Корнелиус Ван Тил. Зачем нам Вестминстер сегодня

ЗАЧЕМ НАМ ВЕСТМИНСТЕР СЕГОДНЯ?
Корнелиус Ван Тил

В 1898 году Авраам Кайпер, основатель Свободного университета Амстердама,
прочитал лекции Л. П. Стоуна в Принстонской теологической семинарии. Название его лекций было «Кальвинизм». В более полной форме, чем это было сделано кем-либо в новейшее время, Кайпер представил кальвинизм как христианство, «пришедшее к самому себе". Среди его слушателей сидел доктор Бенджамин Брекинридж Уорфилд. Чуть позже доктор Герман Бавинк, профессор догматики Свободного университета Амстердама, прочитал лекции Стоуна в Принстоне. Название его лекций было «Философия откровения». Насколько мне известно, доктор Уорфилд слушал доктора Бавинка, когда тот слушал доктора Кайпера. Другим человеком, присутствовавшим на лекциях Кайпера и Бавинка, был доктор Герхардус Вос, профессор библейского богословия в Принстонской теологической семинарии. Здесь были четыре великих представителя кальвинизма. Все они были сторонниками кальвинизма, потому что для них кальвинизм был «христианством, пришедшим к себе».
Но что это значит, когда мы говорим, что христианство пришло к себе? Мы имели в виду, что в кальвинизме более истинно и полно, чем в католицизме или других формах
протестантизма, Христос пришел к своим. Кальвинизм более сосредоточен на Христе, чем любая другая форма христианского свидетельства. Быть истинным христианином - значит верить Иисусу, когда Он говорит, что Он есть путь, истина и жизнь. Он был и есть путь, истина и жизнь как Сын Божий и Сын человеческий. Иисус сказал, что Он един с Отцом, Который послал Его в мир. Фарисеи обвинили Его в богохульстве, когда Он объявил Себя Сыном Божьим. Иисус говорил, и апостолы говорили о Святом Духе как о едином с Сыном и Отцом. Короче говоря, когда утверждается, что кальвинизм - это христианство, пришедшее к себе илли к своим, то это значит, что он более сосредоточенна Боге, а также более сосредоточенным на Христе, чем другие формы христианства. За этим стоит Триединый Бог Писания, Который в советах вечности решил создать и искупить для Себя народ, и, сделав это, примирить с Собой все.
Это было прекрасное время -в те дни на рубеже веков. Это было немного похоже на дни Лютера и Кальвина. Лютер, и в особенности Кальвин, призывали верующих
не только верить во Христа как своего Спасителя от греха и, следовательно, от грядущего гнева, но и следовать за Ним как за своим Господом. По благодати Божьей предайтесь Христу, и Он сможет сохранить то, что вы предали Ему на тот день. Какая превосходная радость знать, что телом и душой на время и на вечность вы не принадлежите себе, а своему верному Спасителю и что без воли вашего Небесного Отца ни один волос не упадет с вашей головы!  Вторя этому духу Реформации, Кайпер призвал людей, особенно тех, кого он называл простыми людьми, а также искушенных, приобретать весь мир для Христа как своего Царя. Pro Rege, для Царя было девизом жизни Кайпера.
Вторя этому же духу Реформации в Принстоне, доктор Уорфилд и доктор Вос
учили, со своими коллегами, студентов изучать и применять мир, который Христос, их
Спаситель и Господь, ьворил для утешения и наставления своего народа. Вы боитесь
врага? Конечно, сила и изобретательность сатаны велики. Но одно маленькое Слово падет на него. Это Слово рассказывает историю Христа, Который пришел в мир Победителем и чтобы победить. Силы ада не могут одолеть Его, когда Он устанавливает Свое Царство.
Более того, тогда произошло не только возрождение принципа Реформации, но
и его углубление и расширение -. прежде всего расширение. Имя Христа, указал Кайпер, должно быть раскрыто в области образования, философии, науки и искусства, а также религии. Как человек может быть истинным пророком, каким он должен быть и хочет быть, если целые области человеческого поведения остаются невостребованными для Христа- Царя. Под девизом или лозунгом Pro Rege Кайпер пробуждал молодых мужчин и женщин везде, куда бы он ни пошел. Ни один сантиметр земли не должен оставаться в руках врага.
Война христианина является наступательной. Дьявол захватил мир науки и философии для себя. Сатана должен быть изгнан с этой территории. Его знамена должны быть сорваны, а флаг Soli deo Gloria должен быть поднят на вершину самого высокого шеста в каждой деревне, поселке и городе. Те, кому Бог-Отец дал умственные и духовные способности и дары, должны вести тех, кто не имел таких способностей и даров, чтобы вместе они могли образовать одну могущественную армию Божию. В день суда вы
можете бросить свои трофеи к ногам Христа, и Он даст вам венец праведности.
