Завидная карьера нино ананиашвили

               ОЧЕРК
    - Нино Ананиашвили? – Моя собеседница с трудом выговорила фамилию, какую я ей назвала. – Где-то слышала это имя. Наверное, известная грузинская артистка? Точно не знаю…
   Примерно такие же ответы слышала и от других, с кем пришлось поговорить в тот день. Сама, к сожалению, тоже мало что знала об этой выдающейся балерине, которую земляки называют «гордостью Грузии»!
    Да и не удивительно: ведь в Большой театр, где она служила более двадцати лет, редко кто попадает «из простых смертных». К тому же, Ананиашвили часто выступала по всему миру, считаясь русско-американской-грузинской балериной. С 2004-го живёт на родине, в Тбилиси, где и продолжает трудиться…
   
    «Лучшей балериной года» называл её в 2012 году американский журнал
«Danze Magazine». А по мнению британской газеты «Дейли Телеграф», она – одна из двенадцати «величайших балерин всех времён»!
    Но об этом я узнала, когда решила подробнее познакомиться с её жизнью и творчеством, чтобы рассказать друзьям на очередном занятии нашего интеллектуального клуба, который третий год веду в одном из Центров «Московского долголетия».
                БАЛЕТ НАЧИНАЛСЯ НА ЛЬДУ
   
     Наверное, тот день, 19 марта 1963 года был в Тбилиси особенно солнечным и радостным. По крайней мере, в дружной, интеллигентной семье Ананиашвили, где росли уже два сына, он был, безусловно, таким. Ведь родилась, наконец, долгожданная доченька»! Родители назвали её красивым и самым распространённым в Грузии именем – Нино, что в переводе означает «благодать».
     А девчушка, и в самом деле, с малых лет стала благодатью не только для семьи, но и для всех окружающих: росла смышлёной, подвижной и красивой. Правда, слабенькая очень, болела часто. Чтобы укрепить здоровье любимицы, родители решили записать её в секцию фигурного катания. И свершилось чудо: девочка не просто окрепла, но уже к шести годам добилась серьёзных результатов в спорте.
    
     В семейном архиве Ананиашвили, который родители начали собирать ещё в 1972 году, хранится фото шестилетней фигуристки, которая поднимается на пьедестал. Делает это уверенно и с такой радостью, будто чувствует, что ещё не раз в жизни преодолеет подобную высоту! Есть в архиве и грамота за первое место в юношеских соревнованиях, другие интересные материалы, с любовью собиравшиеся всю жизнь.
     Кстати, в десять лет девочка стала даже чемпионкой Грузии в младшей возрастной группе фигуристов!
     Но не суждено, видно, было Нино пойти по этому пути. Судьба готовила её к балету, о котором в семье даже не помышляли. Отец, Гедеван Давыдович, –  геолог. Мама, Лия Ивановна Гоголашвили, – филолог. Кстати, подросшие братья, Георгий и Леван, пошли по стопам отца.
     И вдруг, после победы в одном из конкурсов, педагог Нино, бывшая балерина Алла Двали, стала уговаривать родителей юной звёздочки в фигурном катании отдать её в балетную школу. Ведь после блестяще исполненного ею «Умирающего лебедя» на коньках, ни у кого сомнений не было: Нино создана для балета!
   
    Так, в 1969 году шестилетняя фигуристка, обладавшая потрясающей пластикой и упорством в достижении поставленной цели, попала в Государственное хореографическое училище Грузии. Здесь ее первым педагогом была Тамара Выходцева, а наставником будущей блистательной балерины стал великий грузинский танцовщик Вахтанг Чабукиани, который разглядел в девочке особые способности…

    С тех пор и началось восхождение новой звезды на мировом балетном небосклоне. Не по годам серьёзная и трудолюбивая, Нино вскоре добилась впечатляющих успехов, на которые специалисты не могли не обратить внимание. А педагог Московского академического хореографического училища (МАХУ) Елена Жемчужина, приехавшая в Тбилиси и увидевшая её выступление, встретилась с мамой Нино и настоятельно посоветовала отправить дочку на обучение в Москву или Ленинград.
               
                В ТЕАТР – СО СТОРОНЫ СЦЕНЫ…

     Так, 13-летняя танцовщица оказалась вместе с бабушкой в столице. И тут ей также повезло с преподавателями. Первым педагогом в МАХУ стала Наталья Викторовна Золотова, о которой Нино Ананиашвили отзывается как об очень талантливом и замечательном человеке.
     Строгая, но одержимая своей профессией, она полностью отдавалась работе. За первые полгода учёбы смогла так вымуштровать своих учеников, что на отчетном концерте их трудно было узнать.
     А когда в 1980-м юной Ананиашвили предложили принять участие в Международном конкурсе в Варне, Золотова сама сшила подопечной костюмы и по телефону проводила репетиции... Результат кропотливой и плодотворной работы – неожиданная победа дебютантки такого престижного конкурса и первое «золото». К тому же, именно там, на неё обратил внимание великий балетмейстер Юрий Григорович, который и пригласил её в Большой театр.

