Золотой век. Сериал о Екатерине
Режиссёр
Сергей Гинзбург
Сценаристы
Алексей Гравицкий, Сергей Волков (VIII), Сергей Юдаков, Елена Денисевич (уч.)
Оператор
Рафик Галеев
Композиторы
Илья Андрус, Александр Биллион, Арсений Смирнов (уч.)
Художник
Павел Новиков (II)
1 серия
1763 год. После коронации в Москве Екатерина возвращает двор в Петербург. Она хочет внедрять идеи Просвещения в России и править сама. К наследнику Павлу Петровичу приставлен воспитателем граф Панин. Он, как и другие члены масонской ложи, недоволен самостоятельностью императрицы. Орлов, перехватив письмо Екатерины к Понятовскому, ревнует: их отношения в последнее время дали заметную трещину. Возвращённый на службу Бестужев, посылает Столича арестовать французского аббата Д’Отроша, представляющего интересы европейских сил, враждебных Екатерине и российской государственности. Столич погибает, и его место занимает подпоручик Потёмкин...
2 серия
Екатерина требует от царедворцев исполнять её приказы. Бестужев указывает Панину на то, что его дело - не политика, а воспитание наследника. Павел знакомится с юной фрейлиной Столич, которая очаровывает мальчика умением фехтовать. Послушавшись Бестужева, Екатерина отвергает идею создания Императорского совета и разделения Сената на департаменты, рекомендованную масоном Паниным. Аббат Д`Отрош вновь ускользает. Трон Екатерины всё ещё шаток.
Императрица прогоняет Дашкову из дворца за непомерные амбиции и жажду власти, и, наконец, мирится с Орловым. Григорий поддерживает её в законном праве на престол...
3 серия
Орлов делает Екатерине предложение руки и сердца, ради их внебрачного сына - Алексея, но та напоминает Орлову, что имеет право только на одного наследника - Павла Петровича. Д’Отрош ставит Панину новую цель: сделать королем Польши Адама Чарторыжского. Но у Екатерины свой кандидат - Станислав Понятовский. Аббат и Дашкова солидарны в том, что узурпаторшу необходимо свергнуть. Готовится посвящение Павла в братство. Императрица отмахивается от слов Бестужева о масонах. Орлов же идёт их арестовывать к Нарышкину. Заговорщикам удаётся ловко улизнуть. Екатерина отправляет Потёмкина с тайным поручением в Польшу. К Бестужеву приезжает комендант Шлиссельбургской крепости.
4 серия
Екатерина устраивает приём в честь нового короля Польши – Станислава Понятовского. Несмотря на предостережения Бестужева о готовящемся перевороте, императрица по-прежнему не верит в масонский заговор. Алексей Петрович умирает, завещав своё дело Потемкину. Панин и аббат объявляют о начале бунта. План срывается – император Иоанн Антонович мёртв. Заговорщиков судят, но некоторые остаются в тени. Екатерине Алексеевне вновь не на кого опереться, кроме Орлова и Потёмкина. Наследник Павел Петрович признается фрейлине Столич, что ненавидит мать и её фаворита, причастных, по его мнению, к смерти его отца. Юный наследник всецело находится под влиянием масона Панина, а тот не намерен сдаваться...
Иван VI (Иоанн Антонович) (12 [23] августа 1740, Санкт-Петербург — 5 [16] июля 1764, Шлиссельбург, Санкт-Петербургская губерния) — император всероссийский из Брауншвейгской ветви династии Романовых. Внук правящего герцога Мекленбург-Шверина Карла Леопольда. Был в должности правителя с октября 1740 по ноябрь 1741 года, во время эпохи дворцовых переворотов. Является правнуком Ивана V. Царствовала при нём его мать Анна Леопольдовна.
Формально царствовал первый год своей жизни при регентстве сначала Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны. Император был свергнут Елизаветой Петровной, провёл почти всю жизнь в одиночном заключении и уже в царствование Екатерины II был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке его освободить.