Но, несомненно, если принцип Реформации должен быть таким образом расширен, он в то же время должен также быть и углубленным. Удлиняйте свои веревки и
укрепляйте свои колья. Если вы должны быть пророком в области науки и философии,
то вы должны в то же время быть священником, который посвящает все, что он завоевал как царь, на алтаре преданности Христу, великому Первосвященнику. Соответственно, даже когда он писал свои великие труды по теологии, Кайпер также написал «Быть рядом с Богом», «Тогда ты сидишь в доме» и много других работ глубокого религиозного характера. Я говорил в основном о Кайпере. Но каждый по-своему, Бавинк, Уорфилд и
Вос, вместе со своими соратниками, стремились расширить и углубить принцип Реформации.
Именно из-за этого расширения и углубления принципа Реформации люди повсюду заметили, что происходит. Люди культуры, хотя и не христиане, поняли, что здесь им предъявляют претензии, которые они не могут игнорировать. Историческое
протестантское христианство больше нельзя было замалчивать. Оно вышло из гетто на
рыночную площадь. Ученые и философы, а также люди культуры повсюду начали понимать, что они должны что-то сделать с этим недавно возрожденным протестантизмом. До этого дня сатана действовал по-своему в области культуры. Его
не так уж беспокоили далекие народы мира. Они тихо следовали за ним. Сатана был обеспокоен Европой и Америкой. Мы должны, сказал он своим верным легионерам, завоевать цитадели Запада. Мы должны внушить не только ученым и философам, но и теологам, что когда Христос сказал, что Он Сын Божий, а также Сын человеческий, все в лучшем случае были введен в заблуждение. Если раньше нашей политикой было посеять сомнения в умах людей относительно истории сотворения, падения и искупления мира, изложенной в Библии, то теперь мы должны заставить их поверить, что эта история не может быть правдой. Некоторые последователи Христа серьезно относятся к заявлению Христа: «Вся власть дана Мне». Посмотрите на Амстердам, посмотрите на Принстон. Мы
должны разрушить эти учреждения. Но мы должны, делая это, не перегибать палку. Мы
не должны открыто и смело отрицать заявления Христа. Мы должны быть более тактичными, чем фарисеи. Мы не должны говорить, что Христос богохульствовал, когда Он, прощая грехи, сделал Себя единым с Богом. Мы должны скорее сказать людям, что при всем желании мы не можем думать о Боге как о вечном и неизменном в Его существе, мудрости, силе, святости, благости и истине. Разве величайшие мыслители прошлого не пытались искренне думать о таком Боге и разве они не потерпели неудачу в этом, по их собственному признанию? Конечно, тогда, если Иисус был действительно человеком, если он был подобен нам во всем принятом грехе, тогда мы должны думать о нем, как о
пытающемся вместе с нами достичь высокой идеи, посредством которой мы думаем о Боге как об Отце всех людей. Мы вполне можем поверить Иисусу, когда Он сказал, что Он был един с Отцом в том, что  Отец любит всех людей, и Иисус также любил всех людей и умер за всех, чтобы они вместе с ним могли стремиться любить всех людей.

Утверждение Оберна

Именно эта идея всеобщего отцовства Бога и всеобщего братства всех людей основывалась на представлении, которое уже начало становиться популярным во
времена Кайпера, Бавинка, Уорфилда и Воса. Этот прагматичный или практический вид христианства, основанный на абсолютном скептицизме относительно возможности истинности исторического протестантизма, нашел блестящее выражение в Германии. Адольф фон Гарнак, Вильгельм Герман и другие усердно работали не над тем, чтобы открыто отвергнуть веру, а над тем, чтобы тихо переосмыслить смысл христианской истории. Вскоре появились профессора теологии и большая группа служителей, последовавшие за этими немецкими учителями, которые начали революцию против
истеблишмента. Разве человек не должен быть свободен выбирать для себя, во что он будет верить? Разве он не должен быть научным в теологии? Разве он не должен думать о христианстве как о гипотезе, которую следует проверить собственным моральным опытом относительно ее истинности? Давайте подумаем об идее творения как о гипотезе, которую следует противопоставить космической и биологической эволюции как гипотезе. Давайте установим историю Адама и Евы в раю как гипотезу, противопоставив ее тому, что великий современный философ Иммануил Кант и психологи обнаружили в отношении ужасных злых желаний и практик людей в самые ранние известные эпохи. Я говорю моему ортодоксальному другу, что если он верит в творение, а я верю в эволюцию, то мы на самом деле ничем не отличаемся друг от друга в каком-либо основном отношении. Я верю вместе с тобой, говорю я ему, что мы можем думать о Боге, как если бы Он был Творцом внутри нас, стремящихся все дальше и дальше к более высоким и благородным моральным идеалам. Более того, когда ты, мой ортодоксальный друг, веришь в теории, что человек Иисус был только Богом и человеком, а я верю, что все люди являются и Богом, и людьми в каком-то основном отношении. Мы оба действительно думаем, что
каждый истинный человек стремится вверх к  высотам, потому что это дух Иисуса как Христа, который стремится внутри нас и даже для нас. Когда вы, мой ортодоксальный друг, верите в непорочное зачатие Христа как биологическое явление и отрицаете его, мы не так уж далеки друг от друга. Мы все во Христе, непорочно рожденные, и поэтому можем с Ним и через Него начинать наш прогресс на пути к моральному совершенству каждый день заново. Наконец, если вы верите в физическое воскрешение Иисуса, которое мы отрицаем, мы все еще вместе стремимся к внутреннему обновлению каждый день через силу воскресения, которая действует внутри нас всех.
