Судьба музыканта
(художественная новелла)
Молодая женщина переступила порог храма в смущении,
переполненная благоговейного страха. Преодолевая своё смущение, она
подошла к женщине, занимающейся его уборкой, осторожно шепнула:
- Как бы мне поговорить с батюшкой?
Уборщица удивилась и сказала:
- Милочка, Вы опоздали. Служба только закончилась, а батюшка в алтаре
употребляет святые дары из святой чаши. Когда он закончит их употреблять,
выйдет вот этой дверью. Наберитесь терпения, сами увидите.
Женщина послушалась её и стала с надеждой ждать выхода священника
из алтаря.
Примерно, минут через пятнадцать, высокий, стройный священник
средних лет вышел из алтарной части в храм, из той самой двери. Увидев
молодую женщину, отец Игнатий обратился к ней:
- Вы, чадушко, ко мне? По какому вопросу?
Молодушка ещё больше смутилась, щёки её зарделись румянцем. Тут же
она вдруг побледнела и едва слышно пролепетала полу внятный ответ:
- Батюшка! Я уже три года, как замужем, мы очень любим с мужем друг
друга, а Боженька пока не даёт нам детушек.
Отец Игнатий пристально посмотрел на женщину и спросил:
- Голубушка, а вы с мужем обвенчаны?
- Нет, батюшка! Моего мужа вот уже, как пять лет приняли в партию…
На что отец Игнатий осмелился её спросить:
- Как Ваше имя?
- Настя.
- Анастасия! Имя-то церковное! В переводе с греческого означает,
воскресшая. А мужа, как звать-величать?
- Тимур.
- Стало быть татарин.
- Да, но и татар в России много крещеных.
- Он что у вас, – окрещён?
- Его мама говорила, что папа у него был татарин, только какой веры
исламской или христианской, не знаю. Он говорит, что в Бога верит, но
верующим себя не считает, потому и в партию приняли. Муж у меня
инженером работает на заводе.
- А почему, придя сюда, Вы не посоветовались с ним?
- Он сказал, что посещать храм православный не запрещает, лишь бы
семью не бросила да в монастырь не убежала.
Батюшка ласково улыбнулся:
2
- Передайте Вашему Тимуру, что женатых и замужних в монахи не
принимают. А если хотите знать, вот святая великомученица Анастасия есть
та самая святая, которая помогает роженицам в трудных родах.
Не помня себя от радости, Настя принялась горячо целовать руки
священника.
Тут он наклонился к ней поближе и произнёс, чтобы слышала только
она:
- В нашем храме продаётся её икона, можно купить.
Девушка чуть не запрыгала от радости. Отец Игнатий пришёл в
радостное умиление, видя её детскую непосредственность. Увидел, когда она
окрылённая выходила с зажатым свертком в правой руке, придерживая
икону Анастасии Узорешительницы. Счастливый отец Игнатий покачал
головой и добавил:
- Егоза...
Тихо, тихо падали капли дождя в предрассветном тумане. Лёгкий
ветерок разгонял серую зыбь и кое-где на небе появились голубые просветы.
Каждая капелька олицетворяла ноты. Вот падает нота «Ля», следом нота
«Си», а вот с силой ветра упала нота «До».
В это самое время, в одном из промышленных городов нашей страны, в
счастливой семье рождается ребёнок. Казалось бы, что в этом особенного? -
В каждой семье рано или поздно рождаются дети. А вот, дорогие мои
читатели, не в каждой семье рождается такой особенный.
В первые годы своей жизни, он вёл себя не так, как обычные дети.
Вместо детских «агу!» напевал «А-а-а-а-а!». Родители ребёнка по-профессии
были далеки от творчества, а тут, вдруг, непонятно откуда – музыкальный
ребенок.
С мамой ребёночка мы уже знакомы. Настя, не раз говорила своему
мужу:
- Тимур, что же это за ребёнок у нас родился? Не «агу»- кает, а поёт!
На что супруг отвечал:
- Не волнуйся моя милая, это же прекрасно, что он поёт, а вдруг у нас
родился будущий музыкант?
Настя обнимала мужа и ласково говорила:
- Поживём, увидим.
А сама размышляла:
- Правда, от кого он унаследовал эти качества. Я – историк, занимаюсь
расследованием истории происхождения государств. Муж-инженер, кроме
пения станков на заводе он ничего не воспринимает. Нет,Тимур, как и я,
слушает музыку, но не до такой степени, чтобы петь словами. Ах, да бабушка!
Миша долгое время жил у моей мамы и у неё часто собирались подружки и конечно
3
они пели и всё это он впитал в себя. А ещё мама играла на пианино, так, для
себя. Наверное, красота и таинственность этого инструмента и привлекла
моего сына.
Так размышляла Настя, любуясь своим мужем. Был он ярким
брюнетом, с красивыми карими глазами, прямым носом и правильной
формой губ. Волевой подбородок подчёркивал силу и волю характера.
Украшением лица были тонкие усики и чёрные, как смоль брови.
Внешностью Настя была его полной противоположностью.
С пышными, русыми волосами, голубыми глазами и ямочками на
щеках, привлекала взоры мужчин. Тимур гордился, что у него такая
милая и красивая жена.
Родившийся по воле Божией, их первенец был прелестнейшим
ребёнком. Даже в младенчестве просматривались его красивые черты лица.
При появлении родителей личико младенца улыбалось. Ещё не спал, а
начавшаяся дрёма клонила его ко сну. В этот момент появился луч луны,
осветив лицо ребёнка. Набежавшие тучи преломлялись через оконное стекло
и, казалось, будто бы они пришли в гости к мальчику спеть ему
колыбельную. Сквозь гардину просачивался луч, освещая слабо комнату, где
спал ребёнок. Штора на окне вдруг колыхнулась, и появился нежный цветок
герани, который ласково рассматривал спящее дитя.
