Прокрастинация - упущенные возможности и скрытая у

Прокрастинация - упущенные возможности и скрытая угроза будущему


В последние годы термин «прокрастинация» буквально ворвался в общественное пространство. Его обсуждают в социальных сетях, используют в обыденной речи, обыгрывают в мемах, а среди коллег по работе и учебе зачастую проходят даже своеобразные соревнования — «кто отложил больше дел на потом».

Прокрастинация в последние годы стала не только психологическим термином, но и своеобразным трендом — многие открыто признаются в склонности откладывать дела. Это обусловлено быстрым ритмом жизни, постоянным информационным давлением и высокой конкуренцией.

Казалось бы, привычка откладывать все на последний момент стала не просто проблемой отдельного человека, а социальным феноменом, который все больше входит в привычку. Но не стоит забывать: прокрастинация — это не безобидное модное слово, а серьезная психологическая ловушка, приводящая к бездействию, разочарованию и потере возможностей.

Прокрастинация — явление сложное и многогранное. Это не просто леность или недостаток силы воли, а зачастую — результат сочетания объективных и субъективных факторов.

Рассмотрим основные причины:
1.Перфекционизм и страх неудачи.
Одно из наиболее распространённых объяснений прокрастинации — боязнь сделать что-то не идеально. Страх критики, ошибиться или не оправдать ожидания приводит к тому, что человек откладывает выполнение задачи, пока не почувствует себя «готовым». Порочный круг, в котором необходимая подготовка превращается в бесконечное ожидание «идеального момента».

2. Чрезмерная загруженность и информационный шум.
Современный мир навязывает высокие стандарты эффективности: нужно быть всегда на связи, мгновенно реагировать на изменения, быстро обучаться новому. Из-за постоянного давления многие выбирают краткосрочное облегчение в виде прокрастинации — переключаются на соцсети или отвлекаются на несущественные задачи.

3. Низкая мотивация и отсутствие ясной цели.
Если человек не видит смысла в выполняемой работе, она автоматически становится «токсичной», заставляя мозг искать любой повод избежать её. Прокрастинируют прежде всего те, кто не чувствует личной значимости задачи и не получает внутреннего удовольствия от процесса.

4. Особенности психики и влияния окружения.
Исследования показывают, что склонность к прокрастинации свойственна людям с более высоким уровнем тревожности, с нарушением саморегуляции, а также тем, кто находится в токсичном или недостаточно поддерживающем окружении.
Зарубежные и российские социологические исследования подтверждают: прокрастинация — массовое явление.

По данным ВЦИОМ в России, не менее 70% работающего населения сталкиваются с прокрастинацией хотя бы раз в неделю, а 18% — ежедневно.

Исследование американского профессора Джозефа Феррари (DePaul University) утверждает, что около 20% взрослого населения хронически прокрастинируют, что отражается на карьере, отношениях и удовлетворённости жизнью.

рокрастинация, как психологическое явление, особенно остро проявляется в студенческой жизни. В последние годы образ «вечно занятого, но вечно откладывающего всё на потом студента» стал едва ли не мемом современной молодёжи.

С одной стороны — это кажется поводом для шуток и ироничных публикаций в соцсетях, с другой стороны — реальная и растущая проблема, способная подорвать потенциал даже самых способных учащихся. По данным опроса, проведённого в 2023 году исследовательским центром Pew Research Center, около 65% студентов США признались, что регулярно страдают от привычки откладывать выполнение учебных задач.

 Молодые люди часто оказываются в ситуации свободы, которую им еще только предстоит научиться грамотно использовать, а множество разноплановых задач — от учёбы до подработки — повышают риск столкнуться с ловушкой бездействия.
Безусловно причины прокрастинации существуют, и это не только субъективные, но и объективные причины.

В этой связи следует отметить, что студенческая жизнь – это новая степень самостоятельности, и мы бы отметили ее, как повышенная степень. Для многих студентов переход от школы ко взрослой жизни становится испытанием. В этой жизни меньше контроля чем в школе, меньше родительской опеки. Без жёсткого внешнего контроля быстро формируется привычка «успеть всё в последнюю ночь».

Многие студенты подвержены идеей больших и лучших результатов в своей учебе. Это похвально. Но зачастую эти ожидания могут носить характер завышенных, отсюда любое несовпадение конечных результатов приводит к разочарованию и психологическому стрессу. Конкуренция в учебе, стипендии, гранты, давление родителей и желание не подвести требуют многого, но страх не справиться или провалиться вызывает прокрастинацию как способ избежать неудачи.

Студенческая жизнь — это не только учеба. Любые ВУЗы, особенно столичные, предлагают своим студентам самые различные площадки, позволяющие реализовать себя в творчестве, спорте, научной работе, волонтерстве. Здесь проходят самые различные  мероприятия, позволяющие студентам расширить свою социализацию, выстроить позитивные коммуникации, наработать организаторские навыки. Все эти привлекательные мероприятия тоже требуют времени и зачастую очень даже много.