Более тысячи служителей пресвитерианской церкви США изложили эту новую современную точку зрения относительно христианства в манифесте. Они назвали его
«Утверждением Оберна» по названию города Оберн, штат Нью-Йорк, где они встретились, чтобы его составить. Авторы «Утверждения Оберна» заявили, что они просто ищут свободы для угнетенного меньшинства. Они были освобождены от оков истеблишментом. Их несправедливо удерживали от их неотъемлемого права на свободу выражения. Разве религия человека не является тем, что глубже всего в нем? Разве он не должен тогда иметь свободу свободно выражать свои религиозные убеждения? Следует ли удерживать его от интерпретации фактов прошлого, фактов о Христе и Его деле, фактов о формировании канона и содержания Писания в новом свете, который был пролит на них наукой и философией? Конечно, если вы верите, что Христос есть свет миру, свет, который исходит от науки, и свет, который исходит от философии, не могут не быть едиными со светом, который исходит от Христа. Истина одна. Истина есть единство. Весь свет исходит от Христа, единого всепроникающего принципа света, который сияет в сердцах всех людей. Как может быть какой-либо окончательный конфликт между тем, что мы узнаем нашим невооруженным интеллектом, и тем, что мы узнаем из Писания?
Именно так рассуждали те, кто, хотя и были членами многих протестантских церквей, выступали против Христа Писания, Христа Божьего, в течение многих
лет. Они склоняли одно теологическое учреждение за другим, чтобы принять эту компромиссную точку зрения. Синтез между современной мыслью и христианством стал лозунгом часа. Римский католицизм, казалось, сопротивлялся этой новой тенденции. Церковь исключила «модернистов» из своей паствы. Но это не помогло. Учение
самой церкви основывалось на синтезе философии, основанной на человеке как на достаточном для себя, и Боге, и Христе, который, тем не менее, считался создателем и
искупителем человека. Из пресвитерианских церквей только Принстон продолжал придерживаться веры, раз и навсегда переданной святым. Поэтому либералы сосредоточили свои главные усилия на Принстоне. Принстон должен быть разрушен. Они склонили на свою сторону президента Принстона, доктора Дж. Росса Стивенсона. С благочестивым звучанием, доктор Стивенсон утверждал, что Принстон мог бы служить своей цели гораздо лучше, чем он делал это в прошлом, если бы только он мог честно сказать, что он представляет все основные теологические пункты взгляда, известного  в церкви. Конечно, это была семинария, которая принадлежала Церкви.

Реорганизация Принстона

Весной 1929 года доктор Стивенсон и его партия добились реорганизации семинарии в соответствии с новой инклюзивной политикой. На Генеральной ассамблее 1929 года церковь отменила старую систему двух советов управления и создала один новый  для управления делами семинарии как академическими, так и образовательными. Двое из членов этого нового совета были подписантами Оберна. Это было похоже на то, как если бы два сторонника коммунистов были избраны в Верховный суд Соединенных Штатов.
