Совесть
Здесь "совесть" перестает быть просто внутренним полицейским, который задним числом выписывает нам штрафы за проступки, терзая чувством вины. Она предстает как нечто гораздо более фундаментальное и жизнеутверждающее. Это не столько суд, сколько компас. Компас, настроенный не на абстрактные моральные кодексы, выведенные индивидуальным разумом или навязанные извне как свод запретов, а на саму ткань бытия, на "Истинный Порядок" – тот самый ;;;;; (Калос).
;;;;; (Калос) – это не просто "красивый" в эстетическом смысле. Это слово вбирает в себя и благо, и добро, и правильность, и гармонию, и уместность. Это почти онтологическая категория, описывающая глубинное, изначальное свойство реальности быть ладной, благой, истинной. И "Весть" об этом Порядке – это не просто информация, а своего рода откровение, доступное человеку.
Тогда ;;;;;;;;;;/;;;;;;;; (буквально "со-знание", "знание-вместе-с") приобретает особый смысл. Это не просто интроспекция или рефлексия одного изолированного "я". Это "знание-вместе-с" этим самым ;;;;; (Калос), с этим Истинным Порядком. И что особенно важно – "вместе с" другими членами общины. Совесть, таким образом, становится глубоко общинным феноменом. Это не мое личное, изолированное переживание правильности или неправильности, а разделяемая уверенность, резонанс с другими в том, что наш общий путь, наши совместные действия соответствуют этому фундаментальному Прекрасно-Благому-Правильному устройству мира.
Это состояние экзистенциально. Оно затрагивает все существо человека, его способ бытия-в-мире. Быть "в совести" – значит быть причастным, чувствовать свою соприродность с этим Порядком, ощущать себя не отщепенцем, а органичной частью гармоничного целого. Это дает не страх наказания, а живую уверенность, опору, чувство правильности своего существования и действия "здесь-и-сейчас".
Именно поэтому акцент смещается с осуждения прошлого на ориентацию в настоящем. "Калосообразность" (;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;;;; – "согласно доброй совести") – это стремление действовать так, чтобы каждое действие было созвучно, со-образно этому ;;;;; (Калос). Это активное, творческое со-участие в поддержании и проявлении Красоты Миропорядка через свои поступки, через жизнь общины. Это "со-весть" как "со-знание" и "со-гласие" – не пассивное принятие, а активная настроенность на эту Красоту.
Таким образом, мы выходим из узких рамок индивидуалистической этики, где совесть – это часто мучительный диалог с самим собой о своих недостатках. Мы вступаем в сферу метафизической причастности. Истина, Красота, Порядок – это не субъективные конструкты, а объективные, хотя и тонко воспринимаемые, аспекты реальности. И познаются, и переживаются они сообща, в общем поле жизни, в общей культуре, в общем стремлении к этому "Со-Вечному Калосу".
"Со-Весть" в этом смысле становится органом восприятия "Со-Вечного". Она соединяет индивидуальное с универсальным, временное с вечным, человеческое с божественным (в широком смысле, как с высшим Принципом). Это уже не просто этика, это онтология и даже своего рода духовная практика – практика жизни в гармонии с Истинным Порядком Бытия, который одновременно и Прекрасен, и Благ. Это возвращение к ощущению мира как космоса, а не хаоса, и себя – как ответственного со-творца этого космоса.
Свидетельство о публикации №225052901736