Рабство индейцев Северной Америки. Заключение
Несомненно, рабство африканцев являлось определяющим аспектом европейского колониализма на американском континенте. Но оно было не единственным. Индейцы подвергались параллельной системе рабства, столь же унизительной и обширной, как и африканское рабство, системе, которая, тем не менее, оставалась скрытой и плохо изученной до недавнего времени.
Как видно из содержания вышеизложенного, рабство коренных народов Америки существовало во всех крупных регионах, как до появления африканского рабства, так и после него.
В течение четырех столетий, прошедших после прибытия Колумба в Новый Свет и до начала ХХ века, около 2,5 – 5 миллионов коренных жителей Америки были порабощены. Все европейские империи принимали участие в торговле индейцами Северной Америки: испанская, английская, французская, голландская и португальская.
Испания по оценкам исследователей превратилась в величайшего поработителя коренных американцев. Чтобы добывать ресурсы колонизированных территорий Америки, Испания установила контроль за наиболее густонаселенными и ресурсными территориями и стала использовать там самую многочисленную рабочую силу, которая была в ее распоряжении и это, разумеется, были коренные народы. Почему? Потому что у Испании не было колоний в Африке и доступ туда она не имела.
По иронии судьбы, начиная с колумбийских времен испанская Корона формально запрещала обращать в рабство коренные народы Нового Света: «...отныне ни один индеец не может быть обращен в рабство ни при каких обстоятельствах, включая войны, восстания или выкуп у других индейцев» (закон 1542 года). [1]
Таким образом, в отличие от африканского рабства, которое на протяжении веков оставалось законным и санкционировалось империями по всему миру, порабощение коренных американцев стало противозаконным. Однако этот категорический запрет, как мы уже рассмотрели выше не действовал на практике, и ничего не мешало испанским колонистам обращать в рабство индейцев, и даже вывозить их за пределы колонии. Чтобы обойти королевский запрет, испанские колонисты и предприниматели в сговоре с некоторыми королевскими чиновниками прибегали к юридическим ухищрениям, делали исключения и изобретали весьма запутанные трудовые соглашения, например, такие как энкомьенды, репартимьенто, набориас, аренда заключенных, «индейцы в залог», долговая кабала и многие другие. Эта юридическая путаница позволяла заинтересованным продолжать принуждать коренных американцев к тяжелому труду, предоставляя им минимальную заработную плату или вообще не предоставлять никакой компенсации за их труд, что и является одной из причин, по которой до сих пор гражданские активисты и ряд ученых США борются за признание колониальной практики порабощения индейцев рабством.
Мы уже знаем, что институт рабства у индейцев появился задолго до прибытия европейцев в Америку. Насколько мы можем судить по таким источникам как археологические артефакты, существовавшим до установления контакта с индейцами, а также по кодексам – самым ранним европейским источникам, то мы видим, что населявшие континент индейские народы на протяжении всей своей истории порабощали друг друга.
Например, майя и ацтеки захватывали пленников для жертвоприношений, ирокезы вели «траурные войны» с соседями, чтобы отомстить за погибших членов и заменить их пенниками-рабами, индейцы северного побережья Тихого океана посредством обмена порабощенными пленниками заключали элитные браки и т.д. То есть эти формы рабства и практики их воплощения были заложены в специфических культурных контекстах индейских народов. Европейцы же просто воспользовались этими формами, превратив их в товар и расширили возможности института индейского рабства, которые в прежние времена были немыслимы.
На протяжении веков формы порабощения индейцев менялись по своему характеру, от специфических для культуры местных обычаев, до более широких, имперских и сеньориальных трудовых соглашений, таких как, например, энкомьенды и репартимьенто, то есть экономически более обоснованных форм кабалы (долговая кабала), пока эти соглашения не стали напоминать известные сегодня виды торговли людьми.
Разумеется, было бы заманчиво судить о рабстве индейцев как о явлении раннего колониального периода, наборе практик, которые когда-то вышли из употребления. На самом деле рабство индейцев во многих его проявлениях сосуществовало наряду с африканским рабством все время, и искоренить его оказалось практически невозможно.
В отличие от африканского рабства, при котором жертвами становились взрослые мужчины, большинство из порабощенных индейцев составляли женщины и дети, что отражалось на ценах.
Например, индейские женщины могли стоить на 50 – 60 % дороже, чем мужчины африканцы. Сексуальная эксплуатация и репродуктивные возможности индейских женщин были одной из причин такой надбавки к ценам на рабов. Некоторые источники, как было показано выше, также указывают на удобство использования индейских женщин по сравнению с мужчинами в сфере домохозяйства. Американский охотник Дэниел Джонс в своей книге «Сорок лет среди индейцев», опубликованной в 1850 году, отмечал, что «из индейских девушек, как известно, получаются лучшие служанки, чем из кого-либо другого». [2]
Отдавая предпочтение индейским женщинами, рабовладельцы также предпочитали иметь в собственности детей индейцев. Дети индейцев были более приспособляемы, чем взрослые, легче усваивали языки и со временем даже могли начать отождествлять себя одним целым с хозяевами.