Новый совет вскоре сделал публичное заявление о том, что при новом руководстве семинария теперь будет лучше, чем когда-либо, способна выполнять положения своего
устава. Совет раскрыл способ, которым он будет выполнять свою новую задачу. Он попросил всех членов старого факультета, даже тех, кто выступал против реорганизации семинарии, остаться на новом факультете. Они не стремились исключить старую точку
зрения; они просто собирались дать обеим позициям место на факультете. Это
была умная стратегия. Если бы таких людей, как Роберт Дик Уилсон, Освальд Т. Эллис, Герхард Вос, Уильям Парк Армстронг и Дж. Грешем Мейчен, удалось убедить остаться на факультете или, скорее, присоединиться к новому факультету, всему миру показалось бы, что они не считают перемены очень существенными или очень опасными. Но, как вы все знаете, доктора Уилсон,  Мейчен и  Эллис отказались служить под новым советом. Доктора Вос, Армстронг и Ходж согласились преподавать под новым советом, но это было обусловлено обстоятельствами. Все трое решительно выступали против реорганизации.
Летом 1929 года эти трое вместе с другими организовали Вестминстерскую
теологическую семинарию. Д-р Мейчен был естественным лидером нового движения. Давая публичный отчет о причине организации новой семинарии, он ясно дал понять, что старый Принстон мертв. Евангелие спасения по благодати от мертвых дел больше не будет преподаваться там без компромиссов. Это евангелие будет разбавлено предполагаемой мудростью человека. Новая семинария была малочисленной и не имела денег. Но там не было никакой окончательной зависимости от численности и организации. Те, кто взялся организовать новую семинарию, не притворялись более великими учеными, чем другие люди. Было ясно, что те, кто организовал семинарию, как правление, так и преподавательский состав, действительно будут стремиться к обучению, они будут искать учения всеми силами, но они будут искать учения на коленях, в смирении прося помощи у своего Спасителя.
Но одно должно быть ясно: знамя Евангелия благодати Божьей во Христе должно быть поднято на вершину самой высокой горы, какую только можно найти. По этой причине д-р Мейчен вскоре организовал Независимый совет по иностранным миссиям, а также семинарию. Конечно, он считал, что работа миссий - это работа Церкви.. Но через свой Совет по иностранным миссиям пресвитерианская церковь таких отправляла миссионеров, как Перл С. Бак, которые вообще не верили в Евангелие. Выпускники
семинарии, подавшие заявку в этот совет на поездку на зарубежные поля, должны были
обещать, что будут сотрудничать с такими миссионерами, которые вообще не верили в Евангелие . Что еще можно было сделать, по крайней мере, в качестве временной меры, как не организовать независимый миссионерский совет?
Ответ лидеров церкви не замедлил прийти. Вскоре они вызвали Мейчена, чтобы дать отчет перед комиссией из пяти человек, назначенной Генеральной Ассамблеей. Один из членов комиссии был подписавшим Обёрнское заявление. Вся комиссия была верна церкви, но они не были верны Христу, Главе Церкви. Они осудили Мейчена, который был верен Христу как Главе Церкви. Если бы Мейчен поддался их требованию, он бы, как и они, снова распял Христа Писания. Он, как и они, по возможности препятствовал бы
распространению Евангелия благодати до краев света. По благодати Божьей Мейчен
фактически сказал, что он должен подчиняться Богу, а не человеку.
 Именно в этом духе подчинения Богу, а не человеку, Мейчен истощил себя,
пока не умер в Бисмарке в Северной Дакоте.  первый день Нового  1936 года. Перед отъездом на Запад он позвонил мне и сказал, что по пути в Дакоту, чтобы выступить перед небольшой группой людей, которые стремились быть верными Христу, он остановится в Чикаго и напишет статью о христианских школах. Он бы послал мне эту статью. Я  перечитал ее и отправил в офис Национального союза христианских школ.
В Чикаго его одолели боли плеврита, но они не помешали ему отправиться в Дакоту, чтобы вдохновить небольшую группу христиан стоять твердо за своего Господа. Его бывший ученик провез его сорок миль по зимней погоде, пока он страдал от боли. Но он дошел до конца. На смертном одре он отправил телеграмму профессору Джону Мюррею об утешении активного послушания Христа для умирающего человека. Как он жил, так он и умер. В смиренном глубоком послушании любви он отдал свою жизнь, свои
деньги, все, что имел. Как хорошо было тем из нас, кого он выбрал для работы на факультете, Р.Б. Койперу, Неду Б. Стоунхаусу, Полу Вулли и мне, быть с ним ежедневно и часто ходить с ним на обед после субботнего утреннего заседания факультета. Он не проповедовал нам, говоря нам делать то или это. Он предоставил нам свободу в истинном смысле этого слова, свободу развивать нашу работу самостоятельно. Но мы не могли не впитать что-то из его духа безоговорочной преданности единственной цели - поднять знамя Христа на вершине самой высокой горы.
