ВМФ Ирана на просторах Мирового океана - кругосвет
«Макран» - это самое большое судно иранского ВМФ, переоборудованное из построенного на японской верфи в 2010 году крупнотоннажного танкера типа Aframax.
Основные характеристики танкера “Beta” (IMO 9486910)
Длина наибольшая, м - 229,60
Ширина, м - 42,03
Осадка, м - 14,70
Водоизмещение, т - 121 000
Дедвейт, т - 105 319
Скорость, узл. - 14,5
Переоборудование велось на верфи Iran Shipbuilding & Offshore Industries Complex Co (ISOICO). После проведенных в декабре 2020 года ходовых испытаний 12 января 2021 года судно вошло в состав ВМФ Исламской республики.
В результате переоборудования бывший танкер получил взлетно-посадочную площадку, способную использовать тяжелые вертолеты и беспилотники, ангар. Судно получило также возможность транспортировать и спускать на воду/поднимать на борт малые боевые катера и минисубмарины.
Были оборудованы помещения для хранения различных запасов и снабжения, позволяющие «Макрану» автономно находиться в море не менее 1000 суток, а также обеспечивать деятельность пяти боевых кораблей в течении трех месяцев.
Согласно публикациям иранских СМИ на борту плавбазы базируются два вертолета Augusta Bell 212, предназначенных в первую очередь для борьбы с подводными лодками, два вертолета ASH-3D “Sea King”, один RH-53D “Sea Stallion” с возможностью постановки и траления морских мин, ударно-разведывательные БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой “Pelican-2” с дальностью полета до 1200 км, шесть малых быстроходных ракетных катеров и четыре быстроходных катера-минисубмарины типа “Zulficar” северокорейской разработки. На борту могут находиться подразделения спецназа и боевых пловцов.
“Makran” вооружен крылатыми ракетами "Shahid Abu-Mahdi al-Muhandis" с дальностью полета 1000 км и противокорабельными ракетами “Ghadir” (330 км), а возможно и зенитными ракетами. Кроме того, судно вооружено не менее чем шестью малокалиберными артиллерийскими установками.
Судно получило хорошо оборудованный госпиталь с операционной, рентгеновским, стоматологическим кабинетами, реанимационным отделением, изолятором и штатом высококвалицированных специалистов различного профиля.
Таким образом, «Макран» может выполнять следующие задачи:
• Снабжение боевых кораблей в открытом море
• Транспортировка различных грузов
• База спецназа
• База боевых катеров и минисубмарин
• Нанесение ударов по наземным и надводным целям
• Поиск и спасение
• Оказание помощи раненым и больным
• Борьба с морским пиратством
• Гуманитарные миссии
По информации СМИ в настоящее время на верфи ISOICO по аналогичному проекту переоборудуются еще два танкера. Новые «передовые плавучие базы» получат названия “Khuzestan” и “Kurdestan”.
В мае 2025 года начались ходовые испытания «Курдестана» (бортовой номер 442). Он представляет собой переоборудованный танкер “Tabukan” (IMO: 8917467), ранее занимавшийся перевозкой сырой нефти. Судно, построенное в 1992 году, имеет длину около 183 м и ширину 32,23 м. Его вместимость составляет 29 506 тонн, а дедвейт 45 425 тонн.
Своего рода генеральной репетицией кругосветного плавания стало участие иранских кораблей в параде в Санкт-Петербурге по случаю Дня Военно-морского флота РФ 25 июля 2021 года.
«Макран» и фрегат "Sahand" вышли из Бендер-Аббас 21 мая и направились к Мысу Доброй Надежды. Это событие вызвало бурную и негативную реакцию в западных СМИ, которые выдвигали противоречивые, а иногда и просто фантастические предположения о цели этого похода. По одним «Макран» вез в Венесуэлу иранские нефтепродукты, по другим - оружие на Кубу, Венесуэлу или в Сирию и т.д.
Однако, пунктом назначения был российский Санкт-Петербург. Впервые в истории иранского ВМФ его корабли совершали столь дальний поход. Хотя амбициозные планы атлантических походов существовали и ранее. Еще в сентябре 2011 года тогдашний командующий ВМФ Исламской республики контр-адмирал Habibollah Sayyari заявлял о намерении Ирана разместить свои корабли у Атлантического побережья США.
Обогнув Мыс Доброй Надежды, пройдя Ла-Манш и Датские проливы, иранские корабли 24 июля прибыли в Санкт-Петербург.
Начиная с 2014 года командование иранского флота несколько раз планировало кругосветный поход своих кораблей, но по различным причинам он отменялся. И вот, 20 сентября 2022 года «Макран» и фрегат «Дена» из Бендер-Аббас и начали свое кругосветное путешествие.
Фрегат «Дена» был построен на отечественной верфи ВМФ Iranian Navy's Factories в Бендер-Аббас и передан флоту в 2021 году. Его полное водоизмещение около 1500 т, главная силовая установка мощностью 20 000 л.с. с дизелями иранского производства обеспечивают скорость до 30 узлов.
Вооружение состоит из 76-мм, 40-мм и двух 20-мм артустановок, четырех ПУ противокорабельных ракет “Noor”, четырех ПУ ЗРК “Sayad-2”, двух трехтрубных 324-мм торпедных аппаратов. ВПП позволяет принимать противолодочный вертолет типа Augusta Bell 212.
Кругосветный поход (получивший наименование The 360-Degree mission) проходил по маршруту Бендер-Аббас - Мумбай - Малаккский пролив - Джакарта - Магелланов пролив - Рио-де-Жанейро - Кейптаун - Салала - Бендер-Аббас. При этом переход Джакарта - Рио-де-Жанейро длиной около 22,1 тысяч миль проходил без захода в промежуточные порты.
Свидетельство о публикации №225052901026