003 Авиценна 980-1137 гг

Среди многих ярких имён, связанных с расцветом культуры Средней Азии и Закавказья в IX - XI веках, общеизвестно имя Ибн-Сины,  которого в русской традиции часто называют Авиценна. Круг его научных интересов был чрезвычайно широким. Мы знаем его, как великого врача, сформулировавшего некоторые постулаты медицины и открывшего методы лечения многих заболеваний. Кроме этого, он был математиком, физиком, химиком, специалистом по изучению физиологии животных, а еще философом, поэтом и музыкантом. Научное наследие Авиценны насчитывает множество трудов (по разным источникам от 100 до 500), а книга "Канон врачебной науки" стала настоящей библией для многих поколений врачей.

Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина (Авиценна), родился в 980 г. в городке Афшан, в богатой семье, которая вскоре после рождения Авиценны переехала в Бухару. Отец занимался сборами налогов и по меркам того времени слыл человеком просвещенным и умным. Много времени он проводил на службе и маленький Авиценна рос под присмотром матери, красавицы Ситоры. В их доме всегда было много образованных людей, которые причисляли себя к особому исламскому течению - исмаилизму. Представители этого направления, призывали к очищению Корана от различных, по их мнению, невежественных наслоений. Со временем их идеи были признаны ересью и они подвергались гонениям со стороны ортодоксального ислама. Несмотря на то, что присутствие этих ученых мужей не могло не повлиять на формирование взглядов Авиценны, он не примкнул в дальнейшем к исмаилитам и остался на позициях традиционного учения.

В пять лет Авиценну отдают в местную школу. В программу обучения входило изучение Корана, который через 5 лет он знал наизусть, а также языки - арабский и фарси, грамматику и поэтику. Учеба давалась мальчику очень легко, так как он обладал феноменальной памятью и к 10 годам его уже ничему не могли научить в мактабе (школе). Тогда отец нанимает ему нового наставника - ученого старца из Хорезма по имени Натили, с которым Авиценна изучал историю, географию, астрологию, философию и математику. Темными ночами они поднимались на минарет и наблюдали звезды.

В 12 лет Авиценна увлекся медициной. Его одолевают философские рассуждения о смысле и скоротечности жизни и как следствие захватывает идея создания эликсира бессмертия. С этого момента медицинская литература становится его любимым чтением. Отец выпросил у знакомого 30 томов "Вместилища медицины", написанных известным врачом ар-Рази, который руководил первой больницей в Багдаде. Через эти труды Авиценна открывает для себя Гиппократа и Галена. Вскоре все тридцать томов он знал наизусть. С одним известным бухарским врачом они изучали внутренности животных на бойне, ходили к больным, а по ночам тайно вскрывали тела умерших бездомных, чтобы познать устройство человека. Через несколько лет он заявит: "Медицина - очень не трудная наука, и к шестнадцати годам я ее освоил полностью".

В 17 лет Хусейн вылечил от тяжёлой болезни правителя Саманидов, когда никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение.  Хусейна назначили личным врачом правителя. Правда, через год эмир Нух умер, но его сын, новый эмир, оставил юношу при себе. В 17 лет Авиценна считался одним из лучших врачей Ему было позволено пользоваться библиотекой эмира, в которой хранилось более 30 000 томов. Современники Авиценны говорили, что он сошел сума от такого счастья. В своих воспоминаниях Авиценна писал, что: "...он видел такие книги, которых больше не видел никто...", так как библиотека через несколько лет сгорела. В зрелые годы Авиценна говорил, что к 18 годам он уже изучил всё, что можно, а в дальнейшем только дополнял эти знания.

В 999 г. Бухару постигла катастрофа - погром города во время его захвата тюркскими войсками Караханидов. Была уничтожена библиотека, эмир бежал на запад.

Отец умер в 1002 году. Ибн-Сину преследуют и обвиняют в ереси. Молодой человек вынужден бежать из Бухары. Весь его дальнейший путь странствий напоминает на карте полумесяц, выгнутый на юго-запад, по траектории Великого шёлкового пути из Средней Азии в Иран.

Судя по всему, перенеся много опасностей  в пути, Ибн-Сина приезжает в столицу Хорезма - Гургандж. В Хорезме он работает вместе с Бируни. Туда приехал и его наставник Масихи. Хорезмшах Мамун в начале XI века был одним из самых просвещённый тогдашних государей,  ценившим учёность и пытавшимся сделать Гургандж её центром. У хорезмшаха сложился кружок, который часто называют Академией Мамуна. В него входили также визирь Сохейли, видные умы Среднего Востока Хаммар и Аррак.