Когда Сократ собирался выпить чашу с цикутой, он отослал свою жену. Нельзя умереть философски, когда вокруг женщины. У Сократа были Симмий, Кебет и другие. С ними он спокойно обсуждал вопрос, должен ли он тогда, когда цикута достигнет его сердца, и он перейдет в мир иной, все еще знать, кто он такой. Сократ был уверен, что будет жить, потому что приобщится к Идее Жизни. Мейчен не отослал свою жену. О нем действительно говорили, что он унаследовал свои деньги от жены, а она заработала их на пивоварнях. Но недостающим звеном в этой цепочке подделок была его несуществующая жена. Что касается его денег, у него были деньги, но он свободно использовал их для заполнения лакун, которые появлялись в книгах семинарии из года в год. Однажды я увидел, как он положил чек на 24 000 долларов на стол казначея, чтобы покрыть дефицит определенного года. Мы, его последователи, не могли присутствовать у его смертного одра физически, как Симмий и Кебет присутствовали у смертного одра Сократа. Но одно мы знали без сомнения. Мейчен не размышлял над проблемой, может ли он участвовать в какой-то неизвестной Идее Жизни. Он знал Христа и силу Его воскресения. Он знал, что вскоре увидит своего Спасителя лицом к лицу.
На обратном пути с похорон в Балтиморе я был подавлен. Неужели все, что сделал Мейчен, уйдет, так сказать, вместе с ним в смерть? Затем миссис Фрэнк Стивенсон, первый президент Совета семинарии и друг Мейчена, заговорила со мной и сказала, чтобы я не унывал. Величие Мейчена заключалось именно в том, что он не сосредоточил работу семинарии вокруг себя. Его смерть была действительно большой потерей, но работа должна была продолжаться. Бог поднимет новых людей, чтобы сделать Свое дело. Они могли не быть калибром Мейчена, но пока они будут с его духом, работа будет продолжаться в течение поколений и даже до последнего дня Иисуса Христа.
Вскоре после этого я посетил своего отца, который всю свою жизнь был простым
фермером. Он выслушал меня, когда я рассказал ему, как я был потрясен не только личной утратой, понесенной в связи со смертью Мейчена, но и своим страхом, что работа не сможет эффективно продолжаться без такого всемирно известного лидера, каким был Мейчен. Мой отец, уже преклонных лет, просто процитировал отрывок из Послания к Евреям: «Приходящий к Богу должен веровать, что Он есть, и что Он воздает тем, кто усердно ищет Его». Это было все, что он сказал! . Меня упрекнули и наказали. По-прежнему ли я в конце концов доверял величию Мейчена как ученого и как человека или доверял Христу, на Которого Мейчен постоянно указывал нам?

Будущее

Теперь, когда я смотрю в будущее, я беру в качестве своего руководства слова апостола Иоанна. В своем письме к Филадельфийской церкви он говорит: «У тебя мало сил; ты сохранил слово Мое и не отрекся от имени Моего». Хранить в памяти имя Иисуса, отстаивать его перед теми, кто правит в ложной церкви, и распространять его до краев мира - вот задача учеников Того, Кто в Своем теле носил на дереве проклятие наших грехов, чтобы освободить нас. Гораздо труднее делать то, чего Христос ожидает от своих учеников, чем это было во времена Кайпера, Бавинка, Уорфилда и Воса.
Во-первых, силы ада гораздо прочнее укрепились в мире вокруг нас, чем во времена этих людей. Силы тех, кто ненавидит имя Христа, теперь объединены, как никогда прежде. Так, Радакришнан, известный индийский философ, настаивает на том, что его философия во всех отношениях похожа на философию различных щкол Запада. Арнольд Тойнби, так называемый христианский историк, настаивает на том, что
христианство и буддизм едины в своем основном стремлении к возвышению человечества. Будда был великим религиозным лидером, как и Иисус. Оба пожертвовали собой в интересах поднятия масс людей на все более высокий уровень моральных достижений. По словам Карла Ясперса, крупнешего немецкого философа, Сократ, Будда, Конфуций и Иисус были четырьмя определяющими людьми всей истории. Никто из них не считал себя божеством; в этом их величие. Роберт Коллингвуд обучил таких великих теологов, как Рудольф Бультман и другие, чтобы увидеть, что когда Иисус говорит, что Он свет миру, это должно быть принято как данность современным историком, который должен в свете своего собственного самодостаточного исторического сознания решить, что делать с утверждениями, которые Иисус сделал для себя. Конечно, в истории не может быть абсолютного откровения.
