Москва - Чёнки и... Ласунак
Виктор Астафьев
Время от времени мы, а это несколько близких по духу (литературному) подруг из разных концов бывшей огромной страны под названием Советский Союз, и с которыми мы продолжаем дружить в виртуальном мире, встречаемся в реальном.
Таким образом мы уже отметились в городах: Минске, Смоленске, Санкт-Петербурге, Стародубе (Брянская область) Таганроге, Калининграде – городах, в которых родились подруги.
На этот раз местом встречи стала Москва.
Мы с Натальей были из Гомеля.
Тот день пролетел как один час – мы не могли наговориться, наобниматься, насмотреться одна на одну.
Среди нас была и Нина Трунова с Брянщины. Она уговорила нас – белорусок, остаться в Москве ещё на один день – когда ещё увидимся… Время такое неспокойное наступило…
Нина повела нас на ночлег к своей дочери, которая жила в столице России, заверив, что и она будет рада гостям из Беларуси.
За день мы так устали, что мне казалось, что как только мы перешагнём порог квартиры, я упаду где-то в углу прямо на полу.
Наконец мы притянулись на Мичуринский проспект в Раменках, где на то время снимала небольшую двухкомнатную квартиру молодая московская семья из трёх человек.
Нас встретила похожая на модель с обложки глянцевого журнала, дочь Нины Елена. Обнявшись с матерью, она познакомила нас со своим мужем Александром и дочерью-подростком Викой.
– А это кто? – спросили мы, как споткнувшись, про портрет красивого молодого лейтенанта в военной форме, к которому было прикреплено древко, чтобы удобно было его нести в рядах Бессмертного полка.
– Это отец мой – Войтенок Фёдор Иосифович, танкист, участник Великой Отечественной войны. Между прочим, он принимал участие в освобождении Белоруссии в 1944 году, его уже нет с нами, – ответила Нина, нежно дотронувшись до дорогого для неё облика.
Мы с Натальей с благодарностью и уважением опустили головы и так стояли около того, кто принимал участие в освобождении нашей святой земли, а сегодня шагает в рядах Бессмертного полка, пока нас не позвали хозяева к столу.
О! Это был не стол, он в тот момент был для нас скатертью-самобранкой из известной сказки. Весь он уставлен тарелками с едой явно приготовленной для нас – гостей из Беларуси.
Уставшие, но счастливые, что, наконец, добрались до места отдыха, мы без особых церемоний (после мытья рук) направились к сказочному столу.
Только мы уселись на удобные стулья с сиденьями с рогозы, только успели окинуть голодными глазами щедрый стол и оценить по достоинству старания молодой хозяйки, как обе, как по команде, подняли глаза на стену напротив и увидели в аккуратной белой рамке … портрет российского президента В.В.Путина. Он смотрел на нас и слегка улыбался. Сглотнув слюну, мы подрастерялись-переглянулись и обратили внимание на хозяйку, вроде спрашивая:
«А при нём есть можно?» Та в ответ приветливо улыбнулась и кивнула нам головой:
«Можно и нужно!», а сама в это время принялась сбивать миксером её – любимую и неповторимую – картошку.
Ага! Так вы, москвичи, оказывается, не меньшие «бульбаши», чем мы – белорусы?!» – с удовольствием отметили мы про себя.
Наполнив жёлтой, горячей, аппетитной картофельной массой глубокую тарелку, Елена, наконец, присела к столу. Мы с облегчением вздохнули – начинать пробовать вкусности без хозяйки мы считали верхом бестактности.
Надо было видеть, с каким азартом мы принялись за трапезу, как дружно наши руки тянулись к маринованным маслятам с лучком, к селёдке «под шубой» и селёдки в «числом» виде… как на глазах уменьшалась горячая жёлтая масса…
Хм! Так же стол в Москве не отличается от стола в нашем Гомеле и в моём нынешнем месте проживания – агрогородке – улыбнувшись и снова переглянувшись, отметили с удовольствием мы.
– Ну, как? Понравилось? – с хитроватым прищуром в глазах, как бы спрашивал нас Владимир Владимирович со стены.
– Ещё как! С полными ртами, про себя, не сговариваясь, отвечали мы с Натальей.