Ребёнок рос, и каждый день удивлял родителей своим поведением.
Просыпаясь утром, но ещё находясь в постели, он вдруг услышал свист
чайника, раздававшийся из кухни. Миша блаженно заулыбался и, подражая
свисту начал притопывать ногами, изображая стук колёс. Этот звук, идущий
из рожка чайника, очень забавлял его. Настя зашла в детскую, мило
улыбнулась, обняв сына, ласково сказала ему:
- Доброе утро, сыночек! Вставай, умывайся! Сегодня тебя ждёт
особенный день. Тебя ожидает сюрприз.
- Сюрприз?! И Миша, спрыгнув с кровати, начал бегать по комнате и
хлопать в ладоши.
Сокровенной мечтой мамы нашего малыша был их первый совместный
приход на богослужение в храм.
Миша уже мог самостоятельно ходить, разговаривать, одеваться. Он
даже кроссовочки одевает сам, не позволяя маме помочь ему. При этом
повторяет:
- Мамочка, я одену их сам!
Тщательно продумала, как ей одеться, ведь она идёт первый раз вместе
с сыном
в православный храм. В храм, в котором она вымолила своего единственного
первенца.
- Одену-ка я бирюзовое платье, оно мне очень к лицу, туфли-лодочки,
которые купила к рождению сына, а на голову повяжу тонкую кружевную
косынку, что досталась от моей мамы. На улице ещё не совсем тепло, одену
своё любимое пальто песочного цвета. А что же я одену на моего сыночка?
4
Ах, да! Я же купила ему костюм-троечку. Ещё до рождения Миши, зашла в
магазин и увидела этот костюм. Мне он очень понравился. И тогда
попросила продавщицу:
- Зинаида, пожалуйста, покажи мне вот этот костюм для мальчика.
Она так удивилась, но спросить не решилась, для кого? Вот сегодня
этот костюм дождался своего хозяина. Словно ведала, что Бог пошлёт мне
именно сына.
Настя позвала Мишу и надела на него белоснежную рубашку, ребёнок очень
обрадовался! Улыбка не сходила с его лица и ямочки на щеках сияли
румянцем.
- А вот ещё костюм, давай померяем!
- Ой, мамочка, какой красивый! А бабочка, тоже мне?
- Да, милый! У нас сегодня такой праздничный день, мы пойдём с тобою
в храм! Вот всё было уже готово. Подошли к зеркалу, ещё раз оглядели себя
и, остались довольны. Неожиданно луч солнца заглянул в окно и попал на
волосы мальчика. Они «вспыхнули» золотым огнём.
- Миша, смотри, как тебя солнышко любит, оно к тебе в гости пришло!
Подарило сияние волос, они у тебя сразу стали золотыми. Миша засмеялся и
стал ловить солнечного зайчика:
- Я тебя сейчас поймаю… – и заливался смехом.
Когда они вышли из дома, на них повеяло весенней прохладой. На
деревьях кое-где проклюнулись почки, а птицы щебетали весёлым хором.
Если бы рядом оказался профессиональный музыкант, наверняка изумился
бы, как птичий хор умудрился пропеть одну из весенних кантат Иоганна
Себастьяна Баха? Из соседней рощицы раздавались глухие голоса клёста и
глухаря. Казалось, что они исполняют дуэт из оперы Кристофа Глюка
«Ифигения в Тавриде». Миша вслушивался в пение птиц и брови его
приобретали особую подвижность. Они, то взлетали вверх, когда мелодия
ему нравилась и, наоборот, когда мелодия была не по душе, опускались,
словно крылья подпитой ласточки. Берёзы шептались друг с другом,
обмениваясь новостями за день, мечтали, что скоро они наденут изумрудные
платья. Все эти звуки, шорохи, шелест отдавались в душе ребёнка и
отражались мгновенно на лице. Глаза тоже менялись: то закрывались,
то открывались, от удовольствия он щурился и притопывал ногами, как
будто маршировал…
Мишу назвали в честь Святого Архангела Михаила. Когда ему
исполнилось четыре года, мама решила повести его в церковь. Вот они
заходят в ворота храма. Его купола были особенно величественны. Их сияние
поражало красотой и днём, и ночью. Золотые кресты возвышались над ними,
5
будто спящие Ангелы посреди рая. Перед зданием церкви Миша, как и мама
крестился своими маленькими ручками, а когда услышал колокольный звон,
зазывающий к утрени, лицо его осветил радостный луч.
Началось богослужение. По всему молитвенному залу разлились чудные
звуки хора, то благородные и возвышенные, то радостные или
скорбные. Мальчик не выдержал такой поток эмоций и впечатлений, стал
громко их комментировать:
- Мамочка, эта музыка та же самая, которую мы слышали у птичек. Это
они научили этой музыке дядей и тётей, которые поют. А звуки церковного
хорала всё больше и больше, всё выше и выше поднимались к самой вершине
купола. Мише казалось, что мама привела его обратно в лес. Только не
понятно, почему этот лес вдруг превратился в красивое здание, а птичий хор
преобразился в людей, но музыка осталась прежней.
- Это – колокольный звон, мой мальчик!
Миша долго стоял и вслушивался в каждый звук и улыбался, а мама,
глядя на него, подумала:
- Боже мой! Ребёнок точно не от мира сего! Какое у него лицо: щёки
разрумянились, глаза сияют каким-то внутренним светом, руки взлетают в
такт мелодии. О, Боже! Благодарю тебя за Дар моего дитяти. Слёзы счастья
скатывались с её прекрасного лица.