Философы и теологи, не говоря уже об ученых, соперничают друг с другом в своих
утверждениях, что те, кто верит Иисусу на слово, когда Он говорит, что Он Хлеб жизни,
безусловно, неправы. Ученые, философы и теологи в наши дни гораздо более настойчивы,
чем в начале века, что такие утверждения, которые Христос сделал о Себе, если полагать, что они действительно были сделаны исторически существующим человеком, не могут быть правдой.
Теперь мы в семинарии слабы. У нас нет людей из  преподавательского состава, если только они не из числа молодых, которые еще не раскрыли свой полный потенциал, уровня Мейчена, Кайпера, Уорфилда или Воса. Но у нас есть, и это касается как
людей, которые пришли на факультет, так и тех, кто все еще остался с прежнего
факультета, по благодати Божьей решимость держать Его слово и не отрицать Его имени.
Мы узнали, что есть только один способ противостоять различным формам неверия,
когда они нападают на нашу христианскую веру.
Мы должны сделать то, что сделал апостол Павел в Афинах. Мы должны провозгласить имя Того, кого тщетно искали греки, и указать, что если в неверии и мятеже люди отворачиваются от этого имени, то их мнимая мудрость становится глупостью перед Богом. Мы узнали, все мы узнали, что нужно не умолять людей, как это, к сожалению, делали некоторые люди даже в старые времена в Принстоне, чтобы верить в Иисуса, потому что Он, весьма вероятно, является Тем, Кем Он Себя называет, Спасителем людей. Мы все, возможно, снова, на горьком опыте, научились не делать того, что делали даже некоторые люди в Принстоне в старые времена, когда говорили, что документы Библии по крайней мере заслуживают доверия как исторические документы, и поэтому мы можем верить в то, что они говорят об Иисусе. Мы научились начинать с Писания как с самого Слова Божьего и Христа, написанного теми, кто был вдохновлен непосредственно и непогрешимо Святым Духом.
Поэтому мы пошли дальше некоторых людей из старого Принстона, в том, что мы откровенно начинаем изложение Евангелия с самосвидетельствующего Христа Писания. Не все из нас начинают с Христа Писания, но все мы так делаем. Мы не вполне согласны по всем подробным пунктам теологии. Разница в происхождении между нами проявляется в определенных различиях во взглядах на различные пункты учения. Но по благодати Божией мы, хотя и слабы, сдержали Его слово и не отвергли Его имени. Это единственное имя, что дано под небом людям, которым они должны быть спасены, то, о чем мы говорим в каждом классе прямо или косвенно.
Для меня является предметом особого удовлетворения сказать несколько слов о распространении знания этого имени через выпускников семинарии на Востоке. Я думаю, что это было во второй год существования семинарии, когда Годзи Танака приехал учиться к нам из Японии. Он написал для меня 60-страничную работу по учению об общей благодати. Он и более поздние выпускники с ним сыграли большую роль в распространении света Евангелия и, в частности, в соответствии с его реформатским выражением в Реформатской теологической семинарии в Кобе. Немного позже из Кореи приехал г-н Пак Юн Сун. Он выучил голландский язык, чтобы иметь возможность извлечь пользу из огромного результата экзегетической работы в Нидерландах как плода работы Свободного университета Амстердама.
Когда я отправился в 1960 году на Восток, г-н Эгберт Эндрюс предоставил мне возможность выступить перед более чем 75 студентами-философами в университете в Тайбэе. Благодаря влиянию одного из наших выпускников я выступил перед большим количеством студентов в университете в Сеуле. Я выступил в трех высших учебных заведениях на Формозе, в трех в Японии и двух в Корее, все из-за выпускников семинарии, которые смогли получить вакансии для мужчин. И все эти мужчины были верны Евангелию. Но самая большая радость пришла, когда в Пусане, в Корее, я выступил перед церковью, полной простых людей. В церкви не было скамей. Когда все толпа не смогла войти, председатель попросил тех, кто сидел, встать. Они сидели на полу. Встаньте, пожалуйста! Пройдите вперед, пожалуйста! Садитесь, пожалуйста! Этот
маневр освободил место еще примерно для сотни человек. Какая помеха говорить через переводчика! И все же аудитория внимательно слушала каждую минуту. А затем пение и, что лучше всего, общая молитва вслух, каждый за себя, высказывая самые сокровенные желания своей души Спасителю. Аудитория качалась взад и вперед, как это делает поле пшеницы, когда его обдувает ветер. Но я думаю, что я никогда не был ближе к небесам, чем когда я увидел это, к своему стыду. Ккой более эффективный способ выполнения миссионерской работы на иностранных полях, чем заставить местных студентов учиться здесь с нами, а затем вернуться к своим и рассказать им о прекрасном мире Бога и Спасителя, Который может спасти их от рабства греха!