Действительно, одной из наиболее поразительных особенностей индейского рабства является то, что порабощенные со временем могли стать частью общества их хозяев. В то время как «клеймо» раба для африканцев передавалось из поколения в поколение, то есть у индейцев это состояние было более изменчивым. Рабы-индейцы могли стать слугами и, если повезет, обрести некоторую независимость и более высокий статус в течение жизни.
Как и порабощенные африканцы, рабы-индейцы занимались различными видами деятельности как в сельской местности, так и в городах.
Рабский труд индейцев в основном распространялся в производстве определенных товаров, хотя рабы-индейцы, как и африканцы могли использоваться на рисовых, табачных, кофейных и, прежде всего, сахарных плантациях.
В южных региона континента, порабощенные индейцы, как отмечали исследователи были тесно связаны с горнодобывающей промышленностью.
Например, в рассматриваемой нами выше Мексике, горнодобывающая промышленность была эквивалентом двенадцати калифорнийских «золотых лихорадок», которые происходили в течение ХVI, ХVII и ХVIII веков. Всем известно, что калифорнийская «золотая лихорадка» ХIХ привлекла около трехсот тысяч человек со всего мира. Если бы серебряный бум в Мексике произошел в ХIХ веке, то он бы точно так же, как и калифорнийская «золотая лихорадка» стал мировым центром притяжения для свободного, добровольного труда многочисленных работников. Но поскольку этот более ранний бум предшествовал появлению газет, пароходов и широкомасштабных трансокеанских путешествий, и развернулся в то время, когда испанская монархия запрещала иностранцам добычу серебра в колониальных округах, колонистам Мексики пришлось обходиться в этом вопросе собственными силами, или точнее сказать рабочей силой индейцев наряду с порабощенными африканцами и азиатами.
Индейские племена, которые проживали около рудников, были первыми, втянуты в маховик рабской системы труда. Испанские солдаты и добровольцы ловили индейцев повсюду и продавали владельцам шахт по
30-50 песо за человека. Добровольно же пришедших на рудники индейцев, просто изгоняли, ибо те требовали оплаты или устраивали дело таким образом, чтобы вольнонаемный попадал в долговую кабалу (репартимьенто).
По мере истощения местной индейской рабсилы, владельцы рудников обращали свои взоры на другие источники ее пополнения, например, покупку пленников у самих индейцев, участие которых в работорговле соотечественниками является самым захватывающим аспектом рабства коренных народов Америки.
Сначала, как указывалось выше, индейцы предлагали своих пленников европейским путешественникам и колонистам в качестве проводников, охранников, посредников в межплеменном общении и др. Однако по мере приобретения огнестрельного оружия и лошадей у европейцев, одни племена укрепляли свое могущество и начинали доминировать над другими соседними племенами, что в итоге привело к пересмотру сфер влияния и захвату племенных территорий соседей, и как следствие обращение в рабство покоренных соседей с последующей продажей их европейцам.
Из числа племен, промышлявших торговлей соотечественниками, можно выделить ютов и команчей, как наиболее преуспевших в индейской работорговле в ХVIII и ХIХ веках.
Племена ютов проводили зиму в горах к западу и северу от Нью-Мексико. Весной они отправились в район Большого бассейна, а также рассредоточивались по территории современных штатов Юта, Невада, Аризона, Калифорния и другим местам, где занимались отловом пленников из среды племен, населявших указанные территории. Особенно от набегов ютов за пленниками страдали пайюты, которых они осенью доставляли на продажу на ярмарки в Нью-Мексико.
Торговцы-команчи действовали на еще более обширной территории на востоке, севере и юге от Нью-Мексико. Команчи не брезговали никем, порабощая не только представителей различных индейских народов, но также американцев и мексиканцев.
Для ютов и команчей пленники представляли универсальный товар, который можно было использовать как нижайшую категорию работников. Для них эта категория была просто пешками, которых можно было обменять на членов своих семей, захваченных другими группами индейцев, или просто как форму валюты, легко принимаемую во всем регионе.
Индейская работорговля охватывала весь североамериканский континент, почти исчерпав себя только лишь в ХIХ веке на Восточном побережье.
В колониальные времена Каролинские острова были основным местом работорговли коренными народами Америки. Туда свозили на продажу непокорных индейцев колонисты Новой Англии, откуда потом эти индейцы отправлялись на Карибы. В XVIII веке торговля индейцами на Восточном побережье была в значительной степени заменена торговлей африканцами, хотя в некоторых местах практика порабощения коренных жителей сохранялась.
Французские колонисты в восточной Канаде за период существования колонии обратили в рабство тысячи местных жителей.
На американском Западе рабство индейцев продолжало процветать и в XIX веке. Лучшим свидетельством тому являются письма и дневники переселенцев, отправлявшихся на Запад.