     Повезло Нино и с одноклассниками. Среди них были Илзе и Андрис Лиепа, которые выделялись среди многих способных воспитанников училища и стали её друзьями. С Андрисом уже на втором курсе она участвовала и побеждала во многих престижных Международных конкурсах артистов балета.
     К выпуску девушка была обладательницей Золотой медали в младшей группе участников Х-го Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), выступая в дуэте с Лиепой. А в год окончания училища, в 1981 году, она получила ещё и Гран-при в IV Московском балетном конкурсе.

     Как оказалось позже, титулованную выпускницу МАХУ приглашали на работу сразу два театра. "Меня звали в кордебалет Большого на ставку в 80 рублей и балериной в Театр им. Станиславского на 350 рублей, - рассказывала Нина Гедевановна в одном из интервью. -  Педагог Наталья Викторовна Золотова посоветовала мне выбрать Большой. Я согласилась.»
    Впервые, по воспоминаниям Нино Ананиашвили, она побывала в этом Храме искусства в двенадцать лет. Отправляясь в очередную командировку в Москву, отец взял с собой дочь. "Папа всю ночь простоял в очереди за билетами на "Анну Каренину" в Большой. Мы сидели в пятом ряду, и я, глядя на сцену, сказала: "А ведь кто-то приходит в театр со стороны сцены!"
    Словно чувствовала, что и сама вскоре будет приходить «с той стороны».

     «Когда я пришла в Большой, - вспоминала Нино Ананиашвили, - там было такое созвездие, как Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, что пробиться было сложно. Конечно, у меня был талант, спасибо за это родителям. Мне педагог всегда говорила: «Физические способности — это твои родители дали, а теперь давай сама!» И я работала! Стручкова — педагог от Бога. Она не смотрела на часы: давали нам зал в десять вечера — она приходила и работала со мной. Я репетировала «Ромео и Джульетту», она приходила со сломанной ногой на костылях! Таких людей во всем мире очень мало. Я называю ее моей русской мамой.»
               
                ПУТЬ К МИРОВОМУ ОЛИМПУ
    
    Карьера её начиналась в Большом театре головокружительно. Уже в первом сезоне юной балерине доверили танцевать главные партии! Сначала она заменила заболевшую исполнительницу главной роли в одноактном балете «Деревянный принц», где проявила свои незаурядные способности.
    Поэтому, когда внезапно заболела исполнительница роли Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского, Нино предложили заменить её. Если же учесть, что начинающая балерина никогда раньше не танцевала эту сложнейшую партию, а исполнять её нужно было во время гастролей в Германии, ей стало плохо. Ведь времени на подготовку оставалось всего два дня!

    Вместе с педагогами-репетиторами юная балерина практически не отходила от станка все 48 часов. Танцевала даже в поезде, пока труппа театра ехала до Гамбурга. Её упорство и талант принесли удивительные результаты: целых полчаса восхищённая публика не хотела отпускать со сцены юную Одетту-Одиллию!
    В 1983 году Ананиашвили официально стала солисткой Большого театра. Под руководством Раисы Стручковой и Марины Семёновой двадцатилетняя балерина работала над главными партиями в «Коппелии» Делиба, «Щелкунчике» и «Спящей красавице» Чайковского, «Раймонде» Глазунова и другими.

    «Раиса Степановна всегда считала, что мои лучшие партии – это «Лебединое», «Дон Кихот» и «Раймонда», - вспоминала великая балерина. – В «Лебедином озере», я сужу по словам моих друзей, поклонников, мне, наверное, удалось что-то. Потому что, где бы я не танцевала, всегда просят «Лебединое». Вот из Минска лечу в Японию в который раз танцевать именно этот балет.» Сама она, как признавалась не раз, любила больше всего роль Китри из «Дон Кихота» Минкуса.
    Ананиашвили – первая русская балерина, какую пригласили солисткой в труппу Королевского Датского балета, где танцевала в балетах А. Бурнонвиля "Сильфида", "Неаполь", "Фестиваль цветов в Дженцано". Она стала вообще первой балериной не датского происхождения, которая танцевала главные партии в этих балетах великого хореографа.
    Танцевала она также в Шведском Королевском балете, Норвежском Национальном балете, Национальном балете Португалии, Национальном балете Финляндии, Баварском национальном балете, Гранд-балете Монте-Карло, Бирмингемском национальном балете, Бостонском балете, Токио-балете. И где бы она ни выступала, её засыпали цветами и хвалебными отзывами, называя «бесспорной суперзвездой классического балета». Всего на счету балерины более 90 партий в различных спектаклях!