Наконец, я вернулся на Запад и к современной церкви. Как силы неверия вне церкви объединились в общем безнадежном поиске спасения там, где его невозможно
найти, так и различные формы неверия, которые также объединились в общем и ожесточенном противостоянии последователям Агнца.
В весеннем выпуске новостей выпускников Принстонской семинарии президент Джеймс И.МакКорд сообщает о прогрессе, достигнутом в «Консультации церковного
союза». Эта консультация по церковному союзу, говорит доктор МакКорд, была вдохновлена проповедью, произнесенной в Сан-Франциско доктором Юджином Карсоном Блейком в начале этого десятилетия. Сейчас этот союз включает 25 млн. человек из девяти протестантских общин. Но где мы сейчас в церковном союзе, спрашивает доктор МакКорд. Мы значительно продвинулись дальше точки его официального начала в мае 1961 года, когда было принято решение попытаться переформировать протестантизм в нашем поколении. Многие церкви со всего мира присоединились к этим усилиям.
Но масштабы движения, какими бы впечатляющими они ни были, не являются самым важным моментом. Главным является то, что это движение представляет собой «попытку изменить облик протестантского свидетеля сегодняшнего мира». Новая форма протестантизма в то же время предусматривает принципы религии, которые могут привести к воссоединению римского католицизма и протестантизма. Новая религия - это религия спасения всех людей во Христе мира. Это религия человека как продукта космической и биологической эволюции на пути ко всем более высоким и благородным формам морали и любви. Это религия Всемирного Совета Церквей Христа. Это религия II Ватиканского собора. Это также религия современного еврея. Вы можете слушать
по телевизору утром «Слово на сегодня». У вас может быть раввин, священник или протестантский пастор, но в одном вы можете быть уверены, а именно, что все они скажут по сути одно и то же. Мы все должны любить всех людей независимо от этого.
Пресвитерианская церковь, к которой принадлежит Принстонская семинария, теперь имеет, как вы знаете, Книгу исповедания. В ней есть что-то для каждого. Но единственное исповедание, которым клянутся те, кто стремился заменить Вестминстерское исповедание - это Исповедание 1967 года. Из нее были изъяты Писания как раз и навсегда законченное откровение Бога человеку, и из нее был удален Христос
Бог и Его искупительная смерть на кресте. Вместо этого мы находим самодостаточного человека, проецирующего на себя образ Христа, чтобы с помощью этого идеала научиться любить и прощать всех людей, как Бог учит любить и прощать всех в суверенной свободе, что в данном случае означает без необходимости какой-либо искупительной
заместительной смерти со стороны Христа, Богочеловека.
В журнале Ladies Home Journal за декабрь 1969 года есть специальный рождественский портфель под названием «Есть ли у религии будущее?» Ответы дают 14 авторов. Все они, независимо от их церковной принадлежности, предлагают евангелие самодостаточного человека как единственную надежду для человечества, за исключением
одного. Это Билли Грэм, и, как ни грустно говорить, в этой статье он не провозглашает каким-либо ясным образом суверенную благодать Божию во Христе и необходимость для людей спастись от гнева Божьего через заместительную смерть Христа. Джон Мак Картер, редактор и издатель Ladies Home Journal, не может найти ни одного человека, который бы ясно и бесстрашно говорил о том единственном Имени, которое дано под
небом, которым должны быть спасены люди и вся их культура.
Лидеры люди науки, все еще возлагают свои надежды на будущие научные открытия. В Time от 18 июля 1969 года мы находим статью: «За пределами Луны, нет конца». Границы науки, которые казались закрытыми всего поколение назад, «снова открыты, и на этот раз они никогда не закроются». Но если поиск физического выживания после атомной бомбы, на мгновение не кажется таким совершенно безнадежным, как это казалось еще совсем недавно, что насчет The Quest for Spiritual Survival?
В Life от 9 января 1970 года выступил Норман Мейлер, автор блестящей статьи «Мечта о лике будущего». «Уайти построил дворец на числах… и числа убьют
цивилизацию белых, прежде чем все закончится». Вчера Уайти сделал свои первые шаги к
звездам впереди черного человека. «Как это должно было гореть в протоках желудка этого [этого] черного человека, в чанах его печени».  «Какая лава в мембранах живота... Лунный выстрел разбил не одно надвигающееся превосходство черных». И теперь
сам Уайти начинает беспокоиться больше, чем когда-либо прежде. Он видит, что война между расами ужаснее, чем когда-либо. Было ли наше предприятие в космосе «благородным или безумным». «Это было так, как будто мы начали выворачивать карман вселенной наизнанку». Как мы можем узнать «является ли он монстром или святым».2 «Господин Ответ, что такое Экзистенциальный эквивалент бесконечности? - Почему бессонница, Сэнди, старая добрая бессонница. Водолей впервые за много лет понял, что у него больше нет ни малейшего представления о том, что он знает».
