Совесть

Переосмысление понятия «совесть» через призму древних языков и первоначальных смыслов открывает перед нами совершенно иные горизонты.

Здесь "совесть" перестает быть просто внутренним полицейским, который задним числом выписывает нам штрафы за проступки, терзая чувством вины. Она предстает как нечто гораздо более фундаментальное и жизнеутверждающее. Это не столько суд, сколько компас. Компас, настроенный не на абстрактные моральные кодексы, выведенные индивидуальным разумом или навязанные извне как свод запретов, а на саму ткань бытия, на "Истинный Порядок" – тот самый ;;;;; (Калос).

;;;;; (Калос) – это не просто "красивый" в эстетическом смысле. Это слово вбирает в себя и благо, и добро, и правильность, и гармонию, и уместность. Это почти онтологическая категория, описывающая глубинное, изначальное свойство реальности быть ладной, благой, истинной. И "Весть" об этом Порядке – это не просто информация, а своего рода откровение, доступное человеку.

Тогда ;;;;;;;;;;/;;;;;;;; (буквально "со-знание", "знание-вместе-с") приобретает особый смысл. Это не просто интроспекция или рефлексия одного изолированного "я". Это "знание-вместе-с" этим самым ;;;;; (Калос), с этим Истинным Порядком. И что особенно важно – "вместе с" другими членами общины. Совесть, таким образом, становится глубоко общинным феноменом. Это не мое личное, изолированное переживание правильности или неправильности, а разделяемая уверенность, резонанс с другими в том, что наш общий путь, наши совместные действия соответствуют этому фундаментальному Прекрасно-Благому-Правильному устройству мира.

Это состояние экзистенциально. Оно затрагивает все существо человека, его способ бытия-в-мире. Быть "в совести" – значит быть причастным, чувствовать свою соприродность с этим Порядком, ощущать себя не отщепенцем, а органичной частью гармоничного целого. Это дает не страх наказания, а живую уверенность, опору, чувство правильности своего существования и действия "здесь-и-сейчас".

Именно поэтому акцент смещается с осуждения прошлого на ориентацию в настоящем. "Калосообразность" (;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;;;; – "согласно доброй совести") – это стремление действовать так, чтобы каждое действие было созвучно, со-образно этому ;;;;; (Калос). Это активное, творческое со-участие в поддержании и проявлении Красоты Миропорядка через свои поступки, через жизнь общины. Это "со-весть" как "со-знание" и "со-гласие" – не пассивное принятие, а активная настроенность на эту Красоту.

Таким образом, мы выходим из узких рамок индивидуалистической этики, где совесть – это часто мучительный диалог с самим собой о своих недостатках. Мы вступаем в сферу метафизической причастности. Истина, Красота, Порядок – это не субъективные конструкты, а объективные, хотя и тонко воспринимаемые, аспекты реальности. И познаются, и переживаются они сообща, в общем поле жизни, в общей культуре, в общем стремлении к этому "Со-Вечному Калосу".

"Со-Весть" в этом смысле становится органом восприятия "Со-Вечного". Она соединяет индивидуальное с универсальным, временное с вечным, человеческое с божественным (в широком смысле, как с высшим Принципом). Это уже не просто этика, это онтология и даже своего рода духовная практика – практика жизни в гармонии с Истинным Порядком Бытия, который одновременно и Прекрасен, и Благ. Это возвращение к ощущению мира как космоса, а не хаоса, и себя – как ответственного со-творца этого космоса.


Рецензии