    За 30 лет на сцене Нино Ананиашвили сменила более 100 партнеров, среди которых – известные танцовщики современности: Патрик Дюпон, Андрей Уваров, Вячеслав Гордеев, Фарух Рузиматов, Джузеппе Пикконе, Дмитрий Белоголовцев, Сергей Филин, Карлос Акоста. Но многие считают самым удачным и называют «последним романтическим дуэтом нашего балета» ее дуэт с Андрисом Лиепой.

   Как и в каждом творческом коллективе, не обходилось без трений и в Большом театре. Но, как вспоминают коллеги, Нина была далека ото всего. Она безраздельно любила свою профессию и не ввязывалась ни в какие скандалы.
   «Ко всем интригам и козням, - говорила не раз, - я всегда относилась спокойно, старалась держаться от них в стороне. Может быть потому, что с 1988 года я в Большом была скорее гостьей, чем "местной жительницей". Прилетала, танцевала спектакли и снова улетала на гастроли на Запад. А в то, что происходит за кулисами, старалась не вникать.»

     Вот как говорила о Нине Ананиашвили народная артистка СССР, балерина Ирина Колпакова: «Нина умеет так вести себя в театре, что ее все любят. К примеру, в том же Американском балетном театре ее обожают! Рада, что Ниночка в Тбилиси работает…У нас с ней одна школа, одни корни. Ведь Нина – ученица Раисы Стручковой, которая училась у Вагановой, как и я!»               

                КАК НИНО СТАЛА НИНОЙ
   
    Решив подробнее узнать о жизни и творческом пути этой великой балерины, обратила внимание на то, что её, грузинку, называют за границей только русским именем – Нина. Абсолютно была уверена, что это потому, что она училась, а потом долгие годы жила и работала в России.

    Оказалось: нет! Русское имя ей дали в Италии, куда она ездила первый раз ещё в советское время. «Мне там сказали, что Нино я не могу быть, поскольку это мужское имя, - вспоминала она. – Я ответила, ладно, могу побыть и Ниной. Оттуда и пошло.»
    Вряд ли на родине, куда она вернулась в 2004 году, её называют русским именем. Но за рубежом, как и во многих источниках, она так и числится: Нина Ананиашвили!
     С 1993 года она стала прима-балериной Американского театра балета, где исполнила ведущие партии в спектаклях "Лебединое озеро", "Сильфида", "Дон Кихот", "Спящая красавица", «Манон», «Золушка», "Баядерка", "Ромео и Джульетта", "Веселая вдова", "Оффенбах в аду", "Снегурочка" и других. 27 июня 2009 года Нина Гедевановна завершила работу в США балетом «Лебединое озеро».

     Выдающаяся балерина сотрудничала и с балетом Кировского театра (ныне Мариинский). Там она выступила в главной партии в премьере возобновлённого спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Леонида Лавровского, а также в "Дон Кихоте", "Лебедином озере" и "Спящей красавице".
     Не забывала прима-балерина и родной город Тбилиси, где блестяще танцевала в "Дон Кихоте" (редакция Вахтанга Чабукиани"), "Лебедином озере", а также - "Жизели", "Сильфиде", других балетах.

     В конце девяностых зрители увидели балерину в главной роли в фильме «Возвращение Жар-птицы». В 1996 году Нина Ананиашвили "открыла" молодого хореографа Алексея Ратманского. Тогда же она заказала ему для своей антрепризы балеты "Прелести маньеризма" и в 1998 году - "Сны о Японии". Оба с большим успехом прошли на сцене Большого театра, а также – в Токио, Париже, Алма-Ате и Тбилиси. "Сны о Японии" были названы «Лучшим балетным спектаклем года» и удостоены премии "Золотая маска" Союза театральных деятелей России и Премии ассоциации японских продюсеров.

     Годы плодотворной работы и выдающийся вклад в развитие советского балета балерины отмечены высочайшими наградами и премиями, а также – званием народной артистки России.
     В декабре двухтысячного года Нина Ананиашвили и Алексей Фадеечев основали антрепризный «Театр танца», где выступали выдающиеся артисты балета из ведущих трупп мира. За два года существования театр создал свой оригинальный репертуар, пользовавшийся огромным успехом у зрителя.
               
                ВОЗРОДИЛА ГРУЗИНСКИЙ БАЛЕТ
    
    В 2004 году талантливая балерина вдруг покинула сцену Большого театра, потому что ей предложили возглавить балетную труппу Грузинского театра оперы и балета имени Захария Палиашвили и хореографическое училище имени Вахтанга Чабукиани. "Я поняла, что если откажусь в тот момент, когда нужна своему народу, то мне потом будет совестно всю свою жизнь".