«Все, что могут делать люди, - это «искать разум в абсурде». Именно так
сегодняшние блестящие люди, как и блестящие люди времен Ноя, с полным отчаянием смотрят на поднимающийся поток ужасных событий, захлестнувших их, в то время как они, единодушно, как и люди времен Ноя, отказываются раскаяться и спастись покаянием и верой в Иисуса, Который пришел искать и спасти то, что потеряно.
У тебя мало сил, ты сдержал мое слово и не отрекся от моего имени. Как
были дни Ноя, так будут и дни Сына Человеческого. Потомки Каина и потомки Сифа научились любить друг друга из-за их общего желания жить в соответствии с принципом новой морали, которую, как говорит Христос, Он ненавидит. Ной говорил своим современникам о прямом слове Бога, которое пришло к нему. Согласно этому Слову, люди, за свою безнравственность, будут уничтожены потопом, который должен был прийти. Ной сказал своим современникам, что они будут уничтожены, потому что они отрицали истину того, что было сказано им о прошлом. То, что Адам и Ева, в великой скорби, несомненно, рассказали своим детям, внукам и правнукам о том, что они слушали сатану вместо Бога, было, сказал им Ной, причиной их грядущей гибели. Но современники Ноя не хотели слушать. Они говорили, что нет никаких записей о потопах, которые покрыли бы самые высокие горы. И в конце концов, мы не должны интерпретировать ход будущего по тому, что произошло в прошлом. Разве сам Адам не был непредвзятым, когда он принял слова сатаны за гипотезу вместе  со словами Бога, которые он также считал гипотезами? Как кто-либо мог, заранее имея опыт, знать, что выйдет из чрева случая? Что касается меня и моего дома, сказал Ламех из рода Каина, мы поставим нашу жизнь на ту мудрость, которую мы накопили в жизни.
Так и в наши дни. Потомки Каина и потомки Сифа снова объединились в одной форме мысли, в одной форме организации и в одной форме жизни, а именно, в форме, которая заслуживает праведного гнева Божьего. Несомненно, это задача тех, кто обрел благодать в очах Божьих, как Ной обрел ее, быть проповедниками и готовить проповедников праведности, а именно, той  праведности, которая исходит из заместительной смерти Христа. Благодарение Богу, нашему Спасителю, что есть еще семь тысяч других, которые не преклонили колени перед Ваалом. Но, по милости Божьей, в Вестминстере все еще есть группа людей, которые полны решимости, что, хотя у них мало сил, они приложат все силы, чтобы удержать Его слово и не отвергнуть Его имя, чтобы через это имя мир мог быть спасен.
Я начал эту речь, говоря о Кайпере и Бавинке, об Уорфилде и Восе. Я сказал, что
их целью было углубить и расширить принцип Реформации. Это должно быть сделано в наши дни заново. Враг расширил и углубил свою атаку. Теперь враг контролирует, или кажется, контролирует, каждую область человеческих интересов, искусства, науки,
философии и теологии. Мы должны, как верующие во Христа, оспорить право сатаны на
что угодно, и меньше всего на верность сердец людей.  Мы должны, как Ной, сказать людям, что их ждет  гнев Агнца, если не покаются в том, что они сделали со своим прошлым, настоящим и будущим.
Если вы сможете указать другие учебные заведения, будь то семинарии, колледжи или университеты, где это делается, мы возрадуемся вместе с вами. Мы не конкуренты ни одному учреждению. Нужно гораздо больше. Наша цель в Вестминстере, в стратегическом месте влияния, которое дал нам Бог, сделать то, что сделал Ной. Мы знаем, что Бог послал своего Сына в мир, чтобы через Него люди могли быть спасены. Мы знаем, что весь мир лежит во тьме и находится на пути к гневу Агнца. Наш факультет и наше правление полностью согласны с характером нашей задачи в этой ситуации. Мы сделаем то, что пытались сделать Мейчен, что пытались сделать Кайпер и Бавинк, Уорфилд и Вос, а именно, вознесем флаг с именем Иисуса на вершину самой высокой горы. У нас мало сил, нам нужно больше сил, но самое главное, что мы сохранили его Слово и по его благодати решили не отрицать Его имя.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии