Очерк. Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924 гг.) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.


***

Да, безусловно, ты был мэтр,
Как метр своей строки был точен.
Оптимистичный декадент,
Твой образ — дьявольски утончен.

Позитивизм и символизм —
Собор искусства, циркуль знанья
Сквозь чешую хрустальных призм
Ты ведал тайн предначертанья

Ну что сказать нам через век?
Всё тем же ранен человек,
И одинок в земной юдоли.

Он взял технический разбег,
Но впору б выстроить ковчег —
И позаботиться о доле.


***

Если говорить кратко и символически о том, чем была поэзия Валерия Яковлевича Брюсова для Серебряного века, я бы предложил метафору — гумус. Гумус из ритмов, рифм, символов, метрических решений и культурных архетипов, переносимый на суровую и неплодородную северную почву. Брюсов стал тем питательным поэтическим субстратом, благодаря которому выросли шедевры Блока, Мандельштама, Ходасевича, Гумилева, Цветаевой etc. Каждый из них немножко позаимствовал у мэтра.

Если говорить о поэтическом наследии, можно заметить, что немалая часть его стихотворений написана ремесленно — от головы; есть и совсем простые и как будто бы случайные стилизации, но всегда педантично, ритмически и рифмически выверенные. Брюсов прежде всего поэт безукоризненной формы. Его увлекает геометрия стихотворения.

Он желает писать даже тогда, когда писать не о чем. На помощь приходят эрудиция, историческое образование, опыт переводчика и судя по всему немалый «альковный» опыт. Это — стихи, интеллектуальные упражнения, почти научные эксперименты, построенные на воспоминаниях и исторических реминисценциях.

Квинтэссенция же его поэтического наследия — проницательные шедевры символистской школы, которую Брюсов со старательностью и ревностью адепта французских символистов вводит в русскую поэзию.

На мой взгляд, особенно ценен Брюсов как учитель поэтического мастерства, потому что его поэтический метр, помимо прочего, находит свои истоки на тех высотах поэтического духа, где обитали Вергилий, Овидий, Данте, Гёте, Пушкин, Тютчев, Бодлер. Его служение музе  — поэтический рассказ об этих прогулках в глубину веков. Читая Брюсова, мы насыщаемся высокой культурой и на уровне символа постигаем канон.
 


 


Рецензии