    Начинать пришлось практически с нуля. Балет Грузии находился в самом плачевном состоянии. Нина Ананиашвили, говорят теперь, сумела не только создать прекрасную труппу, полностью обновить репертуар – одним словом, поставить театр на ноги и показать миру грузинский балет. Она ещё в 43 года родила дочь, и после продолжала блистать на сцене.
    Так, в октябре 2015 года в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко она вместе с Сергеем Полуниным танцевала на премьере "Вечера балетов Фредерика Аштона". А в феврале 2016 года Нина Ананиашвили участвовала в подготовке и проведении вечера, посвященного 90-летию своего любимого педагога Раисы Стручковой и вновь вышла на Историческую сцену Большого театра. "Я считаю себя балетной дочкой Раисы Степановны, я до сих пор ее благодарю, - сказала она тогда.
   
    Благодарна Нина Гедевановна судьбе и за свою прекрасную семью: «Мне повезло встретить человека, который полюбил не только меня, но и мою профессию. В балетном мире много случаев, когда люди расходились по этой причине. Знаю девочек в нашем театре, мужья которых ни разу не видели, как они танцуют. А я не помню, чтобы муж пропустил хоть один мой спектакль. Он уже разбирается даже в деталях этого искусства!»
    Муж Нины, профессиональный дипломат, юрист, бывший заместитель министра иностранных дел Грузии – Григол Вашадзе, стал не только её любимым, но и другом, и помощником. У супругов растёт замечательная дочь Елена, которая профессионально занимается верховой ездой и музыкой.

     «На днях я была у Нины в гостях, - рассказывала заведующая балетной труппой Теона Чарквиани, - и она показывала мне очень красивые и ценные старинные книги: у них с мужем великолепная библиотека, которую они уже довольно долгое время собирают. В ней собраны поистине уникальные издания. Еще один интерес Нины – это старинные открытки, в том числе балетные, запечатлевшие образы Матильды Кшесинской, Анны Павловой…»

     Нино Ананиашвили всегда говорила, что она представляет русскую школу балета и в ее традициях воспитывает своих грузинских учеников. «У меня все педагоги были русские, поэтому у меня любовь и уважение к России, потому что там был мой дом, там я родилась, как балерина. Я представляю русский балет, понимаете? И прославляю русский балет, я русская балерина, но по национальности грузинка, - ещё до войны в Южной Осетии признавалась она в эфире радио «Эхо Москвы». - И конечно, у нас это ещё больнее, нам ещё больнее, потому что нам приходится молодым объяснять и говорить, что знать русский язык – это необходимо, знать русскую культуру – это необходимо, это всё обогащает...».

    Несмотря на меняющиеся политические реалии, Нино Гедевановна остаётся при своём мнении: «Нам близка русская культура, как и наоборот – русские любят грузинскую культуру, мы всегда были совместимы, всегда любили и уважали друг друга. У нашего поколения еще есть эти связи. Потому что мы общаемся. А я хочу, чтобы молодое поколение не потеряло этих связей, хочу сделать все, чтобы мы эти связи вернули и укрепили, чтобы наши дети увидели: мы по-прежнему любим друг друга, между нами очень много общего».

НА СНИМКЕ: Великая балерина Нина АНАНИАШВИЛИ,
ФОТО из открытых источников Интернета.


Рецензии
Или я что то путаю, или вы упустили начало карьеры, но НИНО начинала танцевать в театре имени Станиславского и Нимеровича-Данченко. Запомнилась в балете "Корсар" Адана.

Андрей Дарин   16.06.2025 20:41     Заявить о нарушении
Андрей, я очень благодарна Вам за отзыв!Но, вероятно, Вы видели Нино в другом театре, или - в Немировича-Данченко, где она могла выступать только по приглашению, так как никогда там не работала. Правда, после блестящего окончания училища ей предлагали (и на более соблазнительных условиях!)место в этом театре, но она предпочла Большой. Там и трудилась всю жизнь, с перерывами на поездки за границу, где и прославилась...
В любом случае, буду рада, если Вы и впредь будете читать мои материалы и писать отклики.
Здоровых и плодотворных Вам лет долгой жизни!
С уважением!

Галина Долгих Колошенко   20.06.2025 22:00   Заявить о нарушении
Спорить не буду. Но та о ком я говорю, сразу после окончания училища проработала год или три именно в музыкальном театре, а потом ушла в Большой.

Андрей Дарин   20.06.2025 23:08   Заявить о нарушении
Не знаю даже, что Вам ответить...
Не может же быть двух одинаковых Нин!Везде в её биографии говорится ТАК, как я и написала... Увы!!!
Вам - здоровья и всех благ!
Заходите ещё!

Галина Долгих Колошенко   24.06.2025 17:38   Заявить о нарушении