Однако уже через несколько лет на Хорезме усилил давление правитель Газни грозный и тщеславный султан Махмуд. В 1008 г. он потребовал, чтобы Мамун отправил своих учёных к нему. Видя безвыходность положения, правитель Хорезма предложил всем ученым и поэтам бежать. С этого момента для Авиценны наступает пора постоянных переездов. Со своим другом он пересекает пустыню Каракумы, правда к концу путешествия он придет один, похоронив в дороге своего спутника.

Новый этап жизни великого ученого и вечного странника проходит в Западном Иране, где он нашел прибежище у эмира Кабуса. Тут он начинает работу над главным трудом своей жизни "Канон врачебной науки", но беспокойная натура зовет его дальше и в 1023 г. он прибывает в Хамадан. Излечив тут очередного эмира от недуга, он становится придворным врачом, получает богатство и становится визирем. Будучи человеком умным и ответственным, Авиценна искренне пытается улучшить жизнь окружающих, провести реформы, в том числе и в армии. Подобная активность не нравится окружению эмира и в результате придворных интриг ему приходится тайно бежать, дабы спасти свою жизнь. Но тем не менее ему не удалось избежать ареста и он провел в тюрьме около 4 месяцев. Правда, ему разрешали читать и писать.

После освобождения он со своим братом и любимым учеником Убайд аль-Джурджани отправляется дальше в глубь Персии и приходит в Исфахан. Этот город был одним из самых крупных на Востоке. Историки полагают, что его население было около 100 тысяч человек. Заняв место при дворе эмира Аллы Аддаулы Авиценна снова оказался в привычной для него атмосфере ученых людей и поэтов. Исфаханский период его жизни характеризуется написанием огромного количества трудов. Множество его учеников говорили, что он работал все ночи напролет, иногда позволяя себе бокал вина (что весьма не характерно для мусульманина).

В 1030 г. был завершён его врачебный "Канон"(«Ал-Канун фи-т-тибб»).
1 том: медицинская наука – описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия.
2 том: рассказы о простых лекарствах природного происхождения.
3 и 4 тома: рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела.
5 том: описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.
Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера. Исправление вывиха плеча обыкновенным надавливанием до сих пор носит название «метод Авиценны».
Темперамент человека по нему делится на горячий, холодный, влажный и сухой характеры.
До сих пор медики цитируют афоризмы Авиценны...
"Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва"."Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи".

Он был не только врач, но оставил свой след и в других научных областях. В мае 1032 г. учёный наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Он сконструировал радиальный астронимический инструмент для определения некоторых сферических координат светил.
Есть его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства). Ему приписывают изобретение музыкального инструмента гиджака. Всего насчитали 453 его книги разного научного направления. Далеко не всё дошло до нас... 

К сожалению, нам практически ничего не известно о личной жизни Авиценны. Умер он в возрасте 57 лет, во время военного похода, находясь в свите своего покровителя эмира Аллы Аддаулы. Похоронили его в Хамадане, где до наших дней сохранилась его гробница.
Мавзолей Авиценны (Ибн Сины) находится в центре города Хамадан в Иране. Это усыпальница учёного, государственного деятеля, музыканта, математика и поэта.
Особенности мавзолея:
прямоугольное строение с несколькими залами; возвышающаяся над ним веретенообразная башня-конус высотой 23 метра; материал — железобетон и гранит.
Площадь комплекса — 3090 м;, из которых строение с усыпальницей — 1972 м;.

***
Одним из самых значимых вкладов Авиценны в медицину была его теория о природе заразных заболеваний. В своем главном медицинском труде "Канон врачебной науки" он выдвинул идею о том, что некоторые болезни могут передаваться от человека к человеку через невидимые организмы. Авиценна предположил существование микроскопических агентов, способных вызывать заболевания, что на много веков опередило открытие микробов. Он писал о "мельчайших животных", которые проникают в тело и вызывают болезни, что удивительно точно описывает современное понимание патогенных микроорганизмов.

Эта теория была революционной для своего времени, когда большинство болезней приписывалось дисбалансу четырех "жидкостей" в организме или божественному наказанию. Авиценна также предложил методы карантина и изоляции больных для предотвращения распространения заразных заболеваний, что стало основой современной эпидемиологии. Данные исторических исследований показывают, что идеи Авиценны о заразных заболеваниях были широко распространены в исламском мире и позже повлияли на европейскую медицину. Его труды по этому вопросу цитировались более чем в 40% медицинских рукописей XIII-XV веков, найденных в европейских университетах.