В официальных прижизненных источниках упоминается как Иоанн III Антонович, то есть счёт ведётся от первого русского царя Иоанна Грозного; в поздней историографии установилась традиция именовать его Иваном (Иоанном) VI, считая от Ивана I Калиты.
После смерти императрицы Анны Иоанновны сын Анны Леопольдовны (племянницы Анны Иоанновны) и принца Антона Ульриха Брауншвейг-Беверн-Люнебургского, двухмесячный Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона.
Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешёл в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти — другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся.
Через две недели после воцарения Ивана (Иоанна) VI в стране произошёл переворот, в результате которого гвардейцы, возглавляемые фельдмаршалом Минихом, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна Леопольдовна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку. Но спустя год произошёл новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, Ивана (Иоанна) VI, его родителей и всех их приближённых.
Сначала Елизавета намеревалась выдворить «Брауншвейгскую семью» из России (так было официально указано в манифесте, обосновывающем её права на престол), но передумала, испугавшись, что за границей она будет опасна, и приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа.
В 1742 году втайне от всех семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде. После раскрытия так называемого «заговора Лопухиной» в 1744 году, всё семейство было перевезено в Ораниенбург, а после — подальше от границы, на север страны, в Холмогоры, где маленький Иван был полностью изолирован от родителей. Он находился в том же архиерейском доме, что и родители, за глухой стеной, о чём никто из них не догадывался. Комната-камера экс-императора, которого теперь по указанию Елизаветы Петровны стали называть Григорием, была устроена так, что никто, кроме майора Миллера (ответственного за содержание мальчика под стражей) и его слуги, пройти туда не мог. Содержали Ивана в тюрьме строго, охране запрещалось вступать с ним в разговор.
Мать Ивана VI Анна Леопольдовна умерла 8 (19) марта 1746 года, через 12 дней после рождения своего последнего, пятого, ребёнка и третьего сына — Алексея.
Личность бывшего государя и его краткое царствование вскоре подверглись закону об осуждении имени: 31 декабря 1741 года был объявлен указ императрицы о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки. Через некоторое время эти монеты перестали принимать по номиналу, а с 1745 года их хранение стало противозаконным. Лица, у которых обнаруживали монеты Иоанна Антоновича или которые пытались ими расплатиться, подвергались пытке и ссылке как государственные преступники. В настоящее время монеты этого царствования чрезвычайно редки.
Было отдано распоряжение об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов, церковных книг и прочих документов с именем императора («дел с известным титулом») на новые. Часть этих документов сжигалась, а часть хранилась в опечатанном виде в архивах. Изъятию подвергались и пропагандистские материалы, например, опубликованные проповеди с упоминанием имени Иоанна, оды Ломоносова в его честь и прочие артефакты. Этот процесс продолжался всё царствование Елизаветы Петровны и был прекращён только после вступления на престол Екатерины II. Даже полтора с лишним века спустя, во время юбилейных мероприятий 1913—1914 годов, император был пропущен на Романовском обелиске в Александровском саду и на пасхальном яйце Фаберже «Трёхсотлетие дома Романовых».
После того, как Елизавете представили показания пойманного заговорщика Ивана Зубарева, страх императрицы перед возможным новым переворотом привёл к новому путешествию Ивана. В 1756 году его перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости Иван (официально именовавшийся «известный арестант», иногда — «безымянный узник») находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. Существует исторический миф, что изоляция Ивана была до того плотной, что он так и не увидел ни одного человеческого лица за всё время заключения, однако современные историки утверждают, что документами это не подтверждается. Напротив, документы свидетельствуют, что узник знал о своём царском происхождении, был обучен грамоте.
С 1759 года у Ивана стали наблюдать признаки неадекватного поведения. Об этом с полной уверенностью утверждала и видевшая Ивана VI в 1762 году императрица Екатерина II; впрочем, тюремщики полагали, что это лишь жалкая симуляция.
Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести его на престол. Последняя попытка обернулась для «безымянного узника» гибелью. В 1764 году, когда уже царствовала Екатерина II, подпоручик Василий Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана.
Однако стражникам Ивана, капитану Власьеву и поручику Чекину, была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его будут пытаться освободить (даже предъявив указ императрицы об этом), поэтому в ответ на требование Мировича о капитуляции они закололи Ивана и только потом сдались.
Мирович был арестован и обезглавлен в Петербурге как государственный преступник. Существует неподтверждённая версия, согласно которой его якобы спровоцировала Екатерина, чтобы избавиться от бывшего императора.
В романе Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759) главный герой во время венецианского карнавала встречает человека в маске, который рекомендуется ему следующим образом: «Меня зовут Иван, я был императором всероссийским; ещё в колыбели меня лишили престола, а моего отца и мою мать заточили; я был воспитан в тюрьме, но иногда меня отпускают путешествовать под присмотром стражи».
В конце XIX века большим успехом в России пользовался роман Григория Данилевского «Мирович» (1879) о Василии Мировиче, в рукописи озаглавленный «Царственный узник» и впервые открывший для широкой публики обстоятельства смерти императора Иоанна Антоновича, прежде засекреченные. Публикация книги, отсроченная цензурой на четыре года, стала подлинной сенсацией.
У Фёдора Достоевского был неосуществившийся замысел написать «поэму» «Император», посвящённую Ивану VI.
Сцена с убийством Иоанна Антоновича включена в многосерийный фильм «Михайло Ломоносов» (1986).
Иллюстрации, графический рисунок. Пётр III посещает Иоанна Антоновича в его шлиссельбургской камере. Иллюстрация из немецкого журнала начала XX века
МОИ КИНОМИРЫ
Предки Рональда Рейгана были прослежены до X в. мастерами политической рекламы республиканской партии, руководство которой было уязвлено широко распространившимся в стране утверждениями о полной непригодности бывшего киноактёра Рейгана...
Подробнее о политической карьере актёра из вестернов Рональда
Рейгана читайте в книге о синематографе: СЪЕШЬТЕ БОТИНОК И СНИАЙТЕ КИНО
Репортажи Барона Олшеври (Николае Карпати) с международного кинофестиваля "Послание к Человеку".
Европа в зеркале фильмов Уве Задля
proza.ru/2014/10/03...
Съёмка в сериале Нурбека Эгена "Фандорин. Азазель".
Ответ пресс-службы Минкультуры РФ по теме предложения кинокомпании "Вещий Олег" запретить прокат на территории России детективного кинофильма «Чижик-Пыжик возвращается»
vk.com/wall553665584_4464, proza.ru/2023/09/16/22
КНИГИ О КИНО
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КЛУНИ!
СЪЕШЬТЕ БОТИНОК И СНИМАЙТЕ КИНО
СОЛНЦЕПОЛИС. С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
ОДИССЕЯ. НОЧНАЯ СТРАНА
НАД ОБРЫВОМ
Фильм о мемориале ЧВК Вагнера, все эпизоды НАРОДНЫЙ МЕМОРИАЛ. МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫХ ЗНАЕТ ВЕСЬ МИР nikkarpati.livejournal.com/117450.html
Полностью фильм о полумарафоне 22 сентября 2024 года в Петербурге опубликован на странице в живом журнале nikkarpati.livejournal.com/126227.html
Дополнительные бонусные материалы в тг канале Партия Трезвая Россия
t.me/soberros
Петербург без чижика-пыжика
proza.ru/2023/09/16/22
Чижик-пыжик на ВДНХ
proza.ru/2023/12/20/98
Ответ пресс-службы Минкультуры РФ по теме предложения кинокомпании "Вещий Олег" запретить прокат на территории России детективного кинофильма «Чижик-Пыжик возвращается»
vk.com/wall553665584_4464
Просьба к коллегам по кинематографическому цеху России и стран мира: при использовании материалов указывать авторство независимой кинокомпании "Вещий Олег"
ЗА ФАСАДОМ МАСОНСКОГО ХРАМА 2
http://proza.ru/2023/11/13/68
Свидетельство о публикации №225052901880