали,  синод согласился.  Они  думали  выпустить  невольников  из  острогу,  а  Пушкин  доказал,  что  невольники  —  крепостные. Те, которые в остроге сидят, по  своей  воле  туда  попали.Так  и пришлось  им  крестьян  отпустить!"  У  крестьянина  Брюсова был  в  руках  народный  стих, в котором рассказывалось, как Пушкин освободил  всех  крестьян.

(см. Панченко А. ПУШКИН В СОВЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ1-2011,  Чернышев  В.  И.  «Пушкинский  уголок»,  его  быт  и предания. Известия  РГО. 1928. Т.60, вып.2)

Из наших с гитаристом Анурой мемауров об автотуре по Пушкинскому Верхневолжскому кольцу об аналогичном в 2019:
дуем от Берново на Воропуни, ищем
 дорогу на Курово-Покровское с усадьбой Панафидиных, где на побывке был Пушкин с рукописью  главы Онегина, останавливаем встречный трактор – за рулем трактористка непонятных вовсе лет, но живая для общения, спрашиваем, объясняем … ищем след нашего с вами всего Пушкина… дама в кепке и клетчатой мужской рубахе недоумевает _ Да нет тут у нас таких… Тут Пушкиных отродясь  не было… Какой еще такой Пушкин … Херней то не занимайтесь, мужики … Пи*дуйте к женам (своим)

Пример народного фольклора из Сарапула из ст. упомянутого А. Панченко:
«Пушкин  сел  писать  поэму  и  написал:
«Садилось  солнце».
Вдруг  ему  «приспичило»,  и  он  ушел,  как  сам  писал,  «сажен  на  сто  с  чердака  за  нуждой...  известной».  Пришел  Барков  и, увидя  начало  писания  Пушкина  и  догадавшись,  где  Пушкин,
подписал  к  написанному  Пушкиным  одно  слово:  «с*рать».   И  ушел.»
Еще из того же тематического собрания народа о всенародном и таком родном:

 «б-й  анекдот  также  описывает  званый  обед.  Хозяин,  желая посмеяться  над  Пушкиным,  приказал  слуге  поднести  Пушкину жареный  половой  орган  коровы.  Что  сделал  но  этому  поводу Пушкин,  совершенно  непередаваемо  в  печати

(см. Ончуков  H.  Е.  Пушкин  в  фольклоре.  Статья.  Черновик.  Автограф.  1936  г.  -  РГАЛИ,  ф.  1366  (Н.  Е.  Ончуков),  он.  1,  №  41, л.  7 - 9 )


Еще из ст. Панченко о народной безмерной любви … к Чапаеву, Петьке и Пушкину:

 «О  любопытной  детали  «праздника-карнавала»  впоследствии  вспоминал  В.  Шкловский,  присутствовавший  в  Михайловском  в  составе  делегации  Союза  советских  писателей.  По  его  свидетельству,  в  числе  пушкинских  героев оказались  и  будущие  персонажи  совсем  другого  анекдотического  цикла  —  В.  И.  Чапаев  со  своим  ординарцем  Петькой:  «Зимой  в  1937  году  вместе  с  другими  товарищами  поехал  я  на  пушкинские  торжества  в  село  Михайловское.
(...)  Колхозники  устроили  маскарад  на  льду. 
Проходила Татьяна  Ларина,  надевшая  ампирное  платье  на  тулуп. У  нее  был  такой  рост,  она  была  так  красива,  что  выглядело  это  хорошо.  Шли  богатыри,  царица-лебедь,  в  кибитке ехал  с  синей  лентой  через  плечо  бородатый  крестьянин Емельян  Пугачев,  рядом  с  ним  ехала  сирота  Маша  Миронова  —  капитанская  дочка.  И  за  ними  на  тачанке,  гремящей  бубенцами,  с  Петькой  ехал,  командуя  пулеметом,  Чапаев. 
Я  спросил  устроителя  шествия  —  ведь  про  Чапаева Пушкин  не  писал?

  —  А  для  нас  это  все  одно,  —  ответил мне  колхозник» .

(см. Шкловский  В.  За  сорок  лет.  М.,  1965)


Рецензии