Индейский агент в резервации в Нью-Мексико Джеймс Кэлхун, не скрывал своего изумления по поводу изощренности местного невольничьего рынка в 1850 году: «Ценность индейских пленников зависит от возраста, пола, внешней привлекательности и полезности. Красивые самки, не прошедшие «сухой» и «желтый лист», оцениваются от 50 до 150 долларов каждая. Самцы, поскольку они могут быть полезны, наполовину меньше, но не больше...». [5]
Что касается Калифорнии как единственной территории Запада, получившей название «свободной почвы», где рабство индейцев не получило широкого распространения, то и там, исходя из анализа источников, можно заметить признаки его существования.
Для жителей Калифорнии мексикано-американского происхождения покупка и продажа индейцев не была чем-то возмутительным, а наоборот считалась обычной торговой практикой.
Еще в 1846 году первый американский комендант Сан-Франциско капитан Джон Монтгомери признавал, что «некоторые люди заключали и продолжают заключать в тюрьму индейцев и заставлять их служить против их воли», и далее предупреждал широкую общественность, что «индейское население не должно рассматриваться как рабы». [3]
Первый законодательный орган Калифорнии принял «Закон об индейцах» в 1850 году, разрешающий арест «бродячих» туземцев, которых затем можно было «сдать внаем» тому, кто больше заплатит. Этот закон также позволял белым людям обращаться к мировому судье за получением для себя детей индейцев «по договору».
Рабство индейцев было настолько устойчивым и широко распространенным, что покончить с ним оказалось практически невозможно.
Еще одна попытка отмены рабства индейцев зафиксирована в XIX веке в период образования Независимой Мексиканской Республики, когда официально был установлен запрет на все формы порабощения коренного населения, но де факто рабство индейцев продолжало сохраняться.
Поводом для отмены рабства также стала Гражданская война в США. Мы упоминали выше о так называемой «13-ой поправке», принятой Конгрессом США, которая запрещала «рабство» и «принудительный труд». Казалось бы, вот оно долгожданное средство от избавления всех коренных жителей Америки от рабства. Но Верховный суд предпочел свое, узкое токование этой поправки. В постановлениях Верховного суда 1870-х и 1880-х годов указывалось что 13-я и 14-я поправки в первую очередь распространяются на афроамериканцев и в целом исключают индейцев.
Чуть позже Конгресс принял закон, отменяющий систему, известную как «пеонаж», определяемый как «добровольная или недобровольная служба или труд любых лиц в качестве пеонов для погашения любых долгов или обязательств, существующих в различных западных штатах». [4] Пеонаж, как указывалось нами выше, был неотъемлемой частью системы кабалы в Нью-Мексико и других регионах американского Запада.
«Закон о батрачестве» 1867 года имел важное значение, но одного лишь письменного подтверждения было недостаточно для искоренения глубоко укоренившейся практики применения рабского труда индейцев.
Таким образом формы рабства индейцев сохранялись на протяжении XIX века, а в некоторых отдаленных районах вплоть до конца первого десятилетия ХХ века.
По оценкам Фонда «Walk Free Foundation» и других организаций, десятки миллионов людей по всему миру живут в той или иной форме современного рабства. Рабство запрещено во всем мире, однако оно продолжает процветать, потому что его бенефициары прибегают к навязыванию долгов, тюремному заключению или каким-либо другим уловкам, чтобы заставить людей работать под угрозой насилия, предлагая при этом абсурдно низкую компенсацию за труд или вообще не предлагая ее.
В этой связи изучение четырехсотлетнего опыта нахождения коренных народов США в системе рабства, предлагает современникам для понимания два момента.
Первый – система рабства имеет историческую траекторию, она не исчезла, а лишь адаптировалась под современные реалии. Сформированы особые формы современного порабощения, такие как секс-торговля или работа несовершеннолетних на потогонных предприятиях, но механизмы принуждения, лежащие в основе такой практики, гораздо старше.
Второй – система рабства динамична и устойчива, имеет способность к самовоспроизведению, поэтому искоренить ее в современном мире весьма проблематично.
Литература
1. Blackburn, Robin. The Old World Background to European Colonial Slavery. –Omohundro Institute of Early American History and Culture.Vol. 54, No. 1, Constructing Race (Jan., 1997), pp. 65-102.
2. Jones, Daniel. Forty Years Among the Indians https://www.gutenberg.org/files/46521/46521-h/46521-h.htm – Internet resource
3. Rese;ndez, Andre;s. The Other Slavery: The Uncovered Story of Indian Enslavement in America. – Boston, Mass: Houghton Mifflin Harcourt, 2016
4. Simon, Julia. Coercion, Debt Peonage, and Convict Labor, – Penn State University Press, 2023
5. Transatlantic Slave Trade Causes and Effects – Internet resource
Свидетельство о публикации №225052800939