Придя из церкви, она поведала мужу:
- Представляешь, мой дорогой, как наш сын отреагировал на
колокольный звон?
- Конечно, нет, дорогая. А что же с ним произошло?
- Он в точности повторял взмахами рук мелодию, доносившуюся с
колокольни. А, когда мы вошли в храм, то Миша молился и кланялся, как
взрослый. Прихожане в удивлении оглядывались на него. Запел церковный
хор и, наш сын, наше чадо стал пританцовывать и петь что-то на своём,
детском, языке. Люди, находящиеся в храме, перешёптывались друг с
другом и вопрошали:
- Чей это ребёнок? Как он усердно молиться!
И кто-то ответил из молящихся полушепотом:
- Вон его мамаша рядом с ним стоит, видно недавно в церковь стали
ходить, раньше мы её не видели.
В детстве Миша сильно походил на девочку. Длинные, вьющиеся
кудри обрамляли одухотворённое лицо мальчика.
Помнится, как-то они гуляли с мамой в парке, а какая-то старушка
проговорила:
- Какая красивая девочка: и кудряшки, и на щеках ямочки, просто
принцесса. А почему, мамаша, Вы не одели ей красивое платьице?
Настя, смеясь, ответила:
6
- Потому уважаемая, что – это мой сын, а не дочка!
Старушка всплеснула руками:
- Боже ж ты мой, какого Ангела подарил Вам Бог, дочка! Берегите его! В
оба глаза за ним смотрите!!
Миша подрастал и с каждым днём становился всё любознательнее и
умнее. Настя решила посоветоваться с мужем:
- Тимур, а не оформить ли нашего сына в детский сад? Среди
сверстников ему будет веселей, да и для предстоящей школы польза.
- Я тоже об этом подумал, согласен, давай оформим, и пусть мальчик
ходит в детский сад.
Документы все уже были сделаны, всё, что нужно приобретено и
уложено в рюкзачок, который купили совсем недавно. Прежде чем купить
рюкзак, мама предложила Мише:
- Пойдем сынок вместе в магазин и купим тебе рюкзак.
На дворе была уже настоящая весна. Реки вешней воды, шепчась и,
журча, бежали сплошными потоками по асфальту. Миша щурился от яркого
солнца и внимал каждый звук. Для него журчание воды соединялось в
его воображении с большим оркестром, словно он попал в театр, где шло
представление, а дирижер создавал из инструментов восхитительную
музыку. От всего этого шума, гама, весенней капели у мальчика широко
открывались глаза, а лицо сияло при каждом новом звуке, и он обратился к
маме:
- Мамочка, я слышу музыку со всех сторон, тут и скрипка, и виолончель,
гобой, орган. Ах, какая музыка! И его счастливое лицо улыбалось. Зашли в
магазин и стали подбирать товар, но Мише не важна была покупка, его
заинтересовали огромные аквариумы, где плескались золотые рыбки и сомики,
и другие рыбки, похожие на золотых. Шум воды в аквариуме привлёк
внимание ребёнка. Он представил, что он находится на берегу моря и
слышит всплеск волн, крики чаек, ласковое солнце обволакивает своим
теплом всё его тело и он, словно золотая рыбка плывёт в облаке брызг и
мелодии моря. Его мечтания прервала мама вопросом:
- Мишенька, пойдём домой?
- Мамочка, я только, что был на берегу моря, какая там музыка звучала!
Удар волн о прибой напомнил мне музыку органа.
- Я будто бы сейчас побывал на концерте.
Изумлённая мама переспросила:
- Сынок, а где ты слышал орган?
- Мамочка, помнишь мы были в гостях у тёти Даши и там работал
телевизор, шёл концерт. Дядя играл на большом инструменте с трубами и
этот инструмент назвали «орган».
Настя переспросила сына:
7
- А ты, сыночек, так и запомнил название инструмента?
- Да, мама я сразу и запомнил, что этот инструмент называется орган.Ты
не представляешь, какие у него потрясающие звуки! Мне казалось, что трубы
органа напоминают те самые высокие сосны в нашем лесу. Изумившись от
услышанного, мать онемела, а в голове у неё заметался рой мыслей:
- В который раз убеждаюсь, что мой сын особенный! Подумать только,
какое воображение, сравнить высокие сосны с трубами органа.
И вот наступил тот радостный день, когда мама с Мишенькой пошли в
детский сад. Придя в группу, их встретила воспитатель Наталья Ивановна
.Приветливо обратилась к Мишиной маме:
- Я воспитательница Вашего сына. Милости просим в нашу дружную
семью, рады видеть Мишу у нас в группе, а сама подумала, оглядывая
мальчика:
- Как элегантно одет ребёнок! Костюм-троечка прямо с иголочки,
белоснежная рубашка с бабочкой. Всё подчёркивало его интеллигентность и
воспитание. А кудри! - Словно у девочки! Ямочки на щёчках, внимательные,
умные, пытливые глаза выдавали о его внутреннем состоянии души.
- Мишенька, заходи в группу, будем знакомиться с детками…
Пребывание Миши в дошкольном учреждении раскрывали его
феноменальную память и талант.
Первые шаги его были к подготовке к праздничному мероприятию в
честь Международного женского дня. Вошла музыкальный работник и
объявила:
- Кто хочет принять участие в этом празднике?
Тогда первый откликнулся Миша и сказал:
- Я могу спеть песню.
- Какую песню ты споёшь нам?
Тогда он вышел и запел: "Ромашки спрятались, завяли лютики...» Миша не
просто пел, на его лице отображались все музыкальные моменты, то
улыбался, то сдвигал брови к переносице, при этом руки у него тоже
работали в такт музыке и песни.