– И как вам картошечка с нашей дачи? Она у нас с секретом, – с таким же, только реальным вопросом обратилась к нам молодая хозяйка, а сама при этом с видом бывалого заговорщика глянула и подморгнула одним глазом матери. Та молча улыбалась.
– Знатная! Необыкновенно вкусная! Напоминает нашу. Смахивает на наш знаменитый сорт «Ласунак», – перебивая друг друга, дали мы оценку своему любимому и ничем не заменимому на белорусских столах продукту. В ответ вся семейка, включая внучку Нины Вику, радостно и с удовольствием рассмеялась.
Отсмеявшись, Елена с мамой Ниной нам выдали «картофельный секрет»:
– Так это же ваша картошка – из Беларуси, – «Ласунак» называется. А по-нашему как это будет?
– Лакомство. А как же она попала к вам? – удивились мы.
– Из Чёнок, что под Гомелем. Мы там прошлым летом в санатории отдыхали. И следующим летом тоже собираемся.
– И как – понравилось?
– Очень! Лес, река рядом… А люди какие доброжелательные!
– Да мы – такие! А бульбу нашу, как в Москву переправили? Поездом везли?
– Так мы с автомобилем были. Пару мешочков в багажнике привезли – себе и матери один. Она распробовала, и заказала нам привезти со следующего отпуска семенной – на даче пасадить. А мы привезём и посадить поможем. Да, муженек? – с улыбкой обратилась Елена к мужу. Тот в ответ кивнул головой, он в это время был занят – тянулся за очередной добавкой пюре из белорусской картошки сорта «Ласунак».
– Да-а – вот это номер! Вслед за хозяевами теперь и мы смеялись от души с Натальей.
И правда, картошка в Москве оказалась с «секретом».
Переночевав, благодарные за такой тёплый приём, мы собрались в дорогу. Но... нас ожидали и другие...приятности: во-первых, нам вручили по портрету своего президента, во-вторых, молодая хозяйка Елена запаковала нам гору бутербродов с собой в дорогу (в поезд), а её муж Александр повёл нас не до ближайшего метро, а к автомобилю и вместо железнодорожного вокзала повёз на … экскурсию по Москве!
И вот мы на пресловутой Красной площади. Затем на Воробъёвых горах – перед нами Лужники, известный университет (куда я в далёкой молодости собиралась поступить на юридический факультет)…
Около памятных мест Александр останавливался и мы фотографировались (сэлфились в охотку) на память: на набережной Москва-реки, напротив Кремля и известной «высотки», храма Василия Блаженного, у «ромашки» – панно международного фестиваля дружбы молодёжи, у памятного знака «Героям первой мировой войны» и много ещё где.
До самого отъезда с нами оставались Елена с мужем и наша закадычная подруга Нина. Потом они отвезли нас на вокзал и занесли вещи в вагон. На прощание мы все обнялись, как самые дорогие родственники. И только когда поезд тронулся с места, мы отошли от окна, а наши москвичи направились к автостоянке.
Уезжая, мы с Натальей договорились увидеться с Ниной в скором времени у нас – в Гомеле…
P.S.
Недавно Нина приезжала, как и обещала. Похвасталась, что её «дети» въехали в новом микрорайоне Москвы в свою квартиру! Она поучаствовала в нескольких наших литературных мероприятиях, подарила областной библиотеке Гомеля свои книги и увезла от нас белорусские госцинцы-подарки и… портрет нашего президента – Александра Григорьевича Лукашенко. Как заехала, прислала весточку в виде портретов двух президентов на кухне новой квартиры «детей» – Елены, Александра и Вики.
Теперь мы уверены, что, когда наши лидеры и на политической арене, и на ледовой, и… даже на кухнях вместе – на душе так спокойно, а аппетит прямо зверский!
*Ласунак" – среднепоздний столовый сорт. Выведен в Беларуси. Урожайность до 630 ц/га, вмещает крахмала 15-22%, вкусовые качества отличные, разваристость хорошая…(«Бульба белорусская». Энциклопедия. Минск. «Белорусская Энциклопедия имени П.Бровки». 2008.
Свидетельство о публикации №225052800736