Театральные заметки. Туйметов Ильбар Юсуфович

  ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ       

Ильбар Юсуфович подошёл к моему рабочему столу и положил на него фотографию.
- Надежда, это тебе.
Я взглянула на знакомое чёрно-белое фото и, улыбаясь, протянула его обратно.
- У меня есть такое! Это же я фотографировала и вам подарила.
- Нет, у тебя не такое... Переверни...
Я перевернула фотографию и прочитала надпись...

          В 13 лет я накопила на свой первый фотоаппарат. Копила, в прямом смысле, по копеечке. Экономила  из денег, выделяемых мне родителями на школьные завтраки. Монетки, аккуратными столбиками,  укладывала   в лакированную шкатулку.
 Фотоаппарат «Смена» подсмотрела в отделе «Фото-музыка»  Центрального  универмага, куда забегала по пути после занятий фигурным катанием на стадионе «Торпедо».
Стоил фотоаппарат 11 рублей.
          Копить пришлось долго, больше года. И, наконец, моя мечта  сбылась!
Я держала в руках новенький фотоаппарат в чёрном жёстком футляре. С той поры  никогда с ним не расставалась. Правда, потом это были другие, более современные.  Но тот, самый первый, за 11 рублей, так и остаётся самым дорогим для меня.
          Вместе с фотоаппаратом в нашем доме постепенно появилось всё то, без чего приобретать фотоаппарат не имело смысла. Фотоплёнки и фотобумага,   проявители и фиксажи, ванночки, фотоувеличитель, красная лампа – всё это надолго и всерьёз поселилось в шкафу, на нижней полке.  Глянцеватель был куплен в последнюю очередь.  Теперь отпала необходимость окунать проявленный снимок в содовый раствор и приклеивать его на окошко, в ожидании, когда фотография с потрескиванием начнёт отставать от стекла и, окончательно просохнув, упадёт на подоконник. 
          Шли годы. Юность пролетела незаметно. Я окончила школу, потом институт. Вышла замуж.
           После рождения сына устроилась работать экономистом в театр.  Через год стала главным бухгалтером.
          Приближалось время перестройки. Рушился железный занавес.
Директор театра Кузнецов Сергей Александрович обивал пороги властных структур, добиваясь разрешения на зарубежные гастроли. И произошло чудо – разрешение было получено! 
Театру предстоял выезд  в Чехословакию, в город Мост, и в год празднования 40-летия со Дня Победы показать премьерный спектакль  на тему Великой Отечественной войны. Одну из главных ролей в спектакле  исполнял народный артист РСФСР Ильбар Юсуфович Туйметов. 
          Меня тоже включили в список делегации, представляющей на гастролях  Владимирский академический театр драмы им. А.В. Луначарского.
Отдел кадров занялся оформлением документов на получение виз в Чехословакию.
За три дня до отъезда нам выдали загранпаспорта. Мы чувствовали себя счастливчиками! У всех было приподнятое настроение.
У всех, кроме одного.
          Помню, как подошёл ко мне Ильбар Юсуфович. Он был бледен и растерян. Всё это говорило о высокой степени переживаний. Таким я видела его первый и последний раз в жизни. Оказалось, что в загранпаспорте допущена ошибка в написании отчества, и вместо Юсуфович  значился Юсупович.
Почему то в театре почти все произносили его отчество неправильно, с буквой «п». Из вежливости Ильбар Юсуфович никого не поправлял и мирился с таким произношением своего отчества. Но  в этот раз всё оказалось серьёзнее. Одно дело – произносить, и совсем другое – указать в документах. 
Нависла угроза срыва  зарубежных гастролей. В случае обнаружения ошибки  во время паспортного контроля на границе, Ильбара Юсуфовича могли не пропустить, а заменить артиста, исполняющего главную роль, возможности не было.
          Артист переживал не за себя, он переживал за коллектив в целом.
Но всё обошлось благополучно. Невнимательные сотрудники, к счастью, встречаются не только в театре.
          Спектакль тепло принимали чехословацкие зрители. В зале был аншлаг.
А на следующий день мы отправились на экскурсию в горы. Фотоаппарат был
со мной, и я с удовольствием делала снимки на память.
За давностью лет уже не припомнить, кого я попросила  запечатлеть нас во время той экскурсии.
          По приезду домой проявила плёнку, сделала фотографии и раздала участникам нашей творческой группы.

          Спустя несколько лет, народный артист Владимирского академического театра драмы Ильбар Юсуфович Туйметов зашёл ко мне в кабинет и положил на стол  фотографию.
- Надежда, это тебе.
Я взглянула на знакомое чёрно-белое фото и с улыбкой протянула его обратно.
- У меня есть такое! Снимок сделан на мой фотоаппарат. Это фото подарила вам я.
Но Ильбар Юсуфович был настойчив и взять обратно фотографию отказался.
- Нет, у тебя не такое... Переверни...
Я перевернула фотографию и увидела памятную надпись, сделанную рукой народного артиста.
Глубинную суть этого поступка я поняла гораздо позже, когда уже не стало Ильбара Юсуфовича...
          Эта фотография – единственное, что осталось у меня на память об этом
замечательном человеке, человеке трудной судьбы и редкой душевной красоты
с которым меня свела судьба.
          Он скромно жил и тихо с достоинством ушёл из жизни.
Ничем не примечательная могила рядом с супругой Надеждой Сергеевной,  и,  как ориентир, и как страж, высится неподалёку театральный фонарь, который для него и для нас  погас навсегда 11 ноября 2000 года.


27 мая 2025г.

Фото из личного архива автора
на фото (слева направо) - Рогачёва Т.Д., Туйметов И.Ю., Корычева Н.Н.
Чехословакия, 1985г.



Ильбар Юсуфович Туйметов родился 14 апреля 1923 года.
Участник Великой Отечественной войны. Начал свою театральную карьеру рабочим сцены, не имея театрального образования.
С 1955 года  играл в Сталиногорском драматическом театре (сейчас Новомосковск), затем — в Ногинском драматическом театре (сейчас Московский областной театр драмы и комедии).
С 1959 года до конца жизни в течение 40 лет работал  во Владимирском театре драмы им. А.В. Луначарского, где играл вместе с Евгением  Евстигнеевым и Владимиром Кашпуром.
В 1973 году стал первым в театре народным артистом РСФСР.
В 1975—1985 годах возглавлял Владимирское областное отделение Всероссийского театрального общества.
Умер 11 ноября 2000 года во Владимире.


Рецензии