Музыкальный работник от изумления и восторга обомлела, а потом
придя в себя, спешно вышла из зала и через какое-то время вернулась
обратно, приведя с собой всю администрацию во главе с заведующим и
провозгласила:
-У нас появился свой вундеркинд!
И с этого времени началась музыкальная карьера Миши. Без него не
обходилось ни одно концертное мероприятие, в группе его все полюбили, он
был, как волшебный сказочник. Раньше перед сном воспитательница читала
детям сказки, а с появлением одаренного мальчика, всё пошло по-другому.
8
Музыкальный работник пришла в группу, где был наш герой и сказала:
- Наталья Ивановна, – обратилась она к воспитательнице Миши, – нам
предложили написать заявку к празднованию Дня Победы 9мая, мы всей
администрацией решили послать на этот концерт нашего воспитанника
Мишу Васильчикова выступить в Кремлёвском зале солистом. У него
всё получится, он настоящий артист, мы верим в него!
- А представляете, что будет запись на телевидение и мы сможем потом
посмотреть этот концерт в группе. Вот будет здорово! Какое счастье, что у
нас есть такой талантливый ребёнок!
Миша до конца не понял, что его ожидает, но очень обрадовался:
- Счастье-то какое, выступить на таком великом празднике, да ещё в
Москве! Все дети хлопали в ладоши, только Петя сидел хмурый и злобно
поглядывал на Мишу. В его взгляде читалась неприкрытая зависть и злость.
С этого времени он стал делать гадости ребёнку:
- Где моя бабочка? Я опаздываю на репетицию?
Дети дружно стали искать бабочку, а Петя пошёл и сел за столик и
наблюдал за всеми с ехидной улыбкой. На его лице было написано
удовольствие, от того, что Миша расстроился.
- Выбрали солистом, растяпа, какой с него солист, если он потерял свою
бабочку, не – солист он, а – соплист; и весело смеялся.
Наконец, бабочку всё-таки нашли и мальчик в сопровождении
музыкального работника покинул группу.
А Петя ещё долго бросал завистливые взоры на дверь, что закрылась за
Мишей.
Ребёнок не только читал сказки наизусть, пел, но он подражал
известным знаменитым певцам и певицам: Евгению Вестнику, Рине Зелёной,
Олегу Онуфриеву, а так же мог спеть голосом Людмилы Зыкиной, Ольги
Воронец и многих других, передавая не только их пение, но и манеру
исполнения.,.
Дети сами просили его:
- Миша, почитай нам что-нибудь! – и он без устали читал наизусть и
стихи, и сказки, а их он знал в большом количестве. Причём, не просто
читал, а всё это изображал мимикой, жестами или менял голос героев
сказок. Его чтение приравнивалось к мини-спектаклю, только во всех ролях
был он. А на прогулках, ребёнок тоже был в кругу внимания:
- Миша, спой нам песенку! – просили сверстники.
Мальчик усаживался на возвышенность или взбирался на лавку и пел
разные песни – и детские, и взрослые. А, когда приходил домой, бежал к
маме, обнимал её и рассказывал:
9
- Мамочка, представляешь, меня сегодня в садике назвали настоящим
артистом. Все слушали меня и хлопали в ладоши.
-А, что же ты сыночек сделал, почему тебя назвали артистом?
- Я делал всё: читал наизусть стихи, мои любимые сказки по заказу
ребят, и даже пел!
Настя крепко обняла и поцеловала своего сына, приговаривая:
- Какой ты у меня грамотный, начитанный, я очень тобой горжусь!
А он счастливый садился к маме на колени, крепко прижимался всем
телом к её груди, тем самым показывая нежную любовь к самому дорогому
человеку – маме...
Весну ждали все, вот она пришла на радость всем! С её приходом
поменялись планы. Мишины родители тоже в ближайшие выходные решили
погулять по лесу, им наскучила рутинная городская жизнь и сама судьба
потянула их туда. Не переставая удивляться своему ребёнку и его успехам,
мама Миши обратилась к мужу:
- Тимур, дорогой, а не поехать ли нам с сыном на природу, уже и
подснежники появились на проталинках. Ему будет полезно и свежий воздух
леса и впечатления, окружающей природы.
- Конечно, милая, разве я против!
Быстро умывшись, одевшись, наскоро выпив чай с бутербродами,
направились к остановке автобуса. Дорога была недолгой. Скоро показалась
сама остановка. Идя по дороге к лесу, они наблюдали, как талый снег
сползает с кустов и поверхности луж, оставляя небольшие проталинки. И эта
таинственность природы побудила мальчика к действию. Нагнувшись к
растаявшей полянке, он увидел, как из земли появился тонкий стебель и на
его глазах происходит чудо.
На тонком стебле возник бутон и вдруг он начал раскрываться,
превращаясь в цветок первозданной чистоты. Миша подошёл поближе и
произнёс:
- Здравствуй, прекрасный цветочек! Какой же ты беленький, с нежной
голубизной. Раньше тебя нигде не видел. Наклонившись, он втянул запах
цветка и, в его представлении сама весна появилась в образе подснежника.
И тут он обратился к маме:
- Мама, мамочка, посмотри, какой он красивый! А что это за цветок?
- Это первый вестник весны, Мишенька. Подснежником называется.
- А почему он так называется? Он что, живёт под снегом?
- Да, видишь, откуда он появился? – из земли, а тут, только, что был снег.
И, когда солнышко пригрело, снег растаял, появилось это прелестное чудо –
подснежник.
10
Только они вошли в лес, Миша сразу увлёкся пением птиц.
