Михаил Ульянов Человек, ставший эпохой
Он не играл Жукова — он был Жуков для трех поколений. Но когда камеры выключались, Михаил Ульянов спешил снять мундир с золотыми нашивками, надевал потертый свитер и уезжал на дачу копать картошку. В этом контрасте — вся суть актера, который носил звание «совесть нации», но ненавидел пафос больше всего на свете.
---
Глава 1. Сибирский корень
1927 год. Татарка, Омская область. Мальчик Миша, сын председателя колхоза, в 14 лет получает весть: отец пропал без вести под Сталинградом. Не «погиб героем» — пропал . Эта боль станет нервом его главных ролей:
- Егор Трубников («Председатель», 1964) — не плакатный герой, а изможденный человек, вытягивающий деревню из нищеты;
- Виктор Барков («Тема», 1979) — интеллигент, ломающийся под грузом правды.
« Мы, сибиряки, не умеем играть страдание. Мы его просто несём в себе », — говорил он.
---
Глава 2. Театр: Кузница титанов
Его не взяли в Щукинское училище с первого раза: « Медведь с глазами тракториста » — вердикт комиссии. Через год он все же поступил, но до конца жизни стеснялся своей «неаристократичной» внешности.
Васька Окорок в спектакле «На золотом дне» (1955) стал откровением. Зрители видели жестокого купца, а Вахтангов — будущее:
> «Ульянов не ходит по сцене — он вбивает в неё гвозди каждым шагом» (реж. Рубен Симонов).
33 года во главе театра Вахтангова — рекорд, который не побит. Он ставил Чехова, когда это было опасно, и спасал театр от закрытия в 90-е, заложив свою дачу.
---
Глава 3. Кинороли: От Чапаева до Деточкина
Его кредо: « Не играть — жить в кадре ».
| Роль | Фильм | Деталь, ставшая легендой | Дмитрий Карамазов | «Братья Карамазовы» (1969) | Снимался с температурой 39. В сцене истерики разбил кулак в кровь о камень — кадр вошёл без дублей |
| Жуков | «Освобождение» (1970) | Маршал Конев, увидев его в гриме, отдал честь: « Точь-в-точь Георгий! » |
---
Глава 4. Противоречия: Между славой и правдой
Он ненавидел свои культовые роли:
- Жуков — « Меня тошнит от маршальских мундиров »;
- Ворошилов — « Играл не человека, памятник ».
После выхода «Председателя» Хрущёв вызвал его на ковёр:
> «Вы оклеветали колхозный строй!»
> «Никита Сергеевич, я снимал в родной деревне. Там света нет до сих пор» .
Фильм положили на полку на 20 лет.
---
Глава 5. Личное: Любовь, боль и сапоги
1959 год. Женитьба на актрисе Алле Парфаньяк — единственная любовь длиной в 48 лет. Дочь Лена родилась недоношенной. Ульянов дежурил у кувеза сутками, читая вслух Шекспира: « Пусть привыкает к хорошей литературе ».
Его правила жизни:
- Никогда не брал гонорары за роли Жукова (« Не продаю Победу »);
- Ходил в одном костюме 20 лет;
- В гримерке вместо коньяка пил кипяток с чёрным хлебом — « блокадная каша » (память о военном голоде).
---
Эпилог: Уход русского утёса
Он угадал свою смерть. За месяц до 80-летия сказал дочери: « Не доживу ». Умер 26 марта 2007 года. На поминках Владимир Этуш произнёс:
> «Он был скалой, о которую бились волны лжи. Но скалы ведь тоже крошатся от времени...»
В завещании просил: « Похороните в обычном костюме. Без орденов ». Просьбу исполнили. Только в гроб положили старые кожаные сапоги — те самые, с дыркой на голенище, о которой спрашивал Жуков.
---
«Факты без глянца»
- Псевдоним? Отказался менять «неблагозвучную» фамилию.
- Кумир? Фаина Раневская. После её смерти хранил подаренную ею статуэтку Чарли Чаплина.
- Страсть? Рыбалка на Оби. « Там я — не Ульянов, а просто Мишка ».
- Последняя роль? Ветеран в сериале «Апостол» (2007). Снимался, уже теряя сознание от боли.
---
> «Талант — не дар. Это крест, который несешь до конца» (М. Ульянов).
Его не стало, но остались герои — суровые, неудобные, живые. Как трещины на граните того самого русского утёса , которым он был для всех нас.
Свидетельство о публикации №225052900340