Суд с авиакомпанией
Народ любит путешествовать. Кто ближе, кто дальше. У каждого свои предпочтения и преференции. По мне, так лучший антидепрессант – это трап самолёта. Сразу ожидание новых мест, приподнятое настроение, смена картинки, положительные эмоции и жажда неизвестного. Даже если ты был прежде в этих местах, часто жизнь раскрывает тебе новые грани и краски, казалось бы, знакомых стран и городов. Это как калейдоскоп, он вроде тот же, повернёшь его немного, а рисунок разный.
Чем дальше мы забираемся от дома, тем контрастнее впечатления, тем разительней различия с тем, что мы привыкли видеть в своей обыденной жизни. В дальних путешествиях нам не обойтись без услуг авиакомпаний. Они наши первые помощники в том, чтобы унести нас в дальние дали и помочь увидеть незнакомое и интересное. Большое им спасибо за это. Без них не обойтись. Большинство авиакомпаний прилагает максимум усилий, чтобы сделать наши поездки комфортными и безопасными. Мы это ценим, часто в рейсах, особенно «Аэрофлота», пишу положительные отзывы экипажу.
Но не все авиакомпании высоко держат планку, несмотря на то, что стоимость их услуг во всём мире значительно возросла за последнее время.
Какие же косяки и недочёты авиаперевозчиков нас чаще всего огорчают!? Их, к сожалению, много. Часто в погоне за прибылью они экономят на питании, делают шаг между сиденьями настолько маленькими, что чисто физически коленки сразу упираются в впередистоящее кресло. А чтобы пассажир не взвыл от тесноты, убирают функцию откидывания кресла, что снижает общий комфорт пассажиров в салоне. Бывают проколы и посерьёзней: теряют багаж, не обеспечивают его сохранность, приводят в негодность (ломают попросту чемоданы и сумки), нарушают расписание, опаздывают, как результат – пассажиры не попадают на стыковычные рейсы и застревают в промежуточных аэропортах. Планы людей нарушаются, возникают непредвиденные расходы, срываются деловые встречи, туристические туры, да и здоровью наносится ущерб. Порой добавляются бессонные ночи в длинных перелётах.
Добровольно авиакомпании не любят возмещать ущерб. Что делать?
Хотя многие пострадавшие пассажиры вгорячах и грозятся поддать в суд на нерадивых авиаперевозчиков, на практике редко кто доводит дело до суда. И даже если кто-то и предъявил исковые требования к оболтусам, не всем удаётся доказать свою правоту в суде. Мне же удалось сделать это дважды. В связи с чем и хочу поделиться своим скромным опытом, который смело можно брать на вооружение. В обоих случаях гнев и жажда возмездия пали на арабские авиалинии, в первом случае это Etihad Airways, во втором – EgyptAir. Остановлюсь более подробно на втором, т.к. это было совсем недавно, а судебное решение я получил только на этой неделе.
Советы очень простые:
1. Сохраняйте все документы связанные с вашей поездкой до возвращения домой – авиабилеты, посадочные талоны, кассовый чек за билет, бирки на багаж, все чеки на питание, приобретение предметов первой необходимости и т.д. Буквально всё. Места они много не занимают, ничего не весят, а выкинуть вы их всегда успеете.
2. Сфотографируйте свой багаж с разных ракурсов на мобильник, это тоже легко и быстро и тоже ничего не весит. Эти фотографии вам помогут описать правильно свой багаж в случае его утери, да и в службе розыска багажа легче и быстрее показать фотографии, чем описывать его на иностранном языке. Эти фотографии вам также пригодятся в том случае, если вам нужно будет доказать, что до перелёта у вашего чемодана все ручки и колёсики были целы, а зам;к не раскорёжен.
3. Бремя доказывания в суде ляжет на вас. Свою позицию нужно будет доказывать не только эмоциональной речью, но и документами в руках.
4. Попробуйте обойтись без профессионального адвоката, его услуги очень дороги, и не факт, что суд вам возместит полностью судебные расходы. Но если среди ваших друзей или родственников есть юристы, обязательно попросите их совета и проконсультируйтесь.
5. Почти все такие дела рассматриваются в свете закона «О защите прав потребителя». А там истец освобождён от уплаты госпошлины при подаче искового заявления.
6. Обязательным условием для подачи заявления в суд, это наличие вашей претензии к ответчику, где вы ему предъявляете требования и пытаетесь разрешить конфликтную ситуацию в досудебном порядке. Берёте за основу образец претензии из интернета и корректируете его под себя. К ответчику не ходите с претензией. Отправьте по почте ценным письмом в один рубль с описью и уведомлением. Квитанцию отправки сохраните и тоже взыщите потом с ответчика.
Собственно и всё.
Образец иска тоже легко найти в интернете.
Первое заседание – предварительное, судье наверняка захочется уточнить какие-то детали, и получить более полную картину.
Не теряйтесь, пусть вас не смущает строгость и требовательность судьи или нахрапистость и «умные слова» представителя ответчика. С правдой можно стучаться во все двери. Вооружитесь доводами решений судов по предыдущим аналогичным делам. Ознакомьтесь со сложившейся судебной практикой. Для этого не нужно учиться шесть лет на юридическом факультете.
Разочарую тех, кто думает, что выигранный суд в этой категории дел сможет вас озолотить. Хотя гражданский иск – это прежде всего деньги, здесь, увы, весьма скромные суммы. В моём случае суд взыскал с ответчика в мою пользу 5000 рублей за испорченный чемодан, 700 рублей за почтовые расходы и 25 000 рублей (просил я 35 000) за моральны вред, за страдания которые я перенёс из-за опоздания рейса и временную утерю багажа.
Собственно и всё, судья досталась мне опытная, справедливая и въедливая, это лучшие качества, которыми должен обладать настоящий СУДЬЯ. Решение заняло семь печатных страниц.
Любой выигранный суд приносит большое удовлетворение, ведь общество, и государство в его лице, подтверждает твою правоту; о чём выдаёт документ с печатью, а проигравшего тыкает мордой в его ошибки и заставляет платить. Кстати, с ответчика ещё взыскали 4000 рублей госпошлины.
Внимательней надо к людям относиться. Любым.
Рязанцев Владимир
Москва, май 2025 г.
Свидетельство о публикации №225052900030