Где-то куковала кукушка, ухал филин и распевала иволга. Ребёнок стал
подражать птицам и снова удивил своих родителей:
- Тимур, послушай, как подпевает наш сын птахам, какой у него
музыкальный слух!
А наш герой всё дальше и дальше следовал за птичьими голосами. Не
успели оглянуться, он – уже под высоким раскидистым деревом.
Слабые лучи пробиваются сквозь голые ветки деревьев,
шум ветра надвигается на ребёнка всеми нотами: начиная с ноты до и кончая
нотой си. Они словно лёгкие пушинки кружатся перед Мишей, запутывются
в его кудрях и проникают в глубину души. Раскачивающаяся голая ветка,
своим шорохом напела ему:
- Раз, два, три...
Мотив солнечного зайчика, яркий луч, прорезавшийся сквозь ветвь,
создавали удивительную сцену. В представлении мальчика, лес,
окружающий его стал зрительным залом. Он ещё только возрождался от
зимней спячки, как нежные почки несмело открывали свои глазки, радуясь
весне. Миша закрыл глаза и мысленно перенесся в царство
зверей и птиц:
- Мама, папа, слышите дятел стучит по стволу дерева, выбивая
барабанную дробь, а вот шелестят прошлогодние листья, это – скорее всего
ежик вышел на прогулку, а заодно и поискать пищу для своих деток. И тут
же, закидывая верх голову, вслушивается в нежные, задумчивые трели,
пролетавшего журавлика.
Каждый человек празднует свой день рождения раз в году. Вот пришёл
черёд отмечать и нашему герою. Двери не закрывались с самого утра. В
раннюю пору дверь Васильчиковых раздался громкий звонок:
- Иду, иду! – и мама побежала открывать дверь.
Это пришла соседка тетя Надя и принесла лопоухую собачку и красивую
коробку конфет.
- Мишенька, с днём рождения!
Только уселись за стол, как дверь распахнулась и на пороге появились
дедушка с бабушкой.
- Дорогой внучек, наш любимый, мы с дедом приехали тебя поздравить и
конечно и маму, и папу:
- С рождением сына, дочка! Пусть будет счастливым и здоровым! А
дедушка крепко пожал руку внучку и поднял высоко над собой и кряхтя,
сказал:
- Однако ты уже вырос и опустил его, приговаривая, а теперь беги за
11
подарком. Видишь вон ту большую коробку? Внук открыл коробку и в
восторге запрыгал от радости:
- Дедулечка, спасибо, родненький! Я так мечтал о железной дороге! – и
глаза его засияли, как две звёздочки. Он подбежал к деду с бабушкой крепко
их обнял и поцеловал.
- Мамочка, смотри, что мне подарили дедушка и бабушка!
- Мишенька, поздравляю, твоя детская мечта сбылась!
Пришла очередь дарить родителям. Они внесли детский, игрушечный
рояль. Миша сразу подбежал к роялю и стал перебирать пальчиками по
клавишам.
- Мамочка, папочка, какой он красивый это чудо-рояль! Он на цыпочках
поднялся и обнял маму и папу за шею и поцеловал в щёки. Снова зазвенел
звонок: и на пороге появился родной дядя мальчика.
- Мишутка, вот тебе медвежонок, он в гости пришёл к тебе из леса и дядя
достал большого коричневого медведя из коробки и вручил ребёнку.
А гости шли и шли...
В открытую дверь вошли тётушки Миши, в руках у них были подарки для
любимого племянника: большой белый медведь, красивый мяч и многое
другое.
Миша, раскрасневшийся, в розовой рубашке с галстуком, в легких
шортах подбегал ко всем поздравляющим и ласково их благодарил.
Родители всех благодарили от всей души:
- Спасибо вам наши родные дорогие за подарки для ребёнка и добрые
пожелания!
На день рождения к Мише собрались родственники, друзья... Вот где
ребёнок проявил себя и привлёк внимание взрослых. Фантазии его не было
предела. Он наизусть читал сказки, стихи, пел песни, даже по заявкам. Ему
удавался и взрослый вариант песен. Был такой случай: мама сказала Мише:
- Сынок, сейчас буду нести торт в честь твоего дня рождения, а ты
развлекай гостей.
А Мишеньке приспичило на горшок, он побежал в туалет. Только снял
штанишки, как вдруг выключили свет. Ребёнок очень боялся темноты и не
одевая штанишек, побежал к взрослым, только он появился в зале, с
опущенными штанишками, как включился свет...Боже, как он растерялся, но
кто-то быстро спас ситуацию, поднял Мише шорты и все приняли это за
шутку:
- Какой ты у нас артист-затейник! – и все гости засмеялись...
Только Мише было не до смеха..
Но вот родственники и гости стали разъезжаться по домам. Мишина
мама, провожая их благодарила, едва сдерживая слёзы. Миша очень
удивился, почему мама плачет? Ведь так было всё весело! Когда всех гостей
проводили, он тихонько спросил её:
- Мамочка, а почему ты плакала, говоря слова благодарности?
- Мишенька от радости!
12
- От радости? А разве мама плачут от радости?
- Да, сынок, это – слёзы счастья!
Она притянула к себе сына и нежно поцеловала в его золотые
кудряшки. А её сын мысленно перенесся к своим подаркам и глаза его ещё
пуще засияли от удовольствия. Он подумал:
- Надо попросить маму, чтобы железная дорогая была у меня в детской
комнате. Когда я проснусь, сразу увижу её и рояль, чтобы стоял рядом! Какое
это счастье! А подаренные мягкие игрушки я положу рядом с собой, они
такие милые.