Кроме того Авиценна внес значительный вклад в понимание анатомии глаза и механизма зрения. Он первым точно описал шесть мышц глаза, контролирующих его движения, и правильно определил функцию каждой из них. Авиценна выдвинул теорию о том, что свет не исходит из глаз, как считалось ранее, а наоборот, входит в них. Он предположил, что изображение формируется на сетчатке, что было подтверждено только в XVII веке европейскими учеными.

Авиценна также описал различные заболевания глаз и предложил методы их лечения, многие из которых оставались актуальными вплоть до XIX века. Он первым описал катаракту и предложил метод ее хирургического лечения.

Сведения указывают на то, что труды Авиценны по офтальмологии были переведены на латынь в XII веке и оказали значительное влияние на развитие европейской медицины. Более 100 рукописей его работ по офтальмологии были найдены в европейских библиотеках, датируемых XII-XV веками.

Авиценна был одним из первых ученых, кто признал связь между психическим и физическим здоровьем. Он разработал концепцию, которую сегодня мы называем психосоматической медициной, предполагая, что эмоциональное состояние человека может влиять на его физическое здоровье и наоборот. Он предложил использовать музыку и другие формы искусства для лечения психических расстройств, что можно считать ранней формой арт-терапии. Он рекомендовал врачам учитывать эмоциональное состояние пациентов при диагностике и лечении.

Авиценна подчеркивал важность наблюдения и эксперимента в противовес слепому следованию авторитетам, что было революционным подходом для его времени. В своих трудах Авиценна описал множество экспериментов, которые он проводил для проверки эффективности различных лекарств и методов лечения. Например, он экспериментировал с различными способами введения лекарств, включая инъекции, которые не были широко распространены в то время. Авиценна также разработал методику клинических испытаний лекарств, которая включала использование контрольных групп и учет побочных эффектов. Он настаивал на том, что новые лекарства должны быть сначала испытаны на животных, прежде чем их можно будет применять для лечения людей.

Авиценна внес огромный вклад в развитие фармакологии. Он систематизировал знания о лекарственных средствах, накопленные к его времени, и добавил множество собственных наблюдений и открытий. В "Каноне врачебной науки" Авиценна описал более 760 лекарственных средств, включая их свойства, способы приготовления и применения. Он также разработал систему классификации лекарств по их действию на организм, которая оставалась актуальной в течение многих столетий. Одним из важнейших вкладов Авиценны в фармакологию было введение концепции "опытного испытания" лекарств. Он настаивал на том, что эффективность каждого лекарства должна быть подтверждена на практике, а не только теоретически.

Авиценна также разработал методы приготовления и хранения лекарств, многие из которых используются до сих пор. Он первым предложил использовать спирт для экстракции активных веществ из растений, что стало основой современной фармацевтической промышленности. Сведения указывают на то, что фармакологические труды Авиценны оказали огромное влияние на развитие медицины. Его "Канон" использовался в качестве основного учебника по фармакологии в европейских университетах вплоть до XVII века. Более 50% всех рецептов в европейских фармакопеях XVI-XVII веков были основаны на работах Авиценны.

Авиценна значительно усовершенствовал метод пульсовой диагностики, который был известен еще в древней медицине. Он разработал сложную систему классификации пульса, выделив более 50 его разновидностей, и связал их с различными заболеваниями и состояниями организма. Одним из наиболее впечатляющих достижений Авиценны в этой области было описание аритмий сердца, которые он диагностировал по пульсу. Он первым описал ряд нарушений сердечного ритма, включая экстрасистолию и фибрилляцию предсердий, которые были заново "открыты" европейскими врачами только в XIX веке.
Методы пульсовой диагностики Авиценны были включены в более чем 70% медицинских учебников, используемых в европейских университетах в XIII-XVII веках.

В своих трудах Авиценна подробно описал анатомию мозга, включая его оболочки, желудочки и нервы. Он правильно определил функции различных частей мозга, например, связал лобные доли с когнитивными функциями, а затылочные - со зрением.

Авиценна также сделал важные наблюдения о природе неврологических заболеваний. Он первым описал ряд неврологических симптомов, включая паралич лицевого нерва и невралгию тройничного нерва. Он также предложил методы лечения этих состояний, многие из которых были удивительно эффективными для своего времени. В области нейрохирургии Авиценна разработал несколько инновационных методов. Он описал технику трепанации черепа для лечения травм головы и предложил использовать охлаждение для уменьшения отека мозга после травмы. Эти методы были значительно усовершенствованы только в XX веке.

Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:
Высшая. Средняя. Низшая.
Он не сомневался в существовании Бога.
"Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога — масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас — ты мертв".
Земля есть тело мирозданья, душа которого – Господь.
И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть.
Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь.
Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь.


Рецензии