Отсюда понятно, что отсутствие навыков самоорганизации может привести к провалам в учебе. Без навыков планирования, расстановки приоритетов и выделения главного многим сложно разобраться, с чего начинать и как структурировать рабочие процессы.

Тренд на романтизацию прокрастинации, когда откладывание дел представляют как способ «не загонять себя в рамки», на самом деле приносит немало вреда. Чем опасна прокрастинация для студента?

1. Снижение академической успеваемости и упущенные возможности.
По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», среди студентов, постоянно откладывающих выполнение заданий, уровень сессии в среднем ниже, чем у организованных сверстников.Опыт практической работы показывает, что выигрывают не самые умные, а наиболее дисциплинированные и организованные студенты. Прокрастинаторы, назовем их так, не нарабатывают навык самодисциплины и самоорганизации. Понятие ответственности у них размыто. Поэтому, пропускаются дедлайны, теряются шансы на переход с платной формы обучения на бюджетную форму, получение повышенных стипендий, грантов, участие в научных проектах и т.д.

2. Повышение тревожности и стрессовых расстройств.
Согласно исследованию ВЦИОМ и платформы Skillbox (2023), около 60% студентов связывают свою постоянную усталость и чувство тревоги с привычкой затягивать выполнение учебных задач. Это создает хроническую усталость, проблемы со сном, вызывает усталость, сложности во взаимодействии с преподавателями и сокурсниками, снижает настроение и самооценку. Регулярное откладывание задач запускает цепную реакцию: чем дольше человек не приступает к работе, тем больше накапливается стресс.

3. Пропуск значимых карьерных и личностных стартов.
Только за 2023 год более 40% студентов, опрошенных платформой hh.ru, признались, что ни разу не подавали заявки на стажировки «из-за нехватки времени», хотя реально не начинали их вовсе. Возможности проходят мимо, а на старте карьеры часто оказывается решающим именно вовремя оформленное резюме или отправленное задание.

4. Формирование деструктивной модели поведения на будущее.
Психологи отмечают: учебная прокрастинация часто перерастает во взрослую привычку — переносится на работу, семейные дела, личностное развитие, становясь фундаментальной чертой характера. Постоянное откладывание важных дел может раздражать окружающих, дестабилизировать семейные и дружеские отношения, особенно если прокрастинация касается бытовых обязанностей или договорённостей.

Следует также отметить, что долгосрочная прокрастинация приводит к ощущению пустоты, разочарованию в себе, формирует привычку избегать трудностей, а не решать их. В крайних случаях возможно развитие депрессии, апатии, социальной изоляции.

Во взрослой жизни, затягивание исполнения задач часто приводит к срыву дедлайнов, ухудшению качества работы и подрыву доверия со стороны руководителей, коллег, клиентов. Это затормаживает карьерный рост, приводит к конфликтам и даже увольнению. Для работодателя такой выпускник является не профпригодным.

Как выбраться из ловушки бездействия?
1. Ведение расписания и разделение задач на мелкие этапы.
Не хватайтесь за всё сразу. Любую большую работу делите на конкретные небольшие шаги с отдельными дедлайнами. Например: «В понедельник соберу литературу, во вторник напишу план, в среду – введение».

2. Использование цифровых инструментов для самоконтроля.
Много бесплатных приложений-планировщиков (Notion, Todoist, Google Calendar) позволяют отслеживать прогресс, ставить напоминания и визуализировать выполненные задачи.

3. Ограничение отвлекающих факторов и «правило 20 минут».
Достаточно заставить себя заниматься делом хотя бы 20 минут без перерывов — зачастую после этого становится легче втянуться в работу.

4. Периодичность отдыха и самопоощрение.
После завершения каждого этапа вознаградите себя коротким отдыхом, прогулкой или просмотром серии любимого сериала.

5. Поиск единомышленников и командная работа.
Групповые проекты, совместная подготовка к экзаменам и поддержка друзей помогают сохранять мотивацию, активность, работоспособность и снижать тревожность.

6. Обращение за профессиональной поддержкой.
При нарастающей тревожности и ощущении потери контроля не стесняйтесь обращаться в студенческие психологические службы, к старшим товарищам, преподавателям которым Вы доверяете.

Таким образом, прокрастинация перестала быть сугубо индивидуальной проблемой, превратившись в модный феномен, который, однако, скрывает за собой массу рисков: от потери времени и возможностей, до снижения качества жизни.
Преодоление прокрастинации начинается с осознанности, малых ежедневных шагов и восстановления контроля над своей деятельностью и временем. Если Вы обнаружили у себя симптомы прокрастинации — не откладывайте перемены на завтра. Начните прямо сейчас, и вы удивитесь тем возможностям, которые открываются перед вами!


Рецензии