После красавицы-весны наконец-то пришло долгожданное лето. Миша
очень ждал его. Он очень хотел погулять на любимой поляне, которая была
недалеко от дома. На этой полянке ему нравилось всё: колокольчики разного
цвета привлекали внимание мальчика, лютики и ромашки, медуницы
радовали глаз. Часто с мамой он посещал полянку, приносящую ему радость
и удовольствие:
- Мама, слышишь, как звенят колокольчики?
- Нет сыночек не слышу, но я любуюсь их яркой расцветкой.
- А вот воробей защебетал! – и Миша тут же изобразил щебетанье
воробья. Вдали слышна трель жаворонка, а малиновка старалась перепеть его
сладким голосом. Мальчик стоял посреди поляны и прислушивался к
каждому звуку, а мама наблюдала за его красивым лицом и руками. Вот его
брови взлетели вверх, глаза широко открылись и он в такт своей мелодии
плавно поднял руки и словно поплыл в море только ему услышанной
музыки. Сын взрослел на глазах и в это лето на свою любимую полянку он
решил пригласить своих друзей. Они согласились и всей гурьбой
отправились на поляну. Придя на полянку, ребятишки сразу стали рвать
цветы и складывать в букеты, чтобы потом подарить мамам, сестричкам и
бабушкам. В это время перед глазами ребёнка повис целый рой мошек,
солнечные лучи освещали их и, ему чудилось, что это танцующие эльфы
исполняли загадочный танец, и Миша с восторгом наблюдал это действо.
Перебегая от цветка к цветку, он тихонько притрагивался к ним и,
казалось, что цветы кланяются, издавая нежную музыку. Глаза у мальчика
сияли и в них играли солнечные лучики, уголки губ вздрагивали, когда он
прикасался к тому или иному цветочку.
Вдруг от его касанья к медунице взлетела пчёлка и от шелеста её
крыльев, он услышал легкую и ажурную польку. От радости решил
поделиться впечатлениями с друзьями. Они уже собрали красивые букетики,
самодовольным видом сидя на полянке.
- Идите сюда Петя, Вася, Ваня! Посмотрите, как танцуют эти милые
мошки!
- Какие мошки? Где?
13
Раздался дружный детский смех, но наш герой не сдавался, продолжая
свой рассказ дальше.
- Слышите, как жужжит шмель, пролетая над поляной, вот он сел на
ромашку и она издала нежную мелодию.
Дети покатились со смеху. Но Миша не придал этому значения.
Остановившись посреди полянки, мальчик стал дирижировать, притопывая в
такт мелодии ногой. В его представлении любимая поляна превратилась в
танцевальный зал, а все насекомые обрели роли. В голове ребёнка
вырисовывалась фантастическая картина, он вообразил, что вместо него
оркестром управляет профессор-кузнечик, одетый, как подобает в черный
фрак, белоснежную рубашку с галстуком в виде бабочки.
На сцене изящные и нарядные бабочки в кружевных пелеринках играют
виртуозно на скрипках и виолончелях. Солистом был важный воробей, его
наряд блистал дорогими украшениями, на лацканах пиджака сверкали
бриллианты и изумрудные бусы.
В это время дети наблюдали за своим другом и очень удивлялись, что
же с ним происходит?
А у Миши рисовалась одна картина за другой.
Под музыку оркестра важные кавалеры-жуки приглашают на танец
милых изящных стрекоз.
- Разрешите милые барышни вас пригласить на первый тур вальса.
Изящный реверанс и стрекозы, одетые в прозрачные, серебристые платья
легко закружились и поплыли со своими кавалерами по цветочной поляне.
Но тут по травинке выползла гусеница, которая на глазах у всех
превратилась в кокон. Через несколько минут он рассыпался и, изнутри на
свет божий появился прекрасный махаон. Крылышки у этой прелестницы
фиолетового цвета оригинально дополняли палитру пейзажа среди этих
насекомых. Она сразу привлекла внимание кавалеров. К ней подлетел
богомол, одетый в изумрудный костюм. На его голове красовался цилиндр. С
важным видом джентльмена пригласил её на танец:
- Смею ли я предложить прекраснейшей даме со мной танец, он будет
для меня наградой! А Ваше согласие только осчастливит меня!
- Да, несомненно, пролепетала дамочка, поправив свою дивную прическу
и шлейф бального платья, которое имело нежно-сиреневый цвет.
Музыка продолжала очаровывать мальчика всё больше и больше. Он снова
услышал, как заиграл оркестр под управлением дирижёра-кузнечика, а потом
запели скрипки в крылышках бабочек и стрекоз, наряд которых выделялся
на фоне строгих костюмов музыкантов. Важные кавалеры, зелёные червяки,
приглашали своих козявочек:
- Милые барышни давайте потанцуем, как раз быстрый танец!
Смущённые барышни отвечали поклоном и одетые в разноцветные, бальные
платьица, кружились и кружились, весело смеясь, разглядывали наряды друг
друга. Грянула музыка и, пары закрутились в быстром танце. Мотыльки тоже
не отставали от своих собратьев:
14
- Дорогие дамы, приглашаем вас на польку!
И они вращались в быстром танце, прыгая по цветочной поляне.
Снова полились медленные звуки вальса и, кавалеры, взяв под крылья своих
дам, повели их к центру поляны под прекрасную музыку вальса.
Миша повернулся к друзьям и опять предложил им вместе с ним
полюбоваться на представление:
- Петя, ты слышишь, как играет оркестр? Посмотрите, друзья мои! Вон
одна из козявочек заплясала да так смешно и потешно...
Детский смех был в ответ и ещё долго раздавался эхом по поляне и в
лесу.
- Чудак! – дружно сказали дети.
Но мальчик не обращал на это внимание, для него вся поляна с
цветами, с этими прелестными обитателями полянки в его воображении
закружила в вихре лёгкого танца. А он стоял и, затаив дыхание, восторженно
любовался на милое представление.
Наш герой уже ходил в школу. Утром, проснувшись, почувствовал
недомогание, хотел сказать маме, но передумал, ведь сегодня у него
музыкальная школа. Разве можно её пропустить... Вечером, когда
возвращался, глядя на небо, почему-то не любовался, как обычно
закатом, яркими лучами расцвечивавшими небосвод и создавшейся
таинственной картиной, словно солнце навсегда прячется в эти серые,
тяжелые тучи. В этот вечер на душе было тревожно и неуютно, войдя в лес,
тревога ещё больше усилилась. Пробовал напевать песни, но голос от
волнения срывался и он замолк.
Вдруг на его пути появились бродячие собаки. Он увидел их очень
поздно. Животные злобно рычали и стали окружать Мишу. Отбиваясь
портфелем и руками, он ещё мог кричать некоторое время:
- Ради Бога, помогите! Спасите меня!
Подросток пытался бежать, но собаки, голодные и злые животные не давали
ему этой возможности. Напав со всех сторон, они стали рвать тело ребёнка, а
некоторые отскочив, начали выть:
-У-у-у-у!
На счастье мальчика по той же дороге шёл мужчина и, когда он
увидел, что собаки что-то рвут, сломал огромную ветку и ринулся в их
сторону, всё время, крича:
- Пошли вон, дикие звери!! Я вас всех сейчас поубиваю!
Подойдя ближе, увидел ужасную картину: на земле лежало
бездыханное, растерзанное тело ребёнка. Наклонился, пощупал пульс, понял
ребёнок ещё живой. Поднял бережно его на плечи и, что было силы,
помчался до ближайшей поликлиники. Слава Богу, он успел, во
время принёс пострадавшего. Доктора спрашивают:
15
- Как зовут ребёнка? Сколько ему лет? Где живёт?
На что мужчина ответил:
Я не знаю, как зовут мальчика, сколько ему лет и где он живёт. Я его нашел в
лесу, на дороге, отбил у собак. Был портфель, но эти звери так накинулись на
него, что и от портфеля ничего не осталось, кроме клочков разбросанных на
траве.
Долго врачи боролись за жизнь ребёнка и жажда жизни победила.
После длительных операций Миша начал приходить в себя. Первым делом у
него открылись глаза и, сидящие возле него, мама и бабушка пришли в
радость и умиление. Тихо спросили:
- Сыночек, внучек, как ты себя чувствуешь?
Миша не произнёс ни слова, только смотрел расширенными глазами
то на маму, то на бабушку. Прошло некоторое время, раны потихоньку
начали заживать. Но ночами мальчик кричал:
- На меня напали собаки, спасите меня!
Дежурная медсестра успокаивала, как могла:
- Успокойся мальчик! Ты в больнице и не какие собаки на тебя не
нападут…
Прошло несколько месяцев, Мишу выписали домой. Лицо его было
обезображено, всё в швах. При выписке родителей успокоили, что как все
раны заживут, ему сделают пластическую операцию. Дома Миша чувствовал
себя в безопасности, он выходил на балкон, а там синички, воробьи, иногда и
скворцы прилетали и пели свои весенние песни на свой лад. Он стал
вслушиваться в их концерты.
Бабушка была возле него и хотела как можно быстрее, чтобы Миша
забыл все страшные события.
- Мишенька, пойдём погуляем по городу, посмотрим на вновь
построенный фонтан.
У него мгновенно наворачивались слёзы и он надрывно кричал:
- Не пойду!! Я боюсь собак! Они на меня снова нападут!
И он убегал вглубь комнаты и там находил успокоение.
Время шло незаметно, раны у Миши зажили, а душевные постепенно
зарубцовывались. Миша стал выходить на улицу, гулял с мамой, бабушкой,
да и с друзьями часто играл в разные игры. А музыка была с ним всегда,
зашумел ветер в кронах берёз, мальчик тут же поднимал голову и
мечтательно всматривался в голубое небо и верхушки деревьев.
- Мамочка, я сейчас услышал музыку ветра, а берёзки нежно подпевали
в такт мелодии.
- Мальчик мой, дорогой сыночек, а что ты ещё слышишь?
16
Подросток взбирался на лавочку в парке и показывал, как он чувствует
музыку. Жестикулируя обеими руками, он изображал оркестровую музыку и
дирижирование оркестром. Мама, не отрываясь, наблюдала за сыном и
понимала, сейчас он видит перед собой огромный зал и себя в роли
дирижёра.
Придя, домой, она решила поговорить об этом с мужем.
- Милый папочка, нам нужно решить, что сделать, чтобы наш мальчик
мог быстрее забыть этот кошмар, что с ним приключился.
- Тимур предложил. Давай я его научу ремонту домашней техники, ему в
жизни всё пригодится.
- Нет, мой дорогой! Это не подойдёт нашему ребёнку. Пальцы у него
должны быть
чувствительны, а то, что ты предлагаешь, нарушит кожу мальчика.
- А что ты предлагаешь дорогая женушка – Настя, подумав, ответила:
- Вот сегодня, мы гуляли с ним по парку и он и в шуме ветра и берёзках
находил музыку и останавливаясь, дирижировал воображаемому оркестру. А
не направить ли нам его на отделение фортепиано в музыкальную школу. У
него же с детства проявились музыкальные способности, вот и надо его
отдать на эстетическое обучение.
- Вот, что тебе скажу, дорогой Тимурушка, к сожалению очень хорошо
понимаю твоё желание дать нашему мальчику настоящее мужское
воспитание. Но мне кажется, что наш сын родился с другим
предназначением...
- Что ты имеешь ввиду?
- Хочу обратить внимание, что усиленное мужское воспитание разрушит
в нашем Мишеньке тонкую организацию его души.
Тимур продолжал возражать:
- Он же не девчонка, чтобы иметь эту утончённость, как ты об этом
говоришь. Над ним будут смеяться сверстники и дразнить девчонкой.
- Нет, ты не так всё понял...
- А как надо понимать?
- А вот так! – Мишеньку надо отдать в музыкальную школу...Мне об
этом говорил отец Игнатий на исповеди.
- Много понимает твой поп!
- Ему бы только кадилом махать, да полуграмотным старухам в карман
заглядывать.
- Но не отдавать же ребёнка в твою партийную школу. У него командного
голоса нет и черт твоего волевого характера тоже.
- Так ты предлагаешь из мальчишки сделать размазню?
Настя не выдержала напор доводов мужа и из глаз её покатились
крупные слёзы.
- Я хочу, чтобы наш сын, будучи настоящим мужчиной, стал и настоящим
17
музыкантом с добрым, отзывчивым сердцем, понимающим красоту звуков в
соответствии с его восприятием окружающего мира. Тупых солдафонов у нас
в стране много, а вот благородных и утонченных рыцарей нет.
- Это нам с тобой надо вернуться к прошедшей жизни на двести лет назад
и не среди простого народа, а среди бояр и князей.
- Всё Тимур хватит припираться, моя мама за.
- А ты не хочешь сначала спросить сына, нужна ли ему музыкальная
школа?
- Спросим. Если бы я тебя не любила по настоящему, то и разговаривать
на эту тему с тобой не стала. Отец позвал сына:
- Мишка, ты дома?
- Иду папа.
- Мы тебя с мамой хотим кое о чём спросить.
В комнату, где находились родители, вошёл Миша. Его глаза сразу
встретились со взглядом матери.
- Мишенька! Наш папа согласился отдать тебя в музыкальную школу и
купить пианино.
Очумевший от радости сын бросился отцу на шею и стал покрывать его
лицо горячими поцелуями.
- Прекрати сейчас же, я тебе не мама.
И мальчик застрекотал:
- Папа, папочка, ты самый лучший на свете. А когда я выучусь, ты
будешь приходить на мои концерты?
- У твоей мамы получаются концерты гораздо лучше. А на твои концерты
я буду приходить вместе с ней и с бабушкой. Счастливый сын обнял обеими
руками отца и зажмурился от удовольствия.
Обучаясь в музыкальной школе ,Миша проявил незаурядные
музыкальные способности. Первое произведение родилось у Миши в
пятилетнем возрасте. Он сочинил полячку, ходил и напевал её.
Придя, на следующее занятие Миша долго не мог приступить к занятиям.
Учительница музыки подошла к ребёнку и спросила:
- Мишенька, что с тобой? Миша, почему ты такой грустный?
- Елена Александровна, я сочинил польку!
- Польку? А можешь, ты её сыграть?
- Нет, я могу её только напеть.
Елена Александровна обняла нежно мальчика, поцеловала его в макушку и
сказала:
- Пой Миша!
Он тут же пропел свою полечку. А учительница просила:
18
- Пой, Миша, ещё пой!
Сама села за рояль, Миша пел, а она играла и писала ноты. Потом позвала его
и сказала:
- Ты умеешь уже сам писать. Напиши в правом углу свою фамилию и
имя. Пиши Миша Васильчиков и внизу музыка Миши Васильчикова.
- Елена Александровна, а Вы, что уже меня в композиторы записываете?
Учительница крепко обняла Мишу и погладила по голове. А сама подумала:
- Вот в нашей музыкальной школе появился будущий музыкант-гений.
Это же надо сочинить музыку в пять лет! Я в восторге и в восхищении!!
Миша прибежал домой и с радостью закричал:
-Мамочка, папочка, я сегодня стал композитором! Так мне Елена
Александровна сказала.
-А что же ты Миша сочинил, что стал композитором?
- Мамочка, полечку!
И он стал напевать мелодию полечки. Несколько раз напев её, он весело
засмеялся и побежал на улицу к друзьям. Мишины успехи были
поразительны для всей музыкальной школы. И вот уже выпускной и
Миша счастливый и элегантно одетый играет на рояле свои произведения.
В зале сидят его самые любимые родные: папа, мама и бабушка! У всех по
щекам катятся слёзы...Но это слёзы счастья!
К сожалению, мы не знаем всех подробностей взрослой музыкальной и
личной жизни Михаила Тимуровича Васильчикова, но хотим сказать, веря в
то, о чём говорим. Он стал настоящим и человеком, и музыкантом,
достойным примером для подражания. Ведь не столь уж и важно, какую кто
избирает в жизни профессию. Важно другое, чтобы не смотря ни на какие
жизненные трудности, препятствия или испытания, человек оставался всегда
человеком, помня, что именно он несёт всю ответственность перед Историей
за благополучие будущих поколений и их счастливую жизнь.
Свидетельство о публикации №225052800593
Ребенок благословение Бога,а творческий дар- это особая благодать,ведь Бог наш -Творец.
Музыка -высший талант.
Тот кто приблизится к Богу понимает что мир создан в совершенстве гармонии любви.
Благодарю за обращение к этой теме!Рада прочесть!
С самыми добрыми пожеланиями, Таис ☀️
Таис Никольская 03.06.2025 13:22 Заявить о нарушении
Спасибо тебе дорогая за красивый
и чувственный отзыв! Спасибо от
всей души!
Мария Нечаева 4 19.06.2025 22:17 